Исследовательская работа «Однопрестольная церковь в с.Коробейниково Шипуновского района Алтайского края»

Международный конкурс “Мой родной край”

Автор: учитель Корницкая Елена Анатольевна

______

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………..………….3-4
  2. Глава 1 История образования села и церкви ……………………..…..5-7
  3. Глава 2 Разрушение церкви ………………………..………………………7
  4. Глава 3 Роль церкви в жизни жителей села ………………………………8
  5. Вывод ……………………………………………………………………….8
  6. Используемые источники. Информанты………………… ………………9
  7. Приложения …………………………………………………………..10-13

 

 

Введение

В селе Коробейниково Шипуновского района (Приложение 1) – в одном из старейших сел Шипуновского района, которому  в этом году ему исполнилось 239 лет, была церковь, но от нее давно ничего не осталось, только место, где она была.  Я решила собрать по возможности информацию  об истории Коробейниковской  церкви. (Приложение 2)

Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Я считаю, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждой церкви есть еще и своя собственная история, свои особенности. Сведений почти нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.

 

История образования села и  церкви.

                 Село Коробейниково основано в 1785 году (Приложение 3). Хронологические варианты: Нечунаевка, Нечунаевские заимки. Оба названия  какое-то время употреблялись параллельно. Существуют в народе 3 версии происхождения названия села Коробейниково, но ни одну из них уже невозможно подтвердить. Одна из версий – на сайте Клубклад.ru найдена подробная карта Барнаульского округа Томской губернии 1827 и 1835 года! Река, протекающая у села называлась Коробейничиха (Приложение 4), может по этому названо село Коробейниково. Вторая версия –  в огромной березовой дубраве в землянке жил коробейник. Третья версия, в начале 19 века решался вопрос о строительстве железной дороги по кромке ленточного бора, главным инженером был по фамилии Коробейников.

                Изучая историю села, я выяснила, что в начале 19 века в Коробейниково, как и многие другие переселенцы, приехала крестьянская семья Сóкурова Михаила Фóтиевича из Владимирской губернии. Обосновавшись и имея опыт работы коробейником, глава семьи стал заниматься торговлей. Сокуров Михаил Фотиевич стал купцом. Им были построены: дом двухэтажный, кузница, молокозавод, мельница, два магазина  для разных товаров (Приложение 5), мельница из кирпича с нефтяным двигателем, заменившая несколько ветряных мельниц. Мука пользовалась спросом, т.к. была вальцового помола. Шла на продажу за пределы села. Били масло льняное, конопляное. Масло сливочное тоже везли на продажу в город Барнаул, а обратно везли разные товары.  Из воспоминаний сторожил о купце: он был добропорядочный, справедливый, сам работал на  мельнице. Организовал строительство церкви. Уже через много лет в 2020 году, оценив вклад купца в хозяйственную, экономическую и культурную жизнь села, была установлена памятная доска на здание школы. (Приложение 6)

           Ну, а как в селе без церкви, ведь люди все были верующие?!

           Церковь была деревянная  в селе и называлась  однопрестольная во имя святого Архистратига божия Михаила в 1906 году, при ней 99 десятин (108 гектар) пахотной и сенокосной земли. № благочиния: 49-го округа (1914 г.)

(Приложение 7)

             По рассказам сторожил, церковь находилась на месте, где в настоящее время находится магазин на улице Сóкоровская № 1. (Приложение 8)

     Из воспоминаний сторожил, церковь была большая с  тремя синими куполами – это символизирует Святую Троицу и крестами на них, один  колокол. Крыша была покрыта листовым железом. Светлая, с большими окнами. Внутри стены побелены, а в верхней части под куполом, были нарисованы святые. Много было икон на стенах, огромный крест с распятием Иисуса Христа. Как в любой церкви  было  разделение на три основных зоны:

  • притвор – самая первая часть здания за входными дверями;
  • основная или средняя часть;
  • алтарь – святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью. (Приложение 9)

       Вход был с юго-восточной стороны.  Вокруг церкви была залита площадка, огорожена деревянным забором, посажены деревья. Рядом с церковью стоял домик священника. По данным из “Книги населенных пунктов Томской губернии” священником в то время был Попов Михаил Иванович 55-ти  лет, выпускник Воронежского духовного училища, жалованье 600 руб. При церкви работала церковно-приходская школа, учеников было 86. Учителем был Ковалев Г.Л., жалованье 240 руб. учительница Сартакова Ольга, жалованье 132 руб. в год (Приложение 10). Удалось узнать фамилию и имя двух  из женщин, которые  пели  в хоре, это Бабаева Федóра Моисеевна и Рединская Ульяна Прохоровна,  а псалмы пел Иван Ермолаевич Суетин 1881 года рождения, писарем Клушин Тихон Владимирович.

