Опыт работы по плаванию в ДОУ, Соляник И.В.

Опыт работы по плаванию в ДОУ

14.02.2022

Автор: Инструктор по физической культуре Соляник Ирина Васильевна

МКДОУ д/с № 101 города Новосибирска

Скачать материал: “Опыт работы по плаванию в ДОУ”

_________________________________________

Обобщение опыта работы  инструктора по плаванию высшей категории Соляник И.В. 

Сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств дошкольника является плавание. При этом важнейшее значение имеет раннее обучение детей плаванию. Сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка – одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм с момента рождения.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию, стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать.

Используемая мной авторская программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста под ред. Т. И. Осокиной «Как научить детей плавать» М., 1959, позволяет не только предусмотреть правильное обучение детей первоначальным навыкам плавания, умения преодолеть водобоязнь, но и познакомить с техникой спортивных способов плавания, прикладного плавания, в первую очередь оказания помощи терпящему бедствие на воде, умение буксировать различные плавающие предметы, выполнять различные операции, связанные с работой под водой, нырять, уметь плавать одним из спортивных способов, ориентироваться под водой, доставать со дна различные предметы.

Преобладающее направление моей работы и тема по самообразованию«Играя, учим плавать», которая отражает так же мою педагогическую направленность по изучению вариативности использования образовательного материала по обучению детей плаванию, позволяющего развивать у детей творчество, креативность воспитательно-образовательного процесса.

Игра – главный метод обучения и воспитания детей, поэтому использую в своей работе методику проведения подвижных игр на воде, игры для ознакомления со свойствами воды, игры с погружением в воду с головой, игры с открытыми глазами в воде.

Основная цель моей работы -научить детей плаванию на глубокой воде, уметь преодолеть водобоязнь, быстро ориентироваться на воде и под водой.

Обучение детей плаванию было построено на принципах развивающего обучения и воспитания, в ходе реализации которого формируются знания о здоровом образе жизни, формируются необходимые умения и навыки в обучении.

Обучение плаванию проходит в два этапа. На первом детей учат самостоятельно держаться на воде, поскольку никто из них этого не умеет, а многие испытывают водобоязнь. На втором этапе детей обучают спортивными видами плавания.

Первый этап обучения

Задачи:

-научить детей элементарным плавательным навыкам;

-адаптировать к водной среде с последующим переходом к спортивным способам плавания (кролю на груди и спине, брассу). Следует отметить, что движения в кроле на груди и спине легко

разучиваются и усваиваются детьми, но есть дети, у которых ноги уже хорошо работают брассом и требуют лишь небольшие корректировки;

-учить четко, выполнять все правила личной гигиены (принимать душ перед занятием, мыть тело быстро и тщательно, после занятий быстро одеваться, высушивать волосы;

-развивать двигательные умения и навыки;

-прививать привычку соблюдать правила поведения в бассейне;

-воспитывать физические качества (гибкость, ловкость, силу, быстроту, выносливость).

На первом этапе обучения детей от 4 до 7 лет, применяется игровой метод с использованием надувных поддерживающих средств (кругов, манжет, досок (колобашек) На бортике стоят резиновые надувные игрушки, нарукавники, круги и плавательные доски.

В первую очередь для детей и родителей проводится ознакомительная экскурсия по бассейну, в которой рассказывается о специфике его работы, графике посещений, продолжительности занятий, способе обеззараживания воды, температурном режиме, необходимых для посещения предметах, требованиях со стороны медицинского и педагогического состава, проходит знакомство с персоналом. Затем новички наблюдают за детьми, которые уже имеют начальные навыки плавания, где их внимание акцентируется на примерном поведении детей в воде. В конце занятия новичкам предлагается бросить в полушайбу или ракушку с жемчужиной и понаблюдать, как смело и ловко старшие дети ныряют и собирают их.

На этом этапе используется психолого-педагогическая технология М. Н. Поповой, направленная на коррекцию эмоциональных отношений.

Огромное значение имеет первое занятие в воде. Его задача – помочь ребенку освоиться в глубоком бассейне: свободно, самостоятельно перемещаться и ориентироваться. Для этого инструктор сам спускается в воду, а затем воспитатель опускает детей в нарукавниках так, чтобы они держались за поручень. Так продолжается несколько занятий, пока ребенок не почувствует себя уверенно. Инструктор постепенно настраивает его, что на глубине он находится в полной безопасности и обязательно быстро научится плавать, если приложит к этому усилия. Дальше инструктор наблюдает с бортика и подсказывает каждому, что нужно делать, находясь в круге.

