Образовательный проект «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье»
12.09.2022
Автор: Воспитатель Драгунова Марина Борисовна
МБДОУ детский сад № 258 г.Ульяновск
Скачать материал: Образовательный проект «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье»
_________________
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального Государственного Образовательного стандарта по дошкольному образованию.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования, говорится о том, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности ребенка.
О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский и И.Г,Пестолоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.
Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количество неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Статистика свидетельствует, на 1 января 2014 года в нашей стране насчитывается 106 тыс. детей-сирот.
В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети и пр. Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям.
Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.
Семья – это самое емкое слово.
В нем слышится «семя» – жизни основа.
Семь «я» – это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней – надежный источник.
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Влияние семьи:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми.
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!
Анализ внешней среды
Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Любая семья нуждается в государственной и социальной поддержке. Российское общество, не всегда в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится.
Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Так как семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи. Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, и закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности.
Семья и дошкольные образовательные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
Более десяти лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям — получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни. Педагоги получили возможность самостоятельно организовывать педагогический процесс, использовать все многообразие форм, определять свой стиль, свои направления в работе с детьми.
Анализ внешней среды:
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Разнотипность программ, использование вариативных программ | Строгое следование единой программе |
Наличие материально – технической базы
Игровые зоны, используемые для социально-личностного развития |
Недостаточное оснащение материальными и современными техническими средствами
|
Наличие Основных Общеобразовательных программ
|
Содержание не соответствует принципам комплексно тематического планирования и интеграции образовательных областей
|
Нормативно- правовое обеспечение:
– Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10. – Семейный кодекс Российской федерации п. 3 ст. 18 и п. 5 ст. 14 Закона Российской Федерации “Об образовании”. – п. 19 “Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”. – Приоритетного национального проекта в сфере образования. – Конституции Российской Федерации. – Конституции Чувашской Республики. – Введение ФГОС дошкольного образования
|
1.2 Анализ внутренней среды
Я, Драгунова Марина Борисовна, работаю в МБДОУ детский сад № 258 г.Ульяновска во второй младшей группе « Пчёлки». Основной программой воспитательно-образовательной работы в ДОУ является программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Имею высшую квалификационную категорию.
Работа дошкольной группы «Пчёлки» направлена на обеспечение, сохранение физического и психического здоровья детей, на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей.
Внутренняя среда
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Наличие примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. | 1. Отсутствие условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
|
2. Наличие методической литературы. | 2. Недостаточная проработка НОД по социально – личностному развитию. |
3. Наличие рабочей программы по группе.
|
3.Недостаточное обеспечение компьютерной техникой.
|
4. Готовность педагогов работать в инновационном режиме, организации новых форм образовательного процесса. | 4. Недостаточное количество современного учебно-дидактического материала:
– дидактических развивающих игр по нравственно – патриотическому воспитанию. |
5. Наличие:
· зданий, помещений; · музыкального оборудования; · физкультурного оборудования; · медицинского оборудования; 2. Наличие библиотечного фонда: – детской художественной литературы; 3. Наличие видео-аудиотехники. |
5. Недостаточное финансирование
|
6. Наличие
1. Локальные акты: •Устав дошкольного образовательного учреждения; •Договор с родителями детей; •Должностные инструкции работников. 2. Лицензия дошкольного образовательного учреждения на правоведения образовательной деятельности. 3. Свидетельство об аккредитации дошкольного образовательного учреждения. |
В дошкольной группе созданы необходимые условия для организации образовательной деятельности с детьми, организации совместных мероприятий с родителями, проведения индивидуальных консультаций по их запросам.
Таким образом, имеются определенные условия для реализации данного проекта.
1.3 Проблематика
В нашей группе «Пчёлки» уделяется недостаточное внимание социально- личностному развитию детей в семье.
Воспитатели недооценивают роль семьи в образовательном процессе.
Проявилось частичное отсутствие должного взаимодействия педагогов с родителями.
В дошкольную группу дети приходят из разных семей: многодетных, одиноких матерей и неполных семей.
Анализ проведенных диагностик, беседы с детьми, наблюдения за самостоятельной детской деятельностью, позволили мне сделать вывод, что уровень освоения детьми программного содержания по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» находится на низком уровне.
Среди родителей, как показало анкетирование, нет должного взаимопонимания между членами семьи, многие не знают историю происхождения своей семьи.
