План-конспект учебного занятия Тема: «Доброжелательность и добросердечность»
09.11. 2020 Автор: Автор педагог ДО Лебедич Светлана Федоровна
МБОУ ДОД УГДДТ им. В.М.Комарова Республика Башкортостан, г. Уфа
Скачать материал: План-конспект занятия “Доброжелательность и добросердечность”
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Доброжелательность и добросердечность»
Объединение «Психология»
Педагог Лебедич Светлана Федоровна
Возраст детей: 8-10 лет
Тип занятия: урок
Форма проведения занятия: урок-беседа
Кол-во детей в группе: 6-10 человек
Продолжительность занятия: 90 минут.
Цель: расширить представление детей о доброжелательности, как ценном качестве человека.
Задачи
Обучающие:
– раскрыть значение понятия «доброжелательный человек».
-углубить знания учащихся о таких понятиях как доброжелательность, человечность, милосердие.
Развивающие:
– развивать потребность дарить радость окружающим людям.
– развивать умение контролировать свои поступки.
-развивать доброжелательное отношение к людям, друг к другу.
Воспитательные:
– воспитывать терпение и чуткое отношение к окружающим.
-формировать стремление совершать добрые дела.
Оборудование.
Материалы:
-бумага
-ручки и карандаши
-ластик
-компьютер
Наглядные пособия:
-бумажные цветы – заготовки со словами: правда, мир, труд, добро, радость, честность, аккуратность, вежливость,
ложь, война, лень, зло, горе, лесть, неряшливость, грубость.
-иллюстрации
-видео – ролик “Песня о Доброте”
-карточки, на которых написаны качества людей
План занятия:
1.Орг. Момент (10 мин.)
2.Введение новых знаний (20 мин.)
3.Практическая работа (50 мин.)
- Подведение итогов (10 минут)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент:
Создание эмоционального настроя.
Играет музыка, на заставке компьютера картинка: лица детей.
Упражнение “Солнечный свет” ( Позитивный настрой)
Психолог: Сейчас мы будем делать упражнение на дыхании. Когда мы концентрируемся на дыхании, то у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Сядьте удобно облокотившись на спинку стула, руки положите на колени, голову чуть опустите вниз, глаза прикройте. Дышим спокойно и ровно. Вдох – выдох(3-5 раз).Вдох- мысленно вбираем в себя покой и радость. Выдох – мысленно выдыхаем из себя все неприятности и беспокойства.(5-7 раз). На счет 3 открываем глаза. Мы как- будто наполнились солнечным светом. Все свои «грустинки» выдохнули, а вдохнули радость.
Упражнение – рассуждение «Доброта и Доброжелательность».
Психолог: Ребята, что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «Доброта»?
Дети: Что-то теплое и мягкое, что-то красивое, это улыбка…
Психолог: Каким предметом, животным, цветком вы можете представить себе «Доброту»?
Дети: мягкий плед, котенок, ромашка.
Психолог: Легко совершать добрые поступки?
Дети: легко, не всегда, если ты добрый, то легко, если тебе нравится человек, то легко…
Психолог: Ждёт ли человек чего-то взамен, когда совершает добрые дела?
Дети: нет, да, потому что ему тоже хочется получить добро в ответ…
Психолог: Как вы понимаете слово “доброжелательность”?
Дети: это значит желать добра, это значит быть вежливым, это значит помогать другим…
Психолог: придумайте синонимы к этому слову.
Дети: Добродушный, доброжелательный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный
Психолог: Молодцы! Так что такое ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ? Доброжелательность – это желание другим добра.
Психолог: Кого из окружающих вас людей можно назвать доброжелательным человеком? Расскажите о них.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Введение новых знаний
Притча: «Почему великан помог?»
Психолог: Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.
Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром крестьяне увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть ее и решили попросить помощи у великана.
Двое крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.
– Эй, великан, убери глыбу! – крикнул один крестьянин.
– Если не уберешь, хуже будет. Мы не дадим тебе виноград, – крикнул второй.
Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали. Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучалась в железные ворота. Великан приоткрыл ворота.
– Здравствуйте, я принесла Вам подарок. …
-Как вы думаете, какой подарок принесла девочка?
-Я сама его вырастила, – сказала девочка и протянула великану цветок.
– Какой красивый, – прошептал великан.
В деревне уже все искали девочку.
– Смотрите, по дороге идет великан, а на плече у него сидит девочка! – крикнул кто-то.
Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Каменная глыба покачнулась. Мужчины тоже схватились за глыбу, и вскоре дорога очистилась.
