Консультация для воспитателей “Значение развития звуко-буквенного анализа при обучении детей грамоте”. Автор учитель-логопед Сирош С.И.
Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы:
- вслушивание в звучание слова,
- различение и правильное произношение звуков,
- самостоятельное вычленение их из слова,
- анализ его звуковой и слоговой структуры,
- активные действия со словами.
Сначала содействуют тому, чтобы дети научились понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание детей специально обращается и на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребёнок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение.
В будущем в школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребёнка уже сформированного восприятия звучащей речи, чётких знаний о звуковом строении слова как основной единицы языка. При обучении чтению и правописанию он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следования.
Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.
Эта работа постепенно усложняется от группы к группе.
В средней группе основными направлениями по данному разделу работы являются:
- Формирование умений различать гласные и согласные звуки;
- Умение выделять из ряда звуков гласные звуки;
- Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза: анализ и синтез слияний гласных звуков;
- Выделение начальных ударных гласных (а), (у), (о), (и) из слов, различение слов с начальными ударными гласными;
- Выделение согласных звуков (т), (п.), (н.), (м), (к) из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференциация звуков, отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам (м)- (н.), (п.)-(т), (б)-(д.), (к)-(т) в ряду звуков, слогов, слов. Произведение анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трёх звуков (ам, он, пу, та, уха);
- Подбор слов с заданным звуком;
- Формирование понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук» и умение оперировать этими понятиями;
- В этом же возрасте начинается обучение детей элементам грамоты, формируется понятие «буква» и представление о том, чем « звук» отличается от буквы.
Игры.
*** Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов.
- Подними сигнал, если услышишь заданный звук среди других звуков, слогов.
- Подними сигнал, если в слове есть звук (…).
- Отобрать предметные картинки, если в названии предмета есть заданный звук. Игры: «Чудо-дерево», «Весёлый поезд», «Ромашка», «Собери букет».
- По сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком.
- Придумать слова со звуком (…). Игры: «Пуговицы», « Пирамидки».
*** Вычленение первого ударного гласного из слова.
- Уточнение артикуляции гласных звуков, внимание ребёнка обращается на положение губ.
- Выделение гласного звука на основе звукоподражаний с использованием картинок: малыш плачет: (а-а-а); волк воет: (у-у-у); болит зуб, завязана щека: (о-о-о).
- Задания по вычленению первого ударного звука: Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.
- Подобрать слова, которые начинаются на гласные а, о, у.
- Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у).
*** Вычленение первого согласного из слова.
- Вычленение звука из обратного слога.
- Вычленение звука из прямого слога.
- Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
*** Определение конечного согласного в слове.
- Определение конечного согласного в обратных слогах.
- Определение конечного согласного в конце слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам – сам, ом – сом, ук – сук и т.д.
В старшей группе работа усложняется, и её основными направлениями являются:
- Совершенствование умений различать на слух гласные звуки;
- Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнение в различении на слух гласных и согласных звуков, подбор слов на заданные гласные и согласные звуки;
- Формирование умений различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.
- Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова;
- Совершенствование навыка анализа и синтеза, открытых и закрытых слогов, слов из трёх-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением);
- Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твёрдый – мягкий;
- Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук;
- Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
- Закрепление понятия буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Игры.
*** Узнавание звука на фоне звуков, слогов, слов. «Речевое лото», «Чудо-дерево», «Весёлый поезд», «Ромашка», «Собери букет».
*** Вычленение первого ударного гласного из слова. «Речевое лото». Предлагаются карточки с картинками. Взрослый называет слово. Ребёнок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.
*** Вычленение первого согласного из слова. «Найди картинку», «Телевизор», «Какой первый звук?», «Кто больше?».
*** Определение конечного согласного в слове. «Отбери картинки, в названии которых последним является заданный звук».
*** Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Используется полоска «светофор», разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть жёлтого цвета – середина слова, правая зелёная часть полоски – конец слова.
- Разложить в три ряда картинки, в названиях которых есть заданный звук (начало, середина, конец).
- Игра «Светофор». Взрослый называет слова. Дети ставят фишки на левую красную, жёлтую или зелёную часть полоски, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.
- Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., которые начинаются на этот звук.
- Подобрать названия цветов, животных, посуды и т.д., в которых заданный звук стоит в конце или в середине слова.
- «Рассели по этажам».
В подготовительной группе идёт дальнейшее развитее навыков звукового анализа и синтеза:
- Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнение в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Закрепление представления о твёрдости-мягкости, глухости- звонкости согласных звуков. Упражнение в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
- Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков.
Игры и упражнения на развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).
*** Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия. Ребёнку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Даются фишки. По мере выделения звуков в слове ребёнок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.
*** Формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков. Игры: «Забор», «Звуковая линейка».
*** Формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Игры: «Подбери схему к картинке», «Пирамида», «Новоселье у животных».
При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.). Простые формы звукового анализа:
- Выделение первого ударного гласного в слове.
- Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове.
- Выделение согласного из середины слова.
- Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова).
Сложные формы звукового анализа:
- Определение последовательности звуков в слове.
- Определение количества звуков.
- Определение места звука относительно других звуков.
Речевые материалы подбираются с учётом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности:
- односложные слова без стечения согласных;
- двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов;
- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога;
- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов;
- односложные слова со стечением согласных в начале слова;
- односложные слова со стечением согласных в конце слова;
- двусложные лова со стечением согласных в начале слова;
- двусложные сова со стечением согласных в начале и в середине слова;
- трёхсложные слова.
Работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учётом того, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П.Я.Гальперину).
-1 этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ребёнок, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
-2 этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, – только проговаривание. Слово называется, определяется первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество.
-3 этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова. Очень важно проводить эту работу с детьми, посещающими речевую группу т.к. эти дети находятся в группе риска по дисграфии. Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – это дисграфия, в основе, которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза; на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. При этом эта работа тем эффективнее, чем ранее она была начата, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребёнка и компенсации дефекта уменьшаются.