«Формирование навыков конструирования у детей с ОВЗ младшего школьного возраста с использованием ТРИЗ – технологий» (из опыта работы) Сидоренко Л.Д. 20.10.2020 г.

«Формирование навыков конструирования у детей с ОВЗ младшего школьного возраста с использованием ТРИЗ – технологий» (из опыта работы)

Автор: Сидоренко Лариса Дмитриевна Педагог дополнительного образования ВКК 

МБОУ ДО «Дом детского творчества №5» г. Новокузнецк Кемеровской области

Скачать материал: «Формирование навыков конструирования у детей с ОВЗ младшего школьного возраста с использованием ТРИЗ – технологий» (из опыта работы)

Сегодня я поделюсь опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как я развиваю творческие способности у детей младшего школьного возраста, формирую навыки конструирования, используя приемы и методы ТРИЗ – технологий.

              Конструирование (от лат. Construere – строить, сооружать, создавать),  Под конструированием понимают приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

     В понятие детского конструирования включают следующие виды деятельности:

  • создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов;
  • изготовление поделок из бумаги, картона;
  • изготовление поделок из различного природного материала (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, пластиковые упаковки, диски СD, деревянные катушки, старые металлические вещи, сломанные игрушки и т.п.).

Конструирование подразделяют на два типа: техническое и художественное. Независимо от типа, любое конструирование проходит два взаимосвязанных этапа: создание замысла и исполнение замысла. Создание замысла обычно связывают больше с творчеством, так для создания замысла необходимо обдумать и распланировать процесс предстоящей практической  работы: как будет представлен конечный результат, определить способы и последовательность его достижения. Всё окружающее может явиться источником замысла детей: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игровая деятельность. Оно способствует формированию у детей способности активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. Благодаря конструированию простейших моделей, макетов создаются большие возможности для развития творчества детей с ОВЗ.

             У мальчиков особенно выражен интерес к техническому творчеству.   Конструирование всегда нравилось детям, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование  в объединении проводиться с детьми всех возрастов в доступной игровой форме, задания  строятся по принципу: от простого к сложному. Уже не один год я занимаюсь с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе коррекционной школы №78  по дополнительной общеразвивающей программе «Мастерилки» художественной направленности. Актуальность программы обусловлена тем, что она адаптирована для работы   с учащимися с ОВЗ, их успешная социализация являются приоритетом государственной образовательной политики современной России. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включает статью 79 «Организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», где обозначается возможность инклюзивного образования. Основная идея – идея использования преимуществ и возможностей дополнительного образования как средства социализации детей с ОВЗ в обществе. В соответствии с этой идеей, основным замыслом программы «Мастерилки» является творческая деятельность учащихся. Создание ситуации успешности особых детей, условий для положительной оценки родителей своих детей и дальнейшей мотивации к развитию. Возможности тесного сотрудничества со здоровыми детьми и дальнейшей инклюзии детей с ОВЗ в среду обычных сверстников, а затем в общество.

  Программа «Мастерилки»  является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому учащемуся открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов, доступная цена). Она дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

                      Ребята, которые любят конструировать, мастерить, фантазировать дополнительно занимаются в объединении «Умельцы» технической направленности на базе ДДТ№5. Им нравится работа с различными видами конструкторов, а особенно заниматься с  ЛЕГО – наборами.

         Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии  детей.  Они не замечают, что   осваивают устный счет, состав числа, производят простые арифметические действия, знакомятся с геометрическими фигурами и геометрическими формами. От простых кубиков  дети с ОВЗ постепенно переходят на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур (Танграм), к наборам «Юный строитель», «Юный конструктор»  затем появляются первые простейшие механизмы – наборы «Юный техник».   Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в младшем школьном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором ЛЕГО, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей  с ОВЗ в режиме игры.  

