Публикация
Автор: Преподаватель Баймухамбетова С.Т. ГБУ ДО ДМШ№2 г.Байконур
Цель: Закрепить умения и навыки, раскрыть художественный образ в проиведении Гурилева «Сарафанчик»
Задачи:
Обучающие:
– закрепление и дальнейшее развитие музыкально- слуховых и певческих навыков,
– развитие артикуляционного аппарата
– учиться выразительно исполнять песни, вдумываясь в их содержание
Развивающие:
– развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление
– развивать творческую фантазию и воображение,
– развивать музыкальное восприятие
Воспитывающие:
– Воспитывать любовь и интерес к музыке;
– Формировать навыки певческой и речевой культуры.
– Воспитывать музыкальный вкус и чувство стиля у учащейся
Вид урока: практическая работа, беседа
Форма урока:
Индивидуальная
Тип урока – интегрированный характер урока.
Используемые принципы – наглядность, доступность, последовательность.
Используемые методы:
- Информационный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
Методические приемы:
– словесный (пояснения поставленных задач, беседа с учеником, обмен информацией, комментарии к исполнению)
– наглядный (показнаглядных материалов)
– практический (пение ученицы, воплощение поставленных задач при пении)
Ожидаемый результат:
-выразительное исполнение песни
– цельная фразировочная линия
-четкая артикуляция
-единая певческая позиция
Оборудование:
-Фортепиано
– Зеркало
Структура урока:
I этап
– организационный момент
II этап (Основная часть)
– дыхательные упражнения, упражнения на развитие артикуляционного аппарата
– настройка вокального аппарата (распевание)
-работа над худ.образом романса Гурилева «Сарафанчик»,дикцией,звукоизвлечением
– проблемная ситуация на основе учебного материала
III этап (Заключение)
– домашнее задание
– выводы, итог урока
I.Организационный момент
(П– преподаватель, С – учащийся)
П : Здравствуй, Салтанат! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу. Салтанат, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?
(Предполагаемый ответ ученика: голос – это наш инструмент.)
П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?
С: настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться
П: правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь.Салтанат, а как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?
С: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование
П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?
С: без чёткой дикции и слов,выразительно
П: совершенно верно! Ведь мы с тобой знаем, что мало исполнить песню хорошим звуком, правильной техникой. Безусловно правильная техника стоит на первом месте, но, чтобы слушатель не скучал,мы должны спеть выразительно. Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение (пропевание) всех звуков и слов текста.
II.Основной этап.
Сегодня на занятии мы будем работать над выразительностью,характером произведения, дикцией.
Наше занятие мы начинаем с упражнения на дыхание.
Выполняем упражнения на дыхание.
П: Сейчас мы поработаем над дикцией.Что такое дикция?
С:Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста.
П: А от чего она зависит?
С: (Ответ ученика)
П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?
С: (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.
П: Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
(Показ на А4 листе: строение голосового аппарата).
Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок» (ученик пробует). Видишь, ничего не получается.
Необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена.
Очень хороши для тренировки скороговорки.
Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).
Бык – тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
П: А теперь давай попробуем проговорить скороговорку выразительно,с разными эмоциями(радость,грусть,вопрос,гнев)
П.: молодец, Салтанат!
Теперь приступим к вокальным упражнениям.
П. Салтанат, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?
С. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…
П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить.
Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Вокальные упражнения
1.Звук «М» (мычание) – тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»
- «Трель губами» – при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том. Распевка на звук «ррр»
- Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы. (Кантиленное пение. Кантилена – непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).
- На одном звуке – «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.
- Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз – поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» – упражнение на работу кончика языка.
- В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.
- По звукам трезвучия – «нэй-нэй-нэй.
П.: молодец. Салтанат! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?
С. Разборчивая, понятная.
П. Как нужно произносить слова в пении?
С. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?
С. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки)
Работа художественным образом в вокальном произведении
П.:Салтанат,мы сейчас поработаем над романсом «Сарафанчик», автор романса- Александр Гурилёва ,был композитором, пианистом, скрипачом, альтистом. Но больше всего он прославился как автор романсов. Наиболее известны: «Колокольчик», «Домик – крошечка», «Деревенский сторож» и другие.
– В какой музыкальной форме написан романс «Сарафанчик»?
– Романс написан в куплетной форме с элементами трёхчастности.
– Сколько разных настроений показывает автор в этом романсе?
-Три разных настроения девушки: нежелание скучать, радость ощущения свободы, прощание с детством.
– Какая задача стоит перед исполнителем?
– Передать разные состояния души девушки.
Работа над текстом
П:Салтанат,сейчас мы поработем с текстом.Прочитай выразительно,интересно,донеси до слушателя историю
Работа над выразительностью текста,жестами,мимикой.
