Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста Тема: «В гости к пчелке»

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста Тема: «В гости к пчелке»

май 2023 г.

______________

Конспект интегрированного  занятия для старшего дошкольного возраста

Тема: « В гости к пчелке»

Автор: Старший воспитатель, город Урюпинск Волгоградской области

Задачи:

Образовательные: 

 – познакомить детей с историей возникновения пчеловодства, с пчелой-плотником, занесённой в Красную книгу России, с продуктами пчеловодства и их пользой, закрепить и обобщить знания детей о пчеле.

-упражнять детей в  беге змейкой, лазании по гимнастической лестнице, прыжках на одной ноге.

Развивающие:

-развивать быстроту, ловкость.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, бережное отношение к редким видам, занесённым в Красную книгу.

Материал:

 демонстрационный: слайды  «Пчела среднерусская», «Пчелиные соты», «Пчела-плотник», «Улей», «Пасека», «Пчеловод»;

раздаточный: картинки с изображением медоносных растений ( подсолнечник, липа, гречиха, донник, эспарцет, цветущая яблоня, черёмуха, вишня, клевер )

искусственные цветы, продукты пчеловодства (мёд, прополис, воск), восковая свеча, зубная паста с прополисом, пряник медовый;

Спортивный инвентарь: обручи, дуги, гимнастическая лестница, кегли, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

В цветок опустит хоботок-

Сосёт душистый сладкий сок.

А после в улей принесёт

Прозрачный, ароматный мёд,

Хоть и не зла, но как игла

Кольнёт обидчика …  (пчела)

-Предлагаю отправиться на луг в гости к пчеле и узнать о её жизни более подробно, а также  поиграть в игры, провести эстафеты и послушать стихи. А сейчас – разминка.

Ходьба в колонне по одному, на носочках, бег с высоким подниманием колена, с остановкой по сигналу, врассыпную. Ходьба, упражнения на восстановление дыхания.

Комплекс ритмической  гимнастики:

1 Круговые вращения головой в правую и левую стороны.

2 Поочерёдное вытягивание рук вперёд, коснуться правой рукой,   согнутой в локте, левого плеча, левой рукой- правого плеча.

3 Выпады вперёд, руки вытянуть в стороны.

4 Лёжа на правом боку, махи левой ногой вверх, затем, лёжа на левом боку- махи правой ногой.

5 Стоя на четвереньках, вытянуть правую руку вперёд, затем левую

6 Сидя на полу, наклоны туловища вперёд, руками коснуться пола.

7 Прыжки  на двух ногах вправо-влево.

8 Ходьба на месте.

9 Упражнения на дыхание.

Все упражнения выполняются  по 8 раз.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о пчеле?

 Показ слайда «Пчела среднерусская»

Вопросы к детям: Это птица или насекомое? Чем питается?   Какую пользу приносит? 

I Эстафета «Сбор пыльцы» : пролезть под дугу (вылететь из улья),

пробежать змейкой между кеглями, взять картинку с изображением медоносного растения и бегом вернуться обратно.

Рассматривание картинок, выбранных детьми и беседа о них.

Воспитатель: Ребята, как называется домик, где живёт пчела?  Показ слайда «Улей».

– Пчёлы не всегда жили в ульях. Давным-давно дикие пчёлы жили в дуплах деревьев, оттягивали соты из воска и заполняли их мёдом (показ слайда «Пчелиные соты»). Дикие пчёлы и сейчас живут  в природе. 

Так, в нашем районе обитает пчела- плотник. Она занесена в Красную книгу Волгоградской области как  редкий вид, поэтому пчелу-плотника надо охранять.

Слайд «Пчела- плотник». – Тело у пчелы чёрное, усики красноватые, крылья тёмные, с фиолетовым отливом. Живёт в сухостойных или старых деревьях, выгрызает в древесине удлинённые полости. Летает с мая по сентябрь. Питается нектаром и пыльцой цветущих растений.    

