Методическая разработка программ педагога-психолога по развитию детской одаренности и таланта в НОШ
Автор: Педагог–психолог Пихето И.Н. МОУ ИРМО «Галкинская НОШ», 2024 г.
Пояснительная записка.
Актуальность. В условиях социально-экономических изменений актуализируется потребность общества в формировании личности интеллектуально развитой, талантливой, способной выдвигать идеи прогрессивного изменения действительности, активно влияющего на развитие государства и повышение его конкурентоспособности.
Увидеть ростки одаренности ребенка, создавать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Дарования детей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для развития одаренных детей. Отмечу, что изучением одаренности занимались зарубежные и отечественные психологи.
Так, в области психологии творческой одаренности к наиболее известным относятся исследования американских ученых: Дж. Гилфорда [3], Фримен Д. [7] Также идеи психологов Дж. Кэррола и Б. Блума помогли их последователям в разработке методики обучения одаренных детей.
Проблему одаренности также изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. [5], Бабаева, Ю.Б. [1], Выготский, Л.С. [2], Бурманской В.Г. [8]
Проблема целенаправленной работы с одаренными детьми в различных ее аспектах, в основном, психолого-педагогических, изучалась такими известными отечественными учеными, как Вульфсон Б.Л., Джуринский А.Н., Крутецкий В.А., Лапчинская В.П., Лебедева В.П., Лейтес Н.С. [4], Малькова З.А., Никандров Н.Д., Обухов А.С., Теплов Б.М. и другие.
Таким образом, повлиять на дальнейшее социально-экономическое, культурное и духовно-нравственное развитие страны можно только создавая условия для формирования личности креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, осознающей ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, владеющей основами научных методов познания, окружающего мира, мотивированной на творчество и инновационную деятельность, готовой к сотрудничеству, способной осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно- познавательную деятельность, осознающей себя личностью, социально активной, уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, а также мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Введение.
Программа педагога-психолога «Одарённые и талантливые» подразумевает в себе работу с одарёнными детьми, их развитие, а также рекомендации по развитию одарённости в СОШ. Данная программа относится к виду развивающих программ по работе с одарёнными детьми, и предназначена для учащихся 5-7 классов (11-13 лет).
Давайте для начала рассмотрим что же такое одаренность. Одарённость можно понимать, как наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б.М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». [6] При этом одарённость также можно понимать не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, которое рождается во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.
Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков, то есть некими талантами. Талант мы будем понимать, как выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Целью данной программы является – поддержка и развитие детей с одарённость, а также работа с ними.
Задачи программы:
- Оказание помощи педагогам, для выявления одарённых детей;
- Оказание помощи одарённом детям (в обучении, социализации, в отношениях со сверстниками, с педагогами и родителями);
- Психологическое просвещение обучающихся, педагогов и родителей по работе с одарёнными детьми.
Прогнозируемые результаты:
- Создание условий для работы и поддержки с одарёнными детьми.
- Совершенствование мотивационной сферы школы, с целью повышения профессионализма педагогов и развития обучающихся.
- Повышение социального статуса образовательной организации на муниципальном и региональном уровнях.
Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на 3 года.
Психологический инструментарий программы:
- Профилактика одарённости;
- Диагностика (индивидуальная и групповая);
- Консультирование (индивидуальное и групповое);
- Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- Психологическое просвещение;
Этапы реализации программы:
I этап – начальный. Здесь необходимо сформировать оптимистический настрой у ребенка, позитивное отношение к занятиям, и сформировать необходимые навыки совместной работы детей. А также произвести психологическое просвещение родителей.
II этап – основной. Здесь идёт формирование психологических механизмов преодоления преград на пути проявления и развития творческих способностей, идёт развитие познавательной активности ребенка. Также здесь повышаем психологическую культуру педагогов и родителей.
III этап – заключительный. Производим оценку эффективности занятий, выявление динамики развития. Также информируем родителей и педагогов о результатах проделанной работы.
Содержание программы.
Методы обучения как способы организации учебной деятельности обучающихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, развития познавательных способностей и личностных качеств. Безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, которые имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся.
