Открытое занятие «В гостях у насекомых»

Автор: Жаденова Татьяна Валерьевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1391, г. Москва

Схема конспекта занятия «В гостях у насекомых»  

            Тип занятия: занятие-путешествие, ознакомление с новым материалом.

            Цель занятия: Формировать представления о внешнем виде и образе жизни насекомых.

 Задачи:

Образовательные:
– расширять тематический словарь;

– обучать составлению описательного рассказа о насекомых.

Развивающие:
– развивать связную речь;

– развивать зрительное внимание, артикуляционную  и общую моторику.

Воспитательные:
– формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания.

Методическое  оснащение занятия:

– цветные карандаши и простой карандаш;
– предметные картинки;
– музыка;
– муляжи насекомых, мешочек.

Методы обучения:

словесный;
игровой;
наглядный.

Формы организации познавательной деятельности:

групповая и индивидуальная.

План занятия

  1.  Организационный момент. Формирование темы занятия. 5 мин.
  2. Основной этап. 20 мин.
  3. 3.      Заключительный этап. 20  мин.
                                          Итог занятия.5 мин.

 

     Для реализации познавательной и творческой активности дошкольника и младшего школьника  используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество развития. В данном занятии  представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в развивающем   и обучающем процессе.

 

 

                          №                

Этапы работы

 

                  

Содержание этапа

 

1. Цель – настроить детей  на активную
работу.Задачи:

–        собрать внимание;

–        настроить на активную деятельность;

–        дать мотивацию изучения темы урока.

 Объявление темы  занятия, организация внимания и развитие тактильных ощущений.

    Технология создания ситуации успеха                                      Педагог дает мотивацию на работу с темой,                побуждает обучающихся к познавательной деятельности.    

    Технология  здоровье сбережения.  
Настрой на доброжелательное отношение между детьми и педагогом снимает напряжение.   

       I.Организационный момент                

Мотивационная беседа.

Педагог – Здравствуйте!
Дети – Здравствуйте!

Педагог – Сегодня наше занятие не совсем обычное. У нас присутствуют гости. Прошу вас, работайте активно, не бойтесь поднимать руки и отвечать  на вопросы.  А сейчас я подойду к каждому  из вас, и вы опустите  руку в «волшебный мешок»,  нащупайте там сюрприз, который я для вас приготовила, и достанете его. Что это?

1-й ребенок Это бабочка.

2й ребенок – Это кузнечик.
3-й ребенок – Это божья коровка и т.д.

Педагог – Как их назвать одним словом?

Дети – Это насекомые.

Педагог –  Верно. Сегодня мы отправимся на  луг, в гости к насекомым. 

2. Цель – Сформировать представления о внешнем виде и образе жизни насекомых.

Задачи:
дать представление о строении тела насекомых;

– о их деятельности;
– о значении их  в жизни людей;
– развивать артикуляционную моторику.

Форма проведения этапа – путешествие  на луг.

 

 

    Технология  создания ситуации успеха.

Эмоциональное  погружение в тему: музыка, артистическая подача материала, способствуют открытию        всех   каналов   восприятия.,

         

    Технологии педагогического общения.

Через умение передать информацию, понимание состояния ученика, организацию взаимоотношений с детьми, строится педагогическое общение.

 

   Личностно-ориентированная  технология.

На первом месте стоит личность ребенка,
уважение и любовь к нему, принятие его
субъективного опыта, Поддержать можно и
улыбкой и взглядом.  Для педагога важно понимание темы, собственные рассуждения детей по этому вопросу, а не машинальное заучивание.

 

    Технология здоровьесбережения.

Слушание музыки. Полезное воздействие
звуковых вибраций. Эмоциональный фон
повышается.

 

    Игровая технология.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

    Технология решения  изобретательских задач.

В некоторых играх ребенок самостоятельно ищет ответ к решению поставленной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

                                  II. Основной этап

Ознакомление с новым материалом. Развитие артикуляционной моторики, расширение тематического словаря.

Педагог А отправимся мы туда на крыльях волшебной бабочки. Только держитесь крепко! (Бабочку можно вообразить, нарисовать контур тесьмой на полу или повесить картинку.) Звучит музыка П. Чайковского  «Вальс цветов».

