Образовательный проект «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье»

Образовательный проект «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье»

12.09.2022

Автор: Воспитатель Драгунова Марина Борисовна

МБДОУ детский сад № 258 г.Ульяновск

Скачать материалОбразовательный проект «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье»

_________________

Введение

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального Государственного Образовательного стандарта по дошкольному образованию.     

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования, говорится о том, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности ребенка.

О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский и И.Г,Пестолоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через   беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.

Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и  государстве.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в  трудные жизненные условия: растет  число разводов и количество неполных семей,  ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.   Статистика свидетельствует, на 1 января 2014 года в нашей стране насчитывается 106 тыс. детей-сирот.   

 В детском саду педагоги сталкиваются со следующими  проблемами: встречаются малыши с  нарушениями в общении, с  повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети  и пр. Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям.

Эти данные говорят о важности и необходимости проведения  работы по социально-личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация  продолжается в течение всей жизни человека, но  дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.

Семья – это самое емкое слово.

В нем слышится «семя» – жизни основа.

Семь «я» – это семеро, связанных прочно,

И будущих жизней – надежный источник.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Влияние семьи:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

 Анализ внешней среды

 Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Любая семья нуждается в государственной и социальной поддержке. Российское общество, не всегда    в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится.

    Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Так как семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи. Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, и закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности.

Семья и дошкольные образовательные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.

            Более десяти лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям — получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни. Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать все многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми.

Анализ внешней среды:

Положительные стороны Отрицательные  стороны
Разнотипность программ, использование вариативных программ Строгое следование единой программе
Наличие материально – технической базы

Игровые зоны, используемые для социально-личностного развития

Недостаточное оснащение материальными и современными техническими средствами

 

Наличие Основных Общеобразовательных программ

 

Содержание не соответствует принципам комплексно тематического планирования и интеграции образовательных областей

 

Нормативно- правовое обеспечение:

– Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10.

– Семейный кодекс Российской федерации п. 3 ст. 18 и п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации “Об образовании”.

– п. 19 “Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”.

– Приоритетного национального проекта в сфере образования.

– Конституции Российской Федерации.

– Конституции Чувашской Республики.

– Введение  ФГОС дошкольного образования

 

 

1.2 Анализ внутренней среды

Я, Драгунова Марина Борисовна, работаю в МБДОУ детский сад № 258 г.Ульяновска во второй младшей группе « Пчёлки». Основной программой воспитательно-образовательной работы в ДОУ является  программа «От рождения  до  школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Имею высшую квалификационную категорию.

Работа дошкольной группы «Пчёлки» направлена на обеспечение, сохранение физического и психического здоровья детей, на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей.

Внутренняя среда

Сильные стороны Слабые стороны
1. Наличие примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 1. Отсутствие условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

 

2. Наличие методической литературы. 2. Недостаточная проработка НОД по социально – личностному развитию.
3. Наличие рабочей программы по  группе.

 

3.Недостаточное обеспечение компьютерной техникой.

 

4. Готовность педагогов работать в инновационном режиме, организации новых форм образовательного процесса.           4. Недостаточное количество современного учебно-дидактического материала:

– дидактических развивающих игр по нравственно – патриотическому воспитанию.

5. Наличие:

·        зданий, помещений;

·        музыкального оборудования;

·        физкультурного оборудования;

·        медицинского оборудования;

2. Наличие библиотечного фонда:

– детской художественной литературы;

3. Наличие видео-аудиотехники.

5. Недостаточное финансирование

 

6. Наличие

1. Локальные акты:

•Устав дошкольного образовательного учреждения;

•Договор с родителями детей;

•Должностные инструкции работников.

2. Лицензия дошкольного образовательного учреждения на правоведения образовательной деятельности.

3. Свидетельство об аккредитации дошкольного образовательного учреждения.

 

 

В дошкольной группе созданы необходимые условия для организации образовательной деятельности с детьми, организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам.

Таким образом, имеются определенные условия для реализации данного проекта.

1.3 Проблематика

В нашей группе «Пчёлки» уделяется недостаточное внимание социально- личностному развитию детей в семье.

Воспитатели недооценивают роль семьи в образовательном процессе.

Проявилось частичное отсутствие должного взаимодействия педагогов с родителями.

В дошкольную группу дети приходят из разных семей: многодетных, одиноких матерей и неполных семей.

Анализ проведенных диагностик, беседы с детьми, наблюдения за самостоятельной детской деятельностью, позволили мне сделать вывод, что уровень освоения детьми программного содержания по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» находится на низком уровне.

