Методическая разработка открытого урока по Сольфеджио на тему “Интервалы. Работа с тритонами”, 2024 г.
В данной работе представлен план открытого урока по Сольфеджио на тему « Интервалы. Работа с тритонами» с учащимися 4 класса ДМШ. В ходе урока использованы различные формы работ, включающие в себя тритоны.
Тема урока: « Интервалы. Работа с тритонами».
Цель урока: Сформировать понятие « тритоны» ( ув.4- ум.5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов; навыки интонирования, воспитывать чувство лада;
Закрепить знания о тритонах, используя различные формы работы.
Задачи урока:
1. Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал « тритон».
3. Закрепить знания об интервалах.
Ожидаемые результаты:
– умение применять учащимися приобретенные теоретические сведения на занятии;
– выполнение учащимися заданий, направленных на максимальный результат;
-повышение интереса к предмету и повышение познавательной и эмоциональной активности детей .
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
– фортепиано, нотный материал, задания на доске, магниты, карточки.
Формы работы:
– Сольфеджирование, слуховой анализ, анализ музыкального текста, вокально- интонационные упражнения, практические задания, теоретические понятия, диктант.
Тип занятий:
– обобщение и закрепление знаний, умений, навыков, применение знаний на практике.
В открытом уроке принимают участие учащиеся 4 класса фортепианного отдела ПП.
План урока:
- I. Организационный момент. Музыкальное вступление.
I I.Основной этап:
1. Повторение теоретического материала.
2. Слуховой анализ ( интервалы).
3. Пение интервалов от звука ( ч.4- ч.5).
4. Повторение материала о тритонах.
5. Интонирование тритонов в тональности.
6.Слуховой анализ (интервальная последовательность в тональности).
7. Двухголосное пение последовательности интервалов.
8. Диктант.
III.Заключительный этап.
муз. Е.Крылатова « Колыбельная» из м\ф « Умка» исполнение на два голоса с аккомпанементом.
Этапы урока
I.Организационный момент 2 мин.
Приветствие. Название темы урока. Музыкальное вступление ( Исполнение А.Корелли « Сарабанда» a- moll с дирижированием, с аккомпанементом).
II.Основной этап
1. Повторение теоретического материала. 3 мин.
– определение интервала
– свойства интервалов ( качественное, количественное)
2.Слуховой анализ. 2 мин.
-преподаватель играет простые Интервалы, учащиеся их определяют на слух и называют; один из учеников у доски распределяет Интервалы по группам – диссонансы и консонансы.
Интервалы: м.2, б.3, м.3, б.7, б.6, м.6, б.2, ч.4, ч.5.
3. Пение интервалов от звука. 3 мин.
– учащиеся поют интервалы ч.4 и ч.5 от звуков « ре» « ре- диез» « ре- бемоль» вверх и вниз.
6 мин.
– учащиеся рассказывают о тритонах, определение, виды тритонов, способы разрешения;
– преподаватель рассказывает учащимся об отношении к тритонам в разные эпохи.
5.Интонирование тритонов в тональности. 4 мин.
– игра и пение тритонов (ув.4- ум.5) с разрешением в тональностях: G- dur ; e- moll; D- dur; h- moll.
- Слуховой анализ. 5 мин.
– преподаватель играет последовательность интервалов в тональности As-dur , учащиеся определяют звучащие интервалы, называют их и записывают на доске нотами.
Интервальная последовательность:
б.3 ( I ст.)- м.3 (III ст.)- б.2 (IVст.)-ув.4 ( IVст.)- м.6 (IIIст.) ум.5 (VIIст.) –б.3 (I ст.)
- Двухголосное пение последовательности интервалов в тональности As-dur. 4 мин.
- Устный диктант. 6 мин.
– ученики слушают мелодию, определяют движение мелодии, количество тактов, выкладывают карточки с тактами на доске в нужном порядке;
– исполнение диктанта голосом с дирижированием.
III.Заключительный этап. 3 мин.
– исполнение песни « Колыбельная» из м\ф « Умка» Е. Крылатова на два голоса с дирижированием и аккомпанементом;
– подведение итогов урока.
Ход урока
Начало урока.
I.Организационный момент.
Приветствие. Название темы урока. Музыкальное вступление.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята и уважаемые преподаватели! Тема сегодняшнего урока « Интервалы. Работа с тритонами» , и начать урок я вас попрошу с исполнения красивого произведения А.Корелли « Сарабанда».
( Учащиеся под аккомпанемент с дирижированием исполняют произведение одноголосно нотами).
II.Основной этап
1. Повторение теоретического материала.
Преподаватель: Ребята, вы сейчас исполнили красивейший отрывок из « Сарабанды» А.Корелли. Подскажите, а из чего состоит любая мелодия?
( – из звуков)
Преподаватель: А звуки в мелодии между собой – что образуют? (интервалы)
Преподаватель: Что такое интервалы, и что вы про них можете рассказать?
( Интервал – это расстояние между двумя звуками, нижний звук- основание, верхний- вершина. В интервале есть характеристика : количественная – сколько ступеней в интервале, и качественная- сколько в интервале тонов. Интервалы делятся на: консонансы- приятно звучащие и диссонансы- резко, неприятно звучащие.)
2.Слуховой анализ.