Из воспоминаний Ермаковой Лидии Яковлевны, жительницы села,  люди не только посещали церковь, молясь о здоровии, благополучии, помощи и покоянии. Обязательно шли на церковные праздники в церковь. Звоны колоколов были разные – рождественские, пасхальные, венчальные, погребальные. Люди верили в «целебную силу» звона. Звонили в колокола в сильные бураны зимой, чтобы путники не заблудились.

             Ежегодно церковь сдавала что-то вроде отчета – клировую ведомость. Вот такие ведомости и рассказывают нам сейчас истории церковного прошлого. Она  состоит из трех частей: в первую часть вносили сведения о здании церкви, о ее имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую часть включались послужные списки. Она содержала фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, образование, место службы, должность, владение землей и недвижимостью работников церкви. В третьей части давались статистические данные по приходу и называлась она ведомость о приходе.

Разрушение  церкви.

Коробейниковская церковь была закрыта 8 апреля 1936 году по Ходатайству Шипуновского Райисполкома о ликвидации молитвенного пункта в с. Коробейниково (Приложение 11), здание церкви передано сельскому совету для использования на культурно-просветительные нужды. Здание церкви использовалось как зернохранилище. О том какая большая была церковь, можно судить по воспоминаниям Ивановой Валентины Николаевны “…зерно из церкви загружали в грузовики, колонна была очень длинная от церкви до моста речки, а это не меньше километра…”. Иконы унесли по домам и прятали от посторонних глаз. Людям, где то нужно было собираться, чтобы помолиться. Из воспоминаний моей мамы Суровцевой Валентины Михайловны, такая изба была в селе, низенькая, увешанная иконами  крест большой в углу. Жила там мамина крестная  Бабаева Федора Маисеевна. Её приглашали тайком  крестить ребенка и отпевать покойника. Вечерами собирались женщины помолиться. В пятидесятые годы прошлого века церковь разобрали: часть бревен увезли в Шипуново, а часть ушла на строительство детского дома для детей-сирот, на родине которых шла Великая Отечественная война (Приложение 11).

Нашелся смельчак по фамилии Косованов, который решился сбросить колокол, но сорвался с высоты и разбился. Люди, которые наблюдали, говорили, что это его Бог наказал.

Восстановить церковь, к сожалению, уже не получиться, но сохранить то, что осталось в памяти людей, мы в силах.

Роль Церкви в жизни жителей села.

Собрав информацию, я поняла, что церковь играла очень большую роль в жизни села. При церкви открывалась школа, вокруг церкви развивалось  село. Церковь считалась центром, она оставила незабываемый след в сердцах людей, в истории нашего села.

Вывод

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на строительство и открытие, так и на закрытие церкви в нашем селе.

Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа. Бережно относились к вере своих предков.  Ведь   история нашего села не должна быть утеряна и забыта.  Люди, строившие  церковь, видели в ней своё спасение.

          Церковь – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания.

Источники информации:

Используемая литература и ссылки:

 

1. Сайт – Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/
2.

3.

4.

5.

 

6. 7. 

Сайт – Клубклад http://clubklad.ru/maps/235/

Сайт – Родиновед http://rodinoved.ru/korobeynikovo-shipunovskogo/#about

Сайт – Спроси об Алтае http://altai.biblrub.ru/questions/archive.html

Сайт – Электронная библиотека. Справочная книга по Томской Епархии 1911г https://elib.tomsk.ru/purl/1-1185/

Сайт –  Волжская правда https://www.vpgazeta.ru/article/114481

Сайт – Государственный архив Алтайского края  http://www.archiv.ab.ru/

 

Информанты:

жители села Коробейниково:

1.Ермакова Лидия Яковлевна

2.Иванова Валентина Николаевна

3.Вопилова Людмила Васильевна

4.Бабаев Владимир Васильевич

5.Гальянкина Любовь Петровна

6.Куртов Владимир