Методическая разработка открытого урока по Сольфеджио на тему “Интервалы. Работа с тритонами”

Методическая разработка открытого урока по Сольфеджио на тему “Интервалы. Работа с тритонами”, 2024 г.


В данной работе представлен план открытого урока по Сольфеджио на тему « Интервалы. Работа с тритонами» с учащимися 4 класса ДМШ. В ходе урока использованы различные формы работ, включающие в себя тритоны.

Тема урока: « Интервалы. Работа с тритонами».

Цель урока: Сформировать понятие « тритоны» ( ув.4- ум.5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов; навыки интонирования, воспитывать чувство лада;
 Закрепить знания о тритонах, используя различные формы работы.

Задачи урока:
1. Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал « тритон».
3. Закрепить знания об интервалах.

Ожидаемые результаты:
– умение применять учащимися приобретенные теоретические сведения на занятии;
– выполнение учащимися заданий, направленных на максимальный результат;
-повышение интереса к предмету и повышение познавательной  и эмоциональной активности детей .

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:
– фортепиано, нотный материал, задания на доске, магниты, карточки.

Формы работы:
– Сольфеджирование, слуховой анализ, анализ музыкального текста, вокально- интонационные упражнения,  практические задания, теоретические понятия, диктант.

Тип занятий:
– обобщение и закрепление знаний, умений, навыков, применение знаний на практике.
В открытом уроке принимают участие учащиеся 4 класса фортепианного отдела ПП.

План урока:

  1. I. Организационный момент. Музыкальное вступление.

I I.Основной этап:
1. Повторение теоретического материала. 
2. Слуховой анализ ( интервалы).
3. Пение интервалов от звука ( ч.4- ч.5).
4. Повторение материала о тритонах.
5. Интонирование  тритонов в  тональности.
6.Слуховой анализ (интервальная последовательность в тональности).
7. Двухголосное пение последовательности интервалов.
8. Диктант.
III.Заключительный этап.
муз. Е.Крылатова « Колыбельная» из м\ф « Умка» исполнение на два голоса с аккомпанементом.

                                Этапы урока

I.Организационный момент           2 мин.
    Приветствие. Название темы урока. Музыкальное вступление ( Исполнение А.Корелли « Сарабанда» a- moll с дирижированием, с аккомпанементом).

II.Основной этап
1. Повторение теоретического материала.  3 мин.
   – определение интервала
   – свойства интервалов ( качественное, количественное)
2.Слуховой  анализ. 2 мин.
    -преподаватель  играет простые Интервалы, учащиеся их определяют на слух и называют; один из учеников у доски  распределяет Интервалы по группам – диссонансы и консонансы.
Интервалы: м.2, б.3, м.3, б.7, б.6, м.6, б.2, ч.4, ч.5.
3. Пение интервалов от звука.  3 мин.
    – учащиеся поют интервалы ч.4 и ч.5 от звуков « ре» « ре- диез» « ре- бемоль» вверх и вниз.

 

6 мин.
   – учащиеся рассказывают о тритонах, определение,  виды тритонов, способы разрешения;
   – преподаватель рассказывает учащимся об отношении к тритонам в разные эпохи.

5.Интонирование тритонов в тональности.  4 мин.
– игра и пение тритонов (ув.4- ум.5) с разрешением в тональностях:  G- dur ;   e- moll;  D- dur;  h- moll.

  1. Слуховой анализ. 5 мин.
    – преподаватель играет последовательность интервалов в тональности     As-dur , учащиеся определяют звучащие интервалы, называют их и записывают на доске нотами.

Интервальная последовательность:

б.3 ( I ст.)- м.3 (III ст.)- б.2 (IVст.)-ув.4 ( IVст.)- м.6 (IIIст.) ум.5 (VIIст.) –б.3 (I ст.)

  1. Двухголосное пение последовательности интервалов в тональности As-dur. 4 мин.
  2. Устный диктант. 6 мин.
    – ученики слушают мелодию, определяют движение мелодии, количество тактов, выкладывают карточки с тактами на доске в нужном порядке;

       – исполнение диктанта голосом с дирижированием.

III.Заключительный этап.  3 мин.
   – исполнение песни « Колыбельная» из м\ф « Умка» Е. Крылатова на два голоса с дирижированием и аккомпанементом;
  – подведение итогов урока.

                           

                                                        Ход урока

Начало урока.
I.Организационный момент.

Приветствие. Название темы урока. Музыкальное вступление.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята  и уважаемые преподаватели! Тема сегодняшнего урока « Интервалы. Работа с тритонами» , и начать урок я вас попрошу с исполнения красивого произведения А.Корелли « Сарабанда».
( Учащиеся под аккомпанемент с дирижированием исполняют произведение одноголосно нотами).

II.Основной этап
1. Повторение теоретического материала. 

Преподаватель: Ребята, вы сейчас исполнили красивейший отрывок из           « Сарабанды» А.Корелли. Подскажите, а из чего состоит любая мелодия?
 ( – из звуков)
Преподаватель: А звуки в мелодии между собой – что образуют? (интервалы)
 Преподаватель: Что такое интервалы, и что вы про них можете рассказать?
 ( Интервал – это расстояние между двумя звуками, нижний звук- основание, верхний- вершина. В интервале есть характеристика : количественная – сколько ступеней в интервале, и качественная- сколько в интервале тонов. Интервалы делятся на:  консонансы- приятно звучащие и диссонансы- резко, неприятно звучащие.)

