Методическое сообщение “Индивидуальный подход к учащимся на уроках фортепиано в ДМШ. Работа с репертуаром ученика-пианиста”

Методическое сообщение “Индивидуальный подход к учащимся на уроках фортепиано в ДМШ. Работа с репертуаром ученика-пианиста”. Автор Преподаватель фортепиано Гурьянова Л.К.


ВВЕДЕНИЕ

       Современный процесс обучения игре на фортепиано – важный раздел эстетического воспитания подрастающего поколения, который подразумевает в себе  следующее: пробуждение у ребенка любви к музыке, взаимосвязи между разными видами музыкальной деятельности по восприятию и исполнению музыкальных произведений; формирование эстетических вкусов на лучших образцах классической и зарубежной музыки. Обучение игре на фортепиано предполагает развитие творческих задатков детей, умение реализовать комплекс важнейших практических навыков: игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, умение аккомпанировать, игра в ансамбле.

       Воспитывая активных слушателей классической и современной музыки, а также подготавливая наиболее заинтересованных и одаренных учеников к поступлению в музыкальные заведения следующего звена, детская музыкальная школа способствует общему подъему музыкальной культуры России.

       Преподаватель по специальности – основной воспитатель учащихся в ДМШ. Именно преподаватель по фортепиано в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы учащихся, приобщать их к миру музыки и обучать искусству слушать и слышать музыку.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В НАЧАЛЕ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАНТА.ЗАДАЧИ ВЫБОРА РЕПЕРТУАРА

       Известно, что развитие музыкального мышления зависит, кроме музыкальных способностей, от уровня общего развития, от таких свойств личности, как уровень интеллекта, способности к анализу, сопоставлению явлений, темперамента и организации нервной системы учащегося.

       Важной составляющей обучения учащихся остается личность преподавателя, его уровень профессиональной компетентности. Дети чувствуют себя спокойнее, если преподаватель последователен в своих требования, если преподаватель внятно формулирует свои рекомендации и пожелания к разучиванию и исполнению произведений, к домашней работе над исполнительской программой. Реализация всех педагогических требований к ученику должна основываться на понимании недостатков и преимуществ особенностей ученика. Уже после первых уроков ребенок должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу его музыкального развития.

       Задача выбора репертуара является одной из важнейших в педагогической деятельности музыканта. На репертуаре формируется музыкальный вкус и эстетические представления исполнителя, развиваются его пианистические навыки и способности. Поэтому проблема выбора репертуара как фактора воспитания музыкантов всегда актуальна и заслуживает глубокого и детального рассмотрения.

       Преподавателю важно формировать положительное отношение учащихся к обучению и добиваться того, чтобы занятия стали импульсом для развития музыкальных способностей. Основным фактором для достижения этой цели и является выбор интересного исполнительского репертуара. Такая учебная программа может стать для учащихся дополнительным стимулом к обучению в классе фортепиано. Нередко преподаватели используют лишь излюбленные, проверенные годами на практике музыкальные произведения, не обновляя привычные программные требования за счет новых произведений.

       К вопросу выбора репертуара надо подходить более творчески, то есть постоянно обновлять репертуарный список. Преподавателю важно учесть, что поколение молодых музыкантов – исполнителей часто привлекает новизна, необычность музыки современных и менее известных композиторов. На данном отрезке времени существуют современные сборники, составленные лучшими преподавателями разных городов России, которые знакомят детей с произведениями композиторов разных эпох, начиная с музыки средних веков по сегодняшний день.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

       Одна из важных и трудных проблем музыкальной педагогики – выявление и развитие индивидуальности ученика в процессе обучения в ДМШ. Важно понять индивидуальные стремления, склонности, черты характера, тип темперамента, то есть выявить лучшие свойства личности музыканта. Индивидуальный подход к воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или напротив, благотворно влиять на развитие ученика. Индивидуальность человека – это всегда в той или иной степени отражение пройденного им определенного жизненного этапа пути. Преподаватель  должен строить свою учебно-воспитательную работу с классом так, чтобы всеми педагогическими способами  постоянно и целенаправленно организовывать и направлять внимание учащегося на формирование свойств, необходимых ему как человеку и музыканту.  Преподаватель должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего, его психические свойства. Каждый ученик – индивидуален.