             То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, и др.). Конструирование предметов  из этих наборов – является великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Внедрение ЛЕГО наборов в образовательном процессе  позволяет создать благоприятные условия для приобщения детей  младшего школьного возраста и детей с ОВЗ к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков конструирования. ЛЕГО – конструирование – процесс направленный на расширение содержания конструкторской деятельности детей  с ОВЗ, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечение  родителей к совместному техническому творчеству.  Некоторые родители присутствуют на занятиях вместе с детьми.

        Конструирование вызывает у  детей разнообразные чувства: радуются красивой постройке, которую они создали сами, огорчаются, если что-то не получается. Но самое главное: при создании простейшей постройки  дети с ОВЗ приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем мире; в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.   

        Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование»  по обучению конструированию включает разные формы его организации: конструирование по образцу, по условиям, по замыслу и по теме, каждая из которых успешно решает определённые задачи воспитания. 

         Для формирования конструктивных умений необходимо развивать конструктивное мышление. Конструктивное мышление подразумевает наличие умения видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, по-другому, это умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать), используя прием ТРИЗ «Дробление – объединение».      Часто  применяется «Прием фантазирования», при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов.  

               В психолого-педагогической литературе выделяются следующие конструктивные умения:

  • умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение- абстрагироваться);
  • умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
  • умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
  • умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом – новый объект с заданными свойствами.

Формирование всех этих умений зависит от уровня стимуляции и развития наглядно-образно-словесного и наглядно-действенно-словесного видов мышления у детей  с ОВЗ как необходимого промежуточного этапа в становлении полноценного конструктивного вида мышления на дальнейших этапах развития. Конструирование, как процесс тесно связанный с моделированием. Согласно  исследованиям А.Р. Лурия, это выполнение упражнений по конструированию существенно влияет на развитие  детей с ОВЗ, радикально меняет характер конструктивной деятельности. Понимание признаков реального мира приходит к детям через создание построек, моделей. Применяя графическое моделирование в конструировании, возможно, включить  детей в самостоятельную творческую деятельность. Прошу ребят нарисовать, если получится, задуманную модель. Используем «Метод рисунка». Я заметила, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. Многие дети с ОВЗ плохо разговаривают или не говорят вообще, хотя все понимают. Вышеуказанные психические процессы – речь и мышление – находятся в тесной взаимосвязи.   Отечественный педагог А.С. Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к обычной человеческой деятельности: именно из материалов человек создаёт ценности и культуру. Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивная деятельность детей близка к конструктивной деятельности взрослых. Несмотря на то, что продукт детской деятельности ещё не имеет общественного значения и ребёнок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества, но руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на эстетическое воспитание младших школьников. Если продукт конструктивной деятельности взрослых, в основном, всегда имеет практическое значение (здание школы, магазина, детской площадки и т.п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования.   Конструирование  у детей с ОВЗ младшего школьного возраста занимает немаловажное значение, так как сформированные в этом возрасте у этой категории детей конструктивные умения используются в дальнейшей учебной деятельности.  

           Проанализируем особенности развития технических способностей детей младшего школьного возраста. Развитие конструкторских способностей детей опирается на сформированную мелкую моторику, пространственное представление, логическое мышление,  идивидуальные творческие способности в области моделирования и конструирования, элементарную компьютерную грамотность, умения управлять бытовыми техническими средствами. «Информационный взрыв» сыграл огромную роль в средствах развития технического творчества детей. Это связано в первую очередь с ранней доступностью средств массовой информации, ранним освоением мобильной связи и компьютерных игровых комплексов.  

  В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется организации образовательной среды.  Данная среда является ЛЕГО – конструирующей, которая включает в себя предмет деятельности ребенка, персональные конструкторы серии ЛЕГО, аналоги конструкторов ЛЕГО, компьютеры, дидактические материалы,  находящиеся в кабинете или дома. Ребенок конструирует, воображает и создает продукт собственного творчества. При этом из одного и того же конструктора получаются разные модели, которые можно переделывать, конструируя каждый раз новые образы реальных объектов или элементов декораций. Используют дети при этом метод «Морфологический анализ», который  основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Этот метод относится к эвристическим методам. (Таблица 1.)

