Конспект занятия. Граттаж «Подводный мир»

Конспект занятия. Граттаж «Подводный мир»

22.09.2020

Цибульская Ирина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДО Багаевского района  Ростовской области

Скачать материал: Конспект занятия Граттаж. “Подводный мир”

Конспект занятия объединения «Творческая мастерская» .

На тему: Граттаж   «Подводный мир».

Дата занятия:29.04.19

 

                 

Тема занятия: Граттаж «Подводный мир».

Вид занятия:      работа в технике «граттаж» – процарапывание.

Цель занятия:    Освоить графическую технику «граттаж»

Задачи:

Образовательные. Закреплять и расширять знания о морских обитателях. Познакомить с рисованием в технике граттаж.

Развивающие. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие подводного мира.

Воспитательные. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Оборудование: Листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж, зубочистки, запись «шум моря». Презентация «Подводный мир»

Предварительная работа: подготовка листов для граттажа, беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций.

 

Ход занятия

  1. Орг.момент. Поздороваться с гостями.
  2. Вступительная беседа.

Педагог:   Ребята, человек издавна стремился познать тайны подводного мира, где бурлит своя, особенная жизнь. И даже сейчас, в 21 веке, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды. Однако каждый может наблюдать за его обитателями, имея дома аквариум, изучая книги , картины, познавательные передачи.

Звучит аудиозапись со звуками моря.

Педагог: – Ребята, прислушайтесь. Что вы, слышите

Шум моря, волны плещутся о берег …

Педагог: – А кто из вас видел море? Купался в нем?

Ответы детей.

Слайд 1

Педагог: – Вот такое море без конца и края. Море огромное, море прекрасное, море сильное. Оно восхищает и удивляет.

На песчаный берег волны набегают

Перестанет ветер на море сердиться.

Станет видно, кто там, в глубине таится.

Хотели бы вы отправиться в путешествие в подводный мир?

Что нам для этого нужно? (маски, акваланги)

Слайд 3.

Педагог: Давайте с вами наденем специальные костюмы и акваланги (имитируем одевания костюмов)

Закройте глаза, мы погружаемся …

(Звучит «Звуки под водой»)

Вот мы на морском дне .

Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
Слайд 4.
Педагог: Как красиво! Волшебный подводный мир… Как в сказке. А вот разноцветные кораллы

Слайд 5, 6

Морские водоросли, которые похожи на сказочный лес.

Слайд 7

Подводный мир такой таинственный и загадочный

Слайд 8,9

Удивительно красочный и разнообразный подводный мир

Слайд 10, 11, 12

Педагог: Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями. Каких только удивительных рыб не водится в морях!

   Там, в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница – акула, и необыкновенный морской конек, Давайте посмотрим на форму и окраску морских обитателей, какие они бывают. Рыбки могут быть разного цвета: красные, желтые, полосатые, а некоторые даже светятся.

Слайд 13, 14.

Педагог: Посмотрите, ребята, какие разноцветные рыбки.

Многие рыбы имеют оригинальную форму тела.

Одни круглые, а другие удлиненные, а некоторые напоминают ромб, треугольник.

Слайд 15, 16. 17. 18.

Педагог: Одни рыбы красуются своим цветом, а другие своим красивым хвостом. У этой напоминает шикарный веер, а здесь острый меч. А у этой рыбки хвост колючий.

Какой удивительный подводный мир!

Слайд 19.

  Смотрите, к нам на встречу плывут дельфины. Они очень веселые и любят играть, а давайте покажем им как мы играем.

Игра “ Море волнуется…»

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки стоят на площадке и говорят:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

 В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.

3.Постановка учебной задачи.

Педагог: Подводный мир красивый и разноцветный. А у вас на столах лежат листы синего (или чёрного) цвета.

– Какую работу мы уже  выполнили, и что будем делать с     заготовкой, чтобы у нас получились красочные рыбы?

а. Сначала сделали рисунок-заготовку. Нанесли на лист яркие, цветные пятна акварели.

б. Лист высушили и покрыли яичным желтком.

в. Загрунтовали рисунок- заготовку синей тушью.

