Учитель английского языка Платонова Татьяна Владимировна
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 37 г. Могилева»
——-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОСОЗНАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ВНУТРЕННЕЙ ПОТРЕБНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Платонова Татьяна Владимировна
учитель английского языка
Беларусь, г.Могилев, государственное учреждение образования «Средняя школа № 37 г.Могилева»
Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения иностранному языку, создание условий для повышения уровня мотивации учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется необходимости создания педагогических условий, способствующих успешному развитию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.
Ключевые слова: обучающиеся, мотивация, педагогические условия, иноязычная коммуникативная компетенция.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR AWARENESS OF THE NEED TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE AS AN INTERNAL NEED FOR STUDENTS
Platonova Tatsiana Vladimirovna
Annotation. The article discusses the problem of learning a foreign language, creating conditions for increasing the level of students’ motivation when learning a foreign language. Particular attention is paid to the need to create pedagogical conditions that contribute to the successful development of foreign language communicative competence among students.
Key words: students, motivation, pedagogical conditions, foreign language communicative competence.
Современные проблемы требуют современного решения. На сегодняшний день в школьном образовании особое внимание уделяется развитию навыков устной речи учащихся на иностранном языке, так как существует необходимость в практическом владении языком. Повышенный интерес к овладению разговорным иностранным языком возник ввиду открытости границ между государствами, их тесного сотрудничества. Для успешного овладения иноязычной коммуникативной компетенцией в школьном возрасте необходимо сформировать социально-ценностное отношение у обучающихся к изучению иностранного языка.
С 2019 года на базе нашего учреждения образования «Средняя школа №37 г. Могилева» реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся IX-XI классов на основе социально-ценностного отношения к изучению иностранного языка». Заявленный проект направлен на поиск наиболее эффективных путей реализации модели формирования иноязычной коммуникативной компетенции на основе социально-ценностного отношения к изучению иностранного языка, предусматривающей рассмотрение иноязычной коммуникативной компетенции как социальной ценности современного выпускника школы.
Перед педагогами иностранного языка в нашем учреждении образования стала задача найти нестандартные подходы к изучению иностранного языка, донести до учащихся идею о необходимости его изучения, а как следствия найти новые педагогические инструменты для вовлечения учащихся в образовательный процесс для того, чтобы повысить уровень мотивации учащихся к овладению разговорным языком.
На мотивацию влияет много факторов: интерес к изучаемому предмету, стремление к достижению успеха в овладении теми или иными навыками, чувство собственного достоинства, в конце концов – нравится или не нравится учитель. И, конечно же, все ученики имеют разные потребности и желания, среди которых следует отметить такие как потребность в познании нового, потребность в самовыражении, реализация которой основывается на знаниях, умениях, навыках; потребность в проведении своей самооценки: сравнение себя с другими и стремление к самосовершенствованию. Эти потребности и являются отправной точкой для учителя, опираясь на которые он планирует образовательный процесс с целью развития познавательной деятельности с обязательным учетом мотивов учения.
Проблема создания педагогических условий, способствующих формированию положительной учебной мотивации у обучающихся, не нова. На современном этапе развития образования педагог должен стараться создать такие условия в классе во время проведения урока, в которых ученики будут воспринимать информацию, полностью погружаться в процесс обучения. Педагогические условия – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [4]. Педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды. Они должны включать разнообразные методы, приемы и формы обучения и воспитания.
На мой взгляд, создание особых педагогических условий особенно актуально при организации образовательного процесса по изучению иностранного языка. Внутренняя мотивация учащихся особенно важна, когда они начинают изучать новый предмет. На своих уроках английского языка я стараюсь создавать атмосферу, благоприятствующую развитию коммуникативных навыков учащихся, чтобы ребята чувствовали себя комфортно и расслабленно, не стеснялись делать свои шаги в мире разговорного английского. Среди ключевых условий формирования положительной мотивации к обучению можно выделить такие, как создание проблемно-поисковых ситуаций на уроках как мотивационного компонента, применение интеллектуальной игры как средства развития положительной мотивации, приобщение семьи к формированию у ребенка эмоционально-положительной мотивации к школьному обучению.
Родителям необходимо знать, что интерес к учебе может появиться у ребенка только тогда, когда взрослые создадут соответствующие условия для формирования у него стремление познавать, а также чувство долга и ответственности. Важное значение в формировании у детей положительной мотивации к обучению имеют вопросы взрослых: расспрашивать ребенка о школе следует таким образом, чтобы возбуждать в нем интерес к учебной деятельности, к познанию нового.
Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга.
Для того, чтобы учащиеся осознали необходимость изучения иностранного языка как своей внутренней потребности необходимо организовывать образовательный процесс учитываю следующие составляющие: опираться на желание учащегося, а именно понять, что вызывает наибольших интерес у учащихся, пусть это будет даже желание, которое не совсем согласуется с вашими педагогическими намерениями, но ведь главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них; учитывать интересы и склонности учащихся: ведь нет учащихся, ничем не интересующихся. Поощряйте даже самые маленькие успехи учащихся, ведь детям присуще желание добиться признания, а задача педагога – помочь учащемуся обрести уверенность в себе. Большинство учащихся ожидают одобрения учителя, помощи и поддержки, а не новых замечаний или дисциплинарных требований.
Идя к учащимся, педагог должен понимать: если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху.
Список литературы
1.Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. –Казань: Центр инновационных технологий, 2000. –С. 124.
2.Боголюбская, В.С. Актуальность иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: педагогический аспект / В.С. Боголюбская // Педагогическая наука и современное образование: сб. науч. ст./ УО МГПУ им. И.П. Шамякина; редкол. О.П. Позывайло. – Мозырь: 2017. – C. 171‑175.
3.Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования — Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002.—264с.
4.Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования : дис. … д-ра. пед. наук. – Челябинск, 2001. – 427 с.
5.Хайдаров Ф. И. Проблемы развития учебной мотивации школьников // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития — 2016. — № 7. — С. 12.