Познавательно-исследовательский проект «Чудо-радуга»

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-радуга»

10.05.22

Попов Егор, Байтиев Владислав, Паздеева Катерина

Воспитатель Яковлева Вера Николаевна

МАДОУ Детский сад № 28 «Лесная сказка»

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение…………………………………………………………………………..3
  2. Цель, задачи проекта……………………………………………………………..3
  3. Содержание работы………………………………………………………………4
  4. Теоретическая часть………………………………………………………………5                  
  5. Практическая часть (эксперименты)…………………………………………….                                                                                                                 
  6. Заключение………………………………………………………………………………………………8      
  7. 7. Приложение……………………………………………………………………….9             
  1. ВВЕДЕНИЕ

Что за чудо-коромысло

После дождичка повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Разноцветны ворота

Что зовутся … РАДУГА!

(СЛАЙД 2)

   Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался одним из самых  красивых явлений природы – радугой. Какое из природных явлений может сравниться по красоте с радугой? Возможно, северное сияние, вот только его видели совсем немногие (СЛАЙД 3). А радугу, которая появляется сразу после дождя, видели все. Появившись на небе, она привлекает внимание (СЛАЙД 4). Любуясь этим  явлением природы, люди испытывают восторг и радость.   (СЛАЙД 5)

     Как образуется это разноцветное чудо природы?  Можно ли наблюдать эту красоту дома? Эти вопросы заинтересовали меня и моих друзей. Чтобы ответить на все возникшие вопросы, мы решили поискать радугу.

(СЛАЙД 6)

Цель: определение условий появления радуги в природе и вокруг нас.

Задачи:

  • Узнать, что такое радуга;
  • Создать радугу в домашних условиях;
  • Научиться смешивать краски и найти «радужные» цвета;
  • Рассказать о радуге друзьям в своей группе;
  • Создать книгу о радуге.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Целевая аудитория: семья Егора Попова, семья Владислава Байтиева,  семья Катерины Поздеевой, педагоги детского сада, воспитанники подготовительных к школе групп.

Время  и место проведения: 2 месяца (март-апрель 2022 г.), условия семьи и группы ДОУ, библиотека детского сада «Мудрая Сова»     

Содержание  работы по реализации проекта

Этапы Содержание работы Продукт Сроки
1.Организацион-ный этап Подбор литературы по теме проекта, сбор информации в сети интернет. Привлечение родителей к проекту. Книги, словари, энциклопедии; информация из сети интернет. Март,

2022 г.

2. Основной этап Познавательная деятельность по изучению природного явления.    Текстовый, иллюстративный, фото, видео материалы. Март,

2022 г.

Приобретение и подготовка необходимых материалов для экспериментов.

 

Набор необходимых материалов: фонарик, CD диск, картон, цветные карандаши, зеркало, флакон с мыльной водой, краски, шуруповёрт, одноразовые стаканы. Март,

2022 г.

Проведение опытов в условиях группы и дома, фотосъемка. Правила безопасности. Презентация проекта  «Чудо-радуга» (фотографии). Апрель,

2022 г.

Совместная игровая деятельность. Дидактические игры Апрель,

2022 г.

Изготовление книги по теме проекта Книга «Чудо-радуга» Апрель,

2022г.

3.Заключитель- ный этап Выступление перед сверстниками в группе. Презентация проекта. Апрель,

2022 г.

Выступление на конкурсе проектов «Экоша». Представление проекта экспертам. Апрель,

2022 г.

 

Теоретическая часть

Что мы знаем о радуге? (СЛАЙД 7)

Мы знаем, что радуга появляется после дождя в солнечную погоду, что она разноцветная и очень красивая. Радуга – одно из самых удивительных явлений, существующих в природе.  (СЛАЙД 8)

В толковом словаре дано понятие радуги. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (СЛАД 9) Причину ее возникновения пытались разгадать и древние люди, и древние ученые.

Как образуется радуга?

(СЛАЙД 10) Мы читали энциклопедии  о причинах возникновения радуги.   Рассмотрели в библиотеке книгу «Явления природы». В детском саду посмотрели мультфильм «Как появляется радуга?».

(СЛАЙД 11) Мы узнали: для образования  радуги необходимы солнце (солнечный свет) и капли воды. На самом деле луч солнца белого цвета. Когда он проходит через капельку воды, преломляется и становится разноцветным. Из одного белого луча появляются 7 основных цветов радуги.

(СЛАЙД 12) Запомнить последовательность цветов помогают игры (Приложение8) и фраза (СЛАЙД13)

 Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

(СЛАЙД 14) Посмотрели информацию в интернете и узнали, что в природе могут возникать необычные радуги.

Необычные радуги.

(СЛАЙД 15) Лунная (ночная) радуга более бледная, чем обычная, потому что Луна производит меньше света, чем Солнце.

(СЛАЙД 16) Огненная (красная) радуга появляется в последние 5-10 минут перед заходом Солнца, когда все цвета радуги начинают исчезать, остаётся одна красная дуга.

