Всероссийский конкурс “Мой родной край”. Проект «Курские епархиальные ведомости» (официальная часть). Автор: Полина Р., 16 лет, г. Курск, 2024 г.
Введение
Актуальность проекта состоит в обобщении накопленного историко-полиграфического опыта по вопросу о важности для курян того времени Курских епархиальных ведомостей 19 – начала 20 века.
Проблемой исследования является систематизация разрозненных сведений, добытых из различных исторических источников об официальной части курских епархиальных ведомостей.
Цель работы: систематизация полученной информации, анализ и распространение данных о духовной роли газеты в Курском обществе в период 19 – начала 20 века.
Задачи проекта:
– выявить факты о процессе создания и организации деятельности «Курских епархиальных ведомостей», как важного духовно-просветительского печатного источника
– систематизировать и обобщить полученную газетную информацию о постановлениях, распоряжениях и событиях по духовному ведомству, отражённых в Курских епархиальных ведомостях (в их официальной части)
– узнать информацию о постановлении и распоряжении по духовному ведомству, в частности по Курской Епархии
Научная гипотеза:
«КЕВ» являлись важнейшим проводником идей курского духовенства, оказывая значительное воздействие на веру и умы рядовых жителей губернии.
Объект исследовательской работы:
Обнаружение фактов и событий, связанных с организацией, функционированием и содержанием данной духовной газетной публикации.
Предмет исследования:
Материал газеты «Курские Епархиальные Ведомости» , соответствующий теме представляемого проекта.
Научная новизна:
Исследование является попыткой анализа значимости «Курских епархиальных ведомостей» как главного церковного периодического издания губернии;
Специфика исследования способствует выявлению особенностей отображения местной жизни и истории региона на страницах «Курских епархиальных ведомостей».
Методы исследования:
– cравнение газеты «КЕВ» с предшествующими ему журналами («Духовная беседа», «Церковный вестник, издаваемый при Санкт-Петербургской духовной академии», «Христианское чтение», «Губернские ведомости»)
– анализ содержания духовного издания газеты «Курских Епархиальных ведомостей»
Практическая значимость:
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использован школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по истории Курского края, а также углублённого изучения его отдельных исторических и духовных аспектов.
Глава 1. Общие сведения о Епархиальных ведомостях Российской Империи.
1.1. История развития церковной печати 19 – начала 20 века.
Отечественная журналистка во второй половине 19 века развивается довольно стремительными темпами. В это время появляется большое количество печатных изданий. Информация, которую они включали, состояла из самых разнообразных социально-политических и экономических вопросов и проблем. Во время правления Александра II печатное дело получает более широкие возможности и послабления цензуры, чем при его отце Николае I. Некоторые определенные перемены коснулись также уклада духовенства и православной церкви Российской империи, которые произошли в период 60- 70-х гг. 19 века. Они привели к смене традиционного распорядка дел и в периодической церковной литературе. Новое поколение священнослужителей, которые сменили старых, показало себя намного более активными в социальной жизни страны. 21 ноября 1857 года вышло заключение, которое дал Святейший Синод и число номеров духовных журналов и газет повысилось сразу на 8 в год, при условии, что сами издания сохранят незыблемой уже существующие у них программу и направленность. Результатом данного нововведения стало ежемесячное издание журнала «Православный собеседник», начиная с 1858г. Через некоторое время архимандрит Иоанн начал немного изменять качественное содержание материалов, публикуемых в этом журнале. Помимо переводов трудов Святых Отцов в нем стали появляться и статьи, содержащие размышления и даже исследования по истории церкви, которые имели непосредственное отношение к проблемам современности. Такое не было согласованно с программой, установленной Священным Синодом, но, несмотря на это, полностью отвечало на запросы читательской аудитории. Иоанн был первым, кто хотел приобщить церковный журнал в «непосредственное отношение к запросам жизни» (ссылка 1). В «Православном собеседнике» активно обсуждались острые проблемы современности. Например, на его страницах активно обсуждался проект по отмене крепостного права в России. «Православный собеседник» стал первым церковным журналом, который ориентировался на обсуждение актуальнейших вопросов для своей читательской аудитории и также включившегося в процесс формирования общественной мысли и мнения с позиции русской Православной церкви. После прихода к власти Александра II обозначился настоящий бум среди проектной деятельности по созданию новых духовных газет и журналов. Много данных предложений сразу начали поступать на рассмотрение в Святейший Синод.[1]
