Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры при знакомстве с декоративно-прикладным искусством»
Воспитатель Чернышова Ольга Павловна
Детский сад № 3 Тверская область, город Нелидово
2 слайд
Актуальность проекта:
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Развивая и обогащая мир ребенка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
3 слайд
Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредствам ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
- Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
- Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, городецких изделий и гжельской посуды;
- Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России;
- Развивать творческое воображение, внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать;
- Развивать навыки художественного творчества детей.
4 слайд
Участники проекта: дети подготовительной группы
Вид проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: март – май
Планируемые результаты:
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, городецкой, гжельской росписи.
- Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
- Приобретение зрительно-пространственных навыков ориентировки на листе бумаге, зрительного внимания.
- Овладение детьми умений составления узоров по мотивам народных промыслов.
5 слайд
Подготовительный этап
Изучив материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, был разработан перспективный план по реализации проекта «Декоративно – прикладное искусство».
Изготовила практический материал, разработала картотеку дидактических и
развивающих игр;
6 слайд
Основной этап (познавательное развитие)
Беседа: «Загадка дымковской игрушки», (история возникновения народного промысла, изделия мастеров и особенности узора дымковской росписи). Просмотр презентации «Дымковская игрушка». Выявление особенностей её росписи: геометрический характер росписи, в самых разнообразных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии. Использование обширной цветовой гаммы. Основные цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, голубой, алый, зелёный, малиновый.
7 слайд
Рисование: «Дымковский индюк»
Роспись и конструирование из бумаги дымковского индюка.
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, ее элементах и колорите.
8 слайд
Лепка: «Дымковская барышня» – пластилинография
Создавали узоры из элементов, имитирующих роспись характерную для дымковского промысла в технике “пластилинография”.
Цель: Закреплять знания детей о Дымковской игрушке, историей возникновения, особенности узоров и цвета узоров.
9 слайд
Беседа «История возникновения городецкой росписи»
Цель: Познакомить с историей Городецкого промысла, с типами цветочного орнамента.
10 слайд
Рисование: «Букет для мамы по мотивам городецкой росписи»
Цель: Продолжать знакомство с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора;
11 слайд
Рисование: «Городецкая роспись разделочной доски»
Цель: Декоративное оформление изделия с использованием традиционных элементов Городецкой росписи.
12 слайд
Познакомила детей с легендой «Синее чудо Гжели», откуда же произошло название деревни.
Цель: Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
13 слайд
Рисование: «Гжельская посуда»
Цель: Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Закрепить знание о промысле, колорите, элементах росписи.
14 слайд
Рисование: «Чайный сервиз»
Цель: расширение знаний детей о традиционном русском народном промысле – Гжель; продолжение освоения изображения мотива гжельской росписи – цветка розы.
15 слайд
Социально – коммуникативное развитие
Цель: воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формировать навыка практического применения информации в игровой деятельности. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Воспитывать уважение к народным умельцам.
Дидактические игры: «Русские узоры», Лото «Русский сувенир», «Русские узоры», «Угадай и расскажи», Лото-поделка «Русский сувенир», «Народные промыслы», Разрезные картинки
16 слайд
Чтение художественной литературы:
Также занятия включали в себя использование художественного слова, например, при знакомстве использовали пословицы и поговорки о труде мастеров, чтение стихотворений, загадывание загадок.
17 слайд
Информацию родители получали в виде консультаций, памятки для родителей.
«Важная роль декоративного рисования»;
«Виды народного декоративно-прикладного искусства»;
«Роль декоративно-прикладного искусства в развитие творческих способностей детей»;
«Загадка дымковской игрушки»; памятка «Народные игры».
18 слайд
На заключительном этапе провели викторину «Ярмарка народных мастеров» (закрепили знания о народном – прикладном искусстве).
Цель: систематизация знаний о народных промыслах, формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным декоративно – прикладным искусством; воспитание у детей эстетической культуры; становление эстетического отношения к окружающему миру; становление национального самосознания детей, ощущения принадлежности их к культуре русского народа.
19 слайд
Участвовали во всероссийском творческом конкурсе с Международным участием по народно-декоративному искусству “ГОРОД МАСТЕРОВ”.
Результат проекта:
Тема декоративно-прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом. Дети правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в работе с детьми.
Список литературы:
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2000.
- Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 2001-240с. 6. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое детство», 2000-208с.
- Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков. ,2003.-127с.
- Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 2004-171с.