Детям предлагаются манжеты и личная помощь в воде. Далее инструктор старается добиться горизонтального положения тела ребенка. Для этого дети, держась за поручень, пытаются работать ногами как при плавании кролем на груди. Если получилось, это упражнение они выполняют в нарукавниках и дальше самостоятельно начинают передвигаться в воде. Эти упражнения делаются в игровой форме с использованием показа преподавателя или ребенка, который уже освоил дополняется соответствующими замечаниями по поводу ошибок и упражнениями.

Далее обучение проходит без кругов и манжет у неподвижной опоры (поручня) и держась за стену.

Здесь используются следующие упражнения:

-задержка дыхания на несколько секунд;

-погружение под воду с головой с задержкой дыхания;

-открывание глаз и ориентировка под водой;

-вдох и выдох через рот;

-доставание дна ногами, а затем и руками с перебиранием ими по лестнице или шесту;

-скольжение на груди;

«звездочка»«торпеда»«стрелочка»«поплавок»«медуза». Все упражнения доводятся до

совершенства, пока дети не начинают выполнять их самостоятельно. Очень важно не упустить момента, когда ребенок готов первый раз снять манжеты и круг. Именно тогда начинается второй этап обучения.

Второй этап обучения

Задачи:

-помочь детям освоить способы плавания кролем на груди и спине,

брассом, познакомиться со стилем баттерфляй;

-научить погружаться на дно бассейна и поднимать оттуда различные предметы (шайбы, ракушки);

-обучить прыжкам с бортика ногами вниз и спадам с лесенки головой вниз из положении сидя и стоя;

-продолжить воспитание физических качеств, трудолюбия и взаимопомощи.

На этом этапе ребенок уже плавает по кругу, с интервалом движения, осваивает отдельные движения спортивного плавания с использованием подводящих упражнений на суше, у неподвижной, подвижной опорой и без нее.

Вначале изучаются движения ногами при плавании кролем на груди, потом согласуется работа ног с дыханием; затем то же с руками и наконец осваиваете кроль на груди в полной координации. Далее начинается обучение кролю на спине в той же последовательности. При освоении этих способов плавания дети используют дополнительные средства (доски, которые позволяют проплывать определенные дистанции с увеличением нагрузки. Ребенок учится рассчитывать свои силы и возможности, проплывать дистанцию в своем темпе так, как это очень сложно для гиперактивных детей. Постепенно для упражнений с досками уменьшается. Важно не забывать об эмоциональном факторе обучения.

При обучении регулярно проводятся открытые занятия, на которые приглашаются родители, а младшие дети отправляются на занятия к старшим. Таким образом, родители видят, насколько их дети были беспомощны в воде в начале года и чему научились. К концу обучения в бассейне детского сада дети, научившиеся плавать, награждаются грамотами и медалями.

Занятия и игры в глубоком бассейне

Первый этап обучения

Занятие для детей среднего дошкольного возраста

Задачи:

-учить детей спускаться в воду и круге при помощи преподавателя и выходить из воды по лесенке, держась за поручень и руки преподавателя; передвигаться в круге по всему периметру бассейна при помощи преподавателя, поливать на себя из ведерка, начиная с груди; работать ногами при освоении кроля на груди, держась за поручень; гладить воду; делать плавный выдох (дуть на игрушки – бумажные кораблики, шарики и др.)

Игры для ознакомления со свойствами воды

Море волнуется.

Задачи: помочь детям освоиться на воде, познакомиться с ее сопротивлением.

Дети плавают в кругах или манжетах по всему периметру

бассейна. По команде преподавателя «Море волнуется!» нужно быстро занять свои места около поручня, где находятся домики в виде игрушки — мяча, кубика. Преподаватель говорит«Раз, два, три – вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места-домика около игрушки отмечается как невнимательный. По команде преподавателя «Ветер стих, море успокоилось» дети расплываются по всему периметру бассейна, делая любые движения руками, ногами.

Правила: во время игры нельзя никого трогать, толкать, задерживать.

Методические указания: можно менять расположение домиков, пока дети плавают. Опоздавшего можно посчитать выбывшим из игры и посадить на лесенку (но только 1 раз).

Невод.

Задача: помочь детям освоиться с сопротивлением воды.

Играющие (рыбы) располагаются по всему периметру бассейна, на них — либо круг, либо манжеты. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу преподавателя плывут за рыбой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыба включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра заканчивается, когда все рыбы будут переловлены.

