Программа дополнительного образования “Маленькие защитники природы”

Программа дополнительного образования “Маленькие защитники природы”. Автор Воспитатель Лаврентьева А.А.


Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы. Умение проявлять заботу о природе, способность выражать любовь к животному и растительному миру, дается детям не сразу. Происходит это только с приобретением практического жизненного опыта общения с окружающим ребенка миром природы с самых ранних лет жизни. Занятия по воспитанию экологической культуры и игры с природным материалом развивают память, внимание, мелкую моторику рук, приучают ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, что создает предпосылку к успешному обучению в школе. Необходимость создания дополнительной общеобразовательной программы «Маленькие защитники природы», возникла по запросу родителей воспитанников о создании в нашей группе развивающего кружка.

Направленность программы – естественнонаучная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие защитники природы»   разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны и  направлена на формирование представлений о природных объектах, развития предпосылок экологического сознания, воспитание элементарной экологической культуры и ценностного отношения к природе.

Программа носит прикладной характер, ее освоение создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, проявления познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.

Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.

Уровень освоения – ознакомительный.  

Отличительная особенность данной программы состоит в комплексном изучении материала, дифференцированного по этапам:

1 этап – усвоение элементарных знаний о природе;

2 этап – расширение знаний и формирование навыков правильного поведения в природе;

3 этап – углубление знаний и совершенствование природоохранных навыков.

Данная программа строится с учетом физических и психических особенностей и возможностей детей: большая утомляемость, короткий период внимания, вредность длительного статического напряжения, нежелательность длительного напряжения зрения. Игровые методы и приемы организации занятий исключают переутомление детей за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в экологическом воспитании детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В рамках дополнительной общеразвивающей программы «Маленькие защитники природы» возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных воспитанников, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Адресат программы: дети 3-4 лет, посещающие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны.

Организация образовательного процесса. К освоению дополнительной общеразвивающей программы «Маленькие защитники природы» допускаются дошкольники от 3 до 4 лет и их родители (законные представители) без включения в основной состав группы. Набор на обучение происходит по инициативе родителей, желанию ребенка и после заключения договора.

Принципы комплектования групп:

  1. Заявление родителей воспитанников, желающих заниматься рисованием.
  2. Учет интересов, возрастных психофизических особенностей и способностей детей.
  3. Физические возможности педагога для обеспечения индивидуального подхода к каждому участнику группы (не более 10 человек в подгруппе).

Срок реализации: 1 год, срок обучения с сентября по май.

Объем нагрузки: 36 академических часов в год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 20 минут.

Особенности организации занятий заключаются в соблюдении следующих требований:

  • занятия проводятся в соответствии с действующими Санитарными Правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2) с учетом возрастных особенностей детей продолжительностью не более 30 минут;
  • на 6-7 минуте (в зависимости от содержания занятия) обязательно проводится физкультминутка;
  • обучение проводится без домашних заданий;
  • по итогам обучения проводится итоговое открытое занятие.

Противопоказания: дети с грубыми интеллектуальными и\или поведенческими нарушениями.

Принципы организации образовательного процесса:

  • занимательность, непринужденность, игровой характер занятий;
  • системность и плановость;
  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
  • контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам;
  • вариативность и доступность содержания;
  • разнообразие форм проведения занятий;
  • наглядность материала и интерактивный характер применяемых приемов, методов и педагогических технологий.

 

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для эффективного развития познавательных способностей, интеллектуальных умений, психических процессов: внимания, памяти, мышления и речи у воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны в процессе ознакомления с объектами живой и неживой природы.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Приобщение к миру природы, формирование элементарных представлений о тесной взаимосвязи живой и неживой природы.
  2. Воспитывать аккуратное отношение к процессу и результатам своей деятельности на объектах природы, личностные качества – доброжелательность, целеустремленность, внимательность, усидчивость.
  3. Формировать потребность активно участвовать в коллективной деятельности со сверстниками, проявлять интерес к окружающему миру природы.

Развивающие:

  1. Развивать познавательно-творческие способности, умение наблюдать и находить причинно-следственные связи.
  2. Формировать зрительно-моторные навыки, способность слышать, понимать и принимать учебную задачу.
  3. Развивать произвольное внимание, образное и логическое мышление, поощрять познавательную активность, фантазию.