Среди родителей, как показало анкетирование, нет должного взаимопонимания между членами семьи, многие не знают историю происхождения своей семьи.

Проблема: каким образом обратить внимание родителей на формирование  основ социально-личностного воспитания.

Гипотеза: при целенаправленной работе детского сада с семьёй будут сформированы основы социально-личностного воспитания дошкольников.

           Цель проекта: формирование у детей социально-личностной принадлежности в процессе ознакомления со своей семьей.

2 Основная часть

2.1 Концептуализация проекта

Оригинальность проекта и инновационный характер обеспечивается внедрением в практику с детьми 2-ой младшей группы следующих идей, обеспечивающих успешную реализацию проекта:

  • совершенствовать качество работы детского сада с родителями
  • сотрудничество с детской библиотекой, со школой.

2.2 Целеполагание

Цель проекта: формирование у детей социально-личностной принадлежности в процессе ознакомления со своей семьей.

Задачи:

  1. Изучить современную программно-методическую литературу по социально – личностному развитию;
  2. Определить пути решения проблемы;
  3. Подобрать диагностическую методику уровня усвоения программного содержания по образовательной области «Социализация»;
  4. Привлечь родителей в совместную деятельность детей в условиях семьи и детского сада;
  5. Углубить представление детей о своей семье и ее истории, о традициях и праздниках;
  6. Воспитывать у детей любовь и уважения к членам семьи, проявлять заботу о родных людях.

Проект должен:

  • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Основываться на комплексно – тематическом подходе;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями образовательных областей.

2.3 Ожидаемые результаты проекта

Опираясь на цель и задачи проекта, предполагаю, что в результате:

  • Дети будут правильно называть имена своих родителей, бабушек и дедушек;
  • Называть возраст членов семьи;
  • Определять родственные отношения между членами семьи;
  • Проявлять заботливое отношение к старшим членам семьи.

Родители:

  • Родители примут активное участие в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • Окажут посильную помощь в организации предметно – развивающей среды;
  • Проанализируют программно-методическую литературу.

Результат может быть оформлен в виде семейного праздника, выставок детских и совместных творческих работ, проведения тематических недель.

2.4 Реализация проекта

2.4.1 Этапы работы над проектом

№ п/п Мероприятия Сроки проведения
1 Подбор методической литературы Начало октября
2 Подбор художественной литературы, стихотворного материала, сказок, рассказов октябрь
3 Подбор подвижных игр, словесных, сюжетно- ролевых, пальчиковых игр октябрь
4  Подбор дидактических игр октябрь
5 Изготовление атрибутов для подвижных игр; сюжетно – ролевых игр вместе с родителями октябрь
6 Посещение семьи октябрь
7 Сообщение на родительском собрании о проекте Конец октября

 

Задачи мероприятий:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
  • Донести до участников проекта важность данной темы
  • Проанализировать специальную литературу о роли семьи в обществе.
  • Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  • Составить перспективный план мероприятий.

2.4.2 План действий по реализации проекта

Реализация основных задач, стоящих перед проектом требует применения разнообразных форм, видов деятельности. Все они представлены в данной таблице. Конкретизировать данные виды деятельности, указать точные сроки их проведения – самая сложная задача.

Основные задачи:

создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

создание единой системы работы воспитателей и родителей по социально-личностному развитию детей;

совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;

формирование у детей основ личности будущего гражданина;

 профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

Взаимодействие с детьми Организация работы
Цель: формирование у детей дошкольного возраста социальных контактов и развитие способности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. – организация работы по социально-личностному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы;

 

– систематическое проведение занятий по социально-коммуникативному развитию;

 

– организация работы по развитию коммуникативных способностей детей.

 

Диагностика

 

– диагностическое обследование знаний и умений детей по разделу «социально-коммуникативному развитию» программы «От рождения до школы»;

 

– диагностика социальной ситуации развития ребёнка в семье (рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные» «Моя семья»).

 

Коррекционная работа с детьми

 

– изучение детско-родительских отношений совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители;

 

– коррекция агрессивности;

 

– коррекция тревожности, страхов;

 

– коррекционная работа с гиперактивными детьми;

 

-работа по преодолению застенчивости, замкнутости, нерешительности.

 

 Вечера развлечений

 

– музыкальный спектакль «Страна счастья»;

 

– музыкально-литературная композиция «О чём мечтают дети?»;

 

– развлечение «Слово нужное скажите»;

 

– развлечение «Встреча с Мойдодыром»;

 

– тематический праздник доброты и вежливости «Дарите людям доброту».