Правила: нельзя ловить рыбу разорванным неводом, толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище, брызгать в лицо.

Методические указания: водящих назначает преподаватель. Первый раз можно водящим поставить инструктора и ребенка, затем правила

усложняются и водят только дети. Пойманный последним объявляется самой быстрой рыбой.

Второй этап обучения

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

-учить детей скольжению на груди, спине, на боку с элементарными гребковыми движениями;

-развивать умение погружаться под воду, находить и поднимать со дна небольшие предметы (шайбы, игрушки);

-воспитывать смелость.

Сначала выполняются упражнения на суше;

-комплекс № 1;

-имитация положения тела пловца во время скольжения на груди и на спине (стоя у стены, лежа на гимнастической скамейке, полу).

Затем дети спускаются в воду по лесенке спиной вперед. Бассейн разделен на две дорожки, каждая для трех человек.

Разминка:

– плыть дистанции кролем на груди, руки полностью лежат на доске, ноги работают- кроль на спине, доска находится на груди, дети держат ее за дырочки четыре пальца сверху, большой снизу.

Скольжение на груди после толчка от бортика ногами:

-обе руки вытянуты вперед;

-правая рука вытянута вперед левая у бедра, и наоборот.

Скольжение на спине после толчка от бортика ногами, руки у бедра;

-правая рука вытянута вперед левая у бедра, и наоборот. Скольжение на боку:

-нижняя рука вытянута вперед верхняя у бедра;

-то же на другом боку.

Скольжение на груди после толчка от бортика ногами с элементарными гребковыми движениями руками:

-руки вытянуты вперед, в конце скольжения выполнить гребок одной рукой под себя до бедра, проскользить дальше;

-то же, но гребок другой рукой

-то же, гребок обеими руками одновременно,

Скольжение на спине, после толчка от бортика ногами:

-руки вытянуты вверх, в конце скольжения выполнить гребок одной -рукой через сторону под водой до бедра, про скользить дальше;

-то же, но гребок другой рукой;

-то же, гребок обеими руками одновременно.

Оценка умения погружаться под воду, держась за лесенку находить и поднимать со дна предметы.

Свободное плавание, игры, связанные с умением скользить

«Чья стрела проскользит дальше?»;

Скольжение на груди после толчка от бортика ногами:

-обе руки вытянуты вперед;

-правая рука вытянута вперед левая у бедра, и наоборот.

Скольжение на спине после толчка от бортика ногами:

-руки у бедра; правая рука вытянута вперед левая у бедра, и наоборот.

Скольжение на боку:

нижняя рука вытянута вперед, верхняя у бедра;

-то же на другом боку.

Скольжение на груди после толчка от бортика ногами с элементарными гребковыми движениями руками – руки вытянуты вперед, в конце скольжения выполнить гребок одной рукой под себя до бедра, про скользить дальше;

-то же, но гребок другой рукой, -то же, гребок обеими руками одновременно,

Скольжение на спине, после толчка от бортика ногами:

-руки вытянуты вверх, в конце скольжения выполнить гребок одной рукой через сторону под водой до бедра, проскользить дальше; то же, но гребок другой рукой,

 -тоже, гребок обеими рукам одновременно.

Оценка умения погружаться под воду, держась за лесенку, находить и поднимать со дна; предметы.

Свободное плавание, игры, связанные с умением скользить«Чья стрела проскользит дальше»;

С погружением «Кто больше соберет предметов?». И в случае необходимости можно и отталкиваться с помощью инвентаря: шестом или доской.

По итогам работы, в конце учебного года, дети, кто посещал наш бассейн, спокойно и уверенно чувствуют себя на глубокой воде, на речке, море, в большом спортивном бассейн с помощью вспомогательных средств (досок, кругов, нарукавников). Есть, кто самостоятельно плавает без помощи взрослых и надувных игрушек. Радует то, что есть дети, которые продолжают обучение плаванию в большом бассейне, в спорт школе.

Моя главная миссия – донести до родителей значение плавания для дошкольников. Уже одна возможность никогда не бояться за своего ребенка на воде, будет ли он отдыхать на даче, в летнем лагере, на море стоит того, чтобы направить его учиться плаванию.

Список использованной литературы

Белиц-Гейман С. В. Мы учимся плавать. М. ,1987.

Осокина Т. И. Как научить детей плавать. М. ,1985.

Осокина Т. И. Тимофеева, Е. А. Богина Т. Л. обучение плаванию в детском саду. М. ,1991.

Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия,игры,праздники. М. ,2008.