Обучающие:

  1. Формировать элементарные представления о способах проявления любви к объектам природы и правилах поведения в ней.
  2. Направлять активную деятельность младших дошкольников на сохранение природных объектов, непосредственно окружающих его в условиях детского сада и семьи.
  3. Познакомить со способами проявления заботы и внимания к состоянию окружающей природы (подкормка птиц, уборка листьев, сбор мусора, изготовление сувениров для подарка близким).

 

1.3 Содержание программы

Учебный план обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1. Опыты с природным материалом 16 4 12  
1.1 «Дерево и бумага»

«Песок и камушки»

«Дождик и чай»

«Ветерок»

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

Наблюдение
1.2 «Волшебная водичка»

«Воздушный шарик»

2

2

0,5

0,5

1,5

1,5

Наблюдение
1.3 «Красивый лист осенний»

«Ягоды и шишки»

2

2

0,5

0,5

1,5

1,5

Наблюдение
1.4 «Иголочки у ёлочки»

«Вкусный шиповник»

2

2

0,5

0,5

1,5

1,5

Наблюдение
2. Экскурсии и прогулки 6 2 4  
2.1 «Наш парк»

«Солнечные зайчики»

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

Наблюдение
2.2 «Снегири»

«Зимняя сказка»

2

2

0,5

0,5

1,5

1,5

Наблюдение
3. Поделки из бросового и природного материала 14 3 11
2.3 «Нужный мусор»

«Лесные жители» 

3

1

0,5

0,5

2,5

0,5

Выставка работ
2.4 «Водные обитатели»

«Птичий пир»

2

2

0,5

0,5

1,5

1,5

Выставка работ
2.5 «Насекомые»

«Цветы»

3

1

0,5

0,5

2,5

0,5

Выставка работ
2.6 Подготовка и проведение открытого занятия/выставки работ 2 2 Выставка работ
  ВСЕГО ЧАСОВ 36 9 27  

 

Календарно-тематический план работы кружка и содержание занятий основаны на методических пособиях, рабочей тетради для детей 3-4 лет и программе Воронкевич О.А. (Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2020, – 144 с.)

 

п/п

Тема Вид деятельности Задачи Содержание и результат
СЕНТЯБРЬ
1.   «Зайчонок и Котенок» Игра-беседа Знакомство детей с игровыми персонажами кружка – Зайчонком и Котенком, которые просят помощи у детей в защите природы – лесных обитателей и домашних животных от мусора и отсутствия заботы (ласка, внимание, корм, уход, полив). Рассматривание изображений леса и комнатных растений, формирование

элементарных представлений о способах проявления любви к объектам природы и правилах поведения в ней.

2.   «Наш парк» Экскурсия Расширение представлений об объектах природы (кустарники, деревья, растения). Наблюдение за сезонными изменениями в природе, сбор мусора и природного материала для поделок.
3.   «Ягоды и шишки» Опыты с природным материалом Знакомство с понятиями мягкий-твердый (ягоды рябины, елочные шишки). Наблюдение и экспериментирование.
4.   «Лесные жители» Поделки из бросового и природного материала Формирование представлений о строении тела животных (голова, хвост, лапы, туловище, уши). Выставка детско-родительских работ.
ОКТЯБРЬ
5.   «Дождик и чай» Опыты с водой и ее разным состоянием. Наблюдение за дождем (послушать, как капли стучат по окну, дождик холодный, чай-горячий) Культурная практика по свободному экспериментированию.
6.   «Солнечные зайчики» Опыты с солнцем. Обратить внимание на объекты природы, куда прыгнул солнечный зайчик. Рассматривание иллюстраций по строению объектов природы растений, деревьев, животных.
7.   «Ветерок» Игра-беседа Вынести на улицу вертушки и обсудить почему они вертятся. Наблюдение и экспериментирование.
8.   «Красивый лист осенний» Экскурсия Наблюдение за опаданием листьев (листья падая шуршат, имеют разную форму, цвет, величину). Наблюдение за сезонными изменениями в природе, сбор природного материала для поделок.
НОЯБРЬ
9.  

 

1.4 Планируемые результаты

         Ребенок будет знать:

  1. элементарные правила безопасного и правильного поведения в природе;
  2. названия объектов живой и неживой природы, окружающей ребенка в условиях семьи и детского сада;
  3. способы сортировки и утилизации бытового мусора, загрязняющего нашу планету (бумага, пластик, стекло, пластмасса).

Ребенок будет уметь:

  1. гармонично общаться с природой, проявляя внимание к ее обитателям;
  2. сравнивать, обобщать собственные наблюдения и замечать сезонные изменения в природе;
  3. составлять композицию, создавать выразительный образ из бросового и природного материала.

