Музыка и слово в творчестве братьев Гершвиных. Преподаватель Сорокина Н.
Братья Гершвины — это музыкально поэтический союз, который был объединен одним общим делом. Они всегда были рядом и работали в полной гармонии и взаимопонимании.
Фамилия Гершвиных широко известна по всему миру. Даже те, кто думают, что совершенно не знакомы с этим именем, услышав песню «Summertime» удивленно восклицают: «Конечно, я знаю это!!!». И начинают напевать знакомую мелодию. И это не удивительно, так как великая музыка надолго остается в наших сердцах и памяти. Джордж Гершвин со своим братом Айрой написали в общей сложности около 300 песен, в их число входят такие хиты, как «Фантастический ритм» (Fascinating rhythm). “Свани» (Swanee), «Summertime» из оперы «Порги и Бэс», «Я поймал ритм» (I Got Rhythm) и многие другие. Мюзиклы и театральные постановки такие, как «Леди, будьте добры» (Lady Be Good), «Розали», «Пою о тебе». И многое другое. В самом деле, многие песни, появившиеся на свет благодаря братьям, сегодня исполняются чаще и известны намного лучше, чем при их жизни. Они стали классикой и исполняются в самых разных залах мира, от не больших кафе до Карнеги Холла.
В большой еврейской семье было четверо детей- Айра, Джордж , Артур и сестра Френсис. Отец и мать будущих знаменитостей уехали в Америку из России в 1890 году, где, поженившись, сменили фамилию Гершовицы на Гершвин. Айра Гершвин первый ребенок в семье. И будучи еврейского происхождения, родители назвали его Изидор, а в паспорте было прописано Израиль. Разница с Джорджем у них составляла 2 года. Джордж так же был записан как Яков.
Братья определили свое предназначение в жизни еще довольно в раннем возрасте. Айра увлекся чтением, книги брал в библиотеке, так как в доме Гершвинов книги не жаловали. И это увлечение чтением переросло в настоящую страсть и буквально стало смыслом его жизни. С того дня, как Айра стал писать стихи и тексты песен, он искал любую возможность совершенствовать свою технику стихосложения. Он изучал формы и приемы рифмовки, вникал в тончайшие оттенки слов и его синонимов, тщательно штудировал всю свою огромную библиотеку справочной литературы. Ассонансные рифмы, сложный ритмический узор, необычные обороты и фигуры речи, слова-гибриды и перевертыши — все это и многое другое стало для Айры предметом пристального изучения. Что касается его брата Джорджа, то если была бы его воля, то он никогда бы не притронулся к книгам. Да и музыка мало что для него значила в детстве, так как в доме она почти не звучала. Но встреча в 1910 году с Максом Розеном (Розенцвейгом), 10-летним скрипачом – вундеркиндом, полностью перевернула его жизнь. Джорж услышал виртуозную скрипку Макса, когда играл во дворе школы. Он, во что бы то ни стало, решил познакомиться с юным скрипачом. Гершвин три часа под дождём ждал Макса около школы. Мальчишки подружились и были неразлучны. С тех пор в доме Гершвиных появился рояль. После того, как Джордж понял, что музыка – это его жизнь, семья Гершвиных стала подыскивать ему преподавателей. Джордж со всем усердием играл гаммы и этюды. Эти первые музыкальные уроки заложили академическую базу в игру будущего маэстро.
Любовь к классической и джазовой музыке крепла с каждым днем. Мальчик не упускал возможности посетить все джазовые концерты, которые проходили в городе, и наряду с гаммами и этюдами, упоенно занимался джазовой импровизацией. А так же много времени уделял сочинению музыки. В 16 лет Джордж начал работать в музыкальном магазине, попутно привлекая посетителей своей игрой на пианино. Музыкант играл в ресторанах, часто выступал на публике, набирался опыта в различных популярных стилях музыки. В 18 лет Джордж, впервые выступил на Бродвее, где его заметили продюсеры музыкальной индустрии. В то время Бродвей был колыбелью популярной музыки, и попасть молодому музыканту на афиши бродвейских мюзик-холлов означало получить путевку в звездную жизнь. И Джордж Гершвин ее получает. 1919 году вышел мюзикл «Ла Ла Люсиль», который полностью был основан на импровизациях Джорджа Гершвина. Ему не нужно было больше подрабатывать в маленьких ресторанчиках, его музыку заказывали самые крупные мюзиклы.
Творческий союз братьев Гершвиных складывался постепенно. Их первая песня имела название «Настоящая американская народная песня». Ее включили в мюзикл «Сначала Дамы» (Ladies First) в 1918 г., где звучали и другие песни на музыку Джорджа.
