Проект «Развитие речи посредством стихотворения для детей с ограниченными возможностями здоровья»
06.01.2023 г.
Конкурс педагогических проектов “Академия педагогических проектов”
Учитель-логопед: Бетюнская Екатерина Львовна
Заведующая школьной библиотекой: Терентьева Айталина Гаврильевна
Педагог – библиотекарь: Сивцева Сааскылаана Алексеевна
МОБУ СОШ №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутска Республики Саха(Якутия)
______________________________
Введение
Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Повседневная практика логопедической работы свидетельствует о том, что при одинаковых исходных условиях одни дети добиваются полного устранения имеющегося дефекта, тогда как другие – лишь той или иной степени улучшения.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы. Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других связных высказываний, опирающихся на представления о композиционных особенностях рассказа, стихотворения, достаточный запас лексики.
Тип проекта: исследовательский;
Продолжительность проекта: долгосрочный;
Участники проекта: учащиеся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья, учитель – логопед, заведующая библиотекой, педагог-библиотекарь, родители.
Актуальность состоит в том, что у детей младшего школьного возраста пропадает интерес к чтению, слабо развит артикуляционный аппарат, бедный словарный запас, так как, в современном мире стало много информационных технологий и гаджетов. В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на формирование у детей интереса к чтению, ознакомление с разными произведениями и выразительное чтение стихотворений.
Цель проекта: повысить уровень развития речи и привить любовь к чтению для детей с ОВЗ через стихотворения.
Задачи проекта:
- Формировать умение выразительно читать стихотворения;
- Развивать память;
- Улучшить словарный запас и связную речь младших школьников;
- Знакомить детей с произведениями школьной библиотеки;
- Вовлечь родителей в процесс чтения.
Предполагаемые результаты:
– позитивные изменения в речи детей;
– пробуждать у детей с ОВЗ интерес к чтению;
– установить сотрудничество с логопедом и школьной библиотекой;
– повысить посещаемость читателей в школьной библиотеке.
Проект состоит из трех этапов:
Подготовительный этап:
- Определение темы и задачи проекта;
- Подбор наглядно-дидактического материала, иллюстраций, стихотворений;
- Составить список участников;
- Составление картотеки и игр на развитие речевого дыхания;
- Беседа с родителями участников с целью привлечения их к совместной деятельности;
Основной этап:
На основном этапе осуществляется непосредственно реализация данного проекта, из работы с фондом детской литературы выбраны следующие направления: знакомство детей с классиками и их произведениями детской литературы, определение книг по темам (о природе, о животных итд). Консультации с родителями, создание картотеки, дидактические материалы.
Учим стихи, развиваем речь и память через стихотворения детских писателей как Агния Барто и Самуил Маршак:
- «Барабан»
- «Самолет»
- «Фонарик»
- «Наступили холода»
- «Веселые Чижи»
- «Великан»
- «Мяч»
- Логопедические упражнения:
Качели
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: сначала кончик языка за верхними резцами, затем – за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок;
Лошадка
Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
Важно!
Сначала выполняйте в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться;
Грибок
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении “улыбки”. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении.
Важно! Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
Чашка
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты, как края чашечки. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать под счет до 5-10.
Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цель игры: учить выразительно, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
- Дидактическая игра «Доскажи слово»
Цель игры: учить выразительно, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Дети должны закончить это слово.
Ра – ра – ра – начинается иг…
Ры – ры – ры – у мальчика ша…
Ро – ро – ро – у нас новое ве…
- Дидактическая игра «У кого кто?»
Цель игры: закрепить знания стихами, развивать выразительность речи, внимание и память.
- Выставка детских стихотворений
- Школьный конкурс чтецов среди детей с ОВЗ.
Взаимодействие с родителями:
- заучивать вместе с детьми стихотворения для конкурса и снять видеоролик;
- разработка буклета с рекомендациями для родителей «Развитие речи для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Заключительный этап.
- В ходе реализации проекта дети познакомились с играми на развитие речи (выразительно читать стихотворения, развитие памяти, и пополнение активного словаря детей с ОВЗ). В дальнейшем планируется регулярно использовать эти дидактические игры.
- Родители и другие члены семей приняли активное участие в реализации проекта, из буклета с рекомендациями родители узнали разные дидактические игры на развитие речи, в которые смогут играть со своими детьми дома.
- Благодаря совместной работе логопеда со школьной библиотекой повысилась читаемость, посещаемость всех категорий читателей. Проведено много разных конкурсов и мероприятий, чем заинтересовали родителей и детей.
- Речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, у детей появился интерес к чтению. Таким образом, по работе развитию речи посредством стихотворения для детей с ограниченными возможностями здоровья, мы добились положительных результатов, дети легко понимают речь, выразительно читают стихотворения.
Использованная литература и источники
- Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках в школе и дома: Шарады И 27 Шифровки. – М.:АСТ-ПРЕСС,1998.- 64с.: ил.
- Ишимова О.А. И 97 Логопедическая работа в школе: пособие для учителей – логопедов, доп. Образования, воспитателей и родителей/ О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-026754-0.
- Парамонова Л.Г. П 18 Нарушение звукопроизношения у детей: Методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. Изд. 5-е.-272с.
- Прищепова И.В. П 77 Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2005 – 144с. – (Коррекционная педагогика)
- Семенова Е.Е. З 28 Занимательная грамматика. – М., омега, 1195. – 256с.: ил.