Так, данная программа развития одаренности обучающихся направлена на улучшение образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных учеников. Основная концепция непрерывной социально-педагогической поддержки одаренных детей — это объединение усилий всех лиц непосредственно имеющих к этому отношение, то есть это: учителя, родители, педагоги, руководители образовательных учреждений, творческие объединения и так далее.
К работе по выявлению одарённых детей привлекаются специалисты различных категорий СОШ: психолог, педагоги, социальный педагог, эксперты в определенной предметной деятельности, родители. Одной из эффективных форм подобного сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения.
Рассмотрим формы выявления одаренных детей:
- Олимпиады;
- Конкурсы;
- Выставки;
- Дни самоуправления;
- Конференции;
- Проекты;
- Кружки.
Далее подробно на схеме ниже рассмотрим работу с одарёнными детьми.
Далее рассмотрим критерии отбора в данную группу обучающихся. Для отбора используется методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков), целью которой является изучение и выявление творческой одаренности.
Структура занятия:
– организационная часть – приветствие;
– основная часть – подготовка к изучению нового материала, выполнение упражнений, закрепление материала;
– заключительная часть – рефлексия, прощание.
Реализация данной программы на уровне родителей включает в себя:
– информирование о целях, структуре и содержании работы с обучающимися;
– проведение групповых тематических консультаций;
– проведение родительского собрания после реализации программы и ознакомление родителей с результатами.
Реализация программы на уровне педагогов осуществляется посредством проведения семинаров/тренингов, групповых консультаций, подготовки рекомендаций по развитию творческого мышления и тому подобное.
Далее мною будет представлено примерное содержание программы занятий с одарёнными детьми. Занятия могут как проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
На первых вводных занятиях происходит знакомство участников группы с педагогом, создаётся благоприятная обстановка на занятии. Далее идёт изучение особенностей восприятия окружающего мира, стимулирование мотивации к саморазвитию творческого мышления. Рекомендуемые упражнения: «Знакомство», «Представь себе», «Заполни рисунок», тесты на креативность Дж. Гилфорда, «Закончи рисунок» по П. Торренсу.
На следующих занятиях необходимо развивать позитивное отношение к собственному «Я». Здесь помогут упражнения: «Ассоциации», «Часть целого», «Вопросы», «На что вы способны». Также необходимо формировать реалистический уровень притязаний, умения выделять главное, ставить цели и осознавать пути их достижения. Рекомендуемые упражнения: «Перевоплощение», «Отношение к миру», «Скажи фразу», «Клубок», «Пять желаний», «Что важнее», «На что ты готов», «Отправная точка».
На занятиях с одарёнными детьми нужно расширять представления о видах общения и осознания собственной потребности в общении, развивать навыки здорового общения. Рекомендуемые упражнения: «Что было бы, если бы…», «Буриме», игра «Крокодил» (обучение невербальному общению), «Перефраз», «Как я общаюсь с людьми», «Правила общения», «Круг общения».
Также психологу необходимо данный занятия направить на следующее:
– Формирование образного представления о своем «Я» и осознание способности к самосовершенствованию. Развитие ассоциативного мышления. Рекомендуемые упражнения: «Перечисление ассоциаций», «Исключение лишнего слова», Притча «Волшебник», «Портрет», «Оцени себя сам», «Ступеньки к вершине», коллаж «Вот я какой», рефлексивный лист «Пожелание самому себе».
– Формирование навыка определения и создания персонального пространства. Развитие чувствительности к проблемам. Рекомендуемые упражнения: «Отгадай Эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Давай поговорим», «Имена чувств», «Эмоции в моем теле», «Рассматривание картины».
– Расширение психологических знаний по теме «Креативность», осознание собственного эмоционального состояния. Рекомендуемые упражнения: тест на креативность Дж. Гилфорда, «Формула», «Битвы на шарах», «Как я это делаю», «Градусник», рефлексивный лист.
– Обучение учащихся «чтению» состояния человека по его жестам, мимике и движениям тела, а также выражению собственного состояния без слов. Рекомендуемые упражнения: «Звери», «Проволочный человечек», «Оцениваем последствия».
