Образовательная деятельность «На улицах города»

Образовательная деятельность «На улицах города»

31.01.2022

Воспитатель Лазарева Ирина Михайловна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Забава» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Скачать материал: Образовательная деятельность «На улицах города»

_______________________________

Образовательная деятельность «На улицах города»

Лазарева Ирина Михайловна, воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада общеразвивающего вида № 25 «Забава»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Цель: закрепление понятий и правил, с которыми дети познакомились в течение учебного года на занятиях  по ПДД.

Задачи:

  • воспитательные: воспитывать  интерес к процессу  обучения  правилам безопасного  поведения на дорогах,  уважительное  отношение к дорожным знакам;
  • развивающие: развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, умение собирать целое из частей. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
  • образовательные: формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения, сформировать понятия «пешеход», «светофор», «сигналы светофора», закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначениях.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; социально – коммуникативное развитие;  художественное – эстетическое развитие; физическое развитие.

Словарная работа: пешеход, сигналы светофора, дорожные  знаки, велосипед, грузовик, автобус.

Региональный компонент (словарная работа на татарском языке): кызыл (красный), ссоры (желтый), яшел (зеленый), күп ( много).

Предварительная работа: беседы в режимных моментах, рассматривание сюжетных картин, дидактические игры «Собери знак», «Сломанный светофор», «Назови одним словом», «Найди пару» и т.д.;  настольно – печатные игры: «Пешеходы», «На улицах города»; сюжетно – ролевые игры «Автобус», « Водители» и др.; подвижные игры: «Займи свое место», «Светофор», «Цветные автомобили» и др.; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов на сайте «Сакла» по безопасности дорожного движения.

Участники: воспитанники  4 лет, педагог, Рассеянный (герой произведения К.  И. Чуковского «Вот какой Рассеянный»), кукла Анечка.

Оборудование: ширма для кукольного театра; магнитная игра «Сломанный светфор»; мяч; пазлы «Дорожные знаки» (напольные); плоскостные изображения дорожного транспорта: трактор, грузовик, велосипед, полицейская машина, автобус.

Ход ОД

Дети с воспитателем входят в зал, между ними ведется беседа.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большом, красивом городе. Как наш город называется? По нашим улицам движется много разных машин. Как называется транспорт, который есть в нашем городе?  (обращает внимание на ширму) Кажется у нас новая девочка, давайте с ней познакомимся. Здравствуй, как тебя зовут?

Кукла Аня: Привет, меня зовут Аня.

Дети: Привет, а почему ты такая грустная?

Аня: За мной должен был прийти папа, но его все нет и нет, а – а – а (плачет)

Воспитатель: Не плачь, Анечка, папа сейчас придет.

(С криками вбегает Рассеянный)

Рассеянный: Караул! Помогите! Спасите! Ой, меня чуть машина не сбила, а еще и водитель нагрубил. Разве можно грубить?

Аня: Папа, папа, ты пришел, ура!

Воспитатель (к детям): Странный какой, вы посмотрите на него: на ногах перчатки, на голове сковорода… ребята, он вам никого не напоминает?

Дети: Это Рассеянный с улицы Бассеянной.

Рассеянный: Да, это я.

Воспитатель: А почему ты так кричишь, что случилось?

Рассеянный: Я дорогу перебегал, а там эти машины ездят туда – сюда. Чуть меня не задавили.

Аня: У, противные машины, чуть папу моего не задавили.

Ребенок: Ты что, правила дорожного движения не знаешь?

Рассеянный: А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.

Воспитатель: Скажи, а как надо переходить улицу?

Рассеянный: Как? Да хоть как! И бегом и прыжками: можно на одной ноге, а можно – на двух (изображает).

Аня: А можно и задом наперед, вот так.

Дети: Так нельзя!

Аня: А сами – то  вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Пешеход! Пешеход!

                        Помни ты про переход

                        Надземный, похожий на зебру.

                        Знай, что только переход

                        От машин тебя спасёт.

– А теперь скажи: можно ли играть на проезжей части?

Рассеянный:  Смотря во что? В шашки нельзя!

Аня:  А почему?

Рассеянный: Машины мне фигуры посбивают.

Аня: А вот в мячик можно. Ещё как! Вот так его кидать высоко!

Воспитатель: А вы, ребята, согласны с ним? (Ответы детей)

Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья:

На дороге – не играть, не кататься,

Если хочешь ты здоровым остаться.

А что у тебя в чемоданчике?

Рассеянный (открывает чемодан): Что это: ракета что ли или столб какой – то?

Дети: Это светофор. Здесь не хватает трех цветных сигналов.

Рассеянный: Точно, когда к вам бежал через улицу, видел  на нем такой красивый красный свет. А что вы на меня так все смотрите?

Дети: На красный свет перебегать нельзя.

Рассеянный (отмахивается рукой):  Подумаешь, буду я еще обращать внимание на всякую чепуху.

Дети: Это не чепуха, светофор это важный знак!

Аня: А почему здесь не хватает огоньков, что с ними случилось?

Воспитатель: А вот что…

Сценка

В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька:

Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Красный: Я самый важный, цвет пожара,

                   Когда горю – идти не надо.

                   Я от беды оберегаю

                   И от опасности предупреждаю.

Желтый: Нет, я  важнее! Солнца цвет,

                  Меня важнее точно нет.

