Формы и методы повышения социальной активности у детей и подростков средствами музыкального образования

Формы и методы повышения социальной активности у детей и подростков средствами музыкального образования

18.05.2022

Автор: Преподаватель по классу баян Аксарина Ольга Анатольевна

БОУ ДО «ДШИ №3» г. Омск

Скачать материал: “Формы и методы повышения социальной активности у детей и подростков средствами музыкального образования”

____________________

Тема: «Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждении дополнительного образования».

Цель: обосновать педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

Объект : деятельность учреждения дополнительного образования детей.

Предмет : процесс воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза : деятельность учреждения дополнительного образования обеспечивает эффективность воспитания социальной активности детей при внедрении следующих педагогических средств:

-проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности;

-реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг;

-подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

Введение.

Изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни, проводимые в обществе в настоящее время, вызывают необходимость воспитания социально-активных личностей.

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, являются музыкальная школа, которая отличается от образовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.

Основная часть:

Развитие социальной активности подростков является важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни подрастающее поколение часто бывает инертным, не заинтересованным в самостоятельной деятельности, способным лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.

 Это происходит потому, что с одной стороны, в соответствии со своими возрастными особенностями, подростки стремятся быть значимыми, самовыразиться, выделиться, привлечь к себе внимание через общение, общественно-полезную деятельность. С другой стороны, они не могут достичь высокого уровня социальной активности взрослого человека, так как не обладают достаточным количеством жизненного опыта, и не владеют большинством видов и форм развития социальной активности, помогающих им адаптироваться к жизненным ситуациям. А некоторые, по разным причинам, боятся выделяться из общей массы. Возникшее противоречие показывает необходимость поиска способов и средств целенаправленной подготовки подростков к адаптации в сложную социальную среду.

Особенностями деятельности учреждения дополнительного образования по воспитанию социальной активности являются: сотворчество детей и педагогов; координирующая роль педагога в воспитательном процессе; возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности; выраженность критериально-значимых характеристик социальной активности.

Обосновано содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающее многообразие направлений предметно-практических занятий, обеспечивающих развитие их мотивации и опыта социально значимой деятельности.

    Выявлена структура процесса воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования, отражающая во взаимосвязи цель, содержание, формы, средства и результат исследуемого процесса.

Анализируя процесс значимости музыкальной школы в системе дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования:

– значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности

– функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.

В процессе художественно-творческой деятельности в ДМШ формируется положительная Я-концепция, преодолевается эмоциональная скованность ребенка или подростка, психологическая замкнутость, закомплексованность, если обстановка занятий, общения с другими воспитанниками и взрослыми в ДМШ дает возможность обнаружить интерес к себе, пережить ситуацию успеха, выработать собственную адекватную самооценку. Музыкальная школа решает проблемы социальной адаптации воспитанников, как отличающихся отрицательной Я-концепцией, так и имеющих некоторые физические недостатки.

К особенностям организации педагогического процесса, стимулирующего развитие активности детей и подростков средствами художественно-творческой деятельности, следует отнести:

систематичность заданий

 повторяемость положительного результата

 опора на успех

добровольный выбор ребенком содержания занятий;

 выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка;

чувство личной и коллективной ответственности;

 эстетическое переживание, сопутствующее любому виду художественно-творческой деятельности, что способствует проявлению чувства сорадования за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;

 возможность совместной эстетической и иной социально направленной деятельности со старшими;

направленность художественно-творческой деятельности “на других”;

совместная деятельность детей и родителей;

обращение к историческому материалу в живой художественно-образной деятельности на уроках мировой художественной культуры, занятиях по истории изобразительного искусства, театра, музыки, народной культуры, что формирует чувства патриотизма, народности, историчности, причастности к историческому процессу;

использование УДО как базы для развития трудовой активности детей и подростков;

 самоуправление и самодеятельность, имеющие место в учреждениях дополнительного образования при самостоятельном проведении репетиций, подготовке концертов и спектаклей, выставок, соревнований вне рамок учебного процесса, что стимулирует социальную активность;

возможность свободного перехода из одного УДО в другое, из одного кружка, секции, группы в другую, что обеспечивает детям чувство независимости и самодостаточности.

Формирование социальной активности рассмотрено нами в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и практически действенного отношения к социально-значимой деятельности, так как личность не формируется по частям, и ее целостность характеризуется не просто “набором” социальных ролей или видов деятельности, в которых она чувствует себя компетентной, а именно совокупностью этих проявлений.

Музыка имеет огромное влияние на человека, независимо от возраста, статуса и национальности. Она влияет одновременно на эмоциональность, интеллект, духовность, деятельность. С детства человек проходит так называемую “эволюцию” слушания музыки. Дети-новорожденные слушают первые колыбельные песни, дошкольники – детские песни из мультипликационных фильмов, взрослые, как правило, любят музыку своей молодости. Особое значение музыка приобретает в подростковый период, так как именно этот период жизни человека есть сенситивным для формирования социальных ценностей, которые находят отражение в музыкальных предпочтениях.

Дополнительное образование можно рассматривать как наиболее оптимальный в современных условиях институт воспитания социальной активности детей. Специалисты исследуют, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности или изменения условий, возникает новый качественно иной уровень активности человека. 

Социальная активность рассматривается как:

а) состояние субъекта, как качество, черта личности;

б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой;

в) мера проявления социальной дееспособности человека.

Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется дополнительными образовательными программами, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом)

Заключение.

Проблема воспитания социальной активности детей сложна и многогранна. В настоящем проекте рассмотрен лишь один из ее аспектов – связанный с возможностью частичного решения проблемы при системном подходе к изучаемому явлению и рассмотрением процесса воспитания социальной активности как объекта педагогической деятельности.

Основными мотивами социальной активности в художественно-творческой деятельности выявлены следующие:

-получение дополнительных знаний

– желание приобщения к искусству

-желание общения с единомышленниками

-склонность к коллективному художественно-творческому труду

-желание делать жизнь других красивой

 Повышается уровень самосознания, уменьшается необходимость принуждения, выполнения какой-либо деятельности по требованию товарищей или взрослых, повышается самооценка, растет желание быть замеченным, быть полезным обществу.

Дети, занимающиеся музыкой (даже из-под палки!), значительно усидчивее, трудолюбивее и эмоционально устойчивее своих сверстников. Музыка развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное. Она воздействует на все виды памяти: зрительную, моторную, образную. Воспитанные в любви к музыке дети более чутки эмоционально, а значит, у них возникает меньше проблем в общении.

Печальный факт – около 70% детей имеют низкую успеваемость в школе. Плохо усваиваются математика, история, языки. Психологи считают универсальным способом улучшения успеваемости по всем предметам регулярные занятия музыкой. Причём, чем раньше они начнутся, тем лучше будет результат.

Список использованной литературы:

  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975.
  • Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. Для классных руководителей. – 2-е изд. / доп. и переработанное. – М.: Просвещение, 1981.
  • Никитина Л.Я. Теоретические основы совершенствования педагогических технологий в учреждении дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук. – М.: 1998
  • Никольская А.А., Сикорский И.А. Гармония развития и воспитания // Педагогика. – 1994.