                            Неси нас, бабочка, над полями.
                             Неси нас бабочка над лесами.
                             Опусти на лугу,
                             Прямо в радугу-дугу.

      Наконец-то мы прилетели. Сейчас раннее утро, цветы еще не раскрыли свои лепестки, не жужжат пчелы и шмели. Жуки еще спят.  Идем по росе на носочках, осторожно, чтобы ножки не промочить. А вот и солнышко взошло! Покажите, как оно поднимается и расправляет свои лучи. ( Дети поднимают руки вверх, ладони с раскрытыми пальцами от себя.)

                                          Солнце ясное взошло,
                                          Принесло на луг тепло.
                                          Рады травка, и цветки,
                                          И жучки, и паучки!

 Дети изображают с помощью пальцев раскрывающиеся бутоны цветков.

    А теперь вы сядете за парты и  внимательно послушаете  рассказ про насекомых.  Как же они выглядят?
Тело насекомых делится на голову, грудь и брюшко. Некоторые имеют крылья. Многие откладывают яйца, из которых  вылупляются  личинки. Личинки превращаются в куколок, а куколки – в зрелых насекомых.               
У всех насекомых по 6 ног.                   . 
    Так как насекомых на нашей планете в двести миллионов раз больше, чем нас людей, то они, всегда будут находится рядом с нами! Давайте, поближе познакомимся лишь с некоторыми из этих удивительных крошечных созданий, и вы сможете убедиться, что они заслуживают вашего внимания и уважения. В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Все виды насекомых играет особую, а иногда и необычную роль в природе.

   Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте!

                                          Прилетела к нам вчера
                                          Полосатая пчела
                                          А за нею шмель – шмелек
                                          И веселый мотылек,
                                          Два жука и стрекоза,
                                          Как фонарики глаза.
                                          Приходили муравьи
                                          И травинку принесли
                                          А паук на всех смотрел
                                          Сети плел и песни пел.

    О каких насекомых говорится в стихотворении?

1-й ребенок О пчеле.

2й ребенок – О мотыльке.
3-й ребенок – О жуке, стрекозе и т.д.

    Паук – это не насекомое, а паукообразное животное, у него8лап.
    Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют плодовые деревья. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот гусеницы поедают листья растений. Но, вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует.

    А сейчас мы отправимся в гости к божей коровке и  вместе с ней сделаем артикуляционную гимнастику.

 Артикуляционная гимнастика.

« Слоник», « Киска», « Лопатка», «Часики». ( В это время раздаются листочки с заданием).

Педагог- А сейчас божья коровка просит помочь ей добраться до листиков.

 Упражнение – рисовалка «Божья коровка».

 Предлагается обвести божьих коровок по контуру и помочь им долететь до листочков, проведя линию карандашом по пунктиру.

Педагог: А пока вы рисуете, послушайте рассказ  про это насекомое.
    Божья коровка – красивое насекомое с яркой окраской и тёмными пятнышками на спине. Её окраска предупреждает хищников: « Не ешьте меня! Я ядовита!». Она помогает растениям, уничтожает вредителей, например, тлю. Некоторые виды божьих коровок  на зиму забираются в дома человека, другие большими группами улетают в горные местности и там зимуют.

Педагог: А сейчас какое время года?

Дети: Весна.

Педагог: Стало тепло, солнышко пригревает, но иногда все равно идет дождик.  Вот и сейчас приплыли тучи дождевые. (Упражнения  на развитие мимики : улыбнулись, нахмурились, удивились).

 

Упражнение « Разукрась тучу».  ( Можно заштриховать, можно выполнить пальчиковую гимнастику, постукиванием по парте).

                                     Капля раз, капля два,
                                     Капля медленно сперва-
                                     Кап, кап, кап, кап.
                                     Стали капли поспевать,
                                     Капля каплю догонять.

Педагог: Дождь заслушался и перестал лить, снова выглянуло солнышко, и прилетело много разных насекомых. Слышите, как они звенят, жужжат?  Представьте, что вы – туча комаров.  Попищите и помашите маленькими крылышками. Большие комары звенят-З, а маленькие-зь.

