Программа дополнительного образования “Маленькие защитники природы”. Автор Воспитатель Лаврентьева А.А.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Умение проявлять заботу о природе, способность выражать любовь к животному и растительному миру, дается детям не сразу. Происходит это только с приобретением практического жизненного опыта общения с окружающим ребенка миром природы с самых ранних лет жизни. Занятия по воспитанию экологической культуры и игры с природным материалом развивают память, внимание, мелкую моторику рук, приучают ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, что создает предпосылку к успешному обучению в школе. Необходимость создания дополнительной общеобразовательной программы «Маленькие защитники природы», возникла по запросу родителей воспитанников о создании в нашей группе развивающего кружка.
Направленность программы – естественнонаучная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие защитники природы» разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны и направлена на формирование представлений о природных объектах, развития предпосылок экологического сознания, воспитание элементарной экологической культуры и ценностного отношения к природе.
Программа носит прикладной характер, ее освоение создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, проявления познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.
Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения – ознакомительный.
Отличительная особенность данной программы состоит в комплексном изучении материала, дифференцированного по этапам:
1 этап – усвоение элементарных знаний о природе;
2 этап – расширение знаний и формирование навыков правильного поведения в природе;
3 этап – углубление знаний и совершенствование природоохранных навыков.
Данная программа строится с учетом физических и психических особенностей и возможностей детей: большая утомляемость, короткий период внимания, вредность длительного статического напряжения, нежелательность длительного напряжения зрения. Игровые методы и приемы организации занятий исключают переутомление детей за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в экологическом воспитании детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В рамках дополнительной общеразвивающей программы «Маленькие защитники природы» возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных воспитанников, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Адресат программы: дети 3-4 лет, посещающие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны.
Организация образовательного процесса. К освоению дополнительной общеразвивающей программы «Маленькие защитники природы» допускаются дошкольники от 3 до 4 лет и их родители (законные представители) без включения в основной состав группы. Набор на обучение происходит по инициативе родителей, желанию ребенка и после заключения договора.
Принципы комплектования групп:
- Заявление родителей воспитанников, желающих заниматься рисованием.
- Учет интересов, возрастных психофизических особенностей и способностей детей.
- Физические возможности педагога для обеспечения индивидуального подхода к каждому участнику группы (не более 10 человек в подгруппе).
Срок реализации: 1 год, срок обучения с сентября по май.
Объем нагрузки: 36 академических часов в год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 20 минут.
Особенности организации занятий заключаются в соблюдении следующих требований:
- занятия проводятся в соответствии с действующими Санитарными Правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2) с учетом возрастных особенностей детей продолжительностью не более 30 минут;
- на 6-7 минуте (в зависимости от содержания занятия) обязательно проводится физкультминутка;
- обучение проводится без домашних заданий;
- по итогам обучения проводится итоговое открытое занятие.
Противопоказания: дети с грубыми интеллектуальными и\или поведенческими нарушениями.
Принципы организации образовательного процесса:
- занимательность, непринужденность, игровой характер занятий;
- системность и плановость;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
- контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам;
- вариативность и доступность содержания;
- разнообразие форм проведения занятий;
- наглядность материала и интерактивный характер применяемых приемов, методов и педагогических технологий.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для эффективного развития познавательных способностей, интеллектуальных умений, психических процессов: внимания, памяти, мышления и речи у воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны в процессе ознакомления с объектами живой и неживой природы.
Задачи программы:
Воспитательные:
- Приобщение к миру природы, формирование элементарных представлений о тесной взаимосвязи живой и неживой природы.
- Воспитывать аккуратное отношение к процессу и результатам своей деятельности на объектах природы, личностные качества – доброжелательность, целеустремленность, внимательность, усидчивость.
- Формировать потребность активно участвовать в коллективной деятельности со сверстниками, проявлять интерес к окружающему миру природы.
Развивающие:
- Развивать познавательно-творческие способности, умение наблюдать и находить причинно-следственные связи.
- Формировать зрительно-моторные навыки, способность слышать, понимать и принимать учебную задачу.
- Развивать произвольное внимание, образное и логическое мышление, поощрять познавательную активность, фантазию.
Обучающие:
- Формировать элементарные представления о способах проявления любви к объектам природы и правилах поведения в ней.
