Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности). Тема: «Что знаем по правилам дорожного движения – тому и других научим» (с использованием развивающих игр В.Воскобовича)

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности). Тема: «Что знаем по правилам дорожного движения – тому и других  научим» (с использованием развивающих игр В.Воскобовича)

29.11.2021

Воспитатель ВКК Драгунова Марина Борисовна

МБДОУ № 258 г.Ульяновск

Скачать материал: Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности). Тема: «Что знаем по правилам дорожного движения – тому и других  научим» (с использованием развивающих игр В.Воскобовича) 

_____________________

Цель:

Продолжать закреплять знания о дорожных знаках и их назначения. Развивать умения дифференцировать сигналы светофора ( транспортного, пешеходного)  . Углублять знания о дорожных знаках : предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. Развивать мышление, зрительное внимание, умение решать проблемные ситуации. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Материал: Плакат с дорожными знаками- предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса.  Макеты дорожных знаков, карточки  с изображением дорожных знаков на каждого ребенка, макет светофора, карточки с изображением различных  ситуаций по правилам дорожного движения ; развивающие  игры В. Воскобовича на каждого ребенка- «  Игровизор ,   «Геоконт» , кораблик « Плюх-Плюх», влажные салфетки, фломастеры, задания на листочках , колокольчик для игры, рабочая тетрадь по пдд.

Ход занятия.

Психогимнастика.1. « Тренировка по укреплению мышц глаз» Каждый ребенок следит за движением своего и указательного пальца влево, вправо, вверх, вниз.

  1. « Четыре стихии» На слово « земля»-опустить руки вниз, на слово « вода»- вытянуть руки вперед, на слово « воздух»- – поднять руки вверх, « огонь»- вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Воспитатель:

– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру по правилам дорожного движения « Доскажи словечко». Я читаю начало стихотворения, а вы договариваете конец.

-Все будьте правилу верны: держитесь правой…( стороны)

-Должен помнить пешеход: перекресток.. ( переход)

-Есть сигналы светофора-подчиняйся им без… (спора)

-Желтый свет-предупрежденье, жди сигнала для … ( движенья)

-Зеленый свет открыл дорогу, переходить ребята … ( могут)

-Красный свет нам говорит, « Стой! Опасно! Путь …( закрыт).

-Леша с Любой ходят парой. Где идут? …( по тротуару).

– По асфальту, где полоски- пешеходная … (дорожка).

-Экзамен важного значенья, держи по правилам…( движенья).

Воспитатель:

-Молодцы.

(Звучит звонок и  на громкой связи воспитатель ведет беседу с позвонившим неизвестным )

«-Здравствуйте! Это детский сад? Я Капитан-Гусь с кораблика Плюх-Плюх. Мы  спешим к вам на помощь. Помогите нам, пожалуйста, мы забыли как выглядит светофор и что такое знаки ,которые помогают передвигаться по городу? Мы плаваем по морям, рекам и озерам,и с такими правилами не знакомы. Научите нас?»

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, поможем ? ( Да)

Воспитатель отвечает: « Добрый день! Приходите к нам, мы будем рады вам помочь.»

Раздается стук в дверь и воспитатель вносит  развивающую игру Вячеслава Воскобовича                    « Кораблик Плюх-Плюх».

Воспитатель:

-Познакомьтесь , ребята. Это наши гости с кораблика Плюх-Плюх. Ведут его Капитан-Гусь и его отважная команда  Лягушата –Матросы: Морейкин, Озеркин, Речкин. Посмотрите, какой кораблик. Сколько у него мачт? (пять) Какой высоты? (разной) Послушайте внимательно. Здесь самая низкая мачта, низкая, средняя, высокая и самая высокая. На каждой мачте флажки определенного цвета и количество флажков на каждой мачте разное. На самой низкой один флажок, на низкой …(два), на средней …( три), на высокой …( четыре) и на самой высокой …( пять). Скажите, на какой мачте лягушата построили светофор? Правильно его собрали? (ответы детей) Я предлагаю исправить ошибку матросов Морейкина , Озеркина и Речкина.

-У вас на столах лежит « Игровизор.» Вложите в него листочки, где нарисован Кораблик Плюх-Плюх. Нарисуйте на нём мачты и флажки. Необходимое условие- цвет флажков и количество их должно быть правильным, а на средней мачте нарисуйте флажки в таком порядке, как они бывают на светофоре. ( дети приступают к заданию)

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и просит ребенка прочитать стихотворение С. Михалкова  про светофор :

Если свет зажегся красный.

Значит двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

« Проходите путь открыт!»

Желтый свет-предупрежденье_

Жди сигнала для движенья.

Воспитатель от имени гостей  благодарит детей .

– Наши гости ещё просят рассказать про дорожные знаки. Расскажем? 

Ребенок читает стихотворение

Самый малый знак дорожный

Он стоит не просто так.

Будьте, будьте осторожны.

Уважайте каждый знак.

Воспитатель: – Знаков дорожных очень много. Ребята, нам предстоит отгадать  загадки Паучка с волшебной полянки « Геоконт». Он сплёл невидимой паутинкой какие-то фигуры. На доске он нам написал шифр, мы должны его разгадать.( шифровка заданий: Г4 Б4 Ж4 Г4 ; Ф4 К4 Ж4 Г4  Ф4 ;                                 Ф3 Б4 К3 О4 Ж4 З4 Г3 С4 Ф3 .)  Приступаем к заданию.

– Что у вас , дети, получилось? ( ответы детей) Получились  три фигуры- треугольник, квадрат, круг.