Например, задана цель: создать свою модель космического корабля.

1.Составляем список основных частей объекта: корпус, нос ракеты, форма иллюминатора, количество крыльев, хвост.

 2.Учащиеся строят таблицу  вместе со мной, для каждой части объекта перечисляются ее возможные  исполнения. Заносят в таблицу.

     3.Выбирают наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объектов.

  1. Используя «Метод рисунка». Рисуют модель космического корабля.
  2. Конструируют модель из деталей ЛЕГО.

         ЛЕГО дает детям младшего школьного возраста полную свободу действий. Работа с конструктором является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы в развитии ребенка, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами и конструкторами. Дети могут работать как индивидуально, так и группами от 2 до 4 человек.  Перед работой знакомлю детей с темой, основными идеями построения. Затем переходим непосредственно к конструкторской деятельности. Здесь я придерживаюсь принципа «не навреди», так как   направляю ребенка на творческое воплощение собственной задумки в определенную модель. По завершении конструкторской деятельности  я предлагаю детям презентовать свою модель. Они могут продемонстрировать результат своей деятельности, рассказать о самых трудных, легких и интересных сторонах их деятельности. После этого детям  оставляю свободное время для рефлексии, когда они могут поиграть со своей моделью, дополнить ее, создать проект совместно с другими детьми, применить свою модель в окружающей среде.  

               В Федеральном государственном стандарте образования говорится, что одним из принципов   образования является сотрудничество с семьей, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью  учреждения ДО, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Используемые средства в работе с родителями в рамках сообщества «Развиваемся, играя»: практикумы, проекты, мастер-классы, консультирование, выставки и фотовыставки совместных работ родителей и детей. В результате такого взаимодействия у родителей формируется активная позиция на основе продуктивного сотрудничества ДО и семьи, развивается инициативность родительского сообщества в условиях введения ФГОС ДО, а также повышается компетентность родителей в вопросах современного образования.  Привлечение родителей в образовательный процесс ДО является важным условием в процессе развития конструкторских способностей детей  с ОВЗ.

            Оформила дидактическую игру «Построй башенку», где ребята создают различные постройки по образцу, в дальнейшем планирую использовать это пособие для создания построек по памяти. Спланировала и организовала деятельность по нетрадиционным способам использования ЛЕГО – конструктора. В частности, применили такие формы работы как: ЛЕГО – печать и ЛЕГО – трафарет, где дети используют детали конструктора для создания различных изображений. Например, способом ЛЕГО – печати мы нарисовали снежинку, а также загрузили грузовик стройматериалами различного размера. При помощи техники ЛЕГО – трафарет, ребята выкладывают из деталей определённую фигуру. Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей является немаловажной. Проводились тематические выставки по ЛЕГО – конструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создавали постройки на заданную тему (например, «Транспорт», «Города»,   «Зоопарк» и приносили в объединение, чтобы не просто продемонстрировать свое творение, но и рассказать – что это они создали, откуда взяли образец и чем именно привлекла их тема. Также для родителей проводились открытые занятия, на которых они видели, как ведется образовательная деятельность с применением конструкторов, помогали детям в создании  поделок. Совместная проектная деятельность родителей и ребят в объединении «Умельцы» строится под девизом: «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть». Ребенок, как прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь, особенно быстро реализуется и совершенствуется в конструировании, поскольку имеет неограниченные возможности придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку, творчество и технические навыки. Перед началом каждого занятия  я обсуждаю с детьми, что именно будем сегодня моделировать, какое назначение имеет та или иная конструкция в окружающем мире, является ли она помощником человека. Так  я развиваю у детей социальные навыки – самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые при взаимодействии с другими людьми. В рамках работы с родителями проводились занятия, в ходе которого продемонстрировала родителям различные виды конструктора, а также познакомила с разнообразными способами его использования, как в игре, так и в других видах деятельности. Итогом было проведение совместного занятия, в ходе которого была проведена демонстрация подвижных и дидактических игр с использованием ЛЕГО, показ, как можно «оживить» постройку при помощи пластилина (мы долепили птичке глазки и клювик, лошадке – гриву, хвост, ушки, автомобилю – колеса и руль и др.).   Для повышения компетентности родителей по использованию ЛЕГО – конструктора дома с детьми оформила папку передвижку «Самые интересные развивающие игры занятия с ЛЕГО». В ходе такой работы складывается такое    сообщество детей и взрослых, которая позволяет проявить активность каждому. Полученные результаты позволили разработать методические рекомендации для родителей в рамках рассматриваемой проблемы (Приложение 1).                   

