Методическое сообщение “Методические основы подбора репертуара для развития музыкальности учащихся фортепианного класса”

Методическое сообщение “Методические основы подбора репертуара для развития музыкальности учащихся фортепианного класса”. Автор Преподаватель фортепиано Медведева Е.Н.


Цель: Выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика.

Задачи:

– Суметь заинтересовать ученика процессом овладения инструментом;

– Воспитание исполнительски-творческого понимания музыки;

– Воспитание музыкального мышления учащегося;

– Воспитание фортепианного мастерства;

– Накопление репертуара.

Введение.

       Колоссальные изменения, произошедшие за последнее десятилетие в сфере социальных взаимодействий, повлияли и на культурно-художественные ценности общества. Это, в свою очередь, вызвало изменения в структуре и задачах музыкального образования. Сегодня, согласно современным образовательным стандартам, основной его целью является создание условий, максимально способствующих нравственному, эстетическому и культурному развитию подрастающего поколения. Однако, данная формулировка не является исчерпывающей. Помимо развития творческого компонента, музыкальное образование должно подготовить личность к жизни в социуме, к решению определенных задач и самостоятельному поиску необходимой информации. Отсюда вытекает особая значимость тех методов и технологий, применяемых в процессе музыкального образования современной молодежи. Безусловно, фундаментальной основой построения верного индивидуального образовательного маршрута является правильно подобранный репертуар. В этой связи необходимо проанализировать имеющиеся методические рекомендации по подбору учебного репертуара для учащихся по специальности фортепиано в ДМШ, структурно изложить основные принципы подбора произведений для изучения, а также выявить особо часто встречающиеся ошибки начинающих педагогов, допускаемые ими в процессе работы над составлением индивидуальных педагогических маршрутов обучающихся.

       Предмет «Фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий, основная форма которых – урок. Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за обучающимися с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика.

       Учебный процесс ДМШ должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у обучающихся любви к музыке и расширению их общемузыкального кругозора.

       В основе владения инструментом лежит не какой-нибудь технический прием, а музыкальное сознание ученика. На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе: он должен систематически давать материал для самостоятельной работы обучающегося. От педагога зависит создание той музыкальной базы, на которой будет строиться общемузыкальное воспитание учащегося.

       При составлении индивидуальной программы учитывается принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям и жанрам. Наряду с трудными произведениями, требующими напряжения всех сил ученика, включаются в план и более легкие для него сочинения, которые могут быть быстро разучены.

       Актуальность проблемы подбора репертуара для ученика не ослабевает никогда. Каким бы компетентным не был педагог, какой бы богатый не имел за плечами опыт работы, процесс выбора учебного материала для конкретного учащегося в определенный период его музыкального развития представляет собой определенные сложности. Не смотря на огромное количество методической литературы, определенного алгоритма выбора репертуара не существует. Данный факт обусловлен особым значением индивидуального подхода в этом вопросе. Для начинающего педагога подбор музыкального произведения для конкретного учащегося представляет определенные сложности.

       Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого-педагогическую характеристику обучающегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника.

Психолого-педагогические аспекты подбора репертуара.

       Стоит отметить необходимость соответствия выбранного репертуара критериям педагогической целесообразности. Поскольку именно учебный материал является основой теоретического и практического познания, он должен быть достаточно емким и многогранным, а также соответствовать поставленным педагогическим задачам. Иными словами, работа над конкретным музыкальным произведением способствует развитию определенных музыкальных способностей, теоретических знаний и практических навыков (исполнительских). Следовательно, перед началом составления индивидуального репертуарного плана для каждого учащегося педагогу необходимо провести анализ его исходных (врожденных) способностей, степени музыкальной одаренности и физических возможностей. Исходя из полученных данных, подобрать такой учебный материал, который будет максимально способствовать развитию слабых аспектов личности без вреда для психофизического здоровья ребенка.

       Усложнение педагогического материала должно происходить постепенно, создавая условия для параллельного совершенствования исполнительской техники и развития музыкального мышления.

       Помимо возрастных особенностей и степени развития музыкальных способностей при подборе учебного репертуара необходимо обратить внимание на характер и тип личности юного пианиста. Важно понимать, что на качество итогового исполнения и целесообразность работы над произведением влияют не только физические и умственные способности ребенка, но и его темперамент. Положительным моментом индивидуальных занятий в классе фортепиано, является возможность осуществления личностного подхода и адаптации учебного материала и темпов его освоения под каждого конкретного учащегося.

       Поэтому так важна целенаправленная работа педагога с учеником над освоением музыкального языка – образного содержания и структурного строения произведений, направлений, стилей, жанров, различных форм и т.д.