                  Предупреждаю: оглянись

                  И двигаться не торопись!

Зеленый: Не спорьте, братцы огоньки,

                  Я самый важный, цвет травы,

                  Цвет леса и спокойствия.

                  Когда горю – не беспокойтесь вы!

Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не

вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Это был Светофор. Вот что он сказал.

Светофор: Не спорьте, милые друзья

                    Вы все важны, скажу вам я.

                    Мы будем людям помогать

                    И улицы оберегать.

Воспитатель: Заветные огоньки очень обрадовались и подарили светофору свои огоньки: красный, желтый и зеленый. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Аня: А у нашего светофора огоньки не горят. Давайте зажжем огоньки.

Дидактическая игра «Зажги огоньки светофора» (магнитная)

Цель: уточнить  знания детей о сигналах светофора, закрепить названия цветов на татарском языке.

Аня собирает неправильный светофор, показывает детям, дети исправляют ошибки (Аня показывает правильный светофор)

Воспитатель: На дорогах с давних пор

                         Есть хозяин светофор!

                         Перед вами все цвета

                         Вам представить их пора.

1 ребенок:  На светофоре – красный свет

                     Опасен путь – дороги нет!

 2 ребенок: А если желтый свет горит, –

                    Он приготовьтесь, говорит!

 3 ребенок: Зеленый вспыхнул впереди –

                    Свободен путь, переходи!

Рассеянный: Я теперь тоже буду знать, ребята, зачем нужен светофор и  что

обозначают цвета светофора.

Аня: А у меня есть мячик. Давайте поиграем. Мы пойдем на дорогу, там много места (дети возражают). Можно подумать, что вы никогда не играли на дороге? А где же тогда можно играть в мяч?

Дети: На детской площадке, в парке.

Аня: Хорошо, на дороге мы играть не будем. Будем играть здесь, подальше от машин.

Рассеянный: Выходите сюда ко мне, я для вас знаю интересную игру (дети становятся в круг, в центре Рассеянный).

Игра «Да или нет»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаков, правил поведения в автобусе.

Рассеянный: Я вам буду кидать мяч и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч. А заодно я и проверю, знаете ли вы правила движения.

Рассеянный: Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения?

Рассеянный: В светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?

Рассеянный: Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?

Рассеянный: Сел в автобус, не взяв билет. Так поступать полагается?

Рассеянный: Старушка старенькая в автобус вошла. Ты место ей уступишь?

Рассеянный: Пешком по улице идет пешеход?

Рассеянный: У светофора 8 глаз?

Рассеянный: Люди ждут автобуса на остановке?

Рассеянный: Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?

Рассеянный: Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу?

Рассеянный: Ну, молодцы, вижу, что вы знаете правила, и я тоже теперь буду знать.

Ой, детишки, а ведь я так любил раньше кататься на крыше троллейбуса, поезда, а еще часто ездила «зайцем». А теперь я знаю, что этого делать нельзя, и обещаю вам, так больше не поступать.

Воспитатель: Ой, Рассеянный, а ты знаешь, что на дорогах есть подсказки? Это дорожные знаки.

Рассеянный: Дорожные знаки? Когда я сюда бежал, то по дороге сломал несколько знаков. Может быть,  они тоже дорожные? (достает конверты из чемодана)

Игра «Собери знак»

Цель: закреплять знания о дорожных знаках, умение составлять целое из частей.

Воспитатель: Аня, Рассеянный, а вы умеете отгадывать загадки? ( обращает внимание на стенд с разнообразным транспортом) Я вам буду загадывать загадки, а вы называть и показывать отгадку.

Загадки о транспорте:

Сам не едет, не идёт,

Не поддержишь – упадет,

А педали пустишь в ход –

Он помчит тебя вперёд.     (Велосипед)

Силач на четырех ногах.

В резиновых сапогах

Прямиком из магазина

Притащил на пианино.    (Грузовик)

Вместо лошади теперь

На полях послушный «зверь»,

Пашет плугом из металла…

Земледельцам легче стало… (трактор)

На спине моей мигалка:

Сразу видно я спешу.

Во дворах,  подъездах, парках

 Я порядок навожу.

Всех бандитов накажу:

За решетку посажу.    (полицейская машина)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.      (Автобус)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины,

Называется.           (Машина)

Воспитатель: Кто из вас любит кататься на машине? Тогда садитесь в машины, поехали…

Флешмоб «Машина» (музыкальная пауза)

Аня: Папа, а что еще есть в чемодане? Мне так понравилось играть!

Рассеянный: (смотрит в чемодан) Больше ничего нет…да вам больше ничего и не нужно, вы и так много знаете и играть хорошо умеете. Спасибо, что вы меня и мою Анечку многому научили. Теперь мы больше никогда не будем нарушать правила дорожного движения.

Воспитатель: Аня, тебе понравилось в нашем детском саду? Ты еще придешь к нам?

Аня: Обязательно,  и мы будем вместе изучать правила дорожного движения.

Воспитатель: А на прощанье мы вручим тебе, твоему папе и  всем ребятам медали «Юный пешеход».

Вручение медалей

Используемая литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
  2. Г.А.Галеева, С.М.Гаффарова «Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах» 
  3. Ю.Б.Кулевич, Т.А.Скрипниченко «Безопасная улица»
  4. Ресурсы Интернет