       Первое, что отличает учеников друг от друга – это их интересы. Они определяются  тяготением  к определенному роду деятельности. Интересы являются важнейшим стимулом к приобретению знаний, поэтому они должны быть разнообразными и широкими.

       Вторая отличительная черта – это способности учащихся. Возрастная психология детства определяет способности как психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

       Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности называется ОДАРЕННОСТЬЮ.

Высшая степень  развития одаренности называется ТАЛАНТОМ.

       Одаренность не является неизменным врожденным качеством. Врожденные анатомо-физические особенности, создающие предпосылки для успешного развития способностей, могут быть реализованы лишь в результате интенсивной учебной работы.

       Кроме интересов, способностей и одаренности ученики отличаются друг от друга эмоциональной лабильностью, эта индивидуальная особенность называется ТЕМПЕРАМЕНТОМ. 

При всем разнообразии  темпераментов они подразделяются на 4 вида:

сангвинический , холерический , меланхолический и флегматический.

УЧЕНИК – САНГВИНИК

– очень отзывчив, легко реагирует на все окружающее. Во время изучения, заинтересовавшись произведением,  такой ученик быстро увлекается им, но так же быстро и охладевает к нему. Увлекшись произведением, ученик пытается освоить его с «набега». Но, после первой же неудачи,  если пьеса окажется сложней, чем ему казалось, с первой же неудачи сдается, теряет к произведению интерес.

УЧЕНИК – ХОЛЕРИК

– очень быстро реагирует на все, легко возбудим в эмоциональном плане. Однако, в отличие от сангвиника, возбуждаемость холерика стойкая. Учащийся такого темперамента энергичен, деятелен, смело берется за работу над понравившимся произведением, и, несмотря на трудности,  пытается довести работу до конца. Отрицательной чертой таких учеников является то, что они с одинаковым успехом могут увлекаться как хорошим, так и плохим. Ученики с темпераментом холерика нередко бывают упрямы, резки.

УЧЕНИК – МЕЛАНХОЛИК

 – склонен к размышлениям, к анализу своих переживаний, реагирует на все медленно, зато возбуждение его глубокое. Такой ученик в большинстве случаев вдумчив и чуток. К таким ученикам надо относиться особенно внимательно , так как они могут быть застенчивы, замкнуты, малоактивны.

УЧЕНИК – ФЛЕГМАТИК

– такой вид темперамента присущ людям, которые ведут себя спокойно, ровно, мало живут чувством, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Обычно они сонны, вялы. Флегматик вначале может отнестись к произведению без внешнего энтузиазма, разбираясь в нем без увлечения, однако то, что он сделает, сделает добротно и обстоятельно.

       Только отдельные учащиеся , как исключение, имеют ярко выраженные черты сангвиника, холерика, меланхолика или флегматика. В темпераменте же абсолютного большинства людей сочетаются отдельные черты всех этих типов. Темперамент не обуславливает ни способностей, ни интересов человека. Неверно считать один темперамент лучше, а другой хуже. Ошибаются и те педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать быстроты действий,  а от сангвиника и холерика – сдержанности. Большую способность  и одаренность могут иметь учащиеся всякого темперамента.

 

       Задача педагога – направлять работу учащихся так, чтобы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны. Большую роль здесь может сыграть  ВЫБОР  РЕПЕРТУАРА. Например – спокойствие  и уравновешенность, которых не хватает холерику, можно частично воспитать путем работы над медленными, кантиленными произведениями, а  энергичность у меланхоликов и флегматиков – работой над подвижными, динамически насыщенными произведениями.

