Публикация “Моделирование как средство развития связной речи дошкольников”. Автор: воспитатель Цветкова А.В., 2024 г.
Паспорт проекта
Наименование
проекта |
« Наглядное моделирование как средство развития речи дошкольников»
|
Заказчик проекта | Администрация МБДОУ №40 «Солнышко» |
Основание для разработки проекта | – Конституция РФ
– Закон РФ «Об образовании РФ» – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; – Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049- 13 |
Авторы составители проекта | Руководители проекта:
Бондарева Ирина Алексеевна, воспитатель, высшая квалификационная категория. Цветкова Анна Валентиновна, воспитатель, высшая квалификационная категория. Инициативная группа: Воспитатели, родители воспитанников. |
Цель и задачи проекта | Цель проекта: выявление возможности использования моделирования, как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи: – Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной речи у дошкольников. – Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, моделей, заместителей. – Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме. – Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа. – Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели. – Учить составлять по схеме связные, последовательные рассказы. |
Основные принципы | Общедидактические принципы:
-научности; -систематичности и последовательности; -наглядности; – сознательности, активности и посильности; -учета степени и разнообразия материала; -учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; -прочности знаний, умений и навыков. Общеметодические принципы: -дифференцированный подход; -использование различных приемов и методов обучения. -вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление) -мотивация и комплексный подход к мотивации. Психологические принципы: -личностный подход; -преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением; -активности и инициативности. |
Целевая аудитория | Дети группы компенсирующей направленности № 10 «Фантазёры» в возрасте 5 – 6 лет. |
Сроки и этапы реализации проекта | 9 месяцев с сентября 2023г. по май 2024 г.
I этап – подготовительно – моделирующий: 01. 09. – 20. 09. 2023г. (формулирование проблемы. Введение детей в игровую ситуацию) выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста – разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем. II этап – организационно – мотивационный: 20. 09. 2023г. – 10. 10. 2023г. (планирование деятельности, объединение детей в рабочие группы); развитие навыков наглядного моделирования – · Знакомство с графическим способом представления информации. III этап – основной, деятельностно – ориентированный: 12. 10. 2023г. – 20. 05. 2024г. (реализация проектных мероприятий); IV этап – заключительный: 20. 05 – 01. 06. 2024г. (подведение итогов, презентация); V этап – аналитико – диагностический 01. 05. – 10. 06. 2024г. (мониторинг, анализ и перспектива продолжения проекта) |
Механизм реализации проекта | Проект реализуется через изучение учебно – методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.
Механизм реализации проекта предусматривает системно – деятельностностные, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий. |
Ожидаемые результаты проекта | · Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
· Умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении; · Умение излагать свои мысли в устной речи; · Умение рассказывать по образцу педагога. · Умение устанавливать связи, не допускать синтаксические ошибки. · Умение, последовательно рассказывать сюжет; · Умение самостоятельно придумывать рассказ. |
Объем и источники финансирования проекта | Управляющий совет группы «Фантазёры»
|
Организация контроля за исполнением проекта | Администрация МБДОУ ДСКВ № 40 «Солнышко» |
Теоретическая часть
«Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.
Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование – это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
«МОДЕЛИРОВАНИЕ» – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«МОДЕЛЬ» – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.
Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование происходит с помощью:
- опорных схем,
- мнемотаблиц,
- пиктограмм,
- предметных картинок.
Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые)изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте, развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами:
вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п.
Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:
– аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;
– доступность для познания;
– расчленённость элементов объекта;
– обобщённость.
Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:
- замещение (сначала моделипредлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
- использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет);
- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет).
Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Схемы, символы, модели — это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить. Они должны “рождаться” на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.
Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми они взаимодействуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном различии между персонажами (крокодил — зелёный кружок, солнце — жёлтый) или двух (волк — большой серый кружок, заяц — маленький серый кружок). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребёнку взрослый. От ребёнка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой — солнышко.
Первоначально число кружков должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем можно вводить лишние кружки, чтобы ребёнок выбирал нужные. Когда выбор освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов.
«Мнемотехника»
Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя различные алгоритмы. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Пояснительная записка к проекту.
Речь величайшее богатство данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребенка, передать каждому из них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребенка в увлекательное путешествие по прекрасной стране языка родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.У.Ушаковой, дошкольный возраст-период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.
Модель – это система обьектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала.
Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления.
Наглядное моделирование – эффективный и интересный метод развития связной речи у дошкольников. В основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д. Ушинский.
В чем сущность моделирования:
– В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.
– Далее наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Виды моделей:
Предметные
- Геометрические фигуры,
- Символические изображения предметов
- Опорные картинки
Предметно-схематичные
- Планы и условные обозначения, используемые в них
- Блоки – рамки
Актуальность проблемы
Ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласить: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель проекта: выявить возможности использование моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
– Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной речи у дошкольников.
– Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, моделей, заместителей.
– Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.
– Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа.
– Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.
– Учить составлять по схеме связные, последовательные рассказы.
Объектом проекта является процесс развития связной речи у дошкольников.
Предметом проекта является использование моделирования, как средства развития связной речи у дошкольников.
Гипотеза проекта: формирование с использованием моделирования как средство развития связной речи у дошкольников будет эффективным, если:
– своевременно выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
– разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем;
– своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
– на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.
Предполагаемый результат.
- Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
- Умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении;
- Умение излагать свои мысли в устной речи;
- Умение читать, то есть понимать речь в ее графическом изображении.
- Умение рассказывать по образцу педагога.
- Умение устанавливать связи, не допускать синтаксические ошибки.
- Умение, последовательно рассказывать сюжет;
- Умение самостоятельно придумывать рассказ.
