Автор: Жаденова Татьяна Валерьевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1391, г. Москва
Схема конспекта занятия «В гостях у насекомых»
Тип занятия: занятие-путешествие, ознакомление с новым материалом.
Цель занятия: Формировать представления о внешнем виде и образе жизни насекомых.
Задачи:
Образовательные:
– расширять тематический словарь;
– обучать составлению описательного рассказа о насекомых.
Развивающие:
– развивать связную речь;
– развивать зрительное внимание, артикуляционную и общую моторику.
Воспитательные:
– формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Методическое оснащение занятия:
– цветные карандаши и простой карандаш;
– предметные картинки;
– музыка;
– муляжи насекомых, мешочек.
Методы обучения:
– словесный;
– игровой;
– наглядный.
Формы организации познавательной деятельности:
–групповая и индивидуальная.
План занятия
- Организационный момент. Формирование темы занятия. 5 мин.
- Основной этап. 20 мин.
- 3. Заключительный этап. 20 мин.
Итог занятия.5 мин.
Для реализации познавательной и творческой активности дошкольника и младшего школьника используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество развития. В данном занятии представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в развивающем и обучающем процессе.
№ |
Этапы работы
|
Содержание этапа
|
1. | Цель – настроить детей на активную работу.Задачи: – собрать внимание; – настроить на активную деятельность; – дать мотивацию изучения темы урока. Объявление темы занятия, организация внимания и развитие тактильных ощущений. Технология создания ситуации успеха. Педагог дает мотивацию на работу с темой, побуждает обучающихся к познавательной деятельности. Технология здоровье сбережения. |
I.Организационный момент
Мотивационная беседа. Педагог – Здравствуйте! Педагог – Сегодня наше занятие не совсем обычное. У нас присутствуют гости. Прошу вас, работайте активно, не бойтесь поднимать руки и отвечать на вопросы. А сейчас я подойду к каждому из вас, и вы опустите руку в «волшебный мешок», нащупайте там сюрприз, который я для вас приготовила, и достанете его. Что это? 1-й ребенок – Это бабочка. 2–й ребенок – Это кузнечик. Педагог – Как их назвать одним словом? Дети – Это насекомые. Педагог – Верно. Сегодня мы отправимся на луг, в гости к насекомым. |
2. | Цель – Сформировать представления о внешнем виде и образе жизни насекомых.
Задачи: Форма проведения этапа – путешествие на луг.
Технология создания ситуации успеха. Эмоциональное погружение в тему: музыка, артистическая подача материала, способствуют открытию всех каналов восприятия.,
Технологии педагогического общения. Через умение передать информацию, понимание состояния ученика, организацию взаимоотношений с детьми, строится педагогическое общение.
Личностно-ориентированная технология. На первом месте стоит личность ребенка,
Технология здоровьесбережения. Слушание музыки. Полезное воздействие
Игровая технология. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Технология решения изобретательских задач. В некоторых играх ребенок самостоятельно ищет ответ к решению поставленной задачи.
|
II. Основной этап
Ознакомление с новым материалом. Развитие артикуляционной моторики, расширение тематического словаря. Педагог – А отправимся мы туда на крыльях волшебной бабочки. Только держитесь крепко! (Бабочку можно вообразить, нарисовать контур тесьмой на полу или повесить картинку.) Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов». Неси нас, бабочка, над полями. Наконец-то мы прилетели. Сейчас раннее утро, цветы еще не раскрыли свои лепестки, не жужжат пчелы и шмели. Жуки еще спят. Идем по росе на носочках, осторожно, чтобы ножки не промочить. А вот и солнышко взошло! Покажите, как оно поднимается и расправляет свои лучи. ( Дети поднимают руки вверх, ладони с раскрытыми пальцами от себя.) Солнце ясное взошло, Дети изображают с помощью пальцев раскрывающиеся бутоны цветков. А теперь вы сядете за парты и внимательно послушаете рассказ про насекомых. Как же они выглядят? Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте! Прилетела к нам вчера О каких насекомых говорится в стихотворении? 1-й ребенок –О пчеле. 2–й ребенок – О мотыльке. Паук – это не насекомое, а паукообразное животное, у него8лап. А сейчас мы отправимся в гости к божей коровке и вместе с ней сделаем артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика. « Слоник», « Киска», « Лопатка», «Часики». ( В это время раздаются листочки с заданием). Педагог- А сейчас божья коровка просит помочь ей добраться до листиков. Упражнение – рисовалка «Божья коровка». Предлагается обвести божьих коровок по контуру и помочь им долететь до листочков, проведя линию карандашом по пунктиру. Педагог: А пока вы рисуете, послушайте рассказ про это насекомое. Педагог: А сейчас какое время года? Дети: Весна. Педагог: Стало тепло, солнышко пригревает, но иногда все равно идет дождик. Вот и сейчас приплыли тучи дождевые. (Упражнения на развитие мимики : улыбнулись, нахмурились, удивились).