Воспитатель выставляет  развивающую игру « Геоконт» ( фронтальную) ,где  цветными  паутинками (резинками) сплетены фигуры- треугольник, квадрат, круг, которые сплел Паучок с волшебной полянки.- ВЫ ребята, правильно отгадали загадки Паучка, вот и невидимые паутинки проявились и мы их видим теперь, произошло волшебство. На что похожи эти фигуры?.

– Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, из слов- целые предложения. У дорожного языка тоже есть буквы-это знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква означает целую фразу-дорожный сигнал. Это сигналы- кружочки, треугольники ,квадратики. Голубые, белые с красной каймой ( показывает знаки) Они не случайно такого цвета и такой формы.

Одну группу знаков расположили на треугольниках с красным оформлением. Как бы их сигналил светофор? Как называют эти знаки? Какие предупреждающие знаки вы знаете?( ответы детей)

Другую группу знаков не случайно расположили в кругу с красным окаймлением или красным фоном. Это запрещающие знаки: « Въезд запрещен», «Движение запрещено», « Пешеходное движение запрещено, « Велосипедное движение запрещено». Всё запрещено да запрещено. Поэтому эти знаки так и называются…как?

Дети:- Эти знаки называются запрещающими.

Воспитатель: -А вот эти знаки на круге голубого цвета. Они разрешают движение в указанном направлении. А знаки на голубых квадратах подсказывают вам о чем-нибудь? О том где находится переход, подземный переход… Это предписывающие знаки или, можно сказать ,указательные.

Ещё одна группа знаков-голубые знаки с рисунками- то ложка с вилкой, то красный крест, то палатка, то кровать. Нетрудно догадаться, что эти знаки указывают, что рядом столовая, медицинский пункт, хотите отдохнуть-место отдыха недалеко. Это знаки сервиса.

Воспитатель: Предлагаю отгадать загадки про дорожные знаки, вы отгадываете. Находите у себя на столе этот знак и выкладываете его в « Игровизор» туда, куда я вам скажу. Например, в верхний левый угол или в нижний правый … Внимание , приготовились.

1.Этот знак такого рода:

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе.

Мы дорогу в этом месте. ( пешеходный переход-указательный знак)

Воспитатель: Покажите этот знак нашим Лягушатам – матросам и капитану Гусю, пусть запоминают.

А теперь положите этот знак в нижний правый угол « Игровизора».(дети выполняют)

  1. Не шумите музыканты

Даже если вы таланты.

Тут сигналить не годится-

Рядом школа и больница…( сигналить запрещено-запрещающий знак)

 Воспитатель дает задание положить этот знак в левый верхний угол.

  1. В треугольнике два братца

День-деньской куда-то мчатся.

Мы вопрос поставим так:

Что он значит: этот знак? ( осторожно-дети!- предупреждающий) Этот знак кладем в левый нижний.

  1. Путь не близок; на беду,

Ты не взял с собой еду.

Вас спасет от голоджанья

Знак дорожный…( пункт питанья- знак сервиса) Этот знак мы в какой угол кладём? ( в левый вехний)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы поиграем в игру « Пешеход переходит улицу» .     

На слово  зелёный- дети топают ногами ( путь свободен, можно пересекать улицу)

На слово желтый- дети поднимают правую руку ( сигнал означает « Внимание»)

На слово красный-в группе тишина ( переходить улицу нельзя).

Поиграем ещё. Посмотрите внимательно. На столах лежат картинки с дорожными ситуациями. Вы должны правильно распределить карточки: на стол со знаком «лайк»  положить правильные ситуации, а где неправильные- к знаку « дизлайк» . Начинаем играть по звону колокольчика и останавливаем игру тоже после колокольчика. (дети приступают )

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Если есть ошибка исправляет и объясняет. Если нет ошибок, то можно предложить продолжение игры. С закрытыми глазами ребенок выбирает одну карточку- например неправильную ситуацию , а все другие ищут карточку противоположную-правильную. ( дети садятся на свои места)

Воспитатель благодарит от имени матросов и Капитана детей. А теперь  поиграем ещё в одну игру вместе с нашими лягушатами и Капитаном. ( обращается к команде матросов: «Вы не против?» Они отвечают:- «Мы очень любим играть!»)

Игра называется «! Это я, это я, это все мои друзья»

-Кто из нас идет вперед только там где переход. ( Дети: Это я, это…)

-Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? ( Дети: Это я, это…)

–Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора? ( Дети молчат)

-Знает кто, что свет зеленый означает: По дороге каждый смело пусть шагает ( Дети: Это я, это…)

–Кто водителю     вопросами надоедает, от бдительности на дороге отвлекает. ( Дети молчат)

-Ответит кто без промедленья: что желтый свет-предупрежденье? ( Дети: Это я, это…)

-Кто из вас идя домой. Держит путь по мостовой? ( Дети молчат)

-Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик? ( Дети молчат)

-Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает? ( Дети: Это я, это…)

Молодцы и ребята, и наши дорогие гости ,матросы и капитан Гусь.(Воспитатель обращается к капитану Гусю)- Уважаемый капитан Гусь, как думаете, вы и ваша команда освоили наш урок по правилам дорожного движения?

Капитан Гусь:- Несомненно ! Мы очень внимательны были и запомнили. Но вдруг, если чему-нибудь опять захотим у вас научиться, можно приплыть опять к вам в гости? Нам очень понравилось у вас, и дети такие, молодцы! Умнички!

Воспитатель : Мы вам подарим вот такую тетрадку по правилам дорожного движения. Учитесь по ней и тоже будете всё знать.

Матросы и Капитан благодарят за подарок, прощаются и уходят.