Методическая разработка программ педагога-психолога по развитию детской одаренности и таланта в НОШ

Методическая разработка программ педагога-психолога по развитию детской одаренности и таланта в НОШ

Автор: Педагог–психолог Пихето И.Н. МОУ ИРМО «Галкинская НОШ», 2024 г.


Пояснительная записка.

Актуальность. В условиях социально-экономических изменений актуализируется потребность общества в формировании личности интеллектуально развитой, талантливой, способной выдвигать идеи прогрессивного изменения действительности, активно влияющего на развитие государства и повышение его конкурентоспособности.

Увидеть ростки одаренности ребенка, создавать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Дарования детей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для развития одаренных детей. Отмечу, что изучением одаренности занимались зарубежные и отечественные психологи.

Так, в области психологии творческой одаренности к наиболее известным относятся исследования американских ученых: Дж. Гилфорда [3], Фримен Д. [7] Также идеи психологов Дж. Кэррола и Б. Блума помогли их последователям в разработке методики обучения одаренных детей.

Проблему одаренности также изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. [5], Бабаева, Ю.Б. [1], Выготский, Л.С. [2], Бурманской В.Г. [8]

Проблема целенаправленной работы с одаренными детьми в различных ее аспектах, в основном, психолого-педагогических, изучалась такими известными отечественными учеными, как Вульфсон Б.Л., Джуринский А.Н., Крутецкий В.А., Лапчинская В.П., Лебедева В.П., Лейтес Н.С. [4], Малькова З.А., Никандров Н.Д., Обухов А.С., Теплов Б.М. и другие.

Таким образом, повлиять на дальнейшее социально-экономическое, культурное и духовно-нравственное развитие страны  можно только создавая условия для формирования личности креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир, осознающей ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, владеющей основами научных методов познания, окружающего мира, мотивированной на творчество и инновационную деятельность, готовой к сотрудничеству, способной осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно- познавательную деятельность, осознающей себя личностью, социально активной, уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, а также  мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Введение.

Программа педагога-психолога «Одарённые и талантливые» подразумевает в себе работу с одарёнными детьми, их развитие, а также рекомендации по развитию одарённости в СОШ. Данная программа относится к виду развивающих программ по работе с одарёнными детьми, и предназначена для учащихся 5-7 классов (11-13 лет).

Давайте для начала рассмотрим что же такое одаренность. Одарённость можно понимать, как наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б.М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». [6] При этом одарённость также можно понимать не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, которое рождается во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков, то есть некими талантами. Талант мы будем понимать, как выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Целью данной программы является – поддержка и развитие детей с одарённость, а также работа с ними.

Задачи программы:

  1. Оказание помощи педагогам, для выявления одарённых детей;
  2. Оказание помощи одарённом детям (в обучении, социализации, в отношениях со сверстниками, с педагогами и родителями);
  3. Психологическое просвещение обучающихся, педагогов и родителей по работе с одарёнными детьми.

Прогнозируемые результаты:

  1. Создание условий для работы и поддержки с одарёнными детьми.
  2. Совершенствование мотивационной сферы школы, с целью повышения профессионализма педагогов и развития обучающихся.
  3. Повышение социального статуса образовательной организации на муниципальном и региональном уровнях.

Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на 3 года.

Психологический инструментарий программы: 

  • Профилактика одарённости;
  • Диагностика (индивидуальная и групповая);
  • Консультирование (индивидуальное и групповое);
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • Психологическое просвещение;

Этапы реализации программы:

I этап – начальный. Здесь необходимо сформировать        оптимистический настрой      у        ребенка, позитивное отношение к занятиям, и сформировать необходимые навыки совместной работы детей. А также произвести психологическое просвещение родителей.

II       этап – основной. Здесь идёт формирование психологических механизмов преодоления преград на пути проявления и развития творческих способностей, идёт развитие познавательной активности ребенка. Также здесь повышаем психологическую культуру педагогов и родителей.

III      этап – заключительный. Производим оценку эффективности занятий, выявление динамики развития. Также информируем родителей и педагогов о результатах проделанной работы.