На прощание девочка сказала великану:
– Спасибо, добрый великан.
– Доброе слово и железные ворота открывает, – произнесла мама девочки.
Обсуждение:
Психолог: О чем притча?
Психолог: О чем попросили крестьяне великана?
Психолог: Помог ли им великан?
Психолог: Почему нет?
Психолог: Что было дальше?
Психолог: Что помогло девочке убедить великана?
Психолог: Какая была девочка?
Психолог: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: девочка пожелала добра великану и добро к ней вернулось.
Педагог: Дети, как вы думаете, можно доброту потрогать?
Дети: нет, ее можно почувствовать, да, доброта -это мамины руки, когда она обнимает, доброта – это подарок на день рождения…
Психолог: Если ли у неё запах, вкус?
Дети: да, это запах яблочного пирога, доброта сладкая…
Психолог: А может быть её можно увидеть?
Дети: да. Например, совершенно незнакомый человек подскользнулся и упал, а ты помог ему подняться и дойти до дома…
Психолог: Молодцы! Доброту можно увидеть в поступках, действиях, чувствах человека.
- Практическая работа
Работа по иллюстрациям
Психолог: Ребята, посмотрите, как много на столе разных предметов. Это зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер, детское платье. Посмотрите внимательно на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?
Дети: Зёрнышками можно накормить птиц.
Дети: Цветок подарить.
Дети: Игрушку отремонтировать.
Дети: Книгу подклеить.
Дети: Грязную чашку вымыть.
Дети: На листке бумаги нарисовать что – то приятное и подарить близкому человеку.
Дети: А платье можно подарить сестрёнке.
Просмотр ролика “Твори добро”
Психолог: Сейчас мы с вами посмотрим ролик, который называется «Твори добро».
Обсуждение:
Психолог: Какие добрые поступки совершали люди?
Дети: ответы
Упражнение – Игра ( на внимание)
Психолог: Доброжелательный человек обладает определенными качествами. Давайте выберем их. Если это карточка, на которой написано качество доброго человека, то вы хлопаете в ладоши. А если наоборот, то молчите.
(Безразличие, сопереживание, агрессивность, справедливость ненависть, бескорыстие, зависть, милосердие, предательство, сострадание, равнодушие, забота, готовность прийти на помощь, обман.)
Упражнение «Сад доброты» (коллективная работа).
Психолог: Ну, а теперь мы посадим САД ДОБРОТЫ
Психолог: Дети, а какой доброжелательность не может быть?
Дети: Доброта не может быть злой, нечестной, неверной. Такой доброты не бывает, потому что это уже не доброта.
Психолог: Сейчас вы разделитесь на группы и сообща попробуете изобразить цветными карандашами на листе бумаги сад и определить, что является в вашем саду “сорняками” вашей души и мешает расти настоящим цветам и деревьям. Откройте альбом, возьмите цветные карандаши и сделайте коллективный рисунок.
Упражнение-игра «Полянка доброты».
Психолог: Представьте себе 2 поляны – «поляну доброты» и «поляну зла». На этих полянах растет много цветов. Но случилось стихийное бедствие – пронесся ураган и перепутал все цветы, которые там росли. Помогите вернуть цветы на свои полянки.
Цветы со словами: правда, мир, труд, добро, радость, честность, аккуратность, вежливость, ложь, война, лень, зло, горе, лесть, неряшливость, грубость.
Упражнение-игра «Дерево ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ»
Психолог: Давайте посадим дерево, на котором растут плоды с добрыми пожеланиями для ваших друзей и родных. Откройте альбомы, возьмите цветные карандаши и нарисуйте такое дерево.
(Дети рисуют в альбомах и звучит песня Татьяны Мухаметшиной “Песня о Доброте”)
Упражнение «Сад моей души»
Психолог: Когда человек говорит другому человеку пожелания искренне, от всей души, щедро, то они обязательно исполняются. Если человек добрый, то у него в душе расцветает сад. Символически такой сад можно изобразить следующим образом:
«Сад моей души»
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Ваши добрые сердца – это ваши сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами
- Подведение итогов занятия:
Рефлексия.
Психолог:
– Что нового вы узнали на занятии?
– Какие трудности возникали?
– Что не понравилось?
– Что понравилось?
Список используемой литературы:
Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. -2006. -№ 3. -С. 17-22.
Степанов П.Как воспитать толерантность? // Народное образование,2001, №9; 2002, № 9.
Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьник и подростков (воспитание толерантности). М.:Педагогическое общество России, 2006. –128с.