План-конспект открытого урока на тему «Слуховое представление и двигательное воплощение в работе над прелюдией Скрябина»

План-конспект открытого урока на тему «Слуховое представление и двигательное воплощение в работе над прелюдией Скрябина»

29.11.2021

Преподаватель по классу фортепиано ВКК

МАУДО Винзилинская детская школа искусств «Мечта»

Скачать материал: План-конспект откр. урока Слуховое представление и двигательное воплощение в работе над прелюдией Скрябина

________________________________

Тема урока: Слуховое представление и двигательное воплощение в работе над прелюдией Скрябина.

 Цель урока: Создание единой музыкальной формы.

 Задачи урока:

 Образовательные:

  1. Уметь передать разнообразные состояния образа.
  2. Работать над динамикой в соответствии с целостным представлением образа.
  3. Добиваться уверенного, убедительного исполнения.

   Развивающие:

  1. Уточнить приёмы педализации.
  2. Работать над  агогикой.

  Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость в раскрытии музыкального образа.
  2. Активизировать слуховой контроль во время слушания и исполнения.  
  3. Воспитывать самостоятельность и творческую инициативу.

Методы обучения:

  1. Наглядный.
  2. Словесный.
  3. Практический.

        Применение педагогических технологий:

  1.     Здоровьесберегающая:

      –  чередование различных видов учебной деятельности (работа над   музыкальным произведением чередуется  со слушанием музыки);

          –   рациональная организация урока (упражнения для рук).

  1.   Технология развивающего обучения:

        Внесение в музыкально образовательный процесс урока        информации для  обогащения знаний, умений и навыков.

                                         План урока:

       I    Организационный момент.  Озвучивание темы и цели урока.

 II    Основная часть.  Вступительное слово.

  1. Упражнения для пальцев.
  2.   Исполнение учащейся прелюдии №6 и прелюдии №4 Скрябина.
  3.   Работа над  прелюдией №4:
  • Работа над звуковыми красками для раскрытия состояния образа;
  • Работа над агогикой;
  • Работа над динамикой музыкальной формы;
  • Уточнение педализации:
  1. Слушание прелюдии в  аудиозаписи В. Сафроницкого.
  2. Повторное исполнение прелюдии учащейся.

        III   Домашнее  задание.

        IV  Итог урока. Рефлексия.

                                      Ход урока:

        I    Организационный момент.  Озвучивание темы урока.

Педагог:  В этом году изучение творчества композитора Александра Николаевича Скрябина символично. В январе 2022 года исполняется 150 лет со дня рождения композитора – лирика, мечтателя  и философа, яркого и своеобразного мыслителя. Он писал стихи, интересовался космосом. Скрябин – композитор – новатор, создавший свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Прелюдии – жанр, который композитор особенно любил в молодые годы и которому не изменял вплоть до последних лет жизни. У Скрябина, как и у Шопена, прелюдии отмечены единством запечатленного образа и контрастом, противоположностью настроений. Если говорить об особенностях стиля Скрябина, надо сказать о тончайшей нюансировке от пианиссимо до фортиссимо, об искусстве педализации, позволявшей достигать почти неуловимой смены звуковых красок,  ритмической свободе исполнения. Скрябин играл «рубато»  с широкими отклонениями от темпа. Композитор говорил своим ученикам, что «клавиши надо ласкать, а не тыкать с отвращением».

 II    Основная часть.

Педагог:  Перед тем, как начать исполнение,  выполним упражнения для рук:

Спина прямая, мышцы спины подтянуты (учащаяся выполняет упражнения).

  1. Упражнение «Потягивание ладони» тренирует мышцы ладони, способствует их натяжению для выполнения октавной техники.
  2. Упражнения «Поглаживание ладошки» для развития подвижности суставов пальцев и ощущение кончиков пальцев.

Педагог: В работе у нас  находятся две прелюдии Скрябина, №4 и №6  и два контрастных образа. Расскажи о них (ученица даёт характеристику  образов).

Итак,  прелюдия №6 – образ грозной стихии. Характер драматический, порывистый, страстный. И прелюдия № 4 – одинокая душа, страдание, примирение со своей судьбой, характер лирической скорби (ученица исполняет две прелюдии). Сейчас мы будем работать над прелюдией №4. Для создания единой музыкальной формы, а это является целью нашего урока,  нам необходимо: В 1 части  уточнить звуковые краски и поработать над агогикой (показ и пояснение  педагогом образного содержания прелюдии, исполнение учащейся).

–  Человек одинокий, всеми покинутый и вдруг в его жизни происходит невиданное событие, кто-то или что-то врывается в его жизнь.

– Отчаянный порыв и происходит разочарование «За что, почему, как же так? Отчаяние. Событие продолжается, ещё один порыв, попытка что-то изменить,  но появляется неуверенность, чувство безнадёжности, тревоги.    

– Человек не сдаётся. Попытки борьбы. «Я не согласен!». Борьба. Но силы угасают.

Во 2 части уточнить  динамику и приёмы педализации (показ и пояснение  педагога, исполнение учащейся).

– Это воспоминания героя о том, что могло бы случиться в его судьбе, но не случилось.  Попытка борьбы. Порывы. «Я боролся, но всё безнадёжно». Нет желания бороться. Силы уходят. «А счастье было так возможно». Полная безысходность и навсегда.

 Предлагаю тебе сейчас послушать прелюдию в исполнении известного пианиста (короткое обсуждение). А сейчас постарайся передать в своём исполнении всё, что ты услышала и узнала на уроке (исполнение учащейся).

     4.Домашнее задание.

  1. Рефлексия. Итог урока. Сегодня на уроке мы работали над созданием целостной, единой формы. Работа ещё не завершена, продолжится и дома, и на следующих уроках, так как нет предела совершенству. Основные задачи в дальнейшей  работе над  произведением – это звуковая нюансировка, педаль и агогика.