Конспект урока по предмету “Окружающий мир” в начальных классах
Автор: Учитель начальных классов Краевая Ольга Николаевна
Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики “Старобельская начальная школа № 1”
2024 г.
___
Тема : Дикорастущие растения родного края. Лекарственные растения. Разнообразие лекарственных растений в природе.
Цель : продолжить знакомство с миром растений, его разнообразием; дать новые понятия ; учить распознавать растения ближайшего окружения по определенным признакам; познакомить с некоторыми видами лекарственных растений родного края; развивать внимание, наблюдательность; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Оборудование : гербарий, плоды, рисунки, выставка лекарственных растений, лекарств, которые получают из растений, мультимедийный проектор ( презентация) ,раздаточный информационный материал.
Ход урока
І.Организационный момент. Создание эмоционального настроения СЛАЙД №1
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть,
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
-Ребята !Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный?
-Какое настроение вызывает у вас такая погода?
-А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо просто улыбнуться ! Улыбнитесь друг другу !
ІІ. Актуализация опорных знаний.
-Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. А кто они ?
Дышит, растет, а ходить не может ? (Растение)
1.Повторение изученного. СЛАЙД №2
-Давайте вспомним, на какие группы делятся растения? ( схема на доске )
Деревья Кустарники Травянистые растения
-Чем они отличаются друг от друга ?
-Растения мы встречаем в лесу, на лугу, в саду, на огороде, в поле. Одни растут сами, другие высаживают и ухаживают за ними люди. Как называются те, что растут без участия человека? (дикорастущими). А те, что сажают люди? ( культурными).
2.Объявление темы и цели урока.
– Мы с вами на прошлом уроке говорили о культурных растениях, а сегодня познакомимся с разнообразием дикорастущих растений , и как растения помогают бороться нам с болезнями.
ІІІ.Изучение нового материала.
1.Работа с таблицами ( презентация слайдов) СЛАЙДЫ №3-5
– Какое растение дикорастущее, а какое культурное?
Сосна и яблоня? Дуб и вишня?
Вывод :Растения, которые никто не сажает, растут сами по себе-называются дикорастущими.
Это :василек, сосна, береза, дуб, земляника лесная, календула, калина, крапива, ландыш, липа, малина, одуванчик, подорожник, ромашка, шиповник, мята.
СЛАЙДЫ №6-21
2.Игра « Согласен-не согласен»
-Я называю дикорастущее растение, если вы согласны- хлопаете в ладоши, если не согласны- разводите руки в стороны.
ОДУВАНЧИК, ОГУРЕЦ, ДУБ, ПОДОРОЖНИК, ЯБЛОНЯ, РОМАШКА, ПОМИДОР, КРАПИВА, ВАСИЛЕК, АРБУЗ, ЛЕСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА, ВИШНЯ, ЛАНДЫШ, БЕРЕЗА.
- Физминутка.
Говорит цветку цветок : «Подними-ка свой листок, (поднимают руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку да притопни ножкой, (шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай- утром солнышко встречай. (вращают головой)
Стебель наклони слегка-вот зарядка для цветка, (наклоны в разные стороны )
А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся». ( имитация движений, встряхивание руками)
4.Знакомсто с лекарственными растениями.
-Ребята, нам часто приходится обращаться к докторам, покупать лекарства, получать уколы. А почему?( Болеем)
-Вот недавно вышли мы на уроки после карантина.
Сегодня на урок к нам пришли помощники. Они помогут на бороться с болезнями.( рисунки на доске, выставка рисунков детей). Это- липа и калина, малина и тысячелистник, душица и чапала, подородник и шиповник.(ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ)
Все растения можно назвать одним словом-ЛЕКАРСТВЕННЫЕ. Потому что из них делают лекарства (Демонстрация)
Отвары(чай) Настойки-сиропы Таблетки
-Самые полезные для здоровья-это отвары из трав. Каких именно?
Календула-для полоскания больного горла.
Малина– плоды при высокой температуре, при простуде.
Боярышник- цветки и плоды при заболеваниях сердца.
Подорожник– при лечении небольших ран.
Тысячелистник-кровоостанавливающее средство.
Чапала- при заболевании горла.
Шиповник– плоды богаты витамином С, необходимым для борьбы с респираторными заболеваниями.
Мята- успокаивающее средство при нервных растройствах.
Ромашка– для борьбы с микробами в желудке.
Липа- жаропонижающее средство.
Чебрец– лечение кашля.
Зверобой- при болезнях желудка.
Душица-при понижении аппетита.
5.Физкульминутка музыкальная.
- IV. Закрепление изученного материала.
1.Предостережение.
Но можно пробовать только те растения, которые точно знаем, что они съедобные!
2.Работа с тетрадью.
– Откройте тетрадь .Найдите 3 задание. Давайте разукрасим то лекарственное растение, которое помогает бороться с респираторными вирусами.
3.Повторение изученного материала.
(Звучит СИРЕНА СКОРОЙ ПОМОЩИ).
-К нам пришли и просят помощи наши маленькие друзья. Поможем? У вас на партах лежат карточки с изображением лекарственного растения. Работая в парах нужно выбрать правильное.
-У белочки болит горло. Чем будем лечить?
-У зайчика сердце от страха заболело.
– Мишка объелся меда и болит живот.
-Петух кричал и сорвал голос.
-Котик простыл и у него температура.
-Песик поранил лапу .
- V. Итог урока.
-О каких растениях говорили на уроке ?
-Название каких лекарственных трав запомнили ?
-Повернитесь друг другу и еще раз их назовите.
-Дома расскажите о пользе травяного чая.