Статья. Экологическое воспитание учащихся на уроках информатики. Автор Учитель Ильгамова Э.А.
МБОУ “Старомензелябашская ООШ имени А.Тимергалина”
Каждый человек, за время своей жизни обозначает, борется и ищет способы решения очень многих проблем. Они лишь отличаются своей значимостью, масштабом и ролью в социуме. Если младший школьник ломает голову над тем, как попросить у родителей завести домашнего зверька, а в старших классах сталкиваются с выбором профессии, то взрослая жизнь, и вовсе, состоит из череды проблем и их решений.
Но есть и другие проблемы, которые на первый взгляд могут выглядеть незначимыми в жизни тех же школьников. Но, как показывает практика, будучи ребенком, он может сделать несколько важных шагов к решению масштабной проблемы.
К вопросу экологии, в нашем регионе, так же как и по всей России, выделяют очень много внимания. Так как он остается открытым и актуальным. Нельзя допускать мысли, что такие глобальные проблемы должны решаться на уровне правительства. Ведь каждый человек может внести свой значимый вклад в его решение. Наша же цель, цель педагогов, привить любовь к природе родного края и всячески поддерживать его в стабильном, хорошем экологическом состоянии.
В нашей школе уже много лет проводится непрерывная работа различных экологических движений. Даже создана команда инициативных учащихся, которые следят за чистотой родников, расположенных поблизости к деревне.
Наблюдая за их работой, я заметила их рвение и интерес к данной теме. Поэтому включила экологическое воспитание в свою педагогическую деятельность.
Основная задача экологического воспитания учащихся – это формирование экологической культуры, которая включает в себя любовь и уважение к природе, понимание её связи с человеческой жизнью, осознание вреда безучастия и привитие любви к чистоте и порядку.
На моих уроках учащиеся с большим желанием принимают идею генерации учебных предметов «Информатика» и «Экология». Этот подход решает целый ряд проблем: позволяет разнообразить учебную деятельность, повышает навыки работы с информационными технологиями, поддерживает командный дух класса, улучшает понимание между учеником и учителем и т.д.
Приведу несколько примеров реализации экологического воспитания на моих уроках:
- Работа с текстовыми редакторами. Вместо набора обычного текста (предложенного в книге), можно напечатать, форматировать, редактировать статьи из газет про экологию. Это позволит ученикам не просто улучшить навыки работы в текстовом редакторе и фантазию, но и принесет им новые экологические знания. Это развивает их экологическую, эстетическую и нравственную культуру.
- Работа с электронными таблицами. В ходе такой работе можно использовать готовые данные из интернета и построить по ним диаграммы, шкалы, наглядные графики. Так же электронные таблицы удобны для упорядочивания различных числовых значений (высота гор, глубина морей, ширина рек и т.д).
- Работа с базами данных. Довольно трудоемкий, но очень интересный процесс. В творческом задании по разработке баз данных можно предложить темы экологической направленности, например: «База данных рек», куда можно внести такую информацию, как глубина, ширина, протяженность, флора, фауна и т.д, «База растущих в селе деревьев»- название, количество, примерный возраст и т.д.
- Работа с графическими редакторами. При подготовке буклетов и брошюр на экологические темы.
- Если заранее задать на домашнее задание собрать информацию по определенной экологической теме, то можно по накопленной информации собрать презентацию. Это поможет им реализовать проектную деятельность. Полученные знания дети могут использовать на всех уроках.
- На уроках информатики можно моделировать экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия. Такая работа включит в себя все вышеперечисленные варианты работы на уроках информатики.
Реализация таких идей на моих уроках приносят свои плоды. Занятия, на которых осуществляется экологическая работа, очень нравится ученикам. Ведь они видят наглядное применение своих знаний в области информационных технологий.
На самом деле экологическое воспитание имеет большое значение в жизни учащихся школы. Ведь именно со школьной скамьи им прививается любовь и уважение к природе. И я очень рада, что могу вносить свой вклад в экологическое воспитание учеников. Вместе мы делаем большое дело. Мне хотелось бы верить, что навыки, полученные на моих уроках, хоть чуть- чуть помогут в решении экологической проблемы нашего региона.