       Нормальным можно считать положение, при котором уровень освоения музыкального языка и уровень музыкального мышления несколько опережает инструментальное, техническое развитие учащегося. Мотивация занятий носит духовный характер и способствует оптимальному развитию всех процессов становления юного музыканта.

       Отметим основные факторы, которые положительно влияют на мотивацию занятий музыкой.

  • Увлеченность музыкой.

– освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса;

– доступный на первом этапе, желательно знакомый репертуар;

– слушание музыки в концертах, записях, в исполнении педагога;

– выступления на различных концертах, игра в ансамбле, коллективные занятия.

  • Контакт ученика и педагога.

– заинтересованность и благожелательность педагога;

– уважение к ученику, желание понять и изучить его личность;

– общение с учеником на различные темы, внеклассная работа.

  • Психологические аспекты мотивации.

– работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней;

– поощрение и помощь ученику в проявлениях инициативы, творческого самовыражения;

– использование педагогом факторов, стимулирующих занятия: конкурентность, участие в конкурсах и т.д.;

– стимулирование младших учеников игрой старших;

– поощрение учащихся.

  • Работа с родителями.

– родитель – это репетирор в домашних занятиях своего ребенка, поэтому его присутствие на уроках необходимо;

– заинтересованность родителей занятиями ребенка – благожелательная домашняя атмосфера, повышающая интерес ученика к занятиям, поднимающая их престижность.

  • Любовь к своему инструменту.

Любой способ, позволяющий стимулировать занятия музыкой, будет способствовать успешному развитию ученика, т.к. создающиеся благоприятные психологические предпосылки не замедлят сказаться на качестве работы.

       Но есть факторы, отрицательно влияющие на мотивацию занятий музыкой:

  • Авторитарные методы преподавания не способствуют развитию личностных качеств ученика, лишают его возможности самовыразиться, проявить творческую инициативу.
  • Равнодушие – возникающая у ученика антипатия к педагогу может легко перерасти в аналогичное чувство к музыке, инструменту.
  • Форсированное обучение – обычно является следствием амбиций педагога, его желанием показать себя. Не справляющийся с объемом и сложностью заданий ученик теряет уверенность в себе.
  • Формальное отношение педагога к программным требованиям ДМШ.

Основная часть.

       Термин «Репертуар» в музыке имеет два определения. Во-первых, это произведения, исполняемые артистом в контексте определенного мероприятия. Во-вторых, это определенные произведения, которые изучаются музыкантом для совершенствования его исполнительского мастерства. В контексте данной работы рассмотрим специфику выбора педагогического (учебного) репертуара для учащихся класса фортепиано в ДМШ.

       Каждый ребенок уникален – обладает определенными музыкальными данными, разными умственными и физическими способностями, и, соответственно, требует личностного подхода. Значит и подбор учебного репертуара должен нести сугубо индивидуальный характер. Составляя список произведений для изучения на данном этапе развития ребенка, педагог должен оценивать их художественную ценность, педагогическую целесообразность, развивающий потенциал, а главное, доступность для восприятия конкретного ученика.

       Принцип отбора педагогического материала (учебного) должен основываться не только на решении теоретических и практических задач, но и отвечать вопросам развития музыкального кругозора учащегося, обогащению его духовно-нравственного компонента.

       Основополагающим фактором при выборе репертуара для ученика, безусловно, является его возрастная категория. Изучаемый репертуар необходимо соизмерять с возрастом ребенка. В младших классах целесообразно разучивать небольшие пьесы-действия с подтекстовкой, в основе которых лежат образы и действия, близкие и знакомые ему в эмоционально-ассоциативном восприятии. Это могут быть пьесы, связанные с образами животных, природы, сказочными персонажами. Программные пьесы широко включаются в репертуар учеников младших классов. Программная музыка – академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, т.е. инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на свое содержание. В старших классах ученики активно воспринимают пьесы, требующие абстрактного мышления, воображения, фантазии. Эмоциональное восприятие усложняется и расширяется. В репертуар включаются непрограммные произведения.

       Педагогу необходимо постоянно контролировать психологическое состояние учащегося для предотвращения его эмоциональной перегрузки. Процесс перехода от простых программных пьес к произведениям следующего этапа должен быть плавным и комфортным для ребенка. Часто в практике педагогов встречаются ситуации, когда учащийся физически и технически готов к выбранному репертуару, однако при первых попытках его разбора, выявляется определенная эмоциональная незрелость. Ребенок не в состоянии верно прочувствовать художественный замысел композитора, и, как следствие, не может правильно передать определенные эмоции посредством музыкального языка. В результате у ученика быстро пропадает интерес к музыкальным занятиям, а иногда и происходит процесс травмирования неокрепшей детской психики. Именно поэтому педагог должен быть не только наставником, но и психологом для ученика, понимать степень его эмоционального и душевного состояния.