– Формирование осознанного отношения учащихся к личностному становлению через самовыражение индивидуальности и своеобразия своего внутреннего мира. Рекомендуемые упражнения: притча «О змее», «Плюсы и минусы», «Символ».
– Развитие творческого мышления, воображения, а также раскрытию своего внутреннего мира. Рекомендуемые упражнения: «Самоценность», «Манекен», «Задумай предмет».
– Развитие чувствительности и влиянию этого на взаимоотношения с окружающим миром. Рекомендуемые упражнения: «Прикосновения», «Секретный мешочек», «Представь себе», «Незаконченные предложения», «Рисунок на футболке», «Корабль среди скал».
– Осознание и снятие инерции и стереотипов мышления. Рекомендуемые упражнения: «Мозговой штурм», «Усовершенствование», «Взаимный обмен», «Разные взгляды».
– Оказание помощи в осознании мотивов своих поступков, осознании собственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров в общении с окружающими. Рекомендуемые упражнения: «Незаконченные предложения», «Почему я это сделал?», «Особые дары», «Волшебный магазин», «Внутренний мотив», рефлексивный лист «О чем я думаю», задачи на сообразительность.
– Формирование стиля познавательной деятельности посредством выбора способов восприятия, запоминания, мышления. Рекомендуемые упражнения: «Дерево рассуждений», задачи на сообразительность, диагностика П. Торренса «Закончи рисунок».
– Формирование целеустремленности и последовательности действий. Развитие творческого мышления, умения видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям. Рекомендуемые упражнения: «Лимон», «Проводник», «Тарелка с водой», скульптура «Успех», «Воспоминание».
Далее рассмотрим требования, которые необходимо соблюдать при реализации данной программы по работе с одарёнными детьми.
Требования к педагогу-психологу: для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии. Владение специальными методами и приемами «запуска», стимуляции, поощрения и тренировки креативности. Психолог должен владеть активными формами работы, способностью организовать обсуждения, работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга. Недопустимо применение им «болевых» психологических приемов, распространенных в школе. Недопустимы угрозы, принуждение к работе, высмеивание, выражение негативного отношения по отношению к участникам. Важное условие достижения целей и выполнения задач программы – владение педагогом-психологом навыками активного слушания, гибкостью и творческим подходом при встрече с разными высказываниями, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого.
Материально-техническое оснащение: помещением для занятий может быть обычный школьный класс или кабинет психолога. Расстановка мебели определяется конкретными задачами. В одних случаях из нескольких столов собирают один общий стол в центре класса. В других – в разных углах класса ставят столы для работы подгрупп. Лучше выбирать помещение, где мебели немного и она «мобильна», может быть легко переставлена. Желательно в классе иметь компьютер и проектор.
Обеспечение участников занятий: у каждого ученика может быть заведена личная папка, где должен быть например, набор цветных карандашей, гуашь, ножницы, комплект белой и цветной бумаги, клей и т.д.
Таким образом, данная программа обращена к поиску таких условий, педагогических технологий и средств обучения и воспитания одаренных детей, которые будут достаточными для раскрытия всех способностей и возможностей.
Также хочу отметить, что для полного раскрытия детской одарённости и таланта не достаточно просто занятий и участия в конкурсах, и различного рода просвещений. Поэтому в данной программе я хочу предложить следующее. В рамках данной программы вполне реально реализовать проект «Одарённые и талантливые». Суть данного проекта заключается в следующем: после того, как мы выявили детей с одарённостями, необходимо создать для них некие «привилегии» или методы поощрения. Это может быть следующее: например, бесплатные обеды, похвальные листы и различные угощения (как в конце четверти, так и в конце года). Так у детей и их родителей появиться стимул стремиться к лучшему, развивать свой талант и способности.
В данном проекте необходимо взаимодействие педагога-психолога с родителями, с классными руководителями и учителями предметниками. Благодаря этому взаимодействию мы создадим должные условия для раскрытия, развития и поддержания детской одарённости.