2.Слуховой  анализ.
Преподаватель: Ребята, сейчас я буду играть вам интервалы. Вы должны будете определить эти интервалы по звучанию, назвать их, сказать количество тонов и распределить их на доске по колонкам на консонансы и диссонансы.

( Преподаватель играет на фортепиано интервалы: м.2, б.3, м.3, б.7, б.6, м.6, б.2, ч.4,ч.5; ученики называют их, распределяют по колонкам)

  1. Пение интервалов от звука.

Преподаватель: Теперь я попрошу вас построить на доске только ч.4 и ч.5 от звука « ре» « ре- диез» « ре- бемоль» вверх и вниз , а затем спеть эти интервалы. Только не забывайте, что в ч.4 – 2,5 тона, а в ч.5- 3,5 тона.
( Один ученик на доске строит интервалы, все остальные дети поют их от звука вверх и вниз).

Преподаватель: Молодцы, ребята! А теперь скажите мне, обязательно ли высчитывать полутоны и тоны, когда строишь ч.4 и ч.5?
( Нет! Существует « правило чистых интервалов» , когда оба звука в интервале должны быть без знаков, либо одна нота с диезом и вторая с диезом, либо одна нота с бемолем и вторая с бемолем. Но, существуют и исключения: « си- фа» и « фа- си» это тритоны на белых клавишах!)

  1. Повторение материала о тритонах, основная информация о них, историческая справка о тритонах.
    Преподаватель: А сейчас минутка теории, поговорим о тритонах. Вспомните все, что вы о них знаете и ответьте на мои вопросы.
    – Что такое тритоны? Сколько их и как они называются?
    – Какое правило построения тритонов? На каких ступенях они строятся?
    – Как разрешаются ув.4 и ум.5?
    Ученики:
    – Тритоны- это интервалы, расстояние между звуками у которых три тона. Всего тритонов два: ув.4 и ум.5.( увеличенная кварта и уменьшенная квинта)
    – Ум.5 строится на II ступени в миноре и VII в мажоре, в гармоническом миноре на VII  повышенной.
    – ув.4 строится на VI ступени в миноре и  IV ступени в мажоре, в гармоническом мажоре на VI пониженной.
    – При разрешении ув.4 еще более расширяется ( в сексту), а ум.5 – сужается    ( в терцию).

Преподаватель: Совершенно правильно все вы мне рассказали. Но, отношение к тритонам в разные эпохи было не всегда однозначным. Ведь тритоны- это диссонансы, резко и напряженно звучащие интервалы. Их использование в средние века было под строгим запретом. Они считались     « дьявольскими» , их не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто -то из композиторов нарушал установленные законы, относительно тритонов,  он  мог попасть даже в тюрьму. Прошло время, и тритоны стали широко применять русские и зарубежные композиторы: П. Чайковский « Баба Яга», К. Сен- Санс « Пляска смерти» и т.д. Сегодня тритоны нас не пугают, а завораживают своей неблагозвучностью и терпкостью.

 

5.Интонирование тритонов в тональности. 

Преподаватель: Сейчас я попрошу вас построить и спеть тритоны с разрешением в тональностях G –dur; e- moll;  D- dur;  h – moll.
( Дети поют тритоны с разрешением. На доске – карточки с обозначением ступеней, на которых строятся тритоны и в которые они разрешаются).

Преподаватель: Вывод! В параллельных тональностях тритоны строятся на одинаковых звуках, но на разных ступенях. ???

  1. Слуховой анализ.

Преподаватель: А теперь, снова небольшая слуховая разминка. Я вам играю интервальную последовательность в тональности As- dur, которую нужно будет записать на доске. Сначала определяем интервалы, а затем ступени, на которых эти интервалы находятся. После этого записываем интервальную последовательность на доске нотами.

Звучит последовательность:

б.3 –   м.3  – б.2 –  ув.4 –  м.6 –  ум.5  –б.3

  I          III       IV       IV        III        VII         I

  1. Двухголосное пение последовательности интервалов в тональности As-dur.

Преподаватель: Последовательность на доске записана. Я попрошу вас спеть сначала только нижний голос нотами, затем – только верхний голос.
(дети поют)

Преподаватель: Теперь исполните мне эту последовательность нотами         « по вертикали». Затем , поделившись на два голоса, исполнить двухголосие.

  1. Устный диктант.

Преподаватель: Наш урок приближается к завершению,  и мы переходим к Диктанту. Но  диктант у нас будет не простой. Перед вами разложены карточки с тактами этого диктанта. Их нужно расставить в правильном порядке. Диктант написан в размере 4\4, в тональности E- dur.
– Сколько знаков при ключе и какие?
( 4 диеза « фа, до, соль, ре»)
– Поем тоническое трезвучие, вводные звуки.
– Теперь слушаем мелодию, определяем направление движения мелодии, определяем на слух – есть ли в этом диктанте тритон, и в каком такте?
( Один ученик выкладывает карточки с тактами на доске за несколько проигрываний, остальные дети ему помогают).

Преподаватель: Теперь поем диктант от начала до конца нотами с дирижированием на 4\4.

III.Заключительный этап. 

Преподаватель: Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу. В заключении , для наших гостей мы исполним любимую всеми нами песню Е.Крылатова « Колыбельную» из м\ф « Умка» на два голоса, нотами, с дирижированием, с аккомпанементом. Ведь в этой песне, так же , встречается всеми нами любимый тритон!
( исполнение)

На этой замечательной ноте мы прощаемся с вами! Всем спасибо за работу!

Все конкурсы

Главная страница