Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры при знакомстве с декоративно-прикладным искусством»

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры при знакомстве с декоративно-прикладным искусством»

Воспитатель Чернышова Ольга Павловна

Детский сад № 3 Тверская область, город Нелидово

2 слайд

Актуальность проекта

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Развивая и обогащая мир ребенка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа,  формируя при этом свой собственный художественный вкус.

3 слайд

Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредствам ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
  2. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
  3. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, городецких изделий и гжельской посуды;
  4. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России;
  5. Развивать творческое воображение, внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать;
  6. Развивать навыки художественного творчества детей.

4 слайд

Участники проекта: дети подготовительной группы

Вид проекта: познавательно-творческий

Срок реализации: март – май

Планируемые результаты:

  • Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, городецкой, гжельской росписи.
  • Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
  • Приобретение зрительно-пространственных навыков ориентировки на листе бумаге, зрительного внимания.
  • Овладение детьми умений составления узоров по мотивам народных промыслов.

5 слайд

Подготовительный этап

Изучив материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, был разработан перспективный план по реализации проекта «Декоративно – прикладное искусство».

Изготовила практический материал, разработала картотеку дидактических и

развивающих игр;

6 слайд

Основной этап (познавательное развитие)

Беседа: «Загадка дымковской игрушки», (история возникновения народного промысла,  изделия мастеров  и особенности узора дымковской росписи). Просмотр презентации «Дымковская игрушка». Выявление особенностей  её росписи: геометрический характер росписи, в самых разнообразных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии. Использование обширной  цветовой  гаммы. Основные цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, голубой, алый, зелёный, малиновый.

7 слайд

Рисование: «Дымковский индюк»

Роспись и конструирование из бумаги дымковского индюка.

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, ее элементах и колорите.

8 слайд

Лепка: «Дымковская барышня» – пластилинография

Создавали узоры из элементов, имитирующих роспись характерную для дымковского промысла в технике “пластилинография”.

Цель: Закреплять знания детей о Дымковской игрушке, историей возникновения, особенности узоров и цвета узоров.

9 слайд

Беседа «История возникновения городецкой росписи»

Цель: Познакомить с историей Городецкого промысла, с типами цветочного орнамента.

10 слайд

Рисование: «Букет для мамы по мотивам городецкой росписи»

Цель: Продолжать знакомство с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора;

11 слайд

Рисование: «Городецкая роспись разделочной доски»

Цель: Декоративное оформление изделия с использованием традиционных элементов Городецкой росписи.

12 слайд

Познакомила детей с легендой «Синее чудо Гжели», откуда же произошло название деревни.

Цель: Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

13 слайд

Рисование: «Гжельская посуда»

Цель: Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Закрепить знание о промысле, колорите, элементах росписи. 

14 слайд

Рисование: «Чайный сервиз»

Цель: расширение знаний детей о традиционном русском народном промысле – Гжель; продолжение освоения изображения мотива гжельской  росписи – цветка розы.

15 слайд

Социально – коммуникативное развитие

Цель: воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формировать навыка практического применения информации в игровой  деятельности. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Воспитывать уважение к народным умельцам.

Дидактические игры: «Русские узоры», Лото «Русский сувенир», «Русские узоры», «Угадай и расскажи», Лото-поделка «Русский сувенир», «Народные промыслы», Разрезные картинки

16 слайд

Чтение художественной литературы:

    Также занятия включали в себя использование художественного слова, например, при знакомстве использовали пословицы и поговорки о труде мастеров, чтение стихотворений, загадывание загадок.

17 слайд

Информацию родители получали в виде  консультаций, памятки для родителей.

«Важная роль декоративного рисования»;

«Виды народного декоративно-прикладного искусства»;

«Роль декоративно-прикладного искусства в развитие творческих способностей детей»;

«Загадка дымковской игрушки»; памятка «Народные игры».

18 слайд

На заключительном этапе провели викторину «Ярмарка народных мастеров» (закрепили знания о народном – прикладном искусстве).

Цель: систематизация знаний о народных промыслах, формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным декоративно – прикладным искусством; воспитание у детей эстетической культуры; становление эстетического отношения к окружающему миру; становление национального самосознания детей, ощущения принадлежности  их к культуре русского народа.

19 слайд

Участвовали  во всероссийском творческом конкурсе с Международным участием по народно-декоративному искусству “ГОРОД МАСТЕРОВ”.

Результат проекта:

    Тема декоративно-прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом. Дети правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в работе с детьми. 

Список литературы:

  1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2000.
  2. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  3. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
  4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
  5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 2001-240с. 6. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое детство», 2000-208с.
  6. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков. ,2003.-127с.
  7. Художественное творчество в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 2004-171с.