Таким образом, можно сделать следующее: создать некие кружки (объединения/секции) для одарённых детей по их талантам. Например, кружок театра, литературный кружок, кружок изобразительного искусства и тому подобное. Благодаря таким объединениям, каждый учащийся найдёт то, что ему действительно нравиться и в чём он готов развиваться, найдёт новые знакомства, раскроет свой талант и проявит креативность.
Данный проект может реализовываться на протяжении срока реализации программы, но отчёт по проделанной работе можно предоставлять ежегодно (в конце года), в виде выступлений, выставок, вечеров чтения и тому подобное. Также необходимо вознаграждать детей за их стремления и труд.
В рамках данной программы и проекта необходимо поддерживать детей с различными видами одарённости и таланта. Нам педагогам, нельзя забывать о том, что среди наших учеников растут и развиваются умы будущего, это могут быть будущие выдающиеся врачи или учёные, так что не нужно забывать о них. Одарённых и талантливых учеников нужно развивать, поддерживать в них эти способности, и обязательно награждать и поощрять, чтобы детский стимул возрастал и в будущем добивался новых побед.
Таким образом, я считаю, что проект «Одарённые и талантливые» в рамках реализации данной программы будет иметь место быть. Благодаря ему дети будут стремиться к чему-то большему для самих себя, раскрыть себя и свои способности, у них появиться понимание того для чего они всё это делают, это будет некий залог их успешности в будущем. Также данный проект поможет родителям понять в каком направлении и как развивать своего ребёнка, как его поддерживать и тому подобное.
Методическое обеспечение.
- Бабаева, Ю.Б. Психологический тренинг для выявления одаренности // Ю.Б. Бабаева. – Москва, 1998.
- Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Выгодский Л.С. // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 4.
- Гилфорд Дж. Три стороны мышления // Гилфорд Дж. Психология мышления / перевод с немецкого и английского. – М., 1985.
- Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. – М., 1960.
- Матюшкин, А.М. Мышление. Обучение. Творчество // Матюшкин А.М. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института. – Воронеж: МОДЭК, 2003.
- Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во М. Ун-та, 1982.
- Фримен, Д. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований / Д. Фримен // Иностранная психология. – 1999. – № 11.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников / Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000.
- Шолохова А.А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности / Шолохова А.А. Справочник заместителя директора школы. – 2013. – № 5.
- Одаренные дети / общ. ред. В.Г. Бурманской, В.М. Слуцкого; перевод с английского. – Москва: Прогресс, 1991.
- Краткий психологический словарь / Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.
Приложение 1
Примерная программа мероприятий.
№
п/п |
Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||
Работа с педагогами. | |||||
1 | Организация проблемного семинара «Одаренные дети: выявление, обучение, развитие». | Сентябрь | Педагог-психолог. | ||
2 | Беседа с классными руководителями по выявлению познавательной и творческой одаренности обучающихся. | Октябрь | Педагог-психолог. | ||
3 | Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей. | Ноябрь | Педагог-психолог, педагоги. | ||
4 | Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды для одарённых детей». | Январь | Директор,
зам. директора по учебно-воспитательной работе. |
||
5 | Организация методического семинара по реализации творческого потенциала педагогов, использованию техник и технологий в педагогической деятельности. | Февраль | Педагог-психолог. | ||
6 | Организация, подготовка и проведение конкурса «Ученик года». | Март-апрель | Зам. директора по учебно- воспитательной работе,
педагог-психолог. |
||
Работа с родителями. | |||||
1 | Консультации для родителей на тему детской одарённости и таланта. | Сентябрь | Педагог-психолог. | ||
2 | Согласование образовательного маршрута с родителями обучающихся. | Октябрь | Педагог-психолог, классные руководители. | ||
3 | Информационно-психологические семинары, тренинги. | Ноябрь | Педагог-психолог,
классные руководители. |
||
4 | Журнал «Одарённые и талантливые». | В течении года | Педагог-психолог, методические объединения. | ||
5 | Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и вне учебных нагрузок для одаренных учащихся. | Январь | Педагог-психолог. | ||