 

Выставки, конкурсы

 

– конкурс «Лучший цветник»;

 

– конкурс «Лучший участок»;

 

– выставка «Смеховой мир детства».

Взаимодействие с родителями Планирование работы с семьями воспитанников
Цель: создание единой системы работы детского сада и родителей по социально-личностному развитию детей; повышение уровня педагогической культуры родителей. 1) Анкетирование:

 

-анкетирование «Какими Вы видите детей?»;

 

-анкетирование «Оценка педагогического кредо в коллективе взрослых»;

 

-анкетирование родителей для определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

 

Цель: выявить особенности воспитания ребёнка в семье.

 

2) Диагностика:

 

– диагностика социальной ситуации.

 

3)Родительские собрания:

 

– общее родительское собрание «Развивающий предметный мир»;

 

-«Эмоциональная жизнь ребёнка в раннем возрасте»;

 

– «Воспитание привычек у ребёнка»;

 

– «Уроки вежливости и красоты»;

 

– «Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка»;

 

– «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».

 

4) Консультации и беседы:

 

– «Социальное самочувствие семьи (взгляд на проблему детей, родителей и воспитателей)»;

 

– «Что мешает нашим детям быть самостоятельными»;

 

– «Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком? (Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры.).

 

5) Семинары:

 

– семинар для родителей 2 младшей группы «Игры детей младшего дошкольного возраста».

 

Цель: познакомить родителей с играми, необходимыми для развития детей; научить играть в них.

 

– семинар-практикум для родителей «Досуг семьи в жизни дошкольника».

 

 Цель: актуализация потребности в планировании досуга семьи.

 

– семинар «Умеете ли Вы общаться с Вашим ребёнком?».

 

Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания ребёнка.

 

 Помощь родителей учреждению

 

– совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в детском саду, создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон.

 

 Совместное творчество детей, родителей и педагогов

 

1) Занятия с участием родителей:

 

– «Сад моей семьи»;

 

– «Я и мои имя и фамилия».

 

2) Групповые досуговые мероприятия с участием родителей:

 

– праздник «Масленица»;

 

– конференция для детей и родителей «Семейные реликвии»;

 

– праздник «Вместе дружная семья».

 

Цель: привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

 

3) Участие в организации выставок:

 

– выставка «Смеховой мир детства».

 

 Педагогическое просвещение

 

1)Наглядная педагогическая пропаганда:

 

– подбор специальной литературы, оформление папок-передвижек по вопросам социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

 

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах социально-личностного развития дошкольников.

 

2) Организация работы психолого-педагогического лектория для родителей.

 

3) Проведение тренингов с родителями.

 

Цель:  научить родителей способам решения нестандартных ситуаций.

 

4) Помощь родителям в расширении семейной библиотеки (педагогическая, медико-психологическая, юридическая литература, периодическая печать).

 

Цель: распространение инновационных подходов к воспитанию детей, повышение правовой культуры родителей.

 

5) Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.

 

Цель:  организация консультативно-просветительской помощи родителям.

 

Непосредственная образовательная деятельность Методы, формы, темы работы
Социально-коммуникативное развитие

 

Беседы: «Что такое семья», «Мама и папа», «Наши бабушки и дедушки», «Младшие и старшие братья и сестры», «Мамы и папы имеют имена и отчества».
Познавательное развитие Дидактические игры: «Настроение», «Страна колобков», «Родословная».

Словесные игры: «Назови ласково», «Волшебные слова», «Комплименты».

Сюжетно– ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

Пальчиковые игры: «Семья», «Птенцы», «Части тела», «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Ладушки», «Этот пальчик дедушка… », «Мамин праздник», «Мамин день».

Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы» «Нарисуй свое настроение».

Аппликация: «Букет для мамы», «Ракета для пап». Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке.

Разучивание песен о маме, папе, бабушке.

Речевое развитие Чтение художественных произведений о семье. Е. Благинина «Посидим в тишине», «Научу обуваться братца», Л. Воронцова «Маша – растеряша», С. Прокофьев «Когда можно плакать», К. Ушинский «Петушок с семьей», В. Берестов «Больная кукла, Бычок, Котенок». В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А. Шлыгин «По дороге в детский сад», Э. Шим «Петух и наседка», «Все умеют сами». Сказки: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Гуси лебеди», «Три медведя», «У страха глаза велики». Э. Мошковская «Жадина», «Капризы», «Как собака друга искала» (мордовская сказка). Потешки: «Жили у бабуси», «Знаешь, мамка, где я был? », «Дедушка Егор».