Содержание программы.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности обучающихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, развития познавательных способностей и личностных качеств. Безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, которые имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся.

Так, данная программа развития одаренности обучающихся направлена на улучшение образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных учеников. Основная концепция непрерывной социально-педагогической поддержки одаренных детей — это объединение усилий всех лиц непосредственно имеющих к этому отношение, то есть это: учителя, родители, педагоги, руководители образовательных учреждений, творческие объединения и так далее.

К работе по выявлению одарённых детей привлекаются специалисты различных категорий СОШ: психолог, педагоги, социальный педагог, эксперты в определенной предметной деятельности, родители. Одной из эффективных форм подобного сотрудничества является психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения.

Рассмотрим формы выявления одаренных детей:

  • Олимпиады;
  • Конкурсы;
  • Выставки;
  • Дни самоуправления;
  • Конференции;
  • Проекты;
  • Кружки.

Далее подробно на схеме ниже рассмотрим работу с одарёнными детьми.

opublikovat' stat'yu pedagogu s polucheniem svidetel'stva o publikacii smi bystro
opublikovat' stat'yu pedagogu s polucheniem svidetel'stva o publikacii smi bystro
opublikovat' stat'yu pedagogu s polucheniem svidetel'stva o publikacii smi bystro

Далее рассмотрим критерии отбора в данную группу обучающихся. Для отбора используется методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков), целью которой является изучение и выявление творческой одаренности.

Структура занятия:

– организационная часть – приветствие;

–        основная    часть –       подготовка к        изучению нового материала, выполнение упражнений, закрепление материала;

–        заключительная часть – рефлексия, прощание.

Реализация данной программы на уровне родителей включает в себя:

–        информирование о целях, структуре и содержании работы с обучающимися;

–        проведение групповых тематических консультаций;

–        проведение родительского собрания после реализации программы и ознакомление родителей с результатами.

Реализация программы на уровне педагогов осуществляется посредством проведения семинаров/тренингов, групповых консультаций, подготовки рекомендаций по развитию творческого мышления и тому подобное.

Далее мною будет представлено примерное содержание программы занятий с одарёнными детьми. Занятия могут как проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

На первых вводных занятиях происходит знакомство участников группы с педагогом, создаётся благоприятная обстановка на занятии. Далее идёт изучение особенностей восприятия окружающего мира, стимулирование мотивации к саморазвитию творческого мышления. Рекомендуемые упражнения: «Знакомство», «Представь себе», «Заполни рисунок», тесты на креативность Дж. Гилфорда, «Закончи рисунок» по П. Торренсу.

На следующих занятиях необходимо развивать позитивное отношение к собственному «Я». Здесь помогут упражнения: «Ассоциации», «Часть целого», «Вопросы», «На что вы способны». Также необходимо формировать реалистический уровень притязаний, умения выделять главное, ставить цели и осознавать пути их достижения. Рекомендуемые упражнения: «Перевоплощение», «Отношение к миру», «Скажи фразу», «Клубок», «Пять желаний», «Что важнее», «На что ты готов», «Отправная точка».

На занятиях с одарёнными детьми нужно расширять представления о видах общения и осознания собственной потребности в общении, развивать навыки здорового общения. Рекомендуемые упражнения: «Что было бы, если бы…», «Буриме», игра «Крокодил» (обучение невербальному общению), «Перефраз», «Как я общаюсь с людьми», «Правила общения», «Круг общения».

Также психологу необходимо данный занятия направить на следующее:

– Формирование образного представления о своем «Я» и осознание способности к самосовершенствованию. Развитие ассоциативного мышления. Рекомендуемые упражнения: «Перечисление ассоциаций», «Исключение лишнего слова», Притча «Волшебник», «Портрет», «Оцени себя сам», «Ступеньки к вершине», коллаж «Вот я какой», рефлексивный лист «Пожелание самому себе».

– Формирование навыка определения и создания персонального пространства. Развитие чувствительности к проблемам. Рекомендуемые упражнения: «Отгадай Эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Давай поговорим», «Имена чувств», «Эмоции в моем теле», «Рассматривание картины».