Работа над звукоизвлечением:
В вокальной партии немало трудностей: нет поддержки мелодии в аккомпанементе, хроматические ходы, скачки, которые нужно исполнить в одной позиции; крепкое дыхание, чтобы спокойно допевать фразы.
Работа над исполнением романса по фразам ученицей чередуется с показом фраз преподавателем. Объединение фраз в предложения с передачей различных настроений: скука, раздражение монотонностью жизни, желание нарушить запрет матери, неповиновение, любование красотой сарафана и собой, восторг от ощущения свободы, возвращение домой украдкой, удивление от вида испорченного сарафана, выражение лица на словах «долго мать меня журила», радость от будущей взрослой жизни.
Исполнение романса целиком, без остановок.
III: Заключительный этап
Подведение итогов
П.: подведём итоги нашего занятия. Салтанат, как ты думаешь, удалось ли нам справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?
С. (ученик анализирует свою работу на уроке).
П. Сегодня мы поработали над
выразительностью,дикцией,мимикой.звуком,динамикой.
Домашнее задание
- Чтение скороговорок.
- Выполнение упражнений на дыхание.
- Перед зеркалом выразительно проговаривать текст с хорошей дикцией.
Спасибо за урок. Ты сегодня молодец. До встречи!
Самоанализ открытого урока
С обучающейся 3класса Токбергеновой Салтанат
Дата проведения: 29 апреля 2024г.
Время проведения:16.00ч.
Преподаватель: Баймухамбетова Салтанат Тлеубаевна
Концертмейстер:Тулегенова Айгерим Сахижановна
Ученица: Токбергенова Салтанат, третий год обучения
Продолжительность урока: 40 минут
Цель: Закрепить умения и навыки, раскрыть художественный образ в проиведении Гурилева «Сарафанчик»
Задачи:
Обучающие:
– закрепление и дальнейшее развитие музыкально- слуховых и певческих навыков,
– развитие артикуляционного аппарата
– учиться выразительно исполнять песни, вдумываясь в их содержание
Развивающие:
– развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление
– развивать творческую фантазию и воображение,
– развивать музыкальное восприятие
Воспитывающие:
– Воспитывать любовь и интерес к музыке;
– Формировать навыки певческой и речевой культуры.
– Воспитывать музыкальный вкус и чувство стиля у учащейся
Вид урока: практическая работа, беседа
Форма урока:
Индивидуальная
Тип урока – интегрированный характер урока.
Используемые принципы – наглядность, доступность, последовательность.
Используемые методы:
- Информационный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
Методические приемы:
– словесный (пояснения поставленных задач, беседа с учеником, обмен информацией, комментарии к исполнению)
– наглядный (показнаглядных материалов)
– практический (пение ученицы, воплощение поставленных задач при пении)
Ожидаемый результат:
-выразительное исполнение песни
– цельная фразировочная линия
-четкая артикуляция
-единая певческая позиция
Оборудование:
-Фортепиано
– Зеркало
Структура урока:
I этап
– организационный момент
II этап (Основная часть)
– дыхательные упражнения, упражнения на развитие артикуляционного аппарата
– настройка вокального аппарата (распевание)
-работа над худ.образом романса Гурилева «Сарафанчик»,дикцией,звукоизвлечением
– проблемная ситуация на основе учебного материала
III этап (Заключение)
– домашнее задание
– выводы, итог урока
Данная тема открытого урока очень актуальна. Преподаватели сольного пения очень часто сталкиваются с этой темой в процессе всего периода обучения.
Проводила занятие с обучающейся 3 класса Токбергеновой Салтанат .Имеет хорошие музыкальные данные,в процессе обучения проявила себя с положительной стороны,быстро обучается,позитивная,коммуникабельная.Принимала участие во многих конкурсах и концертах.
Занятие проводилось поэтапно:
1.Упражнения на дыхание.
2.Работа над дикцией .Читали скороговорки в разном темпе,пробовали читать с разным настроением (радость,грусть,удивление,вопрос)
3.Распевка.для того ,чтобы подготовить голос к работе и отработать некоторые технические приемы.
4.Работа над художественным образом произведения «Сарафанчик», над текстом и словом, над передачей смысла, через эмоциональное состояние (пропустить через себя).
5.Подведение итога урока
- Занятие было логически выстроено по принципу от простого – к сложному: упражнения, пение, индивидуальная работа. Материал подобран по степени сложности, учитывались интересы, индивидуальные особенности, возможности и способности обучающейся. Репертуар соответствует возрасту.
- Информационная ценность урока заключается в том, чтобы обучающаяся могла передавать сценический образ, анализировать муз. произведение.
- Я считаю, что цель занятия достигнута.