Значительная часть из них претендовали на статус официальной периодики церкви. В процессе обсуждения ряда новых проектов и с началом деятельности журналов и других периодических печатных выпусков по епархиям – назрела необходимость в широкой огласке духовных материалов Священного Синода в данных изданиях. Он так и не санкционировал учреждение какого-либо единого крупного центра церковной печати. Среди причин обычно называли нехватку средств и пока что очень малочисленный состав тех лиц, которые могли бы достаточно справиться с данной задачей в надлежащей тому компетенции. Поэтому было принято решение публиковать самые важные сведения и документы в каком-то из церковных изданий, которое уже выпускалось. Таким объектом стала «Духовная беседа». Этот журнал издавался с 1858г. духовной семинарией Санкт-Петербурга. Журнал «Духовная беседа» был одним из основных кандидатов на общецерковную известность и представительство. Его преимуществом являлось то, что он не был только лишь учебным пособием, каким было «Христианское чтение» -издание, где опубликованные статьи, представленные материалы имели узкую, четко определенную просветительскую специфику. С 1859 г. все законы, указы или распоряжения, которые касались духовного ведомства, начали печататься в журнале «Духовная беседа» [2]. Но вскоре этот опыт был признан церковными иерархами неудачным. Несмотря на все старания – «Духовная беседа» не стала тем журналом, который был бы востребован у широких масс населения империи. Он стал издаваться нерегулярно. Это было связанно с материальными затруднениями, от которых сильно страдала оперативность публикаций распоряжений и указов Российского Синода. В его указе говорилось следующее: «… обратить внимание Академии, что еженедельному журналу желательно было бы дать другое наименование, ибо предположенное не вполне соответствует первой, официальной части сего отдела. Сверх того, из программы должно быть исключено выражение «академический журнал», как неточное и неопределенное». Полное название еженедельника стало иметь такой вид: «Церковный вестник, издаваемый при Санкт-Петербургской духовной академии»: Официальный орган Святейшего Всероссийского Синода и состоящих при нем центральных учреждений». Как результат, «Христианское чтение» стало дополнением к «Церковному вестнику» и занимало эту позицию вплоть до 1917г.
Данное периодическое издание получило статус обязательного для подписки церковных училищ, епархий, монастырских комплексов и даже отдельных приходов. Примерное количество экземпляров в тираже на то время насчитывалось 40-42 тысячи единиц. В журнале было всего два раздела – неофициальный и официальный. Соответственно к официальной части издания относились все материалы работы Святейшего Синода, которые необходимо было донести до священнослужителей и паствы. У неофициального раздела была более сложная структура, подчинявшаяся единой программе. В неё входили сведения о деятельности православной церкви и её принципах за границей Российской Империи, новости из духовной и политической жизни России и других государств на Западе, знаменитые биографии святых особ, сведения о новинках церковной литературы, обращения, наставления, исторические статьи. Можно судить о том, что уже во второй половине 19 века постепенно происходит создание духовной издательской деятельности, имеющей единый центр при активной поддержке Святейшего Синода.
Таким образом, во второй половине 19 века происходит стремительное развитие отечественной духовной журналистики, проявившееся, прежде всего, в начале массового издания разнообразных газет и журналов данной направленности. Русская Православная церковь включилась с запозданием в этот процесс. Высшие церковные иерархи пришли к осознанию необходимости издания духовной периодической литературы, с помощью которой духовенство имело бы возможность обращаться к широкой читательской аудитории. Кроме этого, духовенство должно было выступать со своим видением тех или иных актуальных проблем российского общества.
1.2 Появление Епархиальных ведомостей на широтах Российской Империи.
Русская Православная церковь была заинтересована в распространении своего истинного священного учения и религиозном просвещении населения. Но в отношении крестьянства печатное слово было крайне неэффективным средством для достижения данной цели в силу неграмотности подавляющего его числа. Поэтому долгое время церковная печать ориентировалась исключительно на представителей образованных российских слоёв общества. А живое, устное духовное слово применялось исключительно в работе с крестьянством.