Нетрадиционное домашнее задание (приложение 4)

Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики: «Медвежья семья».

Подвижная игра «Птенчики и птицы».

 

Оценка результатов проекта

Выставка творческих работ детей по продуктивному виду деятельности октябрь
Выставка «Семейный альбом» октябрь
Выставка журнала «Любимое блюдо семьи» октябрь
Мультимедийная презентация «Семейное древо» октябрь

2.4.3 Ресурсное обеспечение проекта

Для обеспечения выполнения данного проекта необходимо наличие следующих видов ресурсов:

Предметно развивающая среда Образовательное пространство (детский  сад)
Учебно-методический комплекс Методический кабинет: методическая литература, ОО программа, конспекты, детская литература, инструкции, дидактические игры.

 

Комплекс обеспечения жизнедеятельности Пищеблок, прачечная, подсобные помещения, оздоровительный комплекс
Развивающая среда Музыкальный  зал

Книжный уголок

Игровой уголок

Коммуникативная Семейная гостевая

Чайный столик

Бюро находок

Уголок уединения

Уютный диванчик

Оздоровительная Спортивный уголок
Творческая Театральный уголок

Детская мастерская

Песочный дворик

Взаимодействие С детской библиотекой, с краеведческим музеем.

Оказание посильной помощи родителей группы.

 2.5 Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга

Чтобы систематизировать работу с детьми  по теме «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье» в сентябре месяце была проведена первичная диагностика Н. Д. Денисова.

Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

  1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений детей с родителями
  2. Выявить уровень усвоения детьми программного содержания: представлений детей о семье, ее членах, родственных отношениях, ее истории.

    Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях (по каждому ребенку)(примерная диагностическая карта):

Задания Ребенок допускает много ошибок, не желает рассказывать

1 балл

Ребенок отвечает правильно, но допускает не точности.

2 балла

 

Ребенок отвечает правильно, рассказывает охотно.

3 балла

Ф И О ребенка

 

     
Мама (по имени и отчеству)      
Отец (по имени)      
Родители мамы (бабушка и дедушка)      
Родители  отца (бабушка и дедушка)      
Наше село      
Ваша улица      
Район, где мы живем      
Кем работает мама (папа)?      
Сколько лет бабушке (дедушке)      

Образец диагностической карты прилагаю:

Задания Ребенок допускает много ошибок, не желает рассказывать

1 балл

(низкий уровень)

Ребенок отвечает правильно, но допускает неточности

2 балла

(средний уровень)

Ребенок отвечает правильно, рассказывает охотно

3 балла

(высокий уровень)

Как зовут маму (папу) (по имени и отчеству)?      
Как зовут бабушку (дедушку)? (по имени и отчеству)      
Сколько лет маме (папе)?      
Сколько лет бабушке (дедушке)?      
Как ты помогаешь маме (папе) по дому?      
Как зовут маму (папу) мамы?      
Сколько лет маме (папе)?      
Кто старше: папа или дедушка?      
Умеешь ли ты готовить?      

Заключение

 Предполагаю, что образовательный проект «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье» будет способствовать повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Вырастет активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

Родители будут уделять больше внимания познавательному развитию дошкольников. Педагоги получат дополнительную информацию об условиях пребывания детей дома, взаимоотношениях воспитателей с родителями.

В ходе реализации проекта, надеюсь, будет сформировано первоначальное, элементарное осознание семьи, системы родственных отношений, дети определят свое место как члена семьи.

Мероприятия, направленные на вовлечение родителей в процесс формирования у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности в процессе ознакомления детей со своей семьей даст положительный результат. Задача проекта по активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада будет реализована.

 Несомненен результат проекта: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость заботливого отношения к членам семьи, а самое главное – наметить перспективные дальнейшие пути образовательного процесса социально – личностного развития дошкольника в дошкольном учреждении и семье.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать большое значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

В процесс социально-личностного развития дошкольников будут включены различные виды деятельности:

  • игровая деятельность — даст ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появится уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат.
  • исследовательская деятельность — даст возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • изобразительная деятельность — позволит ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • предметная деятельность — удовлетворит познавательные интересы ребенка в определенный период, поможет ориентироваться в окружающем мире.
  • наблюдение — обогатит опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, закрепит социальные чувства.
  • коммуникативная деятельность — объединит взрослого и ребенка, удовлетворит разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • проектная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечит объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • конструктивная деятельность — даст возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности внесёт вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Список литературы