(СЛАЙД 17) Туманная (белая) радуга возникает при освещении  солнечными лучами слабого тумана, состоящего из мелких капелек.

(СЛАЙД 18) Зимняя радуга  –  явление уникальное, так как преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда. Для зимней радуги нужны  крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце. 

Радугу можно увидеть около (СЛАЙД 19) фонтанов, (СЛАЙД 20) водопадов, (СЛАЙД 21) в брызгах воды, (СЛАЙД 22) в любое время суток, даже ночью.

Практическая часть проекта

                       Как получить радугу в домашних условиях?

(СЛАЙД 22) Нами были поставлены эксперименты получения радуги в домашних условиях. Мы провели опыты, чтобы узнать, возможно ли получить радугу искусственным путём.

Эксперимент №1(СЛАЙД 23)

«Ловим радугу»

Оборудование: фонарик, CD диск.

(СЛАЙД 24) Ход опыта: Положил CD-диск зеркальной поверхностью вверх, посветили на него фонариком под углом. При необходимости можно менять положение диска и фонарика.  В результате появилось отражение всех цветов радуги. Вывод: Свет преломляется на зеркальной поверхности диска также, как в капле воды, поэтому можно увидеть радугу.

Эксперимент №2 (СЛАЙД 25)

«Радужные мыльные пузыри»

Оборудование: флакон с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.

(СЛАЙД 26) Ход опыта: Встав перед ярким светом, мы выдували мыльные пузыри. На мыльной плёнке можно увидеть цвета радуги.

Вывод: Лучи света, попадая на мыльный пузырь, преломляются и образуют радужные кольца.

Эксперимент №3 (СЛАЙД 27)

«Волшебное зеркало»

Оборудование: ёмкость, наполненная водой, зеркальце, фонарик.

(СЛАЙД 28) Ход опыта: Мы поставили ёмкость, наполненную водой, на стол под фонарик. Поворачивая зеркальце, получили радугу.

Вывод: Лучи света, попадая на зеркало, преломляются и образуют радугу.

Эксперимент № 4 (СЛАЙД 29)

«Радуга в стакане»

Оборудование: Для этого опыта понадобилось: семь одноразовых стаканчиков, гуашь, сахар, вода, шприц.

(СЛАЙД 30) Ход опыта: Наливаем в стаканы небольшое количество воды и окрашиваем ее в разные цвета (цвета радуги): 1-й стакан – красным цветом, 2-й стакан –  оранжевым, 3-й  –  желтым, 4-й  – зеленым, 5-й  – голубым, 6-й  –  синим, 7-й стакан – фиолетовым цветом. Во 2-й стакан добавляем 1 ложку сахара, в 3-й – 2 ложки сахара, в 4-й – 3 ложки сахара, в 5-й – 4 ложки сахара, в 6-й –5 ложек сахара, в 7-й – 6 ложек сахара и перемешиваем до растворения сахара. Первый стакан оставляем без сахара. Потом набираем шприцом красную воду и погружаем на дно стакана, далее набираем оранжевую воду и так же погружаем на дно стакана с красной водой, медленно вливаем и видим, оранжевая вода переместилась вверх и не смешалась. Те же действия проводим со стаканами оставшихся цветов. Получилась красивая «радужная вода».

Вывод: Слои воды не смешались, так как увеличилась её плотность.  Чем больше сахара, тем больше плотность воды.

Эксперимент № 5 (СЛАЙД 31)

«Фокус»

Оборудование: картонный круг, цветные карандаши, шуруповерт.

(СЛАЙД 32) Ход опыта: Сделали круг, раскрасили его в семь цветов радуги. Надели этот круг на шуруповерт. Круг стал быстро вращаться,  из семи цветов получился белый цвет.

Вывод: при быстром вращении происходит смешивание цветов радуги и получается белый цвет.

(СЛАЙД 33)

       На основании проведённых экспериментов делаем  вывод: Радугу можно получить разными способами  в домашних условиях.

       (СЛАЙД 34) В группе мы познакомили друзей со своим исследованием и опытами. Ребята заинтересовались и захотели самостоятельно провести опыты дома.

      (СЛАЙД 35)  В детском саду с воспитателями и ребятами мы создали книгу «Чудо-Радуга» в которой есть виды радуги, загадки, пословицы, стихи.

 

                                               Заключение

(СЛАЙД 36) Работая над темой «Чудо-радуга», мы прочитали книги, просмотрели ролики, фильмы в интернете о возникновении радуги.

Мы узнали из книг: (СЛАЙД 37)

  • что радуга появляется в солнечную погоду после дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли; (СЛАЙД 38)
  • очень редко в природе можно наблюдать лунную , огненную, туманную, зимнюю радугу.

(СЛАЙД 39)

Через эксперименты увидели и убедились, что радугу можно получить в домашних условиях с помощью окрашенной воды и сахара., СD  диска, зеркала, фонарика., мыльных пузырей.  Вместо солнечного луча может быть использован искусственный источник света- фонарик.

(СЛАЙД 40)

    Нам было интересно.  Цель проекта была достигнута.