В середине 19 века, система периодической православной печати в Российской Империи была представлена небольшим количеством духовных изданий. Однако, в условиях проводимых реформ и оживления, в значительной мере, церковной и светской жизни, количества печатных публикаций уже было недостаточно. Появилась необходимость в создании соответствующих печатных публикаций местного уровня, которые могли бы освещать важные события, происходившие в российских провинциях. Примером для них в данном случае служили светские газеты и журналы, которые в это время уже добились высоких результатов на губернском и уездном уровнях.
Идея основания местной периодической печати, в качестве различных епархиальных ведомостей, принадлежит архиепископу Херсонскому Иннокентию Борисову (см. приложение 1), которая была им высказана в 1853 году. Святитель Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов) родился в 1800 году в городе Ельце Орловской губернии в благочестивой семье священника. В девятнадцать лет, окончив с отличием курс семинарного учения, юноша поступил в Киевскую духовную академию. Там он с большим усердием изучал разные науки и занимался составлением проповедей.
Архимандрит Иннокентий снискал особую славу как проповедник, он создал новую русскую школу проповедничества, которая была далека от сухой учености и внешней эффектности. За этот талант его даже называли русским Златоустом. Проповеди отца Иннокентия были переведены на несколько языков.
Известен владыка также своими научными трудами и переводами. За литературные заслуги он стал почетным членом Императорской Академии наук и других ученых обществ. В годы царствования Императора Александра II архиепископ Иннокентий был назначен членом Святейшего Синода.
За образец должны были взять «Губернские ведомости», которые к середине 19 века издавались в большинстве Российских губерний. Они должны были рассылаться духовенству бесплатно. Это периодическое издание имело уже выработанную стандартную структуру из двух разделов официального и неофициального. В официальную часть были включены: высочайшие манифесты, официальные предписания Святейшего Синода, текущая информация о вступлении или окончании службы в духовных училищах и других подобных учреждениях, запросы на различные открытые духовные вакансии. Уже для неофициального раздела местных ведомостей российской епархии отбирали материалы другого направления: отрывки и выписки из трудов Отцов Церкви глобальных событий, а так же знаменитых писателей, известных своим творчеством в духовной сфере, памятные адреса, содержащие информацию о церковных священных достопримечательностях, кроме того, здесь выходили ведомости, проповеди, наставления местных пастырей, актуальные по интересам советы, беседы и выдержки из знаменитых житий, яркие православные события.
В 1859 году его духовным преемником архиепископом Дмитрием Муретовым была предложена новая программа для рассмотрения Святейшим Синодом. Последний дал свое одобрение по данному проекту и счел его полезным и необходимым для успешного функционирования и взаимодействия церкви и прихожан, т.к. периодическое издание по епархии могло способствовать сокращению любой бюрократии священнослужителей, а также возможности их опосредованного, но открытого диалога с верующими через прессу. Преимуществом являлось и то, что теперь основные документы централизованно доводились до них из газеты, что исключало такое количество их разночтений как ранее.
Священники получали дополнительную возможность общения со своей паствой вне церковных стен, с наставлениями и проповедями, которые печатались в данных изданиях. 16 апреля 1860 года – именно эту дату обычно называют временем основания самой первой епархиальной газеты на территории Российской империи. Она была издана в Ярославской епархии. В этом же году местные епархиальные ведомости появляются в Херсонской губернии. В следующем 1861 году «Епархиальные ведомости» появились еще в трёх ключевых российских регионах: Киевском, Черниговском и Тамбовском. Главным фактором, который затруднял развитие местных церковных печатных изданий, являлось постоянное изменение епархиальных границ. Процесс формирования данных областей в дореволюционной России продолжался на протяжении нескольких столетий. Он длился вплоть до начала 20 века и затруднялся из-за самых различных государственных факторов. Например, когда менялись географические границы Российской империи, начиналась сильная миграция населения, исповедовавшего православную веру и приток в страну так называемых иноверцев. Однако, даже при условии названных сложностей 57 из 69 епархий империи примерно к концу 19 века располагали своими самостоятельными газетными ведомостями. Последними кто включился в издательство губернских духовных новостей стали восточные части Российской империи. А именно – Владивостокская губерния в 1903 году и Туркестанская в 1906. Как следует из исследований К.Е. Нетужилова, по своей структуре «Епархиальные ведомости» нужно считать смешанным периодическим изданием по своей типологии, то есть своеобразным журналом-газетой. Дело в том, что по своей структуре первый раздел – официальный, выглядел как газетный проспект, а вот второй раздел, где были неофициальные материалы – являлся типичным журналом того времени. В большинстве случаев епархиальные новости издавались 2 раза в месяц, хотя и были попытки участить количество публикаций, но в большей мере они заканчивались неудачей. Цена за подписку данные печатные публикации варьировалась в зависимости от губернии, в которой они издавались, в среднем от трех до пяти рублей за год, что соответствовало уровню востребованности светской периодической провинциальной печати.