Преподаватель: Ребята, сейчас я буду играть вам интервалы. Вы должны будете определить эти интервалы по звучанию, назвать их, сказать количество тонов и распределить их на доске по колонкам на консонансы и диссонансы.
( Преподаватель играет на фортепиано интервалы: м.2, б.3, м.3, б.7, б.6, м.6, б.2, ч.4,ч.5; ученики называют их, распределяют по колонкам)
- Пение интервалов от звука.
Преподаватель: Теперь я попрошу вас построить на доске только ч.4 и ч.5 от звука « ре» « ре- диез» « ре- бемоль» вверх и вниз , а затем спеть эти интервалы. Только не забывайте, что в ч.4 – 2,5 тона, а в ч.5- 3,5 тона.
( Один ученик на доске строит интервалы, все остальные дети поют их от звука вверх и вниз).
Преподаватель: Молодцы, ребята! А теперь скажите мне, обязательно ли высчитывать полутоны и тоны, когда строишь ч.4 и ч.5?
( Нет! Существует « правило чистых интервалов» , когда оба звука в интервале должны быть без знаков, либо одна нота с диезом и вторая с диезом, либо одна нота с бемолем и вторая с бемолем. Но, существуют и исключения: « си- фа» и « фа- си» это тритоны на белых клавишах!)
- Повторение материала о тритонах, основная информация о них, историческая справка о тритонах.
Преподаватель: А сейчас минутка теории, поговорим о тритонах. Вспомните все, что вы о них знаете и ответьте на мои вопросы.
– Что такое тритоны? Сколько их и как они называются?
– Какое правило построения тритонов? На каких ступенях они строятся?
– Как разрешаются ув.4 и ум.5?
Ученики:
– Тритоны- это интервалы, расстояние между звуками у которых три тона. Всего тритонов два: ув.4 и ум.5.( увеличенная кварта и уменьшенная квинта)
– Ум.5 строится на II ступени в миноре и VII в мажоре, в гармоническом миноре на VII повышенной.
– ув.4 строится на VI ступени в миноре и IV ступени в мажоре, в гармоническом мажоре на VI пониженной.
– При разрешении ув.4 еще более расширяется ( в сексту), а ум.5 – сужается ( в терцию).
Преподаватель: Совершенно правильно все вы мне рассказали. Но, отношение к тритонам в разные эпохи было не всегда однозначным. Ведь тритоны- это диссонансы, резко и напряженно звучащие интервалы. Их использование в средние века было под строгим запретом. Они считались « дьявольскими» , их не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто -то из композиторов нарушал установленные законы, относительно тритонов, он мог попасть даже в тюрьму. Прошло время, и тритоны стали широко применять русские и зарубежные композиторы: П. Чайковский « Баба Яга», К. Сен- Санс « Пляска смерти» и т.д. Сегодня тритоны нас не пугают, а завораживают своей неблагозвучностью и терпкостью.
5.Интонирование тритонов в тональности.
Преподаватель: Сейчас я попрошу вас построить и спеть тритоны с разрешением в тональностях G –dur; e- moll; D- dur; h – moll.
( Дети поют тритоны с разрешением. На доске – карточки с обозначением ступеней, на которых строятся тритоны и в которые они разрешаются).
Преподаватель: Вывод! В параллельных тональностях тритоны строятся на одинаковых звуках, но на разных ступенях. ???
- Слуховой анализ.
Преподаватель: А теперь, снова небольшая слуховая разминка. Я вам играю интервальную последовательность в тональности As- dur, которую нужно будет записать на доске. Сначала определяем интервалы, а затем ступени, на которых эти интервалы находятся. После этого записываем интервальную последовательность на доске нотами.
Звучит последовательность:
б.3 – м.3 – б.2 – ув.4 – м.6 – ум.5 –б.3
I III IV IV III VII I
- Двухголосное пение последовательности интервалов в тональности As-dur.
Преподаватель: Последовательность на доске записана. Я попрошу вас спеть сначала только нижний голос нотами, затем – только верхний голос.
(дети поют)
Преподаватель: Теперь исполните мне эту последовательность нотами « по вертикали». Затем , поделившись на два голоса, исполнить двухголосие.
- Устный диктант.
Преподаватель: Наш урок приближается к завершению, и мы переходим к Диктанту. Но диктант у нас будет не простой. Перед вами разложены карточки с тактами этого диктанта. Их нужно расставить в правильном порядке. Диктант написан в размере 4\4, в тональности E- dur.
– Сколько знаков при ключе и какие?
( 4 диеза « фа, до, соль, ре»)
– Поем тоническое трезвучие, вводные звуки.
– Теперь слушаем мелодию, определяем направление движения мелодии, определяем на слух – есть ли в этом диктанте тритон, и в каком такте?
( Один ученик выкладывает карточки с тактами на доске за несколько проигрываний, остальные дети ему помогают).
Преподаватель: Теперь поем диктант от начала до конца нотами с дирижированием на 4\4.
III.Заключительный этап.
Преподаватель: Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу. В заключении , для наших гостей мы исполним любимую всеми нами песню Е.Крылатова « Колыбельную» из м\ф « Умка» на два голоса, нотами, с дирижированием, с аккомпанементом. Ведь в этой песне, так же , встречается всеми нами любимый тритон!
( исполнение)
На этой замечательной ноте мы прощаемся с вами! Всем спасибо за работу!