Ребенок будет проявлять способность:

  1. проявлять заботу к живым и неживым объектам природы;
  2. к поисковым действиям и свободному экспериментированию с природным материалом;
  3. привлекать накопленный опыт в творческую деятельность (речевую, художественную, музыкальную, социально-коммуникативную);
  4. к доброжелательному отношению к окружающему миру природы, осознанию своих эстетических чувств и эмоций.

         В результате обучения по программе у ребенка:

– будет выработана устойчивая потребность в общении и защите объектов природы;

–   будут развиты интеллектуальные способности, умения сравнивать и наблюдать;

– будет сформирован интерес к участию в коллективной деятельности со взрослыми и сверстниками;

– будет удовлетворено желание в познании окружающего мира природы, в личностной творческой самореализации по ее охране и защите.

 

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

  • Условия реализации программы

 

  1. Материально-техническое обеспечение. Реализация программы осуществляется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны в соответствии с требованиями:
  • определяемыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к ДОО (Требования к организации образовательного процесса установлены СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28). 
  • определяемыми правилами пожарной безопасности в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны;
  • предъявляемыми к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей в условиях ДОО.
  • предъявляемыми к оснащенности развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, осуществляющей реализацию федеральной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
  2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в младшей группе ДОО. – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2019, – 96 с. (Методический комплект к парциальной программе).
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей. Младшая группа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2012.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, – 2018.
  6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками. – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2021, – 368 с.
  7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2020, – 144 с.
  8. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  9. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

 

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

Аттестация по дополнительной общеразвивающей программе «Маленькие защитники природы» для воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка Детский сад № 98 «Планета детства» г. Набережные Челны не проводится.

Формы контроля за динамикой развития практических умений дошкольников по освоению содержания Программы, следующие:

  1. педагогическое наблюдение (начало и конец учебного года);
  2. анализ продуктов детской деятельности (качественный и количественный);

         Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов – игры-беседы, выставки работ, награждение – грамоты, дипломы.

         Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов –выставки работ (в конце учебного года/полугодия для детей, родителей и сотрудников д/с, городские выставки).

 

  • Методические материалы
  1. Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы:

– традиционные;

– комбинированные;

– практические (игры-экспериментирования, воображаемые путешествия, экскурсии и викторины);

– классические (физкультминутки, пальчиковая гимнастика).

Форма занятий: тематическая совместная деятельность.

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  • словесный – рассказ, беседа;
  • наглядный — демонстрационный материал (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений и т.д.)
  • работа под руководством педагога;
  • самостоятельная работа дошкольников.

Реализация программы основана на игровых методах и приемах (мотивация детской активности с помощью игрушки – Зайчонок и Котенок, сюжетная линия и рефлексия, в процессе каждого занятия двигательная пауза, пальчиковая гимнастика, художественное слово, музыкальное сопровождение детской деятельности).

 

  • Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса 1 год
Продолжительность учебного года, неделя 36
Количество учебных дней 36
Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 15.09.2023- 31.12.2023
2 полугодие 12.01.2024- 31.05.2024
Возраст детей, лет 3-5
Продолжительность занятия, час 1
Режим занятия 1раз/нед
Годовая учебная нагрузка, час 36

 

  • Календарный план воспитательной работы
Год обучения Дата

начала

 

Дата

окончания

 

Всего

 недель

Количество

часов

Режим занятий
1 год 15 сентября 31мая 36 36 1 раз

в неделю

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);

 

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

 

  1. Требования к организации образовательного процесса СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28).

 

Рекомендуемая литература для педагога:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М: Эгмонт Россия Лтд, 2013.
  3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 2012. – С. 35 –42.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в младшей группе ДОО. – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2019, – 96 с. (Методический комплект к парциальной программе).
  5. Воронкевич О.А. Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками. – СПб, – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», – 2021, – 368 с.
  6. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.
  8. Плешаков А. А. Зелѐные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2015г .
  9. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» программа
    – Москва, Изд-во: ООО «Карапуз – дидактика», 2005 г.
  10. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

 

Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Ананьева Е.Г. Жизнь Земли. –М.: Эксмо,2014.- 64с.
  2. Вологдина Е.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.-96с.
  3. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная.-М.: Агар, 2010.-424с.
  4. Прохоров Б.Б. Экология человека.- 3-е изд.-М.: Издательский центр «Академия» 2011.-320с.
  5. Щигель Д.С. Я познаю мир: Естествознание: Дет.энцикл.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
  6. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.

Все конкурсы

Главная страница