- Направлять активную деятельность младших дошкольников на сохранение природных объектов, непосредственно окружающих его в условиях детского сада и семьи.
- Познакомить со способами проявления заботы и внимания к состоянию окружающей природы (подкормка птиц, уборка листьев, сбор мусора, изготовление сувениров для подарка близким).
1.3 Содержание программы
Учебный план обучения
№
п/п |
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Опыты с природным материалом | 16 | 4 | 12 | |
1.1 | «Дерево и бумага»
«Песок и камушки» «Дождик и чай» «Ветерок» |
1
1 1 1 |
0,5
0,5 |
0,5
0,5 1 1 |
Наблюдение |
1.2 | «Волшебная водичка»
«Воздушный шарик» |
2
2 |
0,5
0,5 |
1,5
1,5 |
Наблюдение |
1.3 | «Красивый лист осенний»
«Ягоды и шишки» |
2
2 |
0,5
0,5 |
1,5
1,5 |
Наблюдение |
1.4 | «Иголочки у ёлочки»
«Вкусный шиповник» |
2
2 |
0,5
0,5 |
1,5
1,5 |
Наблюдение |
2. | Экскурсии и прогулки | 6 | 2 | 4 | |
2.1 | «Наш парк»
«Солнечные зайчики» |
1
1 |
0,5
0,5 |
0,5
0,5 |
Наблюдение |
2.2 | «Снегири»
«Зимняя сказка» |
2
2 |
0,5
0,5 |
1,5
1,5 |
Наблюдение |
3. | Поделки из бросового и природного материала | 14 | 3 | 11 | |
2.3 | «Нужный мусор»
«Лесные жители» |
3
1 |
0,5
0,5 |
2,5
0,5 |
Выставка работ |
2.4 | «Водные обитатели»
«Птичий пир» |
2
2 |
0,5
0,5 |
1,5
1,5 |
Выставка работ |
2.5 | «Насекомые»
«Цветы» |
3
1 |
0,5
0,5 |
2,5
0,5 |
Выставка работ |
2.6 | Подготовка и проведение открытого занятия/выставки работ | 2 | – | 2 | Выставка работ |
ВСЕГО ЧАСОВ | 36 | 9 | 27 |
Календарно-тематический план работы кружка и содержание занятий основаны на методических пособиях, рабочей тетради для детей 3-4 лет и программе Воронкевич О.А. (Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2020, – 144 с.)
№
п/п |
Тема | Вид деятельности | Задачи | Содержание и результат |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | «Зайчонок и Котенок» | Игра-беседа | Знакомство детей с игровыми персонажами кружка – Зайчонком и Котенком, которые просят помощи у детей в защите природы – лесных обитателей и домашних животных от мусора и отсутствия заботы (ласка, внимание, корм, уход, полив). | Рассматривание изображений леса и комнатных растений, формирование
элементарных представлений о способах проявления любви к объектам природы и правилах поведения в ней. |
2. | «Наш парк» | Экскурсия | Расширение представлений об объектах природы (кустарники, деревья, растения). | Наблюдение за сезонными изменениями в природе, сбор мусора и природного материала для поделок. |
3. | «Ягоды и шишки» | Опыты с природным материалом | Знакомство с понятиями мягкий-твердый (ягоды рябины, елочные шишки). | Наблюдение и экспериментирование. |
4. | «Лесные жители» | Поделки из бросового и природного материала | Формирование представлений о строении тела животных (голова, хвост, лапы, туловище, уши). | Выставка детско-родительских работ. |
ОКТЯБРЬ | ||||
5. | «Дождик и чай» | Опыты с водой и ее разным состоянием. | Наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну, дождик холодный, чай-горячий) | Культурная практика по свободному экспериментированию. |
6. | «Солнечные зайчики» | Опыты с солнцем. | Обратить внимание на объекты природы, куда прыгнул солнечный зайчик. | Рассматривание иллюстраций по строению объектов природы растений, деревьев, животных. |
7. | «Ветерок» | Игра-беседа | Вынести на улицу вертушки и обсудить почему они вертятся. | Наблюдение и экспериментирование. |
8. | «Красивый лист осенний» | Экскурсия | Наблюдение за опаданием листьев (листья падая шуршат, имеют разную форму, цвет, величину). | Наблюдение за сезонными изменениями в природе, сбор природного материала для поделок. |
НОЯБРЬ | ||||
9. | … | … | … |
1.4 Планируемые результаты
Ребенок будет знать:
- элементарные правила безопасного и правильного поведения в природе;
- названия объектов живой и неживой природы, окружающей ребенка в условиях семьи и детского сада;
- способы сортировки и утилизации бытового мусора, загрязняющего нашу планету (бумага, пластик, стекло, пластмасса).
