Методическая разработка занятия «Инструменты и принадлежности. ТБ при работе с инструментами» по программе «Начальное техническое моделирование» для групп первого года обучения

Методическая разработка занятия  «Инструменты и принадлежности. ТБ при работе с инструментами» по программе «Начальное техническое моделирование» для групп первого года обучения

11.01.2020 Автор: Педагог дополнительного образования ВКК Сидоренко Лариса Дмитриевна МБОУ ДО «Дом детского творчества №5» г. Новокузнецк Кемеровской области

Скачать материал: Методическая разработка занятия  «Инструменты и принадлежности. ТБ при работе с инструментами» по программе «Начальное техническое моделирование» для групп первого года обучения

____________

Тема занятия: «Инструменты и принадлежности. ТБ при работе с инструментами». 

Цель: Знакомство учащихся с  ручными инструментами.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с разнообразными видами инструментов и приспособлений; определить назначение ножниц, молотка, пилы, топора, отвертки, клещей, рубанка, долото, коловорота.  
  2. Разобрать правила безопасной работы с ручными инструментами.
  3. Воспитывать навыки бережного обращения и безопасного пользования инструментами.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы занятия и мотивация учащихся.
  2. Теоретическая часть.

 1.Загадки и стихи об инструментах.

  1. Знакомство с разновидностями инструментов.

 3.Приемы и правила работы с ножницами, молотком, пилой, топором,  отвертками, клещами, рубанком, долотом, коловоротом.   .

 4.Правила безопасной работы с инструментами. 

Два конца – два кольца,

А по средине – гвоздик. (Ножницы)

Вопросы:

  • Что такое ножницы?
  • Как выглядят ножницы?
  • Для чего используют ножницы?
  • Какие бывают ножницы? 

НОЖНИЦЫ – это два соединенных винтом лезвия с ручками в виде колец, предназначенные для резания, вырезания сквозных элементов, стрижки. 

  • Что нужно знать при обращении с ножницами?

 (Ножницы для работы должны быть хорошо отрегулированными и заточенными. Важно, чтоб концы инструмента были скругленные. Ножницы располагают на поверхности стола кольцами к себе.  Во время работы необходимо контролировать движение лезвий. Передавать ножницы кому-то допустимо только закрытыми, кольцами вперед. Использовать инструмент необходимо  только по назначению.) 

Толстый тонкого побьёт,

Тонкий что- нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

Вопросы:

  • Как выглядит молоток?
  • Для чего нужен молоток?
  • Какими бывают молотки?

МОЛОТОКэто насаженный на рукоятку металлический или деревянный брусок, предназначенный для ударов почему – либо.

  • Что нужно знать при обращении с молотком?

      Осмотреть молоток. Не допускается использовать молоток с трещинами в деревянной ручке. Боек молотка должен быть надежно насажен на ручку. Молотки с деревянными ручками необходимо расклинивать. Клинья должны держаться прочно, не шататься, не выпадать. Деревянная ручка молотка должна быть гладкой, во избежание заноз. Боек молотка не должен иметь повреждений, деформаций.

Грызла, грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска –

Знать невкусная доска. (Пила)

Вопросы:

  • Что такое пила и для чего она нужна?
  • Как выглядит пила?
  • Что сыплется из-под зубов пилы?
  • Что нужно знать при обращении с пилой?

ПИЛА – это стальная пластина или диск с заостренными зубцами по краям, предназначенные для распиливания дерева, металла, камня и др. материалов.

Это острый режущий инструмент. Техника безопасности при работе ручной пилой. При пилении необходимо пользоваться только исправным, хорошо налаженным инструментом. Отпиливаемая деталь должна быть прочно зажата в зажим верстака. Пилы должны быть наточены и разведены, полотна пил не должны иметь трещин, и быть ржавыми.  

Кланяется, кланяется –

Придет домой растянется. (Топор)

ТОПОР это насаженное на рукоятку широкое стальное лезвие, предназначенное для рубки.

Вопросы:

  • Что такое топор?
  • Из чего был изготовлен первый топор?
  • Как выглядит современный топор?
  • Какими бывают топоры?
  • Для чего нужен топор?
  • Чем боевой топор отличается от обычного? Что нужно знать при обращении с топором?

      Крутится, вращается,

Нам помочь старается.

Шустрая и верткая,

Звать ее –  (отверткою).