              В младшем школьном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок  создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Выбирая конструктор для детей с ОВЗ школьного возраста, нужно учитывать их интересы. Мальчикам нравятся конструкторы элементы которого скрепляются с помощью гаек и болтов.   Детям 7-10лет нужны более сложные и абстрактные конструкторы, к примеру, магнитные. Их детали представляют собой металлические шарики и намагниченные пластинки и палочки разного размера. Соединяя их, можно получить всевозможные модели зданий, животных, техники, части которых будут вращаться. Также  младшим школьникам может понравиться контурный конструктор из тонких гибких пластиковых трубочек, соединяющихся между собой с помощью пластмассовых креплений, или конструктор с деталями-палочками, из которых можно создать скелеты динозавра, технику и так далее. Чем больше вариантов сборки у конструктора – тем лучше. Воздержитесь от покупки игрушки, играя с которой, ребенок вынужден следовать образцу. Гораздо важнее возможность собирать собственные модели. Таким образом, развивается вариативность мышления, ребенок учится  сам придумывать свои поделки, а затем сам воплощает свои идеи. Конструкторы – это универсальные игры. Они увлекают детей любого возраста, как мальчиков, так и девочек. Конструктор поможет научить ребёнка доводить начатое дело до конца. Здесь важно участие взрослых. Пусть соберёт все детали конструктора и сложит в коробку после работы. Так постепенно будет прививаться аккуратность.   Играйте вместе с детьми! Игра – сказка. Можно строить не просто дом, а «Теремок». Пусть в нём поселятся и мышка, и лягушка, и остальные персонажи. Потом придёт медведь и всё разломает. Затем все звери с  ребенком построят новый «Теремок» и заживут там ещё лучше! Можно построить «Заюшкину избушку». Подъёмный кран смастерить можно из детского ведра и верёвки. Привязываем верёвку к ведру, перебрасываем верёвку через спинку стула – и пожалуйста, кран готов! Нагружаем в ведро детали конструктора, тянем за верёвку – и груз поднимается. Разгружаем, а затем опускаем его за новым грузом. Есть ли у вас план? Если к конструктору прилагаются схемы для сборки разных моделей, учу  детей ими пользоваться. Возможно, читать схемы получается не сразу. Помогаю детям, подсказываю. А позже пусть сами попробуют построить по своей задумке. Или, например, задание: исправь ошибку. Строю по схеме модель, допустив ошибку. Спрашиваю ребёнка: сможет ли её исправить?  Он выполняет. Если не получается, объясняю и помогаю. А потом меняемся местами: ребёнок строит с ошибкой, а я исправляю. Рассматривая кубики, конусы и другие фигуры, обращаю внимание детей на их свойства. Спрашиваю детей: Что за геометрическая  фигура? геометрическая форма? Как называется фигура? Где у неё вершины? Где грани? На что похожа? Затем читаю стихотворение  о геометрических телах. (Приложение 2). Вместе с детьми его повторяем, заучиваем и одновременно запоминаем геометрические формы. Кубики, кирпичики, другие детали конструкторов могут стать «участниками» не только строительных игр. Считалочки. Обыгрываем стишок с детьми. Детали конструктора удобно использовать в качестве счётного материала. Например, можно детали пересчитывать, а также решать с ними примеры на сложения и вычитание («было пять, положи ещё две, сколько стало?»), попросить ребёнка выложить столько же деталей, сколько уже лежит на столе. Кубики, цилиндры, кирпичики – чем не трафареты! Предлагаю ребёнку сначала их обвести, потом заштриховать. Или превратить в весёлых человечков, дорисовав глаза, руки, ноги, используем «Метод рисунка». Такое задание развивает пальчики.     Маленькие детали конструктора могут играть роль кукольной еды: конфеток, печенья. Дети могут раскладывать их по тарелкам и сервировать стол. Те же задания можно выполнять дома с родителями. Совет родителям: занимаясь с ребёнком, не забывайте о самом важном: конструкторы – это не только «развивалки» и «обучалки», а просто увлекательные игрушки, способные подарить всей семье много часов замечательных игр. Конструируйте с удовольствием!

