Автор: педагог дополнительного образования Т. Алиса Антоновна
Аннотация.
Целевая аудитория: Методический комплекс предназначен для хореографов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также может быть полезен родителям детей 5-7 лет.
Актуальность и цель: Комплекс разработан в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.3648-20 ). Он направлен на целенаправленное развитие гибкости как ключевого физического качества у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность обусловлена улучшением координации и подготовки опорно-двигательного аппарата ребенка к предстоящим нагрузкам в школе. Главная цель — повышение уровня физической подготовленности и укрепление здоровья дошкольников через систематическое и безопасное развитие гибкости и эластичности мышц.
Комплекс занятий: 5 конспектов занятий, выстроенных по принципу «от простого к сложному». Продолжительность каждого занятия соответствует возрастным нормам и составляет не более 25-30 минут. Каждое занятие имеет четкую структуру: вводная часть (разминка), основная (упражнения на развитие пассивной и активной гибкости) и заключительная (расслабление, игры на восстановление дыхания).
Методологическая основа: В основе комплекса лежат общедидактические принципы и современные здоровьесберегающие технологии. Все предлагаемые формы работы нормативно обоснованы и безопасны для ребенка.
Ожидаемые результаты:
Для ребенка:
Повышение показателей гибкости и подвижности суставов.
Формирование правильной осанки и укрепление мышечного корсета.
Развитие координации движений и ловкости.
Снижение мышечного напряжения и улучшение эмоционального состояния.
Для педагога:
Готовый, структурированный и нормативно выверенный инструмент для работы, исключающий переутомление детей.
Возможность легко интегрировать занятия в образовательный процесс ДОУ с соблюдением всех регламентов.
Ключевые особенности: Комплекс отличается практической ориентированностью, строгим соответствием санитарным нормам по продолжительности и нагрузке, безопасностью предлагаемых упражнений и интеграцией игровой деятельности.
Комплекс способствует развитию гибкости на занятиях хореографии
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Цель: Развитие гибкости позвоночника, суставов ног и рук через игровые хореографические занятия.
Задачи:
- Обучающие:
Научить детей правильно выполнять упражнения на растяжку.
Формировать умение сочетать дыхание с выполнением упражнений на гибкость.
Закрепить знания о значении гибкости для здоровья и подвижности.
- Развивающие:
Развивать подвижность суставов и эластичность мышц.
Совершенствовать координацию движений и осанку.
Повышать уровень общей физической подготовленности.
- Воспитательные:
Воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении упражнений.
Развивать интерес к физической активности и стремление улучшать свои результаты.
Формировать дружеские отношения и взаимопомощь в коллективе.
Методы обучения:
Игровой метод
Соревновательный метод (кто дольше сможет задержать дыхание, кто дальше “подует” мячик, кто выполнит больше повторений дыхательных движений).
Наглядный метод (показ правильного дыхания, демонстрация движений).
Словесный метод (объяснение, инструктаж, поощрение, словесная оценка успехов детей).
Ожидаемые результаты освоения комплекса занятий по развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста
- Физическое развитие и функциональные показатели:
-Повышение уровня развития гибкости: у детей наблюдается положительная динамика в выполнении контрольных упражнений (например, увеличение амплитуды наклона вперед из положения сидя, улучшение качества выполнения «Мостика», уменьшение расстояния от паха до пола при попытке шпагата).
-Улучшение подвижности суставов: увеличивается свобода и амплитуда движений в основных суставах (плечевых, тазобедренных, суставах позвоночника).
-Формирование правильной осанки: происходит укрепление мышечного корсета, что способствует удержанию позвоночника в физиологически правильном положении как в статике (сидя, стоя), так и в движении.
-Развитие координационных способностей: совершенствуется мышечный контроль, точность и плавность движений, чувство равновесия.
-Снижение мышечного напряжения: Ребенок обучается навыкам расслабления, уходит мышечная зажатость, улучшается общее физическое самочувствие.
- Личностное развитие и мотивация:
-Формирование интереса к физической активности: проявляется устойчивый интерес к занятиям, упражнениям на растяжку и подвижным играм.
-Развитие волевых качеств: Ребенок учится преодолевать незначительный мышечный дискомфорт, стремится достичь конкретного результата (например, достать пальцами до пола, улучшить свой вчерашний результат), становится более целеустремленным и настойчивым.
-Повышение уверенности в себе: Успехи в выполнении физических упражнений (особенно визуально заметных, как «мостик» или «шпагат») повышают самооценку ребенка, его веру в свои силы.
- Познавательное развитие и здоровьесбережение:
-Сформированность элементарных знаний о здоровье: Дети понимают важность гибкости для здоровья, знают основные правила безопасного выполнения упражнений на растяжку (не допускать резкой боли, дышать ровно).
-Развитие телесного интеллекта: У детей улучшается понимание возможностей своего тела, развивается кинестетическое восприятие (чувство положения собственных частей тела в пространстве).
-Умение слушать и концентрироваться: Ребенок способен понимать словесную инструкцию педагога, следить за показом упражнения и концентрировать внимание на правильности его выполнения в течение всего занятия.
- Социально-коммуникативное развитие:
-Готовность к взаимодействию: Дети охотно выполняют парные и групповые упражнения, помогают друг другу, страхуют партнера.
-Соблюдение правил: У детей сформирована привычка соблюдать технику безопасности и дисциплину во время занятия для предотвращения травм.
Занятие 1: «Разминка-история “Танец Снежинок”» (Динамическая гибкость и разогрев)
Цель: Разогреть мышцы и суставы, подготовить тело к занятию, развить динамическую гибкость через пластику.