Таким образом, Епархиальные ведомости, будучи на определённом этапе развития журналистики в России одним из важнейших компонентов системы местной передачи информации о деятельности губернских епархий, сыграли свою роль в становлении читательской аудитории в провинции.
Ориентированные на священнослужителей и связанные типовой программой, они имели сходную внутреннюю структуру, область информационного внимания, реализовывали преимущественно организаторскую, идеологическую и религиозную функцию.
Глава 2. «Курские Епархиальные ведомости» (официальная часть)
«Курские Епархиальные ведомости»– официальное издание губернской епархии, основанное согласно указу Синода в январе 1871 года при Курской Духовной Семинарии, которая тогда находилась в Белгороде. После переезда ведомости начали издавать в Курске. Журнал выходил в 1871-1887 годах 2 раза в месяц, в 1888-1917 годах еженедельно, при этом в 1907-1908 и 1913-1916 годах выпущено 48 номеров, в 1912-35, в 1917- 45 изданий, в остальные годы – по 52 экземпляров. Каждый номер состоял из официальной и неофициальной частей (неофициальная часть в 1871-1904 называлась «Прибавления к Курским епархиальным ведомостям» с подзаголовком «Часть неофициальная»)
Первоначально редакторами официальной и неофициальной частей «К.Е.В.» были ректоры Курской Духовной Семинарии: в 1871-1888 годах М. П. Невский, в 1888-1906 годах- И. А. Новицкий, соредакторами были преподаватели данного учреждения Г. Вознесенский и А. А. Чистяков.
Первоначально издание выходило 2 раза: 1 и 15 числа каждого месяца. Подписка принималась в редакциях Епархиальных ведомостей при духовной семинарии в Белгороде. Цена годовому изданию с пересылкой и доставкой равнялась 5 рублям.
Содержание официальной части Курских Епархиальных ведомостей :
Для начала следует обозначить точную датировку её официального издания. По указу Святейшего Синода, от 1-го декабря 1870 года за №2637, разрешено издание Курских Епархиальных Ведомостей с 1-го января 1871 года по следующей программе:
«Курские Епархиальные Ведомости» будут состоять из 2-х отделов: официального и неофициального.
Отдел официальный состоял из правительственных распоряжений:
1.Высочайшие манифесты и повеления, грамоты, относящиеся к духовенству, указы и распоряжения Святейшего Синода по епархиальному и духовно-училищным ведомствам.
2.По временам будут помещаться и прежде обнародованные постановления и распоряжения по духовному ведомству в целом, и в частности по Курской Епархии, действующей в настоящее время.
3.Распоряжения по епархиальному и духовно-училищному ведомствам в других епархиях.