Приложение 1.

                                        Методические рекомендации для родителей.    

    1.Родителям необходимо правильно и грамотно выбрать конструктор.

2.Конструктор должен быть простой и доступный, увлекательный и привлекательный.         3.Конструктор должен быть безопасный, приносить ребёнку удовлетворение и радость, воспитывать   добрые, гуманные чувства, развивать конструкторские способности.

4.При выборе конструктора необходимо учитывать возрастные возможности.

5.Деталей конструктора должно быть достаточное количество и разного вида, необходимо знать значение каждого вида.

6.Родителям необходимо выделять время для игр с ребенком.

 7.Родители должны владеть методикой внесения нового вида конструктора, научить ребёнка с ОВЗ выполнять игровые действия самостоятельно и расширять игровой опыт детей.

8.Взрослым необходимо закреплять дома игры с тем видом конструктора, который использовались в детском саду, чтобы не пропадал интерес.

9.Разработанные методические рекомендации позволят повысить интерес детей старшего дошкольного возраста к конструкторам.

Приложение 2.

Как-то кубик в лес пошел, там кирпичика нашел.

         Взялись за руки детали по тропинке побежали.

А за ними скок да скок подбежал к друзьям брусок.

И спросил брусок, детали, вы цилиндра не видали?

Покосился куб бочком, я с цилиндром не знаком.

А кирпичик удивился: как, он навстречу нам катился.

Ну, теперь пора идти надо призму нам найти.

Видел я ее, без дела она с конусом сидела.

У пластин была в гостях с фотографией в руках!

 

                                       Морфологический анализ

Таблица 1.

    1 2 3 4
А  

Корпус ракеты

 

Прямоугольник

 

 

Овал

 

Шестиугольник

 

Круг

Б  

Нос ракеты

 

Треугольник

 

 

Полукруг

 

   Угольник

 

      Овал

В Форма иллюминатора  

Квадрат

 

 

Круг

 

Овал

 

Треугольник

Г Количество крыльев  

2

 

 

3

 

4

 

6

Д Хвост  

 

 

     

***Самостоятельно: придумать форму хвоста.

                                                                 Литература.

  1. Корнева, Г. М. Бумага: играем, вырезаем, клеим [Текст] / Г.М. Корнева. – СПб.: Издательский Дом «Кристал», 2001. – 223 с.
  2. Стахурский, А.Е. Техническое моделирование в начальных классах [Текст]: /А.Е. Стахурский, Б.В., Тарасов. – М.: Просвещение, 1974.-190 с.
  3. Иванов, Г.И. Формула творчества, или как научиться изобретать [Текст]: / Г.И.Иванов – М.: Просвещение, 1994.-196 с.
  4. Копцев,В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное [Текст]: / В.П. Копцев – Ярославль, Академия развития, 2001.-143 с.