«Принципы и методы работы с детьми дошкольного возраста»

«Принципы и методы работы с детьми дошкольного возраста»

11 мая 2021 г.

Автор: Преподаватель фортепиано Милькина Людмила Евгеньевна, МБУДО «Трубчевская ДШИ им. А. Вяльцевой»

Скачать материал: «Принципы и методы работы с детьми дошкольного возраста»

Игровая деятельность, сопровождающая первое знакомство ребёнка с классическим музыкальным инструментом – фортепиано, является естественным продолжением игр, с помощью, которых он в  первые годы своей жизни постигает мир. Дошкольный возраст  (4-6 лет) отличается многими специфическими  характерными чертами.  Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме. Поэтому содержание получасового урока игры на фортепиано должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего этого времени интерес у ребёнка не ослабел.

Характерной чертой этого возраста  является большая  восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. Это следует учитывать на занятиях. Преподаватель не должен откладывать ответы на возникающие у детей вопросы на другое время, даже если они затрагивают проблему будущего урока. Любознательность ребёнка нужно немедленно удовлетворять. Следующая характерная черта состоит  в том, что ребёнок легко воспринимает новое, но  так  же  быстро забывает выученное на уроке.  С этой особенностью следует считаться  при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться  к уже пройденному материалу, даже если учащийся перед этим хорошо его  усвоил. Ещё одной чертой данного возраста  можно назвать иной темп мышления у ребёнка. Ребёнок думает медленнее. Поэтому  всякое принуждение к спешке, к быстрой реакции приведёт к отрицательным последствиям, так как внесёт в урок беспокойство, страх, поспешность. Новые впечатления, новые знания, новая деятельность – требуют времени, чтобы отложиться в детской памяти. Ещё одной характерной чертой  детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого следует принцип, что детям на уроке надо   сначало показывать  предмет или указывать на явление и лишь потом вводить их словесное обозначение или соответствующий знак.

 Цели, которые ставит преподаватель, приступая к обучению игре на фортепиано ребёнка должны быть, согласованы со стремлением самого ребёнка, пришедшего обучаться на инструменте. В возрасте 4-6 лет ребёнок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает желания в напряжённых, длительных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано ребёнок представляет как новое развлечение. Задача преподавателя  – направить  это «развлечение», предметом в этом развлечении должны быть звуки, а целью – освоить  особый язык,  состоящий из звуков, то есть музыку. Началом инструментального обучения являются детские игры, и работать с детьми  в этот период  означает для преподавателя играть с ними, проявляя при этом тот же энтузиазм и ту же радость, что и сами дети. В играх преподаватель преследует определённую педагогическую цель: он шаг за шагом следит за формированием чувственных и интеллектуальных качеств ребёнка – слуховой восприимчивости, моторики, памяти, представлений, мышления, эмоционального настроя.  В играх у фортепиано дети лёгким и приятным для них способом осваивают контакт с клавишами,  включаются в живую и интересную музыкальную работу. Они учатся непосредственно, играючи, исходя из естественных побуждений и чистого любопытства. На занятиях следует следить за тем, чтобы ребёнок участвовал в них с максимальной активностью, спонтанностью, получал возможность для изобретательной деятельности. Но следует помнить, что ребёнок, прежде чем изобретает, имитирует. Из подражаний формируется запас музыкальных представлений и развивается фантазия ребёнка. Он приобретает слуховой контроль и двигательный опыт прежде, чем в состоянии осознать применяемые им технические элементы.  Игры при этом способствуют тому, чтобы дети могли непосредственно применять на уроках весь накопленный ими к этому времени багаж, все свои способности.

В методическом плане преподаватель преследует две основные цели:    

 1.Развитие мелодических и ритмических представлений, музыкальной памяти, элементарной творческой способности и элементарного чувства  музыкального формообразования. 

  1. Усвоение основных инструментальных навыков, получаемых детьми в последовательно проводимых играх у фортепиано в сочетании с детскими стишками, песенками, маленькими пьесками и движениями.

Для осуществления этих целей преподаватель должен владеть богатым запасом методических средств:

  1. Ритмические и мелодические «эхо» и «диалоги».
  2. Детские стишки с речитацией на одном или нескольких звуках. 
  3. Песенки в объёме трёх, четырёх, а потом и более звуков.
  4. Тексты стишков, песен и небольшие фортепианные пьески для работы над выразительностью и над техническими проблемами фортепианной игры.
  5. Детские игры, загадки, сказки.
  6. Двигательные и расслабляющие упражнения для минутки отдыха.

 Когда  ребёнок научился играть non  legato, воспроизводя услышанные звуки можно, на основе уже приобретённых слуховых навыков уделить больше времени и  внимания  регулярным двигательным упражнениям. Материалом для упражнений в этот период  служат уже различные складываемые из звуков «узоры», «цепочки», «соединения» из звуков. Ребёнок начинает так же, и играть по нотам. В процессе «развлекательных» занятий  он уже  ознакомился  с нотным  станом и записью  нот и ритма.  В соответствии с навыками ребёнка постепенно изменяется структура урока. С серьёзными и сосредоточенными детьми можно работать более углубленно  и наоборот, с более «инфантильными учениками следует сохранять разнообразие и частую смену заданий на уроке.

 Наряду с неустанной заботой о возможно более разнообразном содержании урока преподаватель должен и в полной мере использовать характерное для маленьких детей неутомимое стремление к бесконечному повторению того, что им нравится. Цель преподавателя на этой стадии не в том, чтобы пройти как можно больше материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребёнка музыкой.

Список литературы

  1. Барсукова С.А. Азбука игры на фортепиано. Учебно-методическое пособие /С.А. Барсукова – Ростов на Дону: «Феникс», 2004
  2. Достал Я. Ребёнок за роялем. – М,. «Музыка», 1988
  3. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Учебно-методическое издание.

Сост. Грохотов С.В. –М., 2006