Вопросы:

  • Что такое отвертка?

ОТВЕРТКА – это насаженный на рукоятку стальной стержень с наконечником, предназначенный для завинчивания винтов и шурупов.

  • Как выглядит отвертка?
  • Для чего нужна отвертка?
  • Чем отличаются винты и шурупы от гвоздей?
  • Какими бывают отвертки?
  • Что нужно знать при обращении с отверткой?

Это острый инструмент. Плоские и крестовые отвертки. Ручка хорошо насажена. Использовать по назначению (завинчивание и вывинчивание шурупов, винтов, саморезов). 

  • Что такое клещи? (КЛЕЩИ – это щипцы с загнутыми внутрь и расплющенными поперек краями, предназначенные для захватывания и зажима чего – либо).
  • На что похожи клещи?
  • Для чего нужны клещи?
  • Как называется инструмент, специально предназначенный для перекусывания гвоздей, проволоки?
  • Какие два инструмента объединяют в себе пассатижи?
  • Как еще называют пассатижи?
  • На что похожи пассатижи?
  • Что нужно знать при обращении с клещами и пассатижами?

Не стойте рядом с человеком, работающим клещами (выдергивает гвозди из доски, может вас поранить). Не играйте с клещами и пассатижами. Не засовывайте пальцы в приспособление для перекусывания гвоздей и проволоки (можно пораниться острыми краями). Не используйте инструменты ржавые, трудно открывающиеся.

Вопросы:

  • Что такое рубанок?

(РУБАНОК – это деревянный или стальной брусок с широким лезвием, предназначенный для строгания дерева.)

  • Как выглядит рубанок?
  • Для чего нужен рубанок?
  • Что означает выражение: «Сработано без сучка, без задоринки?»
  • Что нужно знать при обращении с рубанком?

Надежно закреплять заготовку на верстаке. Работать рубанком с хорошо заточенным ножом. Не проверять руками остроту лезвия и качество обработки поверхности. Очищать строгальные инструменты от стружки только при помощи деревянного клина. Инструменты для строгания класть на верстак только на бок лезвиями от себя. 

ДОЛОТО – это насаженное на рукоятку плоское лезвие, предназначенное для долбления древесины.

Вопросы:

  • Что такое долото?
  • Как выглядит долото? древесины
  • Какую работу выполняют долотом?
  • Как работают долотом?
  • Как называется молоток, которым ударяют по долоту, и почему он полностью изготовлен из дерева?
  • Для чего нужна стамска и чем она отличается от долото?

Это острый инструмент.  Ручка хорошо насажена.  Хорошо заточена, так как  предназначена для долбления древесины. Использовать по назначению. 

КОЛОВОРОТ ручной инструмент для сверления отверстий в дереве и других мягких материалах, с ручкой в виде скобы (колена) и патроном для зажима сверл.
 Вопросы:

  • Что такое коловорот?
  • Как выглядит  коловорот?
  • Какую работу выполняют коловоротом?
  • Как работают коловоротом?
  • Что нужно знать при обращении с коловоротом?

Надежно закрепить заготовку. Использовать подкладную доску при сверлении сквозных отверстий. Надежно закрепить сверло в патроне. Давление на сверло в начале сверления должно быть небольшим. Во время работы следует удерживать коловорот (дрель) вертикально (горизонтально). Рукоятку коловорота (дрели) вращать плавно без рывков. По окончании работы коловорот (дрель) класть сверлом от себя. Стружку с заготовки убирать щеткой- сметкой.

  1. II. Практическая часть.

Выполнение задания: работа различными ручными инструментами,  с соблюдением правил безопасной работы.

– отрезать, вырезать ножницами;

– вбить гвоздь в доску молотком;

– отпилить часть доски пилой;

– закрутить шуруп, выкрутить саморез отверткой;

– вытащить гвоздь из доски клещами;

– перекусить проволоку пассатижами;

– просверлить отверстие в детали коловоротом.

III. Рефлексия занятия.

  1. Оценка выполнения заданий.
  2. Анализ успехов или недостатков в работе.

                                        Литература:

  1. Нефедова К. П. Инструменты. Какие они? – М.: Гном, 2010.
  2. Шибаев А.А. Лучше дела не найти. – Л., Детская литература. 1982.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Олма-пресс,2003.

  4.Дурейко Л.И. и др. Как уберечь себя от беды. – Мн.: Тесей. 2001