Проблема: каким образом обратить внимание родителей на формирование основ социально-личностного воспитания.
Гипотеза: при целенаправленной работе детского сада с семьёй будут сформированы основы социально-личностного воспитания дошкольников.
Цель проекта: формирование у детей социально-личностной принадлежности в процессе ознакомления со своей семьей.
2 Основная часть
2.1 Концептуализация проекта
Оригинальность проекта и инновационный характер обеспечивается внедрением в практику с детьми 2-ой младшей группы следующих идей, обеспечивающих успешную реализацию проекта:
- совершенствовать качество работы детского сада с родителями
- сотрудничество с детской библиотекой, со школой.
2.2 Целеполагание
Цель проекта: формирование у детей социально-личностной принадлежности в процессе ознакомления со своей семьей.
Задачи:
- Изучить современную программно-методическую литературу по социально – личностному развитию;
- Определить пути решения проблемы;
- Подобрать диагностическую методику уровня усвоения программного содержания по образовательной области «Социализация»;
- Привлечь родителей в совместную деятельность детей в условиях семьи и детского сада;
- Углубить представление детей о своей семье и ее истории, о традициях и праздниках;
- Воспитывать у детей любовь и уважения к членам семьи, проявлять заботу о родных людях.
Проект должен:
- Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Основываться на комплексно – тематическом подходе;
- Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
- Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями образовательных областей.
2.3 Ожидаемые результаты проекта
Опираясь на цель и задачи проекта, предполагаю, что в результате:
- Дети будут правильно называть имена своих родителей, бабушек и дедушек;
- Называть возраст членов семьи;
- Определять родственные отношения между членами семьи;
- Проявлять заботливое отношение к старшим членам семьи.
Родители:
- Родители примут активное участие в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- Окажут посильную помощь в организации предметно – развивающей среды;
- Проанализируют программно-методическую литературу.
Результат может быть оформлен в виде семейного праздника, выставок детских и совместных творческих работ, проведения тематических недель.
2.4 Реализация проекта
2.4.1 Этапы работы над проектом
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Подбор методической литературы | Начало октября |
2 | Подбор художественной литературы, стихотворного материала, сказок, рассказов | октябрь |
3 | Подбор подвижных игр, словесных, сюжетно- ролевых, пальчиковых игр | октябрь |
4 | Подбор дидактических игр | октябрь |
5 | Изготовление атрибутов для подвижных игр; сюжетно – ролевых игр вместе с родителями | октябрь |
6 | Посещение семьи | октябрь |
7 | Сообщение на родительском собрании о проекте | Конец октября
|
Задачи мероприятий:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы
- Донести до участников проекта важность данной темы
- Проанализировать специальную литературу о роли семьи в обществе.
- Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
2.4.2 План действий по реализации проекта
Реализация основных задач, стоящих перед проектом требует применения разнообразных форм, видов деятельности. Все они представлены в данной таблице. Конкретизировать данные виды деятельности, указать точные сроки их проведения – самая сложная задача.
Основные задачи:
создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
создание единой системы работы воспитателей и родителей по социально-личностному развитию детей;
совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
формирование у детей основ личности будущего гражданина;
профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
Взаимодействие с детьми | Организация работы |
Цель: формирование у детей дошкольного возраста социальных контактов и развитие способности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. | – организация работы по социально-личностному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы;
– систематическое проведение занятий по социально-коммуникативному развитию;
– организация работы по развитию коммуникативных способностей детей.
Диагностика
– диагностическое обследование знаний и умений детей по разделу «социально-коммуникативному развитию» программы «От рождения до школы»;
– диагностика социальной ситуации развития ребёнка в семье (рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные» «Моя семья»).
Коррекционная работа с детьми
– изучение детско-родительских отношений совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители;
– коррекция агрессивности;
– коррекция тревожности, страхов;
– коррекционная работа с гиперактивными детьми;
-работа по преодолению застенчивости, замкнутости, нерешительности.
Вечера развлечений
– музыкальный спектакль «Страна счастья»;
– музыкально-литературная композиция «О чём мечтают дети?»;
– развлечение «Слово нужное скажите»;
– развлечение «Встреча с Мойдодыром»;
– тематический праздник доброты и вежливости «Дарите людям доброту».