Педагог: Попищите, как большие комары.

Дети: ЗЗЗЗЗЗ…..

Педагог: А теперь, как маленькие комарики.
Педагог: зь-зь-зь….

Педагог:

                                     Пищу противно я над ухом
                                     И все стараюсь укусить.
                                     Летаем тучами над лугом
                                     И с луга всех хотим изжить.

О ком эта загадка?

Дети: О комаре!

Педагог:  Правильно! Люди считают комара надоедливым кровососом.  Его личинки живут в воде: в лужах, озерцах, бочках с водой.

 Комары имеют прозрачные крылья и большие глаза, и конечно, больно кусаются и противно пищат.

Но, почему-то люди про них сложили много стихов, песенок, сказок, в которых прославляют удалого комара. (Муха-цокотуха — детская сказка в стихах, Корнея Чуковского,  сказка про Комара-Комаровича – Д. Мамин- Сибиряк.)                

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

“Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!”

Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!

Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:

“Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!”

А к кому в гости приходили насекомые?

Дети: К Мухе-Цокотухе.

Педагог:  Муха считается очень назойливым насекомым и настоящим спутником человека. Только люди ее не любят-говорят, что она переносчица заразных болезней. Но в этом стихотворении она всех приглашает в гости. Отправимся в гости и мы  к ней. Но чай горячий и нужно его остудить.
Упражнение. Работа над дыханием. Остужаем чай.

Педагог:   Полетим с нашей бабочкой дальше.  Закроем глазки и откроем в сказке. Мы оказались в гостях у комара и жука. Они собираются в  магазин, а мы должны им помочь, купить нужные вещи.  Игра « Магазин». Комару нужны вещи, в названиях которых есть звук (З), а жуку-звук(Ж).

Повторим слоговые ряды:
 за-за-за         зо-зо-зо          зы-зы-зы
жа-жа-жа      жо-жо-жо       жы-жы-жы

 Слова со звуком З : зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.

Слова со звуком Ж: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь.
Физкультурная пауза:  « Пчела»

Педаго-  Сейчас пройдем на ковер и встанем в круг друг за другом.

 

Прилетела к нам вчера          Бегут по кругу на носочках
Полосатая пчела                    и машут воображаемыми
А за нею-шмель-шмелек       крылышками. Встают,
И веселый мотылек ,             загибают по одному пальчику                                     

                                                 на обеих руках на каждое

                                                 название  насекомых.

Два жука и стрекоза,     
Как фонарики глаза.              Делают кружки из пальчиков
и подносят их к глазам.
Пожужжали, полетали,            Вновь бегут по кругу.
 От усталости упали.               Опускаются на ковер.

Педагог :  А теперь отправимся  в гости  к пчеле и шмелю. Они полезные насекомые.  Они опыляют растения.  Часто живут большими семьями, с разделением труда: рабочие пчелы собирают мед и нектар,  кормят личинок и убирают в доме.  Питаются они  цветочным нектаром и пыльцой.  А как они жужжат?

Дети : Жжжжж…..

 Педагог : А чем отличается жужжание шмелей? Конечно, оно более низкое. Попробуем сначала пожужжать, как пчелы, а потом, как шмели.

                                     С утра жужжу
                                     Цветы бужу.
                                     Кружу, гужу
                                     И мед вожу.

Дети : Пчелы!

 

3. Цель – закрепить знания, полученные ранее.

Задачи:

– обучать составлению описательного рассказа о насекомых.

 Форма проведения – диалог, беседа.

   Технология создания ситуации успеха                                      Педагог дает мотивацию на работу с темой,                побуждает обучающихся к познавательной деятельности.    

 

    Технология здоровьесбережения.

Настрой на доброжелательное отношение между детьми и педагогом снимает напряжение. Эмоциональная разгрузка.  

 

Технология коллективной творческой деятельности.
В группе легче раскрыться любому ребенку, потому, что снимаются элементы страха и стеснительности. Активно развиваются творческие способности ребенка.

 

Личностно-ориентированная  технология.

Воздействие педагога носит опосредованный характер: через группу – на личность. Такое воздействие естественно, так как  группа является для ребенка частью социальной среды, в которой протекает его жизнедеятельность.