6 | Групповые консультации по итогам комплексных диагностик. | Март-апрель | Педагог-психолог, педагоги | ||
Работа с учащимися. | |||||
1 | Изучение академических
достижений, творческих способностей (диагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей обучающихся). |
Сентябь- октябрь | Педагог-психолог, педагоги. | ||
2 | Изучение уровня воспитанности обучающихся. | Октябрь-март | Классные руководители, социальный
педагог. |
||
3 | Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей обучающихся. | Сентябь- октябрь | Педагог-психолог, педагоги. | ||
4 | Согласование образовательного маршрута с обучающимися. | Октябрь | Педагог-психолог, педагоги. | ||
5 | Посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися. | В течении года | Зам. директора, педагог- психолог. | ||
6 | Изучение мотивационно- потребностной сферы одаренного ребенка, углубленное изучение личностных особенностей. | Январь | Педагог-психолог. | ||
7 | Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений. | Февраль- март | Педагог-психолог, классные руководители. | ||
8 | Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях обучающихся с разными видами и типами одаренности. | В течении года | Педагог- организатор. | ||
9 | Привлечение к участию в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научных сессиях и конференциях. | В течении
года |
Зам.директора, педагог- психолог, педагоги. | ||
10 | Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени. | В течении года | Зам. директора, педагог- психолог. | ||
Приложение 2
Примерные направления работы педагога-психолога с одаренными детьми.
№ | Название раздела | Программные мероприятия |
1 | Обеспечение | 1. Организация работы внутришкольных |
психологической | семинаров, тренингов для педагогов, | |
готовности педагогов | работающих с одаренными детьми. | |
и психологов к | 2. Проведение межпредметных методических | |
решению проблем по | заседаний по проблеме развития одаренных | |
выявлению и | детей. | |
обучению одаренных | 3. Изучение на школьных методических | |
детей. | объединениях, совещаниях опыта работы по | |
планированию, разработке образовательных и | ||
воспитательных программ, использованию | ||
методов и форм работы с одаренными детьми. | ||
2 | Информационно- | 1. Подбор диагностического инструментария |
методическое | для изучения способностей учащихся и | |
обеспечение | внедрение мониторинга одаренности (тесты, | |
процесса | активизирующие методики). | |
управления | 2. Создание банка данных одаренных детей | |
развитием | (разработка и заполнение карт | |
одаренных детей. | индивидуального развития обучающегося). | |
3. Разработка практических рекомендаций по | ||
проектированию программ индивидуального | ||
развития одаренных детей. | ||
4. Проектирование программ развития | ||
одаренных детей. | ||
5. Организация и проведение диагностики | ||
профориентации одаренных детей | ||
(анкетирование, тестирование, индивидуаль- | ||
ные консультации). | ||
6. Мониторинг профильного распределения | ||
обучающихся. | ||
7. Диагностический инструментарий.
8. Подбор литературы и инструктивно- методических материалов по проблеме одаренности детей. |
||
3 | Создание условий для развития и самореализации одаренных детей. | 1. Разработка диагностической карты на одаренного ребенка на основе проведенной диагностики: педагогической, психологи- ческой; наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности; собеседования с родителями; анализа результативности участия в различных олимпиадах.
2.Организация психологической помощи одаренным детям (индивидуальное консультирование, собеседование, диагностика развития одаренных детей и др.). 3.Организация и отслеживание обучения одаренных детей через различные мероприятия (факультативы, кружки, секции, элективные курсы, индивидуальные занятия, проектно- исследовательскую деятельность, тренинги и др.). 4.Организация индивидуально-групповых занятий для учащихся с повышенной учебной мотивацией. 5. Помощь в организации и проведении школьных предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель, научно-практических конференций, сессий; участие в работе научных клубов. |
4 | Осуществление контроля за процессом выявления и развития одаренных детей. | 1. Мониторинг программ углубленного изучения предметов.
2. Мониторинг и экспертиза программ факультативов, кружков, индивидуальных и групповых занятий с одаренными детьми. |