Следующий опыт совместной работы предоставился только в начале 1920 г. В шоу «Лавка для влюбленных» нужна была новая песня. Узнав про это, Джордж предложил брату написать текст и Айра в этот же вечер справился с поставленной задачей. Так появилась на свет песня «В ожидании восхода солнца» («Waiting for the sun to come out»). Песня очень понравилась заказчикам, ее купили за 125 долларов и включили в шоу. Это была первая опубликованная песня Айры Гершвина. К тому времени Джордж уже завоевал известность в мире музыки и Айра, не желая извлекать выгоду из растущей популярности брата, выбрал себе псевдоним «Артур Френсис» (это были имена его младшего брата, Артура, и младшей сестры, Френсис). Айра хотел собственными силами сделать себе имя в музыкальном бизнесе. С тех пор он работал под псевдонимом, и так продолжалось до 1924 года. Впервые он «сбросил маску» когда вдруг выяснилось, что в Англии существует профессиональный музыкант, которого зовут точно так же: Артур Френсис. И Айра начинает подписывать каждую написанную им песню своим настоящим именем – Айра Гершвин.
Первый совместный мюзикл Гершвиных, где все тексты были написаны Айрой, стал «Леди, будьте добры!» («Lady be good»). Премьера этого мюзикла состоялась 1 декабря 1924 года, в Нью-Йорке, и стал первым успехом Гершвиных в жанре музыкального спектакля. Образовался музыкально-поэтический союз, написавший самые известные мюзиклы Гершвиных. И главная заслуга в этом принадлежала Айре. И Джордж, как никто другой ценил талант Айры очень высоко.
Представление Айры о музыкальной комедии стало животворной силой, открывавшей перед Джорджем новые пути в его работе для театра.
Айра относился к тексту песни, как к искусству, которое должно обязательно нравиться широкому кругу слушателей — иначе песня не станет «хитом». В процессе создания он был дотошен и тщателен . Он работал медленно и редко был удовлетворен результатом своего труда. Часами бился над строкой в поисках свежей, необычной мысли, а потом еще несколько часов все переделывал. Он предпочитал писать простые тексты, в которых звучала повседневная разговорная речь. Для его стихов характерен своеобразный ироничный юмор, который всегда присутствовал в его речи, письмах и особенно в стихах. Иногда он просил Джорджа добавить несколько дополнительных нот в том или ином месте мелодии, для того чтобы можно было вставить несколько дополнительных слов, которые несли бы особенно важный смысл и определяли содержание всего либретто. Джордж шел навстречу, если только не считал, что это совершенно невозможно.
Существует много споров, что же было написано раньше — слова или музыка. Когда братьям задавали этот вечный вопрос, Айра любил отвечать, что раньше всего появляется контракт. Но однажды, всё-таки, Джордж приоткрыл дверь в их творческую лабораторию, рассказав следующее: «Обычно первой рождается музыка. Мне приходит в голову новая мелодия, я играю ее Айре, и он расхаживает по дому, мурлыкая ее себе под нос, пока ему не приходит в голову какая-либо идея насчет слов. Затем мы уже вместе продолжаем работать над этим произведением». Усердный Айра, однако, как правило, не считал данный процесс настолько простым: «Мелодию я запоминаю очень быстро. Затем работаю и работаю над ней, начиная с полуночи, а иногда и часа в два ночи, и тружусь таким образом до шести или семи утра».
Независимо от того, как именно происходил этот процесс, то, что получалось, звучало так естественно, что никто уже из слушателей не мог сказать, что же все-таки было сначала: слова или музыка. Они работали бок о бок, сидя в одной комнате и песня рождалась порой вызванная одним лишь будущим названием, иногда обрывком мелодии; так возникали фраза за фразой, строфа за строфой. Айра непрерывно поставлял Джорджу идеи новых песен, необычные ритмические построения фраз и выражения — все это воспламеняло горячее воображение Джорджа, и он тотчас же приступал к работе.
В работе над мюзиклами они тщательно обсуждали все детали: как будут монтироваться песни и другие музыкальные номера, в каком стиле и манере они будут сделаны. Особенно напряженной становилась их работа, когда контракт был подписан, а сроки поджимали. И тогда работа кипела, появлялись строчка за строчкой, и мир вокруг наполнялся прекрасной музыкой. При всей гениальности Джорджа, правда в том, что в этом взаимном процессе обмена идеями, в этой близости между композитором и поэтом, они были на равных ролях.
Братья Гершвины стали настоящими классиками своего времени. Главное, что осталось после их смерти – это потрясающее музыкальное наследие.