 

 

 

III. Заключительный этап

Закрепление темы.  Развитие связной речи.

 

Педагог: А теперь наша бабочка-красавица хочет послушать рассказ о себе. Расскажем?

Дети :Да!

Педагог:  Бабочка очень красивое насекомое. Она длинным хоботком добывает себе пищу – цветочный нектар. Появляется бабочка из яиц, часть жизни проводит в обличии гусеницы, питаясь зеленью растений, потом превращается  в куколку, а потом уже в бабочку. Она переносит пыльцу.

Физкультурная пауза: «Бабочка»

                         Утром бабочка проснулась
                         Улыбнулась, потянулась.
                          Раз- росой она умылась,
                         Два- изящно покружилась,
                         Три- тихонечко присела,
                          На четыре улетела.

 Педагог: Посмотрите на картинки с изображением насекомых, я буду задавать вам вопросы , а вы отвечать.

Рассматривание картинки «Насекомые» и беседа по ней.

(Помещаем  картинки с насекомыми. Педагог задает вопросы.)

Педагог – Каких насекомых мы видим?

Дети : Пчела, комар, божья-коровка. бабочка и т. д. Педагог:Что вы знаете о них, какие они бывают?

Дети: Полезные, вредные.

Педагог: Каких полезных насекомых вы знаете?

Дети: Пчелы, муравьи, божьи коровки.

Педагог:  Каких вредных?

Дети :Мухи, комары, гусеницы.

Педагог:  Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте план рассказа. Сначала вы расскажете,  как называется насекомое и как оно выглядит. Потом перечислите части тела насекомого. И наконец, расскажете, пользу или вред оно приносит.  ( Примерно так: это пчела,  она маленькая, полосатая,  мохнатая. У нее 6 лапок и прозрачные крылышки.  Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мед.  (У бабочки и муравья тоже 6 лапок. И длинные усики. Бабочка откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Божья коровка уничтожает тлю.)
Педагог:А теперь мы опять полетим на нашу полянку и поиграем в игру.

 

Упражнение « Мушка Жужа».

     Бинарное упражнение.

Зеленая мушка. Мохнатое брюшко. Летает. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. ( Дети изображают).
Села на листок. Подняла хоботок. Отдыхает. (Дети садятся на коврик, поднимают голову вверх, глаза закрывают на 30 секунд.)

 Кушать захотела. Опять полетела. Увидела сырок.  Села поела. (Дети садятся на коврик, голову отпускают на 30 секунд вниз.)       
     И опять полетела Ж-ж-ж-ж.      

4. Цель – подвести итоги работы.

Задачи:

– оценить каждому свои знания.

 

 Форма проведения – диалог.

 

Технология коллективной творческой деятельности.

Факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков детей.  Радость от достижения      успеха    подкрепляет мотив познавательной деятельности.


    Технология здоровьесбережения.

Эмоциональная разгрузка. Радость от угадывания.

                                        

                                       IV.Итог занятия

Педагог: Наше путешествие  подходит к  концу. И наша бабочка приготовила для вас  загадки.

 

                                                  Загадки.

                                       Полосатая хозяйка,
                                       Полетела над лужайкой,
                                       Похлопочет над цветком
                                       Он поделится  медком.
                                                   ( Пчела.)                                

                                      Модница крылатая,
                                      Платье полосатое,
                                      Ростом хоть и кроха,
                                      Укусит – будет плохо.
                                                     ( Оса.)

                                    Сорвать цветок я захотел,  
                                     А он вспорхнул и улетел.    
                                                     ( Бабочка.)  
Педагог: О ком мы говорили на занятии? Каких насекомых вы запомнили? Вы хорошо работали! Молодцы!  Похлопайте  себе!

 Домашнее задание.

Дома расскажите родителям, что вы узнали про насекомых.

 

                           Список используемой литературы

1.Игры в логопедической работе с детьми.)/ Пливерстова._- Под ред. В.И. Селиверстова.- М., 1981.

2.Нищева Н. В. Играйка.- М., 2003.

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-216 с.
  2. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М., 1990.

_______________

Скачать Открытое занятие «В гостях у насекомых»