Выставки, конкурсы
– конкурс «Лучший цветник»;
– конкурс «Лучший участок»;
– выставка «Смеховой мир детства». |
Взаимодействие с родителями | Планирование работы с семьями воспитанников |
Цель: создание единой системы работы детского сада и родителей по социально-личностному развитию детей; повышение уровня педагогической культуры родителей. | 1) Анкетирование:
-анкетирование «Какими Вы видите детей?»;
-анкетирование «Оценка педагогического кредо в коллективе взрослых»;
-анкетирование родителей для определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.
Цель: выявить особенности воспитания ребёнка в семье.
2) Диагностика:
– диагностика социальной ситуации.
3)Родительские собрания:
– общее родительское собрание «Развивающий предметный мир»;
-«Эмоциональная жизнь ребёнка в раннем возрасте»;
– «Воспитание привычек у ребёнка»;
– «Уроки вежливости и красоты»;
– «Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка»;
– «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».
4) Консультации и беседы:
– «Социальное самочувствие семьи (взгляд на проблему детей, родителей и воспитателей)»;
– «Что мешает нашим детям быть самостоятельными»;
– «Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком? (Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры.).
5) Семинары:
– семинар для родителей 2 младшей группы «Игры детей младшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить родителей с играми, необходимыми для развития детей; научить играть в них.
– семинар-практикум для родителей «Досуг семьи в жизни дошкольника».
Цель: актуализация потребности в планировании досуга семьи.
– семинар «Умеете ли Вы общаться с Вашим ребёнком?».
Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания ребёнка.
Помощь родителей учреждению
– совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в детском саду, создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон.
Совместное творчество детей, родителей и педагогов
1) Занятия с участием родителей:
– «Сад моей семьи»;
– «Я и мои имя и фамилия».
2) Групповые досуговые мероприятия с участием родителей:
– праздник «Масленица»;
– конференция для детей и родителей «Семейные реликвии»;
– праздник «Вместе дружная семья».
Цель: привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
3) Участие в организации выставок:
– выставка «Смеховой мир детства».
Педагогическое просвещение
1)Наглядная педагогическая пропаганда:
– подбор специальной литературы, оформление папок-передвижек по вопросам социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах социально-личностного развития дошкольников.
2) Организация работы психолого-педагогического лектория для родителей.
3) Проведение тренингов с родителями.
Цель: научить родителей способам решения нестандартных ситуаций.
4) Помощь родителям в расширении семейной библиотеки (педагогическая, медико-психологическая, юридическая литература, периодическая печать).
Цель: распространение инновационных подходов к воспитанию детей, повышение правовой культуры родителей.
5) Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.
Цель: организация консультативно-просветительской помощи родителям.
|
Непосредственная образовательная деятельность | Методы, формы, темы работы |
Социально-коммуникативное развитие
|
Беседы: «Что такое семья», «Мама и папа», «Наши бабушки и дедушки», «Младшие и старшие братья и сестры», «Мамы и папы имеют имена и отчества». |
Познавательное развитие | Дидактические игры: «Настроение», «Страна колобков», «Родословная».
Словесные игры: «Назови ласково», «Волшебные слова», «Комплименты». Сюжетно– ролевые игры: «Семья», «Детский сад». Пальчиковые игры: «Семья», «Птенцы», «Части тела», «Пальчик-мальчик, где ты был? », «Ладушки», «Этот пальчик дедушка… », «Мамин праздник», «Мамин день». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы» «Нарисуй свое настроение».
Аппликация: «Букет для мамы», «Ракета для пап». Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, дедушке. Разучивание песен о маме, папе, бабушке. |
Речевое развитие | Чтение художественных произведений о семье. Е. Благинина «Посидим в тишине», «Научу обуваться братца», Л. Воронцова «Маша – растеряша», С. Прокофьев «Когда можно плакать», К. Ушинский «Петушок с семьей», В. Берестов «Больная кукла, Бычок, Котенок». В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А. Шлыгин «По дороге в детский сад», Э. Шим «Петух и наседка», «Все умеют сами». Сказки: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Гуси лебеди», «Три медведя», «У страха глаза велики». Э. Мошковская «Жадина», «Капризы», «Как собака друга искала» (мордовская сказка). Потешки: «Жили у бабуси», «Знаешь, мамка, где я был? », «Дедушка Егор».
Нетрадиционное домашнее задание (приложение 4) |
Физическое развитие | Комплекс утренней гимнастики: «Медвежья семья».