Педагог: Каждый из вас подготовил маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями.

  Сегодня мы займемся необычным рисованием: изобразим рыб в технике «граттаж». В переводе с французского языка оно означает «царапать, скрести» («гратте»). Будем использовать изобразительные средства графики – линии, штрихи. Такой способ известен давно, им пользовались многие художники.

Слайд 20,21,22.

 

Педагог: Прежде, чем приступить к работе, вспомним основные правила   изображения предметов в пространстве.

– На переднем плане изображаем крупно, а на дальнем –мелко.

Перспективу можно передать не только объемом, но и цветом: на переднем плане мелкие детали прорисовываем, а на дальнем – нет(сливаются).

 

4.Практическая работа.

–  Аккуратнее работаем с острыми предметами, не должно быть прорезов бумаги и дырок.

Техника безопасности.                                                                                                                   Педагог: Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны, чтоб не уколоться самим и не задеть других.

   Когда вы будете рисовать, у вас появятся крошки. Их надо аккуратно смахнуть тряпочкой или салфеткой с вашей работы.

   Посмотрите, ребята, как правильно нужно держать палочку – зубочистку. Берем ее тремя пальцами и проводим по бумаге, от палочки остается след – полоса.

  Лист располагаете по желанию.

 Каждый из вас нарисует свой подводный мир, а в конце занятия составим все работы вместе и увидим результат нашего труда.

  Где будем располагать ведущую (главную) рыбу? (в центре, рисуем крупно)

  Какой линией или фигурой можно изобразить тело? (дуга)

  Я рисую(процарапываю) на листе- заготовке (показываю, как наносить штрихи и линии).Рисуем овальную форму, овал туловище плавно завершается хвостом.

 Рот.  Дугой отделяем голову от туловища. Жабры( для того, чтобы дышать, у рыб имеется специальный орган – жабры, позволяющий извлекать кислород из воды).

  На спине находится плавник. Рассекает воду. Около головы – линия побольше,  а у хвоста поменьше. Кости. Вертикальное проскабливание.

  Вместо ног у рыб плавники и хвост, с помощью которых они передвигаются в воде. Снизу – грудные плавники, брюшные и под хвостом непарный плавник.

 Глаз. Оставим зрачок черный, проскабливаем вокруг (объем и выразительность). И чтоб глаз не слился с головой – оставим ободок.

  У большинства рыб тело покрыто чешуей. Чешуя  покрупнее у головы,к хвосту постепенно уменьшается размер.Проскабливаем веером –  яркое пятно на  темном.

Физминутка.

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

 На дальнем плане рисуем контур рыб, затем рыбу всю соскребаем, оставляем черный глаз.

 Дно красивое. Горизонтальные волнистые линии. Многократное повторение. Песок от течения, как  барханчики. Камешки, светлые места на песке проскабливаем. Близко к нам – цвет активный.

 Декоративный элемент. Водоросли. Сделаем композицию правильную.

 Вертикальные волнистые, плавные линии, без углов. Вода ласкает.

Наносим штриховку.

5.Подведение итогов.

С какой техникой познакомились и учились работать?

– Какая работа понравилась?

– С помощью  каких изобразительных средств графики вы смогли

передать красоту подводного мира? (Жизнь, движение)

Линии, штрих

– Что можно сказать о нашей работе?

Многообразен подводный мир. Все рыбы разные, а как красиво получилось.

Выставка.

Педагог: Ребята, вы молодцы! Какой у вас получился подводный мир! Давайте посмотрим, ваши картины, ( выставка картин)

  Какие рыбы все яркие, красочные, разноцветные, разные по форме.  Вы настоящие художники! (Дети рассматривают свои рисунки.)

 

Спасибо всем за работу на занятии, что внимательно слушали друг друга. Наше занятие окончено.

 

Литература:

Губамова Ф. «Ознакомление с нетрадиционной техникой – «граттаж». 2010г.

Марисова М. «Все о графике» из-во «Искусство» 2004г.

Григорьева А.Д. «Мои рукоделки» – М. Эврика 2010г.

Божович А.Д. «Творим своими руками» – ТВ. Эрудит, 2010г.