План-конспект открытого урока на тему «Слуховое представление и двигательное воплощение в работе над прелюдией Скрябина»
29.11.2021
Преподаватель по классу фортепиано ВКК
МАУДО Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
Скачать материал: План-конспект откр. урока Слуховое представление и двигательное воплощение в работе над прелюдией Скрябина
________________________________
Тема урока: Слуховое представление и двигательное воплощение в работе над прелюдией Скрябина.
Цель урока: Создание единой музыкальной формы.
Задачи урока:
Образовательные:
- Уметь передать разнообразные состояния образа.
- Работать над динамикой в соответствии с целостным представлением образа.
- Добиваться уверенного, убедительного исполнения.
Развивающие:
- Уточнить приёмы педализации.
- Работать над агогикой.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость в раскрытии музыкального образа.
- Активизировать слуховой контроль во время слушания и исполнения.
- Воспитывать самостоятельность и творческую инициативу.
Методы обучения:
- Наглядный.
- Словесный.
- Практический.
Применение педагогических технологий:
- Здоровьесберегающая:
– чередование различных видов учебной деятельности (работа над музыкальным произведением чередуется со слушанием музыки);
– рациональная организация урока (упражнения для рук).
- Технология развивающего обучения:
Внесение в музыкально образовательный процесс урока информации для обогащения знаний, умений и навыков.
План урока:
I Организационный момент. Озвучивание темы и цели урока.
II Основная часть. Вступительное слово.
- Упражнения для пальцев.
- Исполнение учащейся прелюдии №6 и прелюдии №4 Скрябина.
- Работа над прелюдией №4:
- Работа над звуковыми красками для раскрытия состояния образа;
- Работа над агогикой;
- Работа над динамикой музыкальной формы;
- Уточнение педализации:
- Слушание прелюдии в аудиозаписи В. Сафроницкого.
- Повторное исполнение прелюдии учащейся.
III Домашнее задание.
IV Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
I Организационный момент. Озвучивание темы урока.
Педагог: В этом году изучение творчества композитора Александра Николаевича Скрябина символично. В январе 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения композитора – лирика, мечтателя и философа, яркого и своеобразного мыслителя. Он писал стихи, интересовался космосом. Скрябин – композитор – новатор, создавший свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Прелюдии – жанр, который композитор особенно любил в молодые годы и которому не изменял вплоть до последних лет жизни. У Скрябина, как и у Шопена, прелюдии отмечены единством запечатленного образа и контрастом, противоположностью настроений. Если говорить об особенностях стиля Скрябина, надо сказать о тончайшей нюансировке от пианиссимо до фортиссимо, об искусстве педализации, позволявшей достигать почти неуловимой смены звуковых красок, ритмической свободе исполнения. Скрябин играл «рубато» с широкими отклонениями от темпа. Композитор говорил своим ученикам, что «клавиши надо ласкать, а не тыкать с отвращением».
II Основная часть.
Педагог: Перед тем, как начать исполнение, выполним упражнения для рук:
Спина прямая, мышцы спины подтянуты (учащаяся выполняет упражнения).
- Упражнение «Потягивание ладони» тренирует мышцы ладони, способствует их натяжению для выполнения октавной техники.
- Упражнения «Поглаживание ладошки» для развития подвижности суставов пальцев и ощущение кончиков пальцев.
Педагог: В работе у нас находятся две прелюдии Скрябина, №4 и №6 и два контрастных образа. Расскажи о них (ученица даёт характеристику образов).
Итак, прелюдия №6 – образ грозной стихии. Характер драматический, порывистый, страстный. И прелюдия № 4 – одинокая душа, страдание, примирение со своей судьбой, характер лирической скорби (ученица исполняет две прелюдии). Сейчас мы будем работать над прелюдией №4. Для создания единой музыкальной формы, а это является целью нашего урока, нам необходимо: В 1 части уточнить звуковые краски и поработать над агогикой (показ и пояснение педагогом образного содержания прелюдии, исполнение учащейся).
– Человек одинокий, всеми покинутый и вдруг в его жизни происходит невиданное событие, кто-то или что-то врывается в его жизнь.
– Отчаянный порыв и происходит разочарование «За что, почему, как же так? Отчаяние. Событие продолжается, ещё один порыв, попытка что-то изменить, но появляется неуверенность, чувство безнадёжности, тревоги.
– Человек не сдаётся. Попытки борьбы. «Я не согласен!». Борьба. Но силы угасают.
Во 2 части уточнить динамику и приёмы педализации (показ и пояснение педагога, исполнение учащейся).
– Это воспоминания героя о том, что могло бы случиться в его судьбе, но не случилось. Попытка борьбы. Порывы. «Я боролся, но всё безнадёжно». Нет желания бороться. Силы уходят. «А счастье было так возможно». Полная безысходность и навсегда.
Предлагаю тебе сейчас послушать прелюдию в исполнении известного пианиста (короткое обсуждение). А сейчас постарайся передать в своём исполнении всё, что ты услышала и узнала на уроке (исполнение учащейся).
4.Домашнее задание.
- Рефлексия. Итог урока. Сегодня на уроке мы работали над созданием целостной, единой формы. Работа ещё не завершена, продолжится и дома, и на следующих уроках, так как нет предела совершенству. Основные задачи в дальнейшей работе над произведением – это звуковая нюансировка, педаль и агогика.