Доклад “Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста”

Доклад “Мнемотехника как современняа технология речевого развития детей дошкольного возраста”, автор воспитатель Убабытова А.А.


Введение

Актуальность темы. Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы детских садов современных технологий, обеспечивающих каждому ребенку качественные условия для его развития.                                             В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию дошкольников. В ФГОС ДО указано, что одним из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является «владение речью, как средством общения и культуры».

Одной из эффективных технологий развития речи дошкольников является мнемотехника – совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания и воспроизведения словесной информации. Уточнение проблем её влияния на процесс речевого развития детей в ДОО может стать необходимым звеном при подготовке их к школе.

Цель нашего педагогического опыта: изучить особенности применения мнемотехники как современной технологии речевого развития дошкольников.

Задачи:

1) сделать анализ теоретической литературы по теме речевого развития дошкольников;

2) раскрыть методику применения мнемотехники как современной технологии речевого развития дошкольников на примере старшей группы;

3) разработать методические рекомендации по развитию речевых навыков детей в ДОО посредством мнемотехники.

Методологической основой работы явились труды М.М. Алексеевой, А.Г. Арушановой, И.А. Зиминой, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой и др.

Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями, логопедами, психологами, родителями в организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.

Глава I. Теоретические подходы к применению мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

 

1.1. Трудности речевого развития детей дошкольного возраста

 

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером                                       их деятельности и общения. Речевое развитие идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В дошкольном возрасте при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью,                             но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов и психологов, как М.М. Алексеева, В.П. Глухов, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др. По итогам проведенных многочисленных исследований выявлено, что речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений на основе восприятия речи окружающих людей (в первую очередь взрослых)                                            и собственной речевой активности. «Развиваясь в речевой среде, ребенок усваивает свойства предметов, овладевает действиями с ними, то есть познает содержание информации» [8, c. 101].

Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Решающим условием врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение ребенка со взрослым. Постепенно, благодаря возможностям слуховой памяти, развивающемуся мышлению, уточняются предметные значения слов, усваиваются грамматические категории, способы выражения через речь. В современных концепциях речевого развития детей подчеркивается, что усвоение родного языка ребенком предполагает не только заимствование готовых форм, но и их творческую переработку. После трех лет происходит интенсивное овладение сложными предложениями. Далее речевое развитие включает процесс формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для экспериментирования над языком [1, с.23].

Но, к сожалению, в век компьютерных технологий многие дошкольники имеют трудности в речевом развитии. Основная причина этого явления в том, что речевая среда в семьях стала менее насыщенной, в силу большой занятости родителей и бабушек, дедушек на работе. Конечно, также есть фактор низкой психолого-педагогической культурой близких взрослых из семейного окружения. Как сказал в своей время немецкий философ Георг Гегель, «речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

У многих дошкольников настоящего времени речь односложная, состоящая лишь из простых предложений речь: филологи называют такую речь ситуативной (ребенок не может выйти в своих высказываниях из конкретной ситуации, говоря о том, что видит и слышит сейчас).

Некоторые дети имеют также неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Их речь бедна и лишена разнообразия словаря, что также обескураживает многих слушателей их речи. Ведь недостаточный словарный запас характерен для лиц с малоумных и плохо воспитанных. Ведь не зря к требованиям речевого развития детей 5-6 лет отнесены такие нормативы: способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, логически обосновать свои утверждения и выводы, если это необходимо и уместно.

Кроме того, высказывания сегодняшних дошколят замусорены различными сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений в семье). Также у многих детей отсутствуют навыки культуры речи: это – неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Это, не говоря уже о том, что к школе необходимо приобрести умение составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

В целом уровень речевого развития у современных детей дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема сегодня является крайне актуальной.

Между тем, сегодня многие дети до семи лет испытывают затруднения в заданиях, требующих дифференцированного опознания зву­ковых последовательностей: чем меньше интервал между звуками, тем больше выражено затруднение в их опознании и дифференциации.

Психолого-педагогический анализ вопросов развития речи дошкольников выявил, что стержневой задачей в этом возрасте является развитие у детей связной речи, т.е. речи, передающей мысль или желание говорящего. Именно связная речь обслуживает основную, генетически исходную функцию речи – коммуникативную. О.С. Ушакова считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников [22, с.73].

Но, пожалуй, самым сложным видом речевой деятельности, является монологическая речь, отличающаяся спецификой выполнения речевых функций. В ней употребляются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении замысла своей речи.

Итак, своеобразие речевого развития детей дошкольного возраста доказывает наличие особого языкового чутья, присущего ребенку. Но для того, чтобы активизировать речевую деятельность ребенка-дошкольника, следует организовать его активную деятельность, специально включая наглядный и игровой материал.

1.2. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей-дошкольников и особенности ее применения

 

Многие авторы (Н.Ю. Борякова,
Ф.А. Сохин, Н.А. Стародубова,                         О.С. Ушакова
) в своих исследованиях подчеркивают, что наибольшая эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Наряду с этим, важно и обучение использованию в высказываниях сложных конструкций, которое про-
исходит за счет мобилизации и осознания языковых средств,
накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых.

О.С. Ушакова
стремилась найти четкие критерии связности речи.                               В качестве основных показателей связности было принято сформированность                          у детей умения структурно правильно строить текст, используя средства связи между предложениями и
частями высказывания. Путь, по которому должно идти руководство развитием
речи детей в целях формирования у них способности строить
связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога
между взрослым и ребенком к развернутой монологической
речи самого ребенка [22, c. 119].

Ф.А. Сохин прямо нацеливает на то, что-
бы в процессе развития речи формировать у детей первоначальные языковые
представления. Он показал, что особое внимание надо уделять «стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности общения в совместной практической деятельности»
[20, c. 77].

Существуют различные классификации методов развития речи ребенка. В речевой работе в ДОО используются методы: практические, словесные – различные игры с речью, тренировочные упражнения; наглядные методы – яркие, красочные картинки, игры, лабиринты и пр.

В последнее время многими воспитателями оценена эффективность применения в развитии речи метода мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – это технология, построенная на системе специальных приемов, служащих для облегчения запоминания текста. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий [19, c. 8]. Также мнемотехнику относят к технологии наглядного моделирования.

Использование мнемотехники занимает большое место в дошкольных учреждениях. Для того чтобы выработать у детей определенные речевые  навыки и умения, в обучающий процесс вводятся мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательно-речевых задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Она помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, тем самым стимулируется процесс развития речи детей.

Работа педагога по речевому развитию дошкольников посредством мнемотехники включает решение следующих задач:

– интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная                     на различение форм слова;

– развитие разнообразных форм устной речи на базе уточнения                                и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

– овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова [17, с. 32].

Ребенок с особым интересом относится к мнемотаблицам – таблицам, состоящим из картинок. Картинка для дошкольников – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель. Поэтому она особенно привлекательна для детей                                            в педагогическом