Участники проекта
Дети 5-6 лет
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ
- составление рассказов по картине
- описательный рассказ
- творческий рассказ
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста – разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем.
- Основной этап: развитие навыков наглядного моделирования –
- Знакомство с графическим способом представления информации.
- Формирование навыка дешифровки модели.
- Формирование навыка самостоятельного моделирования
- Формирование монологической речи
- Заключительный этап: Подведение итогов проекта. На данном этапе проводится диагностическая работа по связной и монологической формы речи ребенка.
- Подготовительный этап
Работа с опорными схемами
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
- Введение элементов, символов. Например, обозначения:
□ цвета; □ формы;
□ величины; □ действия.
- Использование элементов опорных схем, символов на всех видах НОД, в различных видах деятельности.
У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.
- Введение отрицаний.
Например, обозначения: □ не круглый ; □ не съедобный .
- Сочетание символов, «чтение» цепочками символов.
Например, в левом верхнем углу большой круг.
- Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. Так, например, именно детьми было подсказано изображение двух стаканов: полного и перечеркнутого пустого при составлении опорной схемы к структуре арифметической задачи (ответ должен быть полным).
- Творческое создание детьми опорных схем.
По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок.
Игры для пересказа со схемами:
- Игра «Путешествие на машине времени»
Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.
- Игра «Ищу друзей (недругов)»
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.
- Игра «Живые картинки»
Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
- Игра «К нам пришел волшебник» или «Я могу только слышать».
Цели: учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
- Игра «Ищу родственников».
Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.
- Основной этап разделен на блоки:
А. Описание отдельного предмета
Принадлежность к родовидовому понятию;
Величина;
Цвет;
Форма;
Составляющие детали;
Качество поверхности;
Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
Как он используется (какую пользу приносит)?
За что нравится (не нравится)?
Б. Пересказ художественного произведения:
Усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
Передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
В. Рассказывание по картине
Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
Определение взаимосвязи между ними;
Объединение фрагментов в единый сюжет.
- Определение состава картинки, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. («Кто, больше назовет живых предметов?», «Кто больше назовет неживых предметов?», «Кто больше увидит?»).
- Нахождение связей между объектами на картинке.
- Исследование картинки на полисенсорной основе.
- Копилка образных сравнений. «Скажи, какой предмет? Что такое же?».
- Придумывание метафор и сравнений по моделям (используются элементы ТРИЗ).
- Выстраивание временной последовательности событий на картинке.
- Разные точки зрения
Г. Предметно-схематическое моделирование
Д. Мнемотехника.
Что дает мнемотехника? В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Например: рассказ о себе.
Меня зовут_____________. Маму зовут____________. Папа_______________. У меня есть младший (старший) брат (сестра)___________________________. Мама работает______________, а папа_________________________________. Моя бабушка_____________________ умеет вязать и шить, а дедушка______ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева. Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес. Мы очень любим свою семью.
Е. Описание времен года
Составлению рассказа по этой схеме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателями на прогулках и в свободное время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава и т. д., — необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.
- Солнце. В первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определенное время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т. п.
- Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т. п.
- Земля. Нарисован клочок земли с травой на нем. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и желтая или на ней появляется первая травка и др.
- Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, т. к. их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года: листья на деревьях желтеют, опадают; появляются почки; покрыты яркой зеленой листвой пр.
- Люди. (сезонная одежда)Символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления. Например: зимой холодно и люди надевают зимние пальто и шубы, теплые шапки и сапоги, варежки и шарфы и т. п.
- Звери. (сезонные изменения в жизни диких животных) Нарисованы контурно 2 знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года. Например: зверям влесу не хватает корма, они впадают в спячку; звери запасают корм на зиму, меняют «шубки» и т. п.
- Птицы. (сезонные изменения в жизни птиц, классификация) Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц. Например: готовятся к отлету или вьют гнезда, выводят птенцов и т. п.
- Занятия детей.(игры, труд) В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года: собирают сухие листья, катаются на лыжах, лепят снежную бабу, купаются в реке и т. п.
Ж. Творческий рассказ
Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
Взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, ребенок придумывает пространственное оформление модели;
Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, при этом педагог задает тему рассказа;
Ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
- Заключительный этап.
На данном этапе проводится заключительная беседа для определения уровня сформированности связной последовательной речи, по результатам которой, дети должны обладать следующими навыками:
– Ребенок без особого труда составляет рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
– Самостоятельно составляет план рассказа, составляет схемы.
– Пересказывает литературные тексты.
– Составляет рассказы из личного опыта.
Вывод: Результатом реализации поставленных целей стало:
– проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте;
– значительное расширение активного словаря;
– усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;
– улучшение монологической и диалогической речи.
Приложение
Средства, методы и приёмы, используемые при реализации проекта:
Символические изображения предметов
Опорные картинки
- Силуэты,
- Контуры,
- Пиктограммы
- Предметные картинки,
- Сюжетные картинки,
- Серии сюжетных картинок
Описание отдельного предмета
- Принадлежность к родовидовому понятию;
- Величина;
- Цвет;
- Форма;
- Составляющие детали;
- Качество поверхности;
Планы и условные обозначения, используемые в них
- Сенсорно-графические схемы
- Предметно-графические схемы
Блок – рамка
- Картинно-схематическая модель, отражающая временно-пространственные отношения и последовательность развития событий.
Смотреть презентацию в скачке
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ
- составление рассказов по картине;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Пересказ художественного произведения
- Усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
- Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
- Передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п.
Рассказывание по картине
- Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- Определение взаимосвязи между ними;
- Объединение фрагментов в единый сюжет.
Описание отдельного предмета
- Принадлежность к родовидовому понятию;
- Величина;
- Цвет;
- Форма;
- Составляющие детали;
- Качество поверхности;
- Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- Как он используется (какую пользу приносит)?
- За что нравится (не нравится)?