Ход занятия:
Педагог рассказывает историю, а дети выполняют движения под музыку (например, вальс или легкую инструментальную композицию).
- «Снежинки кружатся» (Плавные повороты корпуса, взмахи руками): Дети легко бегут по кругу, мягко вращая кистями рук и меняя положение корпуса.
- «Снежинки летят на землю» (Наклоны корпуса вперёд и в стороны): Дети изображают, как снежинка опускается зигзагами — делают плавные наклоны в разные стороны, руки рисуют в воздухе узоры.
- «Снежинки на ветру» (Волна корпусом, «тандю»): Стоя у станка или просто у воображаемой опоры, дети выполняют плавные переводы из стороны в сторону, рисуя ступнёй «полумесяц» (тандю в сторону), мягко сгибая и выпрямляя колени.
- «Снежинки собираются в сугроб» (Плие, растяжка): Медленное глубокое плие (приседание с выворотными ногами), а затем мягкий наклон вперёд из положения стоя, как будто снежинка ложится на землю.
Связь с хореографией: Отработка базовых элементов: пор де бра, танду, плие в игровой форме.
Занятие 2: «Волшебные Карандаши» (Гибкость стоп и позвоночника)
Цель: Развить гибкость стопы, голеностопного сустава и подвижность позвоночника.
Оборудование: Листы бумаги А3, настоящие или воображаемые фломастеры, музыка.
Ход занятия:
Дети сидят на полу. Педагог: «Ваши ноги — это не просто ноги, это волшебные карандаши, которые рисуют самой Госпожи Танца!»
- «Рисуем солнышко»: Ребёнок зажимает фломастер между большим и вторым пальцами ноги. Под музыку он рисует на бумаге круг (солнышко), работая только стопой. Это отлично растягивает связки стопы.
- «Рисуем волны»: Теперь нужно нарисовать волнистые линии. Для этого ребёнку приходится подключать движение не только стопы, но и всей ноги от бедра, слегка наклоняя корпус.
- Творческая часть: Каждый ребёнок получает задание нарисовать свой узор («змейка», «ёлочка», «цветочек»). После все рассматривают «шедевры» и угадывают, что нарисовано.
Соревновательный элемент: «Чей узор самый аккуратный и самый интересный?» Выбор победителя по аплодисментам.
Связь с хореографией: Упражнение напрямую развивает вытянутый подъём и сильные, гибкие пальцы ног, что критически важно для техники танца.
Занятия 3: «Зеркало Феи Танца» (Парная статическая гибкость)
Цель: Развить статическую гибкость спины, бёдер и плечевого пояса в парной работе.
Ход занятия:
Дети разбиваются на пары. Один — «Танцор», второй — его «Отражение в волшебном зеркале».
- Первый раунд: «Танцор» медленно принимает какую-либо позу на растяжку (например, упрощённая «ласточка», «колечко», складка сидя, «лодочка»). «Зеркало» должно максимально точно скопировать его позу.
- Второй раунд: Усложнение. «Танцор» не просто замирает, а плавно перетекает из одной позы в другую (например, из складки сидя в позу «лягушки»). «Зеркало» должно повторять это плавное движение.
- Третий раунд (творческий): Пары готовят «зеркальный этюд» из 3-4 взаимосвязанных поз на гибкость под музыку.
Соревновательный элемент: Конкурс на самую синхронную пару. Чьё «отражение» было самым точным?
Связь с хореографией: Воспитание мышечной памяти, понимание линий и поз тела, необходимых в дуэтном танце.
Занятие 4: «Гибкий Алфавит Балета» (Командное творчество)
Цель: Комплексное развитие гибкости, активизация знаний базовых позиций и творческого мышления.
Оборудование: Карточки с буквами, из которых складываются хореографические термины (А, Р, М, Б, П – для «Арабеск», «Плие» и т.д.).
Ход занятия:
Дети делятся на 2-3 команды.
- Педагог показывает команде карточку с буквой.
- Команда должна за 1 минуту:
- Создать букву из своих тел, используя гибкость (как в первом комплексе).
- Назвать хореографический термин на эту букву и все вместе изобразить его.
- Пример: Выпала буква «А». Дети могут лечь на пол, составив из ног букву «А», а затем крикнуть: «Арабеск!» — и все вместе встать в упрощённую позу арабеска.
Соревновательный элемент: Чья команда быстрее и креативнее справится с заданием? Какая команда вспомнит больше танцевальных слов?
Связь с хореографией: Прямое закрепление названий основных позиций и поз.
Занятие 5: «Танцевальная Викторина “Угадай позу”» (Закрепление и импровизация)
Цель: закрепить изученные позы на гибкость, развить навык импровизации.
Ход занятия:
Все дети сидят в кругу. В центре — водящий.
- Водящему завязывают глаза или он отворачивается.
- Педагог молча показывает одному из детей, сидящих в кругу, карточку с названием позы (например, «Колесо с луной» — боковой наклон, «Кошка» — прогиб/округление спины, «Цапля» — баланс на одной ноге и т.д.).
- Этот ребёнок должен принять эту позу и замереть.
- Водящему развязывают глаза. Его задача — угадать, какую позу изобразил товарищ. Но не просто назвать, а повторить её, проявив свою гибкость.
- После угадывания все дети на несколько секунд принимают эту позу вместе с водящим.
Творческий элемент: можно усложнить: водящий не угадывает, а придумывает свою позу, а тот, кто загадывал, должен её повторить.
Связь с хореографией: Развитие выразительности тела, умение «подать» позу, что является основой хореографического искусства.
Завершение: Обязательная спокойная заминка в образе «Увядающего цветка» — медленное скручивание от макушки к полу в складочку и обратное «распускание» с поднятием рук через сторону.
