Публикация “Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в работе инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста”. Автор Инструктор по физической культуре Дербенцева Е.П.
Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ.
Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной активности посредством нетрадиционного физкультурного оборудования.
Задачи:
– познакомить педагогов ДОУ с разнообразными видами нетрадиционного физкультурного оборудования и возможностью их использования детьми в группе;
– познакомить с одной из техник изготовления нетрадиционного физкультурного оборудования своими руками;
– развивать творчество, фантазию при практическом изготовлении нетрадиционного физкультурного оборудования;
– заинтересовать педагогов по теме с целью дальнейшего изготовления нетрадиционного физкультурного оборудования в группе для пополнения предметно-развивающей пространственной среды.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.
Одним из важнейших средств для развития движений дошкольников, является соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, поэтому необходимо пополнение среды не только традиционным , но нетрадиционным физкультурным оборудованием. Что же понимается под термином «нетрадиционное физкультурное оборудование»?
Нетрадиционное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из подручных средств и материалов.
Оно позволяет:
– повышать интерес детей к подвижным играм и выполнению основных видов движений;
– развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память;
– развивать чувство формы и цвета;
– способствовать формированию физических качеств и двигательных умений.
Нетрадиционное физкультурное оборудование должно быть:
- Безопасным;
- Максимально эффективным;
- Удобным к применению;
- Компактным;
- Универсальным;
- Технологичным и простым в изготовлении;
- Эстетичным.
Предлагаю Вашему вниманию обзор нетрадиционного физкультурного оборудования, сделанного своими руками, для пополнения предметно–пространственной развивающей среды ДОУ.
«Зверушка-змеюшка».
Данное пособие используется при работе с опорно-двигательным аппаратом, для профилактики плоскостопия и стимуляции кровообращения.
Материал: основа (плотная ткань, канаты или толстые веревки, наполнитель)
«Музыкальная резиночка».
В процессе подвижной игры развивается внимание, быстрота реакции и дружеские взаимоотношения.
Материал: резинка шириной от 3 до 5 см и длинной 5 м., нитки, иголка.
«Разноцветные скакалки»
При использовании влияет на развитие силы мышц, суставов нижних конечностей, развивает координацию движений и ловкость. У детей развивается прыгучесть и внимание. Это пособие так же может служить и для метания в цель, если скакалку соединить в круг.
Материал: веревка, крышки от «баночки из под йогуртов», ручки от пятилитровых бутылок, шило, шнур. Стандартный размер малой скакалки: от 120 до 150 см (индивидуально для каждого ребенка), стандартный размер большой скакалки:
от 3 до 3,5 м ( 2-4 ребенка).
«Волшебные гантели».
Используются:
– во время выполнения общеразвивающих упражнений для развития силы рук;
-для сохранения равновесия при ходьбе между предметами;
-для закрепления цвета;
-для попадания в цель;
-для умения ходить и бегать между предметами, огибая их.
Материал: пластиковые бутылочки из под питьевого йогурта 4 основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый), песок, краска.
Для детей от 3-5 лет: высота 14 см, масса 150 гр. (50 шт); для детей 5-7 лет: высота 21 см, масса 250 гр. (50 шт).
«Озорные мешочки»
При использовании такого оборудования у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, координация движений, ловкость и внимание.
Материал: плотная ткань, наполнитель – песок, горох или другой наполнитель .
Маленький мешочек: 6х12 см, 200 гр.
Большой мешочек: 14х12 см, 400 гр.
«Цветик – семицветик».
Данное пособие закрепляет у детей двигательный опыт в игровой деятельности, укрепляет мышцы спины, развивает ловкость, быстроту реакции, глазомер и воображение, создает праздничное настроение.
Используется как для организации занятий, игр, развлечений так и для закрепления счета, формы и цвета, а так же для танцевальных упражнений в ритмической гимнастике.
Материал: легкая ткань, лепестки 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) шириной по 1 м., диаметр игрового пособия 3 м, нитка, ножницы.
«Штанишки-ловунишки»
Это пособие применяется в подвижных играх, в эстафетах, для закрепления формы и цвета, для развития меткости и ловкости, во время развлекательных мероприятий.
Материал: легкая ткань двух цветов (красный, желтый), обруч, две бельевых резинки, нитка, иголка.
«Массажер».
Данная поделка служит для использования детьми как массажер для укрепления мышщ спины, рук, ног или груди в качестве детского массажа, так и в совместной и самостоятельной деятельности, и во время утренней гимнастики.
Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для улучшения эмоционального состояния ребёнка.
Материал: веревка размером 50 см, ножницы, капсулы от «киндер-сюрпризов» – 7 шт, ручки от пятилитровых бутылок – 2 шт, металлический прутик – 1 шт.
Продемонстрированное мной нетрадиционное оборудование рекомендуется использовать на занятиях по физкультуре, при самостоятельной двигательной активности детей, в оздоровительных мероприятиях, спортивных развлечениях и праздниках.
Коллеги, предлагаю вам сделать своими руками нетрадиционное оборудование «Массажер».
Нам понадобится: : веревка размером 50 см, ножницы, капсулы от «киндер-сюрпризов» – 7 шт, ручки от пятилитровых бутылок – 2 шт, металлический прутик – 1 шт.
Изготовление:
- Приготовить материал для изготовления пособия.
- Сделать отверстия в капсулах с двух сторон.
- Закрепить прутик на одном конце веревки в виде спирали.
- При помощи прутика насадить капсулы на веревку.
- На свободные концы веревки закрепить ручки от бутылок.