  В старину люди находили в лесу дупла с пчёлами, залезали на дерево и срезали соты с мёдом. Человека, который занимался добычей мёда диких пчёл, называли бортником.

II Эстафета «Кто быстрее влезет на дерево за мёдом» (залезть на гимнастическую стенку, коснуться картинки с изображением дупла)

Воспитатель: Позднее человек стал строить домики для пчёл (ульи), ухаживать за ними, разводить. Ведь чем больше пчёл- тем больше они дадут мёда.

Пчёлы живут семьями. В каждой семье  есть пчела- матка (царица), рабочие пчёлы,  пчёлы-папы (трутни). Рабочая пчела занята разной  работой: чистит соты,  кормит молодых пчёлок, охраняет улей, приносит   цветочную пыльцу, из которой получается мёд.    

 Мёд бывает подсолнечный, липовый, гречишный. Как вы думаете, почему он так называется? ( ответы детей)

 Пчелиный мёд очень полезный и вкусный продукт, в нём много витаминов и других  веществ, необходимых человеку. Мёд добавляют в кондитерские изделия( торты, пряники). Кроме мёда человек использует пчелиный воск. Он применяется

 в медицине, в косметике (добавляют в крем),  из воска делают свечи.

  Ещё один продукт пчеловодства –  прополис –  клейкое душистое вещество, которым пчёлы заделывают щели в улье.  Прополис убивает бактерии, обладает лечебными свойствами и тоже используется в медицине. Его добавляют в зубную пасту.

III Эстафета «Найди продукты пчеловодства»: на одной ноге допрыгать до корзины и из различных предметов выбрать восковые свечи, зубную пасту с прополисом, медовый пряник, бочонок с мёдом,   прополис, воск.

Воспитатель: Место, где находятся много ульев с пчёлами, называется пасека, а человек, разводящий пчёл – пчеловод. (показ слайда «Пчеловод»).

Он надевает специальную одежду: халат, сетку, чтобы пчёлы не ужалили.

А  где, кроме луга, вы можете увидеть пчелу?

Дети: на клумбе, в саду, на огороде  на цветущих растениях, которые пчела опыляет.

  Чем опасна пчела для человека? ( может ужалить)

 –  Ребята, послушайте два  стихотворения:

  1. Села в полдень искристый пчёлка в клевер душистый.

Снял шалун колпачок и накрыл им цветок.

«Ж-ж!» – пчёлка мальчонку укусила в ручонку.

«Не ломай мой цветок, дай собрать мне медок,

Им ведь всех и тебя угощать буду я!»

2.Залетела к нам пчела,

 У оконного стекла

Кружится, старается,

 Улететь пытается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду!

  Вопросы к детям:

Почему пчела укусила мальчика?

Как надо вести себя, если пчела залетела в дом

Воспитатель: Если вас ужалила пчела надо сказать об этом взрослому. Он вынет жало. Место укуса может распухнуть на некоторое время. Если человека укусит много пчёл сразу, это может быть опасно для жизни. Поэтому  рядом с пчёлами надо быть осторожным:

– Не брать пчелу в руки.

– Не подходить близко к  пчелиным ульям.

– Не махать руками.

– Осматривать одежду после прогулки по саду.

Подвижная игра «Цветы и пчёлы»: дети изображают пчёл, которые под музыку бегают врассыпную. Когда музыка заканчивается, дети становятся в обручи, где лежат искусственные цветы( пчела прилетела на цветок). Обручей меньше, чем детей. Оставшиеся без цветка (обруча) пчёлки из игры выбывают.

 

Словесная игра « Продолжи предложение»: воспитатель бросает ребёнку мяч, говорит начало предложения, а ребёнок продолжает предложение и бросает мяч обратно.

Пчела- это…

Улей- это…

Бортник – это…

Пасека- это…

Семья пчелы состоит из …

Пчела даёт человеку…

Итог: Вопросы к детям:

Что узнали нового о пчеле?

Какие новые слова запомнили?

Что вам понравилось сегодня