Доклад «Жизнь и творчество М.А. Врубеля»

Доклад «Жизнь и творчество М.А. Врубеля»

01.04.2022

Автор: Преподаватель изобразительного искусства Щербакова Татьяна Ивановна

ГУ ЛНР «Новосветловская детская школа искусств»

Скачать материал: Доклад “Жизнь и творчество М.А. Врубеля” Щербакова Т.И.

________________________

Доклад на тему

«Жизнь и творчество М.А. Врубеля»

Подготовила преподаватель изобразительного искусства

ГУ ЛНР «Новосветловская детская школа искусств»

Щербакова Т.И.

    Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. С детства он интересовался искусством, поэтому брал частные уроки рисования, учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (организация, основанная дворянами-лицеистами в Петербурге, Общество проводило конкурсы, выставки; с 1857года содержало рисовальную школу). Однако профессиональным художником он стал довольно поздно. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета в 1880 году. Врубель поступил в Академию художеств. К тому времени он уже был европейски образованным человеком, владел четырьмя языками, хорошо знал современные философские течения. В академии он брал уроки у Ильи Репина, изучал рисунок в мастерской Павла Чистякова.

     В 1884 году Врубель получил приглашение приехать в Киев, чтобы выполнить росписи Кирилловской церкви 17века. Он создал несколько композиций, среди которых особое место занимает «Образ Богоматери». Подобно мастерам эпохи Возрождения, живописец придал ей черты женщины, в которую был влюблён. Это вызвало недовольство современников, не пожелавших молиться «на знакомую даму».

     Вскоре Врубель уехал в Италию. Вернувшись из Венеции в Киев, художник попал в центр поисков большого национального стиля – этой задачей был вдохновлён Виктор Васнецов, работавший над росписями недавно построенного Владимирского собора. Но стиль Васнецова не привлекал Врубеля – он искал собственный язык.

      Своеобразие его живописной манеры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани, окрашенные как бы изнутри светом и цветом. «Я хочу, чтобы всё тело Его лучилось, чтобы всё оно сверкало, как один огромный бриллиант жизни», – говорил он о своём видении образа Христа. Эскизы Врубеля из-за несоответствия канону, жюри не приняло.

      Осенью 1889года художник жил в подмосковном Абрамцеве, в имении
С.И. Мамонтова. Здесь, работая в гончарной мастерской, он открыл для себя искусство майолики (разновидность керамики). Так возникли красочные изразцовые камины с русскими богатырями, скамьи с русалками; играющие переливами цвета сказочные скульптуры («Садко», «Снегурочка», «Лель», «Берендей» и другие).

      Увлечение Врубеля образом Демона началось с конкурса на тему «Дьявол», объявленного редакцией журнала «Золотое руно». Мастер упорно искал пластическое выражение идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе. Демон преследовал его, манил неуловимостью облика, заставляя возвращаться опять и опять, избирать всё новые и новые техники для своего воплощения.

     С середины 90-х годов Врубель работал в Частной русской опере Мамонтова как мастер-декоратор, общался с музыкантами, певцами, художниками. В 1895году на репетиции он впервые услышал молодую певицу Надежду Ивановну Забелу, которая впоследствии стала его женой. Надежда Забела вдохновила художника на создание многих сказочных и портретных образов в живописи, графике, майолике. Её черты Врубель запечатлел в «Царевне-Лебеди» (1900год), по сути, сценическом портрете певицы: она воплотилась в «Маргариту» (1896год); её огромные глаза проступают сквозь сине-лиловый хаос линий и пятен «Сирени» (1900год).

       К экзотическим темам, историческим мотивам, фольклору, мифологии, образам Средневековья Врубель обращался и тогда, когда оформлял интерьеры: он выполнил панно «Суд Париса» (1893год) для частного особняка; композиции «Фауст», «Маргарита» и «Мефистофель» (1896год) для кабинета в доме А.В.Морозова, в Москве. В 1896году на Нижегородской ярмарке были выставлены два панно Врубеля: «Микула Селянович», на тему русских былин, и «Принцесса Грёза», по мотивам пьесы французского поэта и драматурга Эдмона Ростана (затем копия этого панно украсила фасад московской гостиницы «Метрополь»).

        Врубель нередко писал портреты знакомых и друзей: без малейших затруднений мастер передавал портретное сходство, раскрывал сущность, характер человека.

        В 1899году Врубель написал картину «Пан». Создана она под впечатлением рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой Сатир». Художник создал странный, зыбкий мир с кривыми берёзками, тусклым светом луны, мир, подверженный таинственным превращениям, где герой античных легенд напоминает русского лешего. Глаза Пана, словно два маленьких озера; они грустно устремлены на зрителя.

         В 1902году Врубель тяжело заболел, остаток жизни ему суждено было провести в психиатрических больницах. С тех пор почти всё, что рисовал художник, он уничтожил. Врубель делал карандашом портреты врачей, угрюмых санитаров, изображал настольные игры больных, вид из окна больницы. Ночами, при свете лампы, рисовал углы комнаты, диван, графин, стакан воды, смятую постель, брошенную на спинку кровати одежду. Мастер работал, пока не отказало зрение. В 1906году художник создал последнюю работу – «Портрет Брюсова».

         Умер Михаил Александрович в 1910 году.

     Использованная литература:

  1. «Энциклопедия для детей», т.7, часть 2.
  2. «Юному художнику», книга для чтения по истории искусств, под редакцией
    Е.И. Бодановой, Изд-во Академия художеств, Москва, 1962 год.