Проект «Развитие речи посредством стихотворения для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Проект «Развитие речи посредством стихотворения для детей с ограниченными возможностями здоровья»

06.01.2023 г.

Конкурс педагогических проектов “Академия педагогических проектов”

Учитель-логопед: Бетюнская Екатерина Львовна

Заведующая школьной библиотекой: Терентьева Айталина Гаврильевна

Педагог – библиотекарь: Сивцева Сааскылаана Алексеевна

МОБУ СОШ №26 им. Е.Ю. Келле-Пелле (с углубленным изучением отдельных предметов) г. Якутска Республики Саха(Якутия)

______________________________

Введение

Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.                     

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Повседневная практика логопедической работы свидетельствует о том, что при одинаковых исходных условиях одни дети добиваются полного устранения имеющегося дефекта, тогда как другие – лишь той или иной степени улучшения.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы. Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других связных высказываний, опирающихся на представления о композиционных особенностях рассказа, стихотворения, достаточный запас лексики.

Тип проекта: исследовательский;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Участники проекта: учащиеся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья, учитель – логопед, заведующая библиотекой, педагог-библиотекарь, родители.

Актуальность состоит в том, что у детей младшего школьного возраста пропадает интерес к чтению, слабо развит артикуляционный аппарат, бедный словарный запас, так как, в современном мире стало много  информационных технологий и гаджетов. В методике развития речи особое место занимает работа, направленная  на формирование у детей интереса к чтению, ознакомление с разными произведениями и выразительное чтение стихотворений.

          Цель проекта: повысить уровень развития речи и привить любовь к чтению для детей  с ОВЗ через стихотворения.

Задачи проекта:

  1. Формировать умение выразительно читать стихотворения;
  2. Развивать память;
  3. Улучшить словарный запас и связную речь младших школьников;
  4. Знакомить детей с произведениями школьной библиотеки;
  5. Вовлечь родителей в процесс чтения.

Предполагаемые результаты:

– позитивные изменения в речи детей;

– пробуждать у детей  с ОВЗ  интерес к чтению;

– установить сотрудничество с логопедом и школьной библиотекой;

– повысить посещаемость читателей в школьной библиотеке.

          Проект состоит из трех этапов:

Подготовительный этап:

  1. Определение темы и задачи проекта;
  2. Подбор наглядно-дидактического материала, иллюстраций, стихотворений;
  3. Составить список участников;
  4. Составление картотеки и игр на развитие речевого дыхания;
  5. Беседа с родителями участников с целью привлечения их к совместной деятельности;

Основной этап:

На основном этапе осуществляется непосредственно реализация данного проекта, из работы с фондом детской литературы выбраны следующие направления: знакомство детей с классиками и их произведениями детской литературы, определение книг по темам (о природе, о животных итд).  Консультации с родителями, создание картотеки,  дидактические материалы.

          Учим стихи, развиваем речь и память через стихотворения детских писателей как Агния Барто и Самуил Маршак:

  • «Барабан»
  • «Самолет»
  • «Фонарик»
  • «Наступили холода»
  • «Веселые Чижи»
  • «Великан»
  • «Мяч»
  • Логопедические упражнения:

Качели 
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: сначала кончик языка за верхними резцами, затем – за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок;

Лошадка
Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

Важно!
Сначала выполняйте в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться;

Грибок 
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении “улыбки”. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все дальше язык в верхнем положении.

Важно! Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
Чашка
Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнуты, как края чашечки. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать под счет до 5-10. 

Дидактические игры:

  1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель игры: учить выразительно, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

  1. Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цель игры: учить выразительно, произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Дети должны закончить это слово.

Ра – ра – ра – начинается иг…

Ры – ры – ры – у мальчика ша…

Ро – ро – ро – у нас новое ве…

  1. Дидактическая игра «У кого кто?»

Цель игры: закрепить знания стихами, развивать выразительность речи, внимание и память.

  • Выставка детских стихотворений
  • Школьный конкурс чтецов среди детей с ОВЗ.

Взаимодействие с родителями:

  • заучивать вместе с детьми стихотворения для конкурса и снять видеоролик;
  • разработка буклета с рекомендациями для родителей «Развитие речи для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Заключительный этап.

  • В ходе реализации проекта дети познакомились с играми на развитие речи (выразительно читать стихотворения, развитие памяти, и пополнение активного словаря детей с ОВЗ). В дальнейшем планируется регулярно использовать эти дидактические игры.
  • Родители и другие члены семей приняли активное участие в реализации проекта, из буклета с рекомендациями родители узнали разные дидактические игры на развитие речи, в которые смогут играть со своими детьми дома.
  • Благодаря совместной работе логопеда со школьной библиотекой повысилась читаемость, посещаемость всех категорий читателей. Проведено много разных конкурсов и мероприятий, чем заинтересовали родителей и детей.
  • Речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, у детей появился интерес к чтению. Таким образом, по работе развитию речи посредством стихотворения для детей с ограниченными возможностями здоровья, мы добились положительных результатов, дети легко понимают речь, выразительно читают стихотворения.

 

Использованная литература и источники

  1. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках в школе и дома: Шарады И 27 Шифровки. – М.:АСТ-ПРЕСС,1998.- 64с.: ил.
  2. Ишимова О.А. И 97 Логопедическая работа в школе: пособие для учителей – логопедов, доп. Образования, воспитателей и родителей/ О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-026754-0.
  3. Парамонова Л.Г. П 18 Нарушение звукопроизношения у детей: Методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. Изд. 5-е.-272с.
  4. Прищепова И.В. П 77 Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2005 – 144с. – (Коррекционная педагогика)
  5. Семенова Е.Е. З 28 Занимательная грамматика. – М., омега, 1195. – 256с.: ил.