Методическая работа на тему: «Особенности работы концертмейстера»
Преподаватель Актуганова Светлана Маратовна
МБОУ ДО НИЖНЕСОРТЫМСКА
—
Концертмейстер – аккомпаниатор, самая распространенная профессия среди пианистов и круг
его обязанностей велик. И на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и
в хореографии. Без концертмейстера не обходятся музыкальные и общеобразовательные школы,
дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные училища, колледжи и вузы. Работа
концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности
пианиста.
Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом
знаний в области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху,
редактировать музыкальные тексты, делать переложения. Все эти качества концертмейстер
приобретает с течением времени в результате обширной концертмейстерской практики.
Совместно с педагогом он приобщает учащегося к удивительному миру искусства. Особенностью
концертмейстерской деятельности является её реально существующая многомерность,
предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с
музыкальным исполнительством.
Исполнительская деятельность концертмейстера очень разнообразна. Но профессионально –
исполнительские качества концертмейстера складываются на основе сочетания чисто
пианистических навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и
воплощать в конкретном звучании. Важным условием профессионализма является также
исполнительская культура, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту
кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально –
просветительской работе. В своей профессиональной деятельности концертмейстеру постоянно
приходится выступать в роли исполнителя. Поэтому необходимо не только свободное владение
инструментом и музыкальной литературой, но и умение донести музыкальный материал до
аудитории. Во время концертных выступлений концертмейстер берёт на себя роль ведущего и,
следуя выработанной концепции, помогает партнёру, вселяет в него уверенность, стараясь не
подавлять солиста, а сохранять его индивидуальность.
Исполнительская деятельность органично связана с партией солиста. Концертмейстер
помогает преодолевать все трудности, возникающие в процессе совместной работы, а именно:
проблемы «дыхания», фразировки, звуковедения, ритмических особенностей произведения. В
процессе исполнения аккомпаниатор-опора для солиста, его гармоническая основа и фактурное
богатство. Следует подчеркнуть большое значение единства музыкальных взглядов и
исполнительского замысла у исполнителей. Концертмейстеру необходимо знать партию солиста,
так как фортепианное сопровождение и партия соло неотделимы друг от друга, тщательно
анализировать особенности партии партнёра, изучать её мелодическую линию, смысл и динамику
развития, точность фразировки, анализировать форму произведения, создавать определённый
колорит звучания, постигать замысел музыкального произведения.
Мастерство концертмейстера требует огромного артистизма, разносторонних музыкальноисполнительских дарований, знаний особенностей игры других музыкальных инструментов.
Искусство аккомпанемента – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная
роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической
поддержки партнёра. Главное – в создании целостной впечатляющей звуковой картины-образа,
рождающегося в совместной творческой деятельности солиста и концертмейстера.