– Расширение психологических знаний по теме «Креативность», осознание собственного эмоционального состояния. Рекомендуемые упражнения: тест на креативность Дж. Гилфорда, «Формула», «Битвы на шарах», «Как я это делаю», «Градусник», рефлексивный лист.

– Обучение учащихся «чтению» состояния человека по его жестам, мимике и движениям тела, а также выражению собственного состояния без слов. Рекомендуемые упражнения: «Звери», «Проволочный человечек», «Оцениваем последствия».

– Формирование осознанного отношения учащихся к личностному становлению через самовыражение индивидуальности и своеобразия своего внутреннего мира. Рекомендуемые упражнения: притча «О змее», «Плюсы и минусы», «Символ».

– Развитие творческого мышления, воображения, а также раскрытию своего внутреннего мира. Рекомендуемые упражнения: «Самоценность», «Манекен», «Задумай предмет».

– Развитие чувствительности и влиянию этого на взаимоотношения с окружающим миром. Рекомендуемые упражнения: «Прикосновения», «Секретный мешочек», «Представь себе», «Незаконченные предложения», «Рисунок на футболке», «Корабль среди скал».

– Осознание и снятие инерции и стереотипов мышления. Рекомендуемые упражнения: «Мозговой штурм», «Усовершенствование», «Взаимный обмен», «Разные взгляды».

– Оказание помощи в осознании мотивов своих поступков, осознании собственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров в общении с окружающими. Рекомендуемые упражнения: «Незаконченные предложения», «Почему я это сделал?», «Особые дары», «Волшебный магазин», «Внутренний мотив», рефлексивный лист «О чем я думаю», задачи на сообразительность.

– Формирование стиля познавательной деятельности посредством выбора способов восприятия, запоминания, мышления. Рекомендуемые упражнения: «Дерево рассуждений», задачи на сообразительность, диагностика П. Торренса «Закончи рисунок».

– Формирование целеустремленности и последовательности действий. Развитие творческого мышления, умения видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям. Рекомендуемые упражнения: «Лимон», «Проводник», «Тарелка с водой», скульптура «Успех», «Воспоминание».

Далее рассмотрим требования, которые необходимо соблюдать при реализации данной программы по работе с одарёнными детьми.

Требования к педагогу-психологу: для эффективной реализации программы необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии. Владение специальными методами и приемами «запуска», стимуляции, поощрения и тренировки креативности. Психолог должен владеть активными формами работы, способностью организовать обсуждения, работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга. Недопустимо применение им «болевых» психологических приемов, распространенных в школе. Недопустимы угрозы, принуждение к работе, высмеивание, выражение негативного отношения по отношению к участникам. Важное условие достижения целей и выполнения задач программы – владение педагогом-психологом навыками активного слушания, гибкостью и творческим подходом при встрече с разными высказываниями, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого.

Материально-техническое оснащение: помещением для занятий может быть обычный школьный класс или кабинет психолога. Расстановка мебели определяется конкретными задачами. В одних случаях из нескольких столов собирают один общий стол в центре класса. В других – в разных углах класса ставят столы для работы подгрупп. Лучше выбирать помещение, где мебели немного и она «мобильна», может быть легко переставлена. Желательно в классе иметь компьютер и проектор.

Обеспечение участников занятий: у каждого ученика может быть заведена личная папка, где должен быть например, набор цветных карандашей, гуашь, ножницы, комплект белой и цветной бумаги, клей и т.д.

Таким образом, данная программа обращена к поиску таких условий, педагогических технологий и средств обучения и воспитания одаренных детей, которые будут достаточными для раскрытия всех способностей и возможностей.

Также хочу отметить, что для полного раскрытия детской одарённости и таланта не достаточно просто занятий и участия в конкурсах, и различного рода просвещений. Поэтому в данной программе я хочу предложить следующее. В рамках данной программы вполне реально реализовать проект «Одарённые и талантливые». Суть данного проекта заключается в следующем: после того, как мы выявили детей с одарённостями, необходимо создать для них некие «привилегии» или методы поощрения. Это может быть следующее: например, бесплатные обеды, похвальные листы и различные угощения (как в конце четверти, так и в конце года). Так у детей и их родителей появиться стимул стремиться к лучшему, развивать свой талант и способности.