Одной из важнейших публикаций, определявшей направление развития данного издания, служит обращение редакции «Курских Епархиальных ведомостей» к читателям. Её редакторы указывают на тот факт, что «Курские Епархиальные ведомости» вызваны голосом представителей всего духовенства Епархии. Необходимость выхода такого рода печатного издания была заявлена на епархиальном съезде. В связи с этим само духовенство должно было являться не только лишь подписчиком данного журнала, но «деятельным сотрудником их». Для местных епархиальных священников необходимость издания этих ведомостей была очевидна. Духовенство нуждалось в информационной площадке, на которой оно могло бы обсуждать актуальные и острые проблемы своей деятельности, делясь ими с прихожанами. По мнению редакции, наиболее важными вопросами для них были такие как: материальное положение церкви, способы его улучшения; воспитание и духовное «пристроение» своих детей, взаимоотношения духовенства и общества. Наиболее интересна, на наш взгляд, именно последняя проблема. Во второй половине XIX в. духовенство остро нуждалось в поиске новых способов общения с остальной частью своей общественной паствы, эффективного ведения в её направлении богослужебной деятельности. Пастырское служение уже не могло сводиться лишь к отправлению традиционных церковных обрядов, священник должен был стать «руководителем религиозно-нравственной жизни своей паствы». Вызовы времени предполагали непрестанное повышение священнослужителями своего образования. Для того, чтобы иметь возможность отвечать на возникающие у Епархии вопросы, необходимо было активно включаться и в просветительскую деятельность. Редакция «Курских Епархиальных ведомостей» указывает на тот факт, что многие священнослужители того периода оторваны от жизни и современных научных достижений, отчего испытывают значительные трудности в своей
пастырской деятельности. Именно в этом направлении и должны были работать «Курские епархиальные ведомости», становясь «полным сборником необходимых для священника знаний и указаний».
Духовенство вынуждено было обращать свое внимание на те философские учения, которые имели хождение на территории Российской империи. Епархиальная периодическая печать публиковала статьи, посвященные тем или иным духовным учениям. При этом, как правило, отмечалась взаимосвязь того или иного философского направления с православной традицией, моменты, в которых они не сходятся. В 19 в. большое количество взаимосвязанных идей проникало в Россию из Европы. Например, в Российской Империи стал популярным деизм – религиозно-философское течение, утверждающее, что Бог является лишь творцом мира и материальных тел, но не принимает участия в их существовании. «Деисты понимают мир как вполне совершенное, целесообразное и самодовлеющее произведения совершенного Творца»[3] (ссылка 3) Такие учения были близки к некоторым протестантским и даже атеистическим, что вызывало серьёзное беспокойство у духовенства. Поэтому, епархиальная периодика служила в данном случае тем средством, которое могло остановить распространение этих идей и объяснить читателям их вред и неправильность с точки зрения православия.
Другим философским течением, которое получило распространение в этот период времени, стал пантеизм[4] (ссылка 4). Это философское учение отождествляло мир с Богом. Согласно ему, Бог как отдельная личностная форма не существует, он объединен со всем живым миром. Вселенная представлялась пантеистам как «самораскрытие божества, постепенное саморазвитие абсолютного духа, все более и более стремящегося отрешиться от материальных определений». Но и это новомодное философское учение противоречило концепциям православия и оставляло множество слабых мест.
Таким образом, в заключение исследования можно сделать следующие выводы. «Курские епархиальные ведомости», которые выходили в свет с 1871 года и по 1918 год, являются ценным источником для исследований в сфере изучения церковной деятельности в 19 – начале 20 века, а также особенностей образовательного процесса в учебных учреждениях Курской Епархии в указанный период. Основная задача исследуемого источника состояла в том, чтобы дать религиозно-нравственное воспитание учащимся в рамках христианского вероучения. Духовная газета являлась помощью для священнослужителей, остро нуждавшихся в поиске новых способов общения со своей общественной паствой, а также эффективного ведения в её направлении богослужебной деятельности. На страницах журнала печатались исторические, миссионерские обзоры, сведения о процессах в образовательной сфере. В конце журнала предлагались различные объявления на духовную тематику, например, о возможности приобретения духовной литературы, о пожертвованиях на то или иное благое дело.[5]
В процессе рассмотрения «Курских Епархиальных ведомостей» за 1902 год я наткнулась на интересную статью (№ 16)
«Совесть и её значение в человеческой жизни» (фрагмент)
Во всяком случае, говорят. Церковь сама должна искать миры как для просвещения и вразумления заблудившихся, так и для ограждения гад своих от соблазнов и увлечений со стороны лжеучителей. Гражданская власть не должна вмешиваться в дела веры, вторгаться в чуждую ей область религиозной жизни и ограничивать или стеснять свободу религиозных убеждений.
Чтобы дать прямой и ясный ответ на вопрос: имеет ли право гражданская власть ограничивать свободу религиозной пропаганды, уясним предварительно, при каких условиях вообще государственная власть имеет право ограничивать личные права граждан, и затем – встречаются ли эти условия в делах веры и исповедания?