Подвижная игра «Птенчики и птицы».
|
Оценка результатов проекта
Выставка творческих работ детей по продуктивному виду деятельности | октябрь |
Выставка «Семейный альбом» | октябрь |
Выставка журнала «Любимое блюдо семьи» | октябрь |
Мультимедийная презентация «Семейное древо» | октябрь |
2.4.3 Ресурсное обеспечение проекта
Для обеспечения выполнения данного проекта необходимо наличие следующих видов ресурсов:
Предметно развивающая среда | Образовательное пространство (детский сад) |
Учебно-методический комплекс | Методический кабинет: методическая литература, ОО программа, конспекты, детская литература, инструкции, дидактические игры.
|
Комплекс обеспечения жизнедеятельности | Пищеблок, прачечная, подсобные помещения, оздоровительный комплекс |
Развивающая среда | Музыкальный зал
Книжный уголок Игровой уголок |
Коммуникативная | Семейная гостевая
Чайный столик Бюро находок Уголок уединения Уютный диванчик |
Оздоровительная | Спортивный уголок |
Творческая | Театральный уголок
Детская мастерская Песочный дворик |
Взаимодействие | С детской библиотекой, с краеведческим музеем.
Оказание посильной помощи родителей группы. |
2.5 Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга
Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье» в сентябре месяце была проведена первичная диагностика Н. Д. Денисова.
Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
- Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений детей с родителями
- Выявить уровень усвоения детьми программного содержания: представлений детей о семье, ее членах, родственных отношениях, ее истории.
Уровень знаний ребенка о семье, семейном быте, традициях (по каждому ребенку)(примерная диагностическая карта):
Задания | Ребенок допускает много ошибок, не желает рассказывать
1 балл |
Ребенок отвечает правильно, но допускает не точности.
2 балла
|
Ребенок отвечает правильно, рассказывает охотно.
3 балла |
Ф И О ребенка
|
|||
Мама (по имени и отчеству) | |||
Отец (по имени) | |||
Родители мамы (бабушка и дедушка) | |||
Родители отца (бабушка и дедушка) | |||
Наше село | |||
Ваша улица | |||
Район, где мы живем | |||
Кем работает мама (папа)? | |||
Сколько лет бабушке (дедушке) |
Образец диагностической карты прилагаю:
Задания | Ребенок допускает много ошибок, не желает рассказывать
1 балл (низкий уровень) |
Ребенок отвечает правильно, но допускает неточности
2 балла (средний уровень) |
Ребенок отвечает правильно, рассказывает охотно
3 балла (высокий уровень) |
Как зовут маму (папу) (по имени и отчеству)? | |||
Как зовут бабушку (дедушку)? (по имени и отчеству) | |||
Сколько лет маме (папе)? | |||
Сколько лет бабушке (дедушке)? | |||
Как ты помогаешь маме (папе) по дому? | |||
Как зовут маму (папу) мамы? | |||
Сколько лет маме (папе)? | |||
Кто старше: папа или дедушка? | |||
Умеешь ли ты готовить? |
Заключение
Предполагаю, что образовательный проект «Формирование основ социально-личностного воспитания дошкольников в семье» будет способствовать повышению педагогической и правовой компетентности родителей и педагогов. Вырастет активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Родители будут уделять больше внимания познавательному развитию дошкольников. Педагоги получат дополнительную информацию об условиях пребывания детей дома, взаимоотношениях воспитателей с родителями.
В ходе реализации проекта, надеюсь, будет сформировано первоначальное, элементарное осознание семьи, системы родственных отношений, дети определят свое место как члена семьи.
Мероприятия, направленные на вовлечение родителей в процесс формирования у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности в процессе ознакомления детей со своей семьей даст положительный результат. Задача проекта по активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада будет реализована.
Несомненен результат проекта: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость заботливого отношения к членам семьи, а самое главное – наметить перспективные дальнейшие пути образовательного процесса социально – личностного развития дошкольника в дошкольном учреждении и семье.
Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать большое значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.
В процесс социально-личностного развития дошкольников будут включены различные виды деятельности:
- игровая деятельность — даст ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появится уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат.
- исследовательская деятельность — даст возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
- изобразительная деятельность — позволит ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- предметная деятельность — удовлетворит познавательные интересы ребенка в определенный период, поможет ориентироваться в окружающем мире.
- наблюдение — обогатит опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, закрепит социальные чувства.
- коммуникативная деятельность — объединит взрослого и ребенка, удовлетворит разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- проектная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечит объединение и интеграцию разных видов деятельности.