В данном проекте необходимо взаимодействие педагога-психолога с родителями, с классными руководителями и учителями предметниками. Благодаря этому взаимодействию мы создадим должные условия для раскрытия, развития и поддержания детской одарённости.

Таким образом, можно сделать следующее: создать некие кружки (объединения/секции) для одарённых детей по их талантам. Например, кружок театра, литературный кружок, кружок изобразительного искусства и тому подобное. Благодаря таким объединениям, каждый учащийся найдёт то, что ему действительно нравиться и в чём он готов развиваться, найдёт новые знакомства, раскроет свой талант и проявит креативность.

Данный проект может реализовываться на протяжении срока реализации программы, но отчёт по проделанной работе можно предоставлять ежегодно (в конце года), в виде выступлений, выставок, вечеров чтения и тому подобное. Также необходимо вознаграждать детей за их стремления и труд.

В рамках данной программы и проекта необходимо поддерживать детей с различными видами одарённости и таланта. Нам педагогам, нельзя забывать о том, что среди наших учеников растут и развиваются умы будущего, это могут быть будущие выдающиеся врачи или учёные, так что не нужно забывать о них. Одарённых и талантливых учеников нужно развивать, поддерживать в них эти способности, и обязательно награждать и поощрять, чтобы детский стимул возрастал и в будущем добивался новых побед.

Таким образом, я считаю, что проект «Одарённые и талантливые» в рамках реализации данной программы будет иметь место быть. Благодаря ему дети будут стремиться к чему-то большему для самих себя, раскрыть себя и свои способности, у них появиться понимание того для чего они всё это делают, это будет некий залог их успешности в будущем. Также данный проект поможет родителям понять в каком направлении и как развивать своего ребёнка, как его поддерживать и тому подобное.

Методическое обеспечение.

  1. Бабаева, Ю.Б. Психологический тренинг для выявления одаренности // Ю.Б. Бабаева. – Москва, 1998.
  2. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Выгодский Л.С. // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 4.
  3. Гилфорд Дж. Три стороны     мышления  // Гилфорд Дж. Психология мышления / перевод с немецкого и английского. – М., 1985.
  4. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. – М., 1960.
  5. Матюшкин, А.М. Мышление. Обучение. Творчество // Матюшкин А.М. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института. – Воронеж: МОДЭК, 2003.
  6. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во М. Ун-та, 1982.
  7. Фримен, Д. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований / Д. Фримен // Иностранная психология. – 1999. – № 11.
  8. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников / Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000.
  9. Шолохова А.А. Система деятельности учителя по сопровождению детской одаренности / Шолохова А.А. Справочник заместителя директора школы. – 2013. – № 5.
  10. Одаренные дети / общ. ред. В.Г. Бурманской, В.М. Слуцкого; перевод с английского. – Москва: Прогресс, 1991.
  11. Краткий психологический словарь / Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.

Приложение 1

Примерная программа мероприятий.

п/п

Мероприятия Сроки Ответственные
Работа с педагогами.
1 Организация                                     проблемного семинара «Одаренные дети: выявление, обучение, развитие». Сентябрь Педагог-психолог.
2 Беседа              с                         классными руководителями по выявлению познавательной и творческой одаренности обучающихся. Октябрь Педагог-психолог.
3 Консультационно-методическая работа     по                сопровождению                и созданию образовательного маршрута для одаренных детей. Ноябрь Педагог-психолог, педагоги.
4 Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды для одарённых детей». Январь Директор,

зам. директора по учебно-воспитательной работе.

5 Организация методического семинара по реализации творческого потенциала педагогов, использованию                                   техник                               и технологий в педагогической деятельности. Февраль Педагог-психолог.
6 Организация, подготовка и проведение  конкурса «Ученик года». Март-апрель Зам. директора по учебно- воспитательной работе,

педагог-психолог.