       Вторым, не менее важным фактором подбора педагогического материала, является его разнообразие. Произведения, подобранные для учащегося начальных классов, должны отличаться по характеру, жанру, стилю. Кроме того, учебный репертуар должен включать в себя произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы старинной и современной музыки.

       В последние годы неотъемлемой частью педагогического репертуара начинающих пианистов стали произведения эстрадно-джазового направления, популярные переложения эстрадной музыки, музыки кино и мультфильмов. Такие произведения ощутимо отличаются от классической музыки по своему ритмическому построению, приемам звукоизвлечения, агогике и характеру. Благодаря включению этих образцов в репертуарный план юного пианиста происходит не только расширение музыкального кругозора, но и развитие его технических возможностей.

       Таким образом, гармоничное включение разнохарактерных пьес и произведений различных эпох в репертуар начинающего музыканта способствует развитию наиважнейших исполнительских навыков, которые составляют базовую основу для его дальнейшего музыкального развития.

       Выбору репертуара предшествует анализ возможностей обучающегося. Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой:

  • Первый – установление индивидуальных технических возможностей обучающегося в начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:

– обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;

Насколько легко он поддается научению тем или иным техническим приемам;

Какими техническими навыками он обладает, какие виды техники у него развиты в меньшей степени/ совсем неразвиты.

  • Второй – педагогические наблюдения за техническим развитием обучающегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения – период длительных занятий.

       При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося. Выучив произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно переплетаются.

       Выделим следующие принципы подбора репертуара:

  • Учет индивидуальных музыкальных способностей – музыкальный слух, память, чувство ритма и т.д.;
  • Учет индивидуальных психологических особенностей – логическое мышление, темперамент, реакция, внимание и т.д.;
  • Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика – учитываются психолого-педагогические возрастные особенности ребенка;
  • Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала;
  • Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники;
  • Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учета воспитательных всех задач.

       Стоит также отметить необходимость осознания важности инициативы учащегося при выборе очередного произведения для работы. Если ребенок сам предлагает какую-то пьесу, значит она импонирует ему. В таком случае педагог должен постараться найти подходящее для возраста и степени технического развития этого ученика переложение. Безусловно, если выбранное учеником произведение оказывается непосильно трудным для исполнения, то возможен вариант его частичного изучения/ простого ознакомления.

       Количество пьес в учебном репертуаре учащегося начальных классов ДМШ может варьироваться от десяти до пятнадцати произведений в течении учебного года. Но очень важно понимать, что далеко не все из них будут подготовлены для выступлений. Основополагающим фактором в этом случае , влияющим на степень завершенности изучения произведения, являются программные требования экзаменов и зачетов. Как правило, академические концерты, завершающие полугодие, в обязательном порядке включают в себя полифонические произведения, произведения крупной формы, виртуозные пьесы/ этюды  пьесы кантиленного характера. Технические зачеты также проводятся два раза в год и предполагают исполнение комплекса гамм, соответствующих возрастным требованиям и этюдов, определенного уровня сложности.

Заключение.

       Обучение детей музыке – сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный, учитывающий все индивидуальные качества обучающегося, репертуар является важнейшим фактором воспитания ученика-пианиста.

       Таким образом можно сформулировать основные принципы подбора учебного репертуара для учащихся класса фортепиано:

  • Индивидуальные музыкальные способности исполнителя;
  • Психофизические особенности личности ребенка;
  • Возрастные особенности;
  • Программные требования мероприятий;
  • Степень влияния на исполнительскую технику и интеллект учащегося;
  • Художественное разнообразие;
  • Системность.

       Соблюдение этих основных принципов не только обеспечивает высокое качество музыкального воспитания и способствует повышению общего уровня развития учащегося, но и дает возможность постоянно поддерживать заинтересованность ребенка в занятиях и привить любовь к музыкальному искусству в целом.

 Список методической литературы.

  1. Акимов Ю. Сборник методических материалов. М.: Композитор, 2017
  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 2016
  3. Алексеев А. История фортепианного искусства: в 3 ч. М.: Музыка, 1988-1990
  4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Российское музыкальное издательство, 2016
  5. Асмолов А. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2019
  6. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974
  7. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение,1979
  8. Милич Б. Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. СПб.: Композитор, 2018
  9. Тао Юань. Методические основы подбора репертуара учащимся по специальности фортепиано в детской музыкальной школе// Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 11А
  10. Чирков В. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 1991
  11. Щапов А. Фортепианная педагогика. – М.: Советская Россия, 1960

Все конкурсы

Главная страница