- конструктивная деятельность — даст возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности внесёт вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.
Список литературы
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155.
- Конвенция ООН о правах ребенка ст. 5, 7, 9, 10 от 20 ноября 1989.
- Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. — №2.
- Буре. Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. Пособие. – Изд. Мозаика-Синтез, М.,2011.
- Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. Соответствует ФГТ и ФГОС, 2013 г.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Просвещение 1988
- Доронова Т. Н., Гризик Т. И. Вместе с семьей.: Москва, 2005
- Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству // Дошкольное воспитание №07 – 2009.
- Книга для чтения в детском саду и дома составитель в. В. Гербова Москва ОНИКС 2008
- Козлова С. А. «Я – человек» М. : МГПУ, 1996
- Коломийченко Л. Программа социального развития// Дошкольное воспитание, №1, 5, 8/2005.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Психические состояния и социально-личностное развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое Время», 2008
- Стрельченко Г. Социальное развитие дошкольника// Дошкольное образование (приложение). – 2006.
- Трубайчук Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности // Дошкольное воспитание № 6 – 2010г.
- Черепанова Г. Формирование у детей интереса к семейным традициям. // «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
Приложение 1
- Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей
Уважаемые родители!
Просим вас заполнить анонимную анкету.
1.Где вы черпаете педагогические знания:
а. используете собственный жизненный опыт, советы знакомых;
б. читаете педагогическую литературу;
в. используете советы воспитателей
г. слушаете радиопередачи и смотрите телевизионные передачи;
- Какие методы воспитания вы считаете наиболее результативными:
а. убеждение;
б.принуждение;
в.требование;
г. поощрение;
д. наказание;
е. обучение и личный пример;
- Какие виды поощрения вы используете чаще:
а. словесные;
б.подарки;
в.развлечения;
4.Какие виды наказания, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании;
а. запугивание;
б.проявление неодобрения (словесно, мимикой или жестами)
в. физическое наказание;
г. лишение развлечений или обещанных подарков;
д. словесная угроза;
5.Единодушны ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку:
а. единодушны всегда;
б.иногда расходятся во мнениях;
в. единодушия не бывает никогда;
Спасибо!
Приложение 2
- Анкета «Какой вы родитель?»
Тест
Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).
- Сколько раз тебе повторять? (2)
- Посоветуй мне, пожалуйста… (1)
- Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
- И в кого ты такой уродился?! (2)
- Какие у тебя замечательные друзья! (1)
- Ну на кого ты похож (а)? (2)
- я в твои годы!.. (2)
- Ты моя опора и помощник (ца)! (1)
- Ну что за друзья у тебя? (2)
- О чём ты только думаешь? (2)
- Какая (ой) ты у меня умница! (1)
- А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
- У всех дети как дети, а ты… (2)
- Какой ты у меня сообразительный (ая)! (1_
Оценка результатов:
5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.
8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.
11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Приложение 3
«Искусство быть родителем»
- Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не в праве требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
- Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
- Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия.
- Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
- Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в малыше. Быть уверенными в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится
Папка – передвижка
«Наказывая, подумай: зачем?»
- Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
- За один раз – одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать поздно.
- Наказан – прощён.
- Наказание без унижения.
- Ребёнок не должен бояться наказания
Приложение 4
Нетрадиционная форма работы ( домашнее задание)
Альбом «Это Я»
1.Это Я (Фотографии и/или рисунок);
2.Меня зовут … (Имя, аппликация с именем, значение имени);
3.Мои родители (Имя, фотографии и или/рисунки);
- Мои родственники (аналогия)
5.Придумать герб семьи (рисунок и рассказ)
- Я живу…;
- Мой портрет в лучах солнца или какой Я? (ладошка ребенка – в сердцевине маленькая фотография, на каждом пальчике указана хорошая черта (характеристика));
- Я люблю…;
- Я – красивый (фотографии и рассказ);
- Я – сильный и ловкий (фотографии и рассказ);
- Я сообразительный (рисунок и рассказ);
- Я – умный ( рисунок и рассказ);
- Я хочу … (рисунок и рассказ);
- Я научился (рисунок и рассказ);
- Я хожу в детский сад… (рисунок и рассказ);
- Я увлекаюсь…(рисунок и рассказ);
Цель:
– принятие, усвоение дошкольником безусловного позитивного отношения к себе со стороны значимых людей.
– собственное восприятие и оценка глубоко сущностных, очень личных сторон самого себя.