Упражнение « Разукрась тучу». ( Можно заштриховать, можно выполнить пальчиковую гимнастику, постукиванием по парте). Капля раз, капля два, Педагог: Дождь заслушался и перестал лить, снова выглянуло солнышко, и прилетело много разных насекомых. Слышите, как они звенят, жужжат? Представьте, что вы – туча комаров. Попищите и помашите маленькими крылышками. Большие комары звенят-З, а маленькие-зь. Педагог: Попищите, как большие комары. Дети: ЗЗЗЗЗЗ….. Педагог: А теперь, как маленькие комарики. Педагог: Пищу противно я над ухом О ком эта загадка? Дети: О комаре! Педагог: Правильно! Люди считают комара надоедливым кровососом. Его личинки живут в воде: в лужах, озерцах, бочках с водой. Комары имеют прозрачные крылья и большие глаза, и конечно, больно кусаются и противно пищат. Но, почему-то люди про них сложили много стихов, песенок, сказок, в которых прославляют удалого комара. (Муха-цокотуха — детская сказка в стихах, Корнея Чуковского, сказка про Комара-Комаровича – Д. Мамин- Сибиряк.) Вдруг откуда-то летит “Где убийца? Где злодей? Подлетает к Пауку, Муху за руку берёт “Я злодея зарубил, А к кому в гости приходили насекомые? Дети: К Мухе-Цокотухе. Педагог: Муха считается очень назойливым насекомым и настоящим спутником человека. Только люди ее не любят-говорят, что она переносчица заразных болезней. Но в этом стихотворении она всех приглашает в гости. Отправимся в гости и мы к ней. Но чай горячий и нужно его остудить. Педагог: Полетим с нашей бабочкой дальше. Закроем глазки и откроем в сказке. Мы оказались в гостях у комара и жука. Они собираются в магазин, а мы должны им помочь, купить нужные вещи. Игра « Магазин». Комару нужны вещи, в названиях которых есть звук (З), а жуку-звук(Ж). Повторим слоговые ряды: Слова со звуком З : зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок. Слова со звуком Ж: жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь. Педаго- Сейчас пройдем на ковер и встанем в круг друг за другом.
Прилетела к нам вчера Бегут по кругу на носочках на обеих руках на каждое название насекомых. Два жука и стрекоза, Педагог : А теперь отправимся в гости к пчеле и шмелю. Они полезные насекомые. Они опыляют растения. Часто живут большими семьями, с разделением труда: рабочие пчелы собирают мед и нектар, кормят личинок и убирают в доме. Питаются они цветочным нектаром и пыльцой. А как они жужжат? Дети : Жжжжж….. Педагог : А чем отличается жужжание шмелей? Конечно, оно более низкое. Попробуем сначала пожужжать, как пчелы, а потом, как шмели. С утра жужжу Дети : Пчелы!
|
3. | Цель – закрепить знания, полученные ранее.
Задачи: – обучать составлению описательного рассказа о насекомых. Форма проведения – диалог, беседа. Технология создания ситуации успеха. Педагог дает мотивацию на работу с темой, побуждает обучающихся к познавательной деятельности.
Технология здоровьесбережения. Настрой на доброжелательное отношение между детьми и педагогом снимает напряжение. Эмоциональная разгрузка.
Технология коллективной творческой деятельности.
Личностно-ориентированная технология. Воздействие педагога носит опосредованный характер: через группу – на личность. Такое воздействие естественно, так как группа является для ребенка частью социальной среды, в которой протекает его жизнедеятельность.
|
III. Заключительный этап
Закрепление темы. Развитие связной речи.
Педагог: А теперь наша бабочка-красавица хочет послушать рассказ о себе. Расскажем? Дети :Да! Педагог: Бабочка очень красивое насекомое. Она длинным хоботком добывает себе пищу – цветочный нектар. Появляется бабочка из яиц, часть жизни проводит в обличии гусеницы, питаясь зеленью растений, потом превращается в куколку, а потом уже в бабочку. Она переносит пыльцу. Физкультурная пауза: «Бабочка» Утром бабочка проснулась Педагог: Посмотрите на картинки с изображением насекомых, я буду задавать вам вопросы , а вы отвечать. Рассматривание картинки «Насекомые» и беседа по ней. (Помещаем картинки с насекомыми. Педагог задает вопросы.) Педагог – Каких насекомых мы видим? Дети : Пчела, комар, божья-коровка. бабочка и т. д. Педагог:Что вы знаете о них, какие они бывают? Дети: Полезные, вредные. Педагог: Каких полезных насекомых вы знаете? Дети: Пчелы, муравьи, божьи коровки. Педагог: Каких вредных? Дети :Мухи, комары, гусеницы. Педагог: Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте план рассказа. Сначала вы расскажете, как называется насекомое и как оно выглядит. Потом перечислите части тела насекомого. И наконец, расскажете, пользу или вред оно приносит. ( Примерно так: это пчела, она маленькая, полосатая, мохнатая. У нее 6 лапок и прозрачные крылышки. Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мед. (У бабочки и муравья тоже 6 лапок. И длинные усики. Бабочка откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Божья коровка уничтожает тлю.)
Упражнение « Мушка Жужа». Бинарное упражнение. Зеленая мушка. Мохнатое брюшко. Летает. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. ( Дети изображают). Кушать захотела. Опять полетела. Увидела сырок. Села поела. (Дети садятся на коврик, голову отпускают на 30 секунд вниз.) |
4. | Цель – подвести итоги работы.
Задачи: – оценить каждому свои знания.
Форма проведения – диалог.
Технология коллективной творческой деятельности. Факт групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков детей. Радость от достижения успеха подкрепляет мотив познавательной деятельности.
Эмоциональная разгрузка. Радость от угадывания. |
IV.Итог занятия Педагог: Наше путешествие подходит к концу. И наша бабочка приготовила для вас загадки.
Загадки. Полосатая хозяйка, Модница крылатая, Сорвать цветок я захотел, Домашнее задание. Дома расскажите родителям, что вы узнали про насекомых. |
Список используемой литературы
1.Игры в логопедической работе с детьми.)/ Пливерстова._- Под ред. В.И. Селиверстова.- М., 1981.
2.Нищева Н. В. Играйка.- М., 2003.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-216 с.
- Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. — М., 1990.
_______________