Ребенок будет уметь:
- гармонично общаться с природой, проявляя внимание к ее обитателям;
- сравнивать, обобщать собственные наблюдения и замечать сезонные изменения в природе;
- составлять композицию, создавать выразительный образ из бросового и природного материала.
Ребенок будет проявлять способность:
- проявлять заботу к живым и неживым объектам природы;
- к поисковым действиям и свободному экспериментированию с природным материалом;
- привлекать накопленный опыт в творческую деятельность (речевую, художественную, музыкальную, социально-коммуникативную);
- к доброжелательному отношению к окружающему миру природы, осознанию своих эстетических чувств и эмоций.
В результате обучения по программе у ребенка:
– будет выработана устойчивая потребность в общении и защите объектов природы;
– будут развиты интеллектуальные способности, умения сравнивать и наблюдать;
– будет сформирован интерес к участию в коллективной деятельности со взрослыми и сверстниками;
– будет удовлетворено желание в познании окружающего мира природы, в личностной творческой самореализации по ее охране и защите.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
- Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение. Реализация программы осуществляется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны в соответствии с требованиями:
- определяемыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к ДОО (Требования к организации образовательного процесса установлены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28).
- определяемыми правилами пожарной безопасности в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны;
- предъявляемыми к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей в условиях ДОО.
- предъявляемыми к оснащенности развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, осуществляющей реализацию федеральной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в младшей группе ДОО. – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2019, – 96 с. (Методический комплект к парциальной программе).
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей. Младшая группа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2012.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2018.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками. – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2021, – 368 с.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2020, – 144 с.
- Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
- Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Аттестация по дополнительной общеразвивающей программе «Маленькие защитники природы» для воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны не проводится.
Формы контроля за динамикой развития практических умений дошкольников по освоению содержания Программы, следующие:
- педагогическое наблюдение (начало и конец учебного года);
- анализ продуктов детской деятельности (качественный и количественный);
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов – игры-беседы, выставки работ, награждение – грамоты, дипломы.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов –выставки работ (в конце учебного года/полугодия для детей, родителей и сотрудников д/с, городские выставки).
- Методические материалы
- Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы:
– традиционные;
– комбинированные;
– практические (игры-экспериментирования, воображаемые путешествия, экскурсии и викторины);
– классические (физкультминутки, пальчиковая гимнастика).
Форма занятий: тематическая совместная деятельность.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесный – рассказ, беседа;
- наглядный — демонстрационный материал (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений и т.д.)
- работа под руководством педагога;
- самостоятельная работа дошкольников.
Реализация программы основана на игровых методах и приемах (мотивация детской активности с помощью игрушки – Зайчонок и Котенок, сюжетная линия и рефлексия, в процессе каждого занятия двигательная пауза, пальчиковая гимнастика, художественное слово, музыкальное сопровождение детской деятельности).
- Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 36 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2023- 31.12.2023 |
2 полугодие | 12.01.2024- 31.05.2024 | |
Возраст детей, лет | 3-5 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | |
Режим занятия | 1раз/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 36 |
- Календарный план воспитательной работы
Год обучения | Дата
начала
|
Дата
окончания
|
Всего
недель |
Количество
часов |
Режим занятий |
1 год | 15 сентября | 31мая | 36 | 36 | 1 раз
в неделю |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Требования к организации образовательного процесса СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28).
Рекомендуемая литература для педагога:
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М: Эгмонт Россия Лтд, 2013.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 2012. – С. 35 –42.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в младшей группе ДОО. – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2019, – 96 с. (Методический комплект к парциальной программе).
- Воронкевич О.А. Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками. – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2021, – 368 с.
- Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
- Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.
- Плешаков А. А. Зелѐные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2015г .
- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» программа
– Москва, Изд-во: ООО «Карапуз – дидактика», 2005 г. - Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Рекомендуемая литература для родителей:
- Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
- Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с.
- Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.-424с.
- Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с.
- Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
- Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.