       Система творческого воспитания требует индивидуализации путей работы с учеником. Она не совместима с методом «всех стричь под одну гребенку». Каждую личность характеризует неповторимое сочетание ряда врожденных и приобретенных свойств и качеств, и только используя естественные особенности ученика, преподаватель может осуществить воздействие и воспитать художественно развитую личность.

       Выбор исполнительского репертуара имеет огромное значение в воспитании музыканта. Недостаточное внимание преподавателя к воспитательной роли репертуара ведет к стихийному, нецеленаправленному развитию художественных вкусов и интересов. При подборе учебного материала преподаватель должен решить ряд вопросов:

– какие новые знания, умения и навыки приобретет ученик, работая над данным произведением?

– развитию каких сторон личности будет способствовать художественное содержание произведения?

       Основным требование, которое предъявляет  современный уровень культуры к обучению игре на фортепиано в ДМШ является повышение его интенсивности. Говоря другими словами , цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но с бОльшими и лучшими результатами. Прежде всего, необходима тесная связь теоретического материала с практическим освоением инструмента: учащийся должен получать необходимую информацию, нужную для освоения инструмента на определенном этапе. Это приведет к усвоению теоретических сведений, к приобретению теоретических знаний; практическая направленность знаний будет способствовать скорейшему формированию умений  и переходу их в исполнительские навыки.

       Еще одна проблема выбора репертуара, это определение оптимального уровня сложности произведений для каждого ученика. В отношении трудности педагогического репертуара следует избегать  двух крайностей: слишком трудных и слишком легких пьес. К сожалению, это одна из распространенных ошибок в деятельности преподавателей ДМШ. Особенно типичным явлением стало несоблюдение дидактического принципа доступности, в частности, так называемое «завышение репертуара». Следует подчеркнуть, что нарушение принципа доступности в период обучения приводит к самым серьезным последствиям, которые трудно, а иногда  и невозможно исправить. Причины этого явления различны, и устранить их не так легко, как кажется на первый взгляд. Проанализируем некоторые из причин:

– формальное отношение к планам занятий, составление планов без учета индивидуальных особенностей ученика. Иногда это связано с тем, что преподаватель не знает методики составления индивидуальных планов  или не изучил учебный материал;

– ошибочное определение сложности произведения. Зачастую преподаватель обращает внимание лишь на технические трудности произведения, не задумываясь над сложностью главного – содержания.

– преднамеренное усложнение программы из-за своеобразного преподавательского честолюбия. При обсуждении результатов экзаменов и зачетов такие преподаватели, склонные к внешнему эффекту, часто говорят: «Мой ученик играл сложную программу, поэтому он достоин более высокой оценки выступления», не понимая, что подобные рассуждения обнаруживают незнание элементарных принципов отбора учебного материала и критериев оценивания исполнения. Считается также, что одно произведение, превышающее возможности ученика, обязательно должно быть включено в программу для его «роста». Таким образом, в репертуар попадает не только сложное, но и недоступное для ученика на данном учебном этапе произведение, которое в результате оказывается невыученным. Но проблема не только в этом: как правило, к моменту экзамена или зачета оказывается невыученной вся программа. Следует отметить , что от завышенной по этой причине программы чаще всего страдают наиболее способные ученики.

– стремление учащихся играть, те  или иные произведения, недоступные для них и «податливость»  преподавателей, мотивирующих ее тем, что ученик быстрее выучит то произведение, которое ему нравится, что он будет больше заниматься и как следствие, добьется лучшего результата. Подобные рассуждения, конечно, не лишены оснований, но, если возможности учащегося совершенно несоизмеримы с трудностями данной пьесы, то ученик никоим образом не сможет их преодолеть.

– музыкальная беспомощность преподавателя, неумение работать над музыкальным содержанием произведения. Вот какое мнение существует в педагогической среде музыкантов – преподавателей фортепиано: «Практика показывает, что работа над музыкальным содержанием произведения некоторым преподавателям дается тяжелее, чем работа над техническими трудностями. Всякому преподавателю иногда нечего сказать своему ученику,если технически пьеса не сложная и  технические трудности ученик преодолел.  Стремясь прикрыть свою педагогическую беспомощность, преподаватель идет на завышение программы, делая это своеобразным средством самозащиты».