А посмотрите опять в действительную жизнь, посмотрите, как эта пресловутая свобода осуществляется. Вступает новое министерство и запрещает всякие публичные религиозные процессии во имя свободы совести, но где же здесь свобода? Не ясно ли, что во всех этих министерских запрещениях выражается самая фантастическая нетерпимость к религии христианской, а свобода совести- лишь зазывающая вывеска на фронтон французского либерализма, мираж, ослепляющий умы.[6]
В данной статье говорится о выражении недовольства со стороны церкви в отношении гражданской власти, ограничивающей свободу духовных убеждений и запрещающей публичную религиозную процессию.
Заключение
В процессе исследовательской работы была достигнута цель, заключавшаяся в систематизировании знаний в церковно-духовной сфере и сфере хозяйственного просвещения.
Мне удалось выявить основные факты о процессе издания и организации деятельности «Курских Епархиальных ведомостей». Я узнала, что в разное время в ведомостях поднимали проблемы распространения христианской веры на территории Руси и в особенности – как развивалось православие. Обсуждались благоприятные факторы для этого. Вместе с этим в статьях упоминались жизнеописания знаменитых князей – защитников отечества и православной веры. Неофициальная часть ведомостей состояла из разнообразного материала: от истории епархии и описании моментов из житий знаменитых святых, до наставлений и высоко оценённых проповедей. При этом значительную часть все-таки занимали публикации по епархиальной истории.
В ходе данной научной деятельности я систематизировала и обобщила полученную газетную информацию о распоряжениях и событиях по ведомству Курской Епархии. выполнив эту работу, теперь чётко можно себе представить жизнь и особенности быта людей, живших на территории нашего государства в 19 веке. Также мне удалось узнать о многих деталях работы духовенства того времени и о православной церкви в целом.
Моя гипотеза, заключавшаяся в том, что «Курские Епархиальные ведомости» являлись важнейшим проводником идей курского духовенства, имевшего значительное воздействие на веру и умы рядовых жителей губернии, подтвердилась.
Основные трудности заключались в обработке информации, так как работа проводилась с оригинальным источником в Государственном архиве Курской области и в библиотеке имени Н.Н. Асеева. В печатном издании множество букв имели непривычный – дореволюционный вид, некоторые слова имели иную трактовку на момент его выпуска. Систематизация полученных сведений была одной из самых трудных составляющих работы, исходя из того, что информация в духовно-просветительском печатном источнике была распределена по годам, а моей главной задачей являлось обобщение сведений и выявление основных фактов.
Для развития данной исследовательской работы в дальнейшем можно рассмотреть Неофициальную часть «Курских Епархиальных ведомостей».
Продуктом проекта является брошюра «Курские Епархиальные ведомости». Она позволяет кратко и ёмко донести информацию до читателей, заинтересовать их в дальнейшем ознакомлении с моей исследовательской работой в сфере истории развития духовной печати в городе Курске на момент 19 – начало 20 века.
Список источников и литературы
1.https://rusneb.ru/
2.Становление и типологические характеристики Епархиальных Ведомостей в 19 – 20 веке: https://cyberleninka.ru/
3.КЕВ. Православная Энциклопедия: https://www.pravenc.ru/
4.Курские епархиальные ведомости. Курск, 1871–1918 – Поиск по архивам: https://yandex.ru/archive/catalog/
5.Православная библиотека Святых отцов и церковных писателей. https://azbyka.ru/otechnik/
6.Христианская периодика России конца XVIII–XX вв. https://atlasch.narod.ru/article/kurskievedomosti.htm
7.ГАКО (Государственный архив Курской области) Курские Епархиальные ведомости (1914г. №27-28, №29-30), (1914г. №6503), (1871г. №1), (1902г. №16)
[1] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/
[2] https://руни.рф/Духовная_беседа
[3] https://www.pravenc.ru/text/деизм.html
[4] http://summa.rhga.ru/osob/pro/detail.php?rraz=3&ELEMENT_ID=4725
[5] https://moluch.ru/archive/490/107095/
[6] https://search.rsl.ru/ru/record/01007511275
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец страницы издания «Курских Епархиальных ведомостей»: