План-конспект учебного занятия Тема: «Доброжелательность и добросердечность» Автор педагог ДО Лебедич С.В. 09.11. 2020

План-конспект учебного занятия Тема: «Доброжелательность и добросердечность»

09.11. 2020 Автор: Автор педагог ДО Лебедич Светлана Федоровна

МБОУ ДОД УГДДТ им. В.М.Комарова Республика Башкортостан, г. Уфа

Скачать материал: План-конспект занятия “Доброжелательность и добросердечность”

ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Доброжелательность и добросердечность»

Объединение «Психология»

Педагог Лебедич Светлана Федоровна

Возраст детей: 8-10 лет

Тип занятия: урок

Форма  проведения занятия: урок-беседа

Кол-во детей в группе: 6-10 человек 
Продолжительность занятия: 90 минут.

Цель:   расширить представление детей о доброжелательности, как ценном качестве человека.

Задачи

Обучающие:

– раскрыть значение понятия «доброжелательный человек».

-углубить знания учащихся о таких понятиях как доброжелательность, человечность, милосердие.

Развивающие:

– развивать потребность дарить радость окружающим людям.

– развивать умение контролировать свои поступки.

-развивать доброжелательное отношение к людям, друг к другу.

Воспитательные:

– воспитывать терпение и чуткое отношение к окружающим.

-формировать стремление совершать добрые дела.

Оборудование.

Материалы:

-бумага

-ручки и карандаши

-ластик

-компьютер

Наглядные пособия:

-бумажные цветы – заготовки со словами: правда, мир, труд, добро, радость, честность, аккуратность, вежливость,

ложь, война, лень, зло, горе, лесть, неряшливость, грубость.

-иллюстрации

-видео – ролик “Песня о Доброте”

-карточки, на которых написаны качества людей

План занятия:

1.Орг. Момент (10 мин.)

2.Введение новых знаний (20 мин.)

3.Практическая работа (50 мин.)

  1. Подведение итогов (10 минут)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент:

Создание эмоционального настроя.

Играет музыка, на заставке компьютера картинка: лица детей.

Упражнение “Солнечный свет” ( Позитивный настрой)

Психолог: Сейчас мы будем делать упражнение на дыхании. Когда мы концентрируемся на дыхании, то у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Сядьте  удобно облокотившись на спинку стула, руки положите на колени, голову чуть опустите вниз, глаза прикройте. Дышим спокойно и ровно. Вдох – выдох(3-5 раз).Вдох- мысленно вбираем в себя покой и радость. Выдох – мысленно выдыхаем из себя все неприятности и беспокойства.(5-7 раз). На счет 3 открываем глаза. Мы как- будто наполнились солнечным светом. Все свои «грустинки» выдохнули, а вдохнули радость.

 

Упражнение – рассуждение «Доброта и Доброжелательность».

Психолог: Ребята, что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «Доброта»?

Дети: Что-то теплое и  мягкое, что-то красивое, это улыбка…

Психолог: Каким предметом, животным, цветком вы можете представить себе «Доброту»?

Дети: мягкий плед, котенок, ромашка.

Психолог:  Легко совершать добрые поступки?

Дети: легко, не всегда, если ты добрый, то легко, если тебе нравится человек, то легко…

Психолог: Ждёт ли человек чего-то взамен, когда совершает добрые дела?

Дети: нет, да, потому что ему тоже хочется получить добро в ответ…

Психолог: Как вы понимаете слово  “доброжелательность”? 

Дети: это значит желать добра, это значит быть вежливым, это значит помогать другим…

Психолог: придумайте синонимы к этому слову.

Дети: Добродушный, доброжелательный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный

Психолог: Молодцы! Так что такое ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ? Доброжелательность – это желание другим добра.

Психолог: Кого из окружающих вас людей можно назвать доброжелательным человеком? Расскажите о них.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Введение новых знаний

Притча: «Почему великан помог?»

Психолог: Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле ворот.

Однажды ночью, когда все спали, гора затряслась. К счастью, толчки быстро прекратились. Утром крестьяне увидели, что огромная глыба перегородила горную дорогу. Крестьяне не смогли сдвинуть ее и решили попросить помощи у великана.

Двое крестьян спустились к замку. Великан чинил каменный забор.

– Эй, великан, убери глыбу! – крикнул один крестьянин.

– Если не уберешь, хуже будет. Мы не дадим тебе виноград, – крикнул второй.

Тут великан сделал вид, что хочет бросить в крестьян камень. Те быстро убежали. Все ругали злого великана, но одна девочка думала по-другому. Рано утром она вышла из деревни. Девочка спустилась к замку и постучалась в железные ворота. Великан приоткрыл ворота.

– Здравствуйте, я принесла Вам подарок. …

-Как вы думаете, какой подарок принесла девочка?

-Я сама его вырастила, – сказала девочка и протянула великану цветок.

– Какой красивый, – прошептал великан.

В деревне уже все искали девочку.

– Смотрите, по дороге идет великан, а на плече у него сидит девочка! – крикнул кто-то.

Крестьяне схватили палки и побежали навстречу великану. Он, не обращая внимания на крестьян, ссадил малютку на землю и стал толкать глыбу. Каменная глыба покачнулась. Мужчины тоже схватились за глыбу, и вскоре дорога очистилась.

На прощание девочка сказала великану:

– Спасибо, добрый великан.

– Доброе слово и железные ворота открывает, – произнесла мама девочки.

Обсуждение:

Психолог: О чем притча?

Психолог: О чем попросили крестьяне великана?

Психолог: Помог ли им великан?

Психолог: Почему нет?

Психолог:  Что было дальше?

Психолог: Что помогло девочке убедить великана?

Психолог: Какая была девочка?

Психолог: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: девочка пожелала добра великану и добро к ней вернулось.

Педагог: Дети, как вы думаете, можно доброту потрогать?

Дети: нет, ее можно почувствовать, да, доброта -это мамины руки, когда она обнимает, доброта – это подарок на день рождения…

Психолог: Если ли у неё запах, вкус?

Дети: да, это запах яблочного пирога, доброта сладкая…

Психолог: А может быть её можно увидеть?

Дети: да. Например, совершенно незнакомый человек  подскользнулся  и упал, а ты помог ему подняться и дойти до дома…

Психолог: Молодцы!  Доброту можно увидеть в поступках, действиях, чувствах человека.

 

  1. Практическая работа

Работа по иллюстрациям

Психолог: Ребята, посмотрите, как много на столе   разных предметов. Это  зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер, детское платье. Посмотрите внимательно на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

Дети:  Зёрнышками можно накормить птиц.

Дети: Цветок подарить.

Дети: Игрушку отремонтировать.

Дети: Книгу подклеить.

Дети:  Грязную чашку вымыть.

Дети: На листке бумаги нарисовать что – то приятное и подарить близкому человеку.

Дети: А платье можно подарить сестрёнке.

 

Просмотр ролика “Твори добро”

Психолог: Сейчас мы с вами посмотрим ролик, который называется «Твори добро».

Обсуждение:

Психолог: Какие добрые поступки совершали люди?

Дети: ответы

 

 

 

Упражнение – Игра ( на внимание)

Психолог: Доброжелательный человек обладает определенными качествами. Давайте выберем их. Если это карточка, на которой написано качество доброго человека, то вы хлопаете в ладоши. А если наоборот, то молчите.

(Безразличие, сопереживание, агрессивность, справедливость ненависть, бескорыстие, зависть, милосердие, предательство, сострадание, равнодушие, забота, готовность прийти на помощь, обман.)

 

Упражнение «Сад доброты» (коллективная работа).

Психолог: Ну, а теперь мы посадим САД ДОБРОТЫ

Психолог: Дети, а какой доброжелательность не может быть?

Дети: Доброта не может быть злой, нечестной, неверной. Такой доброты не бывает, потому что это уже не доброта.

Психолог: Сейчас вы разделитесь на группы и сообща попробуете изобразить цветными карандашами на листе бумаги сад и определить, что является в вашем саду “сорняками” вашей души и мешает расти настоящим цветам и деревьям. Откройте альбом, возьмите цветные карандаши и сделайте коллективный рисунок.

 

Упражнение-игра «Полянка доброты».

Психолог: Представьте себе 2 поляны – «поляну доброты» и «поляну зла». На этих  полянах растет много цветов. Но случилось стихийное бедствие – пронесся ураган и перепутал все цветы, которые там росли. Помогите вернуть цветы на свои полянки.

Цветы со словами: правда, мир, труд, добро, радость, честность, аккуратность, вежливость, ложь, война, лень, зло, горе, лесть, неряшливость, грубость.

 

Упражнение-игра «Дерево ДОБРЫХ ПОЖЕЛАНИЙ»

Психолог: Давайте посадим дерево, на котором растут плоды с добрыми пожеланиями для ваших друзей и родных. Откройте альбомы, возьмите цветные карандаши и нарисуйте такое дерево.

(Дети рисуют в альбомах  и звучит песня Татьяны Мухаметшиной  “Песня о Доброте”)

 

 

 

Упражнение «Сад моей души»

Психолог: Когда человек говорит другому человеку пожелания искренне, от всей души, щедро, то они обязательно исполняются. Если человек добрый, то у него в душе расцветает сад. Символически такой сад можно изобразить следующим образом:

 «Сад моей души»

Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды

Ваши добрые сердца – это ваши сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами

 

  1. Подведение итогов занятия:

Рефлексия.

Психолог:

– Что нового вы узнали на занятии?

– Какие трудности возникали?

– Что не понравилось?

– Что понравилось?

 

Список используемой литературы:

Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. -2006. -№ 3. -С. 17-22.

Степанов П.Как воспитать толерантность? // Народное образование,2001, №9; 2002, № 9.

Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьник и подростков (воспитание толерантности). М.:Педагогическое общество России, 2006. –128с.