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989.
  3. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. — №2.
  4. Буре. Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. Пособие. –  Изд. Мозаика-Синтез, М.,2011.
  5. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. Соответствует ФГТ и ФГОС, 2013 г.
  6. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Просвещение 1988
  7. Доронова Т. Н., Гризик Т. И. Вместе с семьей.: Москва, 2005
  8. Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству // Дошкольное воспитание  №07 – 2009.
  9. Книга для чтения в детском саду и дома составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008
  10. Козлова С. А. «Я – человек» М. : МГПУ, 1996
  11. Коломийченко Л. Программа социального развития// Дошкольное воспитание, №1, 5, 8/2005.
  12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
  13. Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое Время», 2008
  14. Стрельченко Г. Социальное развитие дошкольника// Дошкольное образование (приложение). – 2006.
  15. Трубайчук Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности // Дошкольное воспитание № 6 – 2010г.
  16. Черепанова Г. Формирование у детей интереса к семейным традициям. // «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.  

Приложение 1

  1. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей

Уважаемые родители!

Просим вас заполнить анонимную анкету.

1.Где вы черпаете педагогические знания:

 а. используете собственный жизненный опыт, советы знакомых;

б. читаете педагогическую литературу;

в. используете советы воспитателей

г. слушаете радиопередачи и смотрите телевизионные передачи;

  1. Какие методы воспитания вы считаете наиболее результативными:

а. убеждение;

б.принуждение;

в.требование;

г. поощрение;

д. наказание;

е. обучение и личный пример;

  1. Какие виды поощрения вы используете чаще:

а. словесные;

б.подарки;

в.развлечения;

4.Какие виды наказания, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании;

а. запугивание;

б.проявление неодобрения (словесно, мимикой или жестами)

в. физическое наказание;

г. лишение развлечений или обещанных подарков;

д. словесная угроза;

 

5.Единодушны ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку:

а. единодушны всегда;

б.иногда расходятся во мнениях;

в. единодушия не бывает никогда;

                                                    Спасибо!

Приложение 2

  1. Анкета  «Какой вы родитель?»

Тест

 Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

  1. Сколько раз тебе повторять? (2)
  2. Посоветуй мне, пожалуйста…  (1)
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
  4. И в кого ты такой уродился?!  (2)
  5. Какие у тебя замечательные друзья!  (1)
  6. Ну на кого ты похож (а)?   (2)
  7. я в твои годы!..  (2)
  8. Ты моя опора и помощник (ца)!  (1)
  9. Ну что за друзья у тебя?  (2)
  10. О чём ты только думаешь?   (2)
  11. Какая (ой) ты у меня умница!  (1)
  12. А как ты считаешь, сынок  (доченька)?  (1)
  13. У всех дети как дети, а ты…  (2)
  14. Какой  ты у меня сообразительный (ая)!   (1_

Оценка результатов:

5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Приложение 3

 «Искусство  быть  родителем»

  1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не в праве требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
  2. Ваш ребёнок – не  Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и  интересы и создав условия для их реализации.
  3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия.
  4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
  5. Вы должны всегда верить  в лучшее, что есть в малыше. Быть уверенными в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится

Папка – передвижка

«Наказывая, подумай: зачем?»

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
  3. За один раз – одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать поздно.
  5. Наказан – прощён.
  6. Наказание без унижения.
  7. Ребёнок не должен бояться наказания

 Приложение  4

 Нетрадиционная форма  работы ( домашнее задание)                                

                                                Альбом «Это Я»

1.Это Я (Фотографии и/или рисунок);

2.Меня зовут … (Имя, аппликация с именем, значение имени);

3.Мои родители (Имя, фотографии и или/рисунки);

  1. Мои родственники (аналогия)

5.Придумать герб семьи (рисунок и рассказ)

  1. Я живу…;
  2. Мой портрет в лучах солнца или какой Я? (ладошка ребенка – в сердцевине маленькая фотография, на каждом пальчике указана хорошая черта (характеристика));
  3. Я люблю…;
  4. Я – красивый (фотографии и рассказ);
  5. Я – сильный и ловкий (фотографии и рассказ);
  6. Я сообразительный (рисунок и рассказ);
  7. Я – умный ( рисунок и рассказ);
  8. Я хочу … (рисунок и рассказ);
  9. Я научился (рисунок и рассказ);
  10. Я хожу в детский сад… (рисунок и рассказ);
  11. Я увлекаюсь…(рисунок и рассказ);

Цель:                                

  – принятие,  усвоение дошкольником безусловного позитивного отношения к себе со стороны значимых людей.

 – собственное восприятие и оценка глубоко сущностных, очень личных сторон самого себя.