Работа с родителями.
1 Консультации для родителей на тему детской одарённости и таланта. Сентябрь Педагог-психолог.
2 Согласование образовательного маршрута с родителями обучающихся. Октябрь Педагог-психолог, классные руководители.
3 Информационно-психологические семинары, тренинги. Ноябрь Педагог-психолог,

классные руководители.

4 Журнал «Одарённые и талантливые». В течении года Педагог-психолог, методические объединения.
5 Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и вне учебных нагрузок для одаренных учащихся. Январь Педагог-психолог.
6 Групповые консультации по итогам комплексных диагностик. Март-апрель Педагог-психолог, педагоги
Работа с учащимися.
1 Изучение академических

достижений, творческих способностей (диагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей обучающихся).

Сентябь- октябрь Педагог-психолог, педагоги.
2 Изучение уровня воспитанности обучающихся. Октябрь-март Классные руководители, социальный

педагог.

3 Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей обучающихся. Сентябь- октябрь Педагог-психолог, педагоги.
4 Согласование образовательного маршрута с обучающимися. Октябрь Педагог-психолог, педагоги.
5 Посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися. В течении года Зам. директора, педагог- психолог.
6 Изучение мотивационно- потребностной сферы одаренного ребенка, углубленное изучение личностных особенностей. Январь Педагог-психолог.
7 Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений. Февраль- март Педагог-психолог, классные руководители.
8 Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях обучающихся с разными видами и типами одаренности. В течении года Педагог- организатор.
9 Привлечение к участию в различных конкурсах, предметных олимпиадах, научных сессиях и конференциях. В течении

года

Зам.директора, педагог- психолог, педагоги.
10 Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени. В течении года Зам. директора, педагог- психолог.

Приложение 2

Примерные направления работы педагога-психолога с одаренными детьми.

 

Название раздела Программные мероприятия
1 Обеспечение 1. Организация работы внутришкольных
психологической семинаров, тренингов для педагогов,
готовности педагогов работающих с одаренными детьми.
и психологов к 2. Проведение межпредметных методических
решению проблем по заседаний по проблеме развития одаренных
выявлению и детей.
обучению одаренных 3. Изучение на школьных методических
детей. объединениях, совещаниях опыта работы по
планированию, разработке образовательных и
воспитательных программ, использованию
методов и форм работы с одаренными детьми.
2 Информационно- 1. Подбор диагностического инструментария
методическое для изучения способностей учащихся и
обеспечение внедрение мониторинга одаренности (тесты,
процесса активизирующие методики).
управления 2. Создание банка данных одаренных детей
развитием (разработка и заполнение карт
одаренных детей. индивидуального развития обучающегося).
3. Разработка практических рекомендаций по
проектированию программ индивидуального
развития одаренных детей.
4. Проектирование программ развития
одаренных детей.
5. Организация и проведение диагностики
профориентации одаренных детей
(анкетирование, тестирование, индивидуаль-
ные консультации).
6. Мониторинг профильного распределения
обучающихся.
  7.     Диагностический инструментарий.

8.     Подбор литературы и инструктивно- методических материалов по проблеме одаренности детей.

3 Создание условий для развития и самореализации одаренных детей. 1.   Разработка диагностической карты на одаренного ребенка на основе проведенной диагностики: педагогической, психологи- ческой; наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности; собеседования с родителями; анализа результативности участия в различных олимпиадах.

2.Организация психологической помощи одаренным детям (индивидуальное консультирование, собеседование, диагностика развития одаренных детей и др.).

3.Организация и отслеживание обучения одаренных детей через различные мероприятия (факультативы, кружки, секции, элективные курсы, индивидуальные занятия, проектно- исследовательскую деятельность, тренинги и др.).

4.Организация индивидуально-групповых занятий для учащихся с повышенной учебной мотивацией.

5.   Помощь в организации и проведении школьных предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель, научно-практических конференций, сессий; участие в работе научных клубов.

4 Осуществление контроля за процессом выявления и развития одаренных детей. 1.   Мониторинг программ углубленного изучения предметов.

2.   Мониторинг и экспертиза программ факультативов, кружков, индивидуальных и групповых занятий с одаренными детьми.