       Нарушая принцип доступности, преподаватель невольно сводит работу к «натаскиванию». Получив слишком сложное произведение, ученик в течение большого количества времени учит только текст. Проходит месяц, два,       ученик еще путает ноты, гармонию, аппликатуру, не в состоянии следить за последовательностью изложения материала, а преподаватель уже начинает работать с ним над художественным содержанием пьесы. Но ученик не может выполнять требования преподавателя, более того – пьеса ему уже надоела. Снижается интерес к занятиям  и ученик неохотно садится за инструмент. И вот преподаватель, чтобы помочь ученику, начинает разучивать с ним произведение на уроке, выполняя, по сути дела, его домашнюю работу. За неделю – две до  экзамена, зачета или публичного выступления дневник ученика переполнен записями преподавателя с рекомендациями по вычищению текста, работе с педалью, работе над динамикой, соблюдении формы, преодолении ритмических трудностей. После того как завышенная программа кое как приведена в надлежащий вид, и ученик и преподаватель находятся в вполне понятном и объяснимом стрессе. Их мучает один вопрос: получится ли сыграть текст без срывов и остановок?

      В целом, по степени трудности репертуар учащегося должны составлять произведения, которые лишь ненамного превышают их сегодняшние возможности. При подборе репертуара для учащегося должен преобладать ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ УСЛОЖНЕНИЯ художественных и пианистических задач. Трудные произведения, на которых юных музыкант может значительно продвинуться вперед, желательно включать в виде исключения, а не как часто встречающийся случай. На зачетах, экзаменах желательно играть только те произведения, которые доставляют исполнителю удовольствие, где ученик «творит», а не трудится в поте лица над преодолением одного препятствия за другим.

       Анализируя свою преподавательскую работу, могу в качестве итога сделать вывод:  грамотно подобранный исполнительский учебный репертуар с учетом индивидуальности каждого ученика, его уровня развития и особенностями темперамента является основой обучения и воспитания учащегося – пианиста. Необходимо научить его понимать содержание произведения и эмоционально откликаться на него, владеть культурой звука. И чем разнообразнее изучаемый репертуар произведений, тем больше условий для разностороннего развития учащегося.

       Искусство творится личностью. Каждый ученик – это целый мир, его нужно развивать и совершенствовать. Преподаватель должен быть не только хорошим музыкантом, мастером своего дела, но и хорошим психологом. Очень важно подобрать ключ к сердцу каждого исполнителя, понять, что ему свойственно, чего не хватает, к чему ученик стремится. Индивидуальный подход к ученику, грамотно подобранный исполнительский материал – это одновременно путь и к педагогическому мастерству.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гинзбург Г. Статьи – М: «Советский композитор »,1984.

2.Зеленин В. Работа в классе ансамбля »- Минск ,1979.

3.Ключарева Т .Педагогическая практика – М: « Музыка »,1979 .

4.Тимакин Е .Воспитание пианиста – М: «Советский композитор»,1989 .

5.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано  – М: «Просвещение»,1984 .

6.Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной  педагогики и исполнительства ».-Л.,1969 .

7.Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста .-М.,2002.

8.Ныркова В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей .- М.,1988.

9.Зенина Л.Л. Курс фортепиано в комплексном воспитании музыканта //Курс фортепиано в подготовке специалистов- музыкантов// Межвузовский сборник научных трудов .Вып.15.- Новосибирск , 1990 .-С.14-19

10.Музыкально- энциклопедический словарь.-М.,1990.

11.Из бесед с А .Б. Гольденвейзера «О музыкальном воспитании и обучении детей »// Вопросы фортепианной педагогики .Вып.2.-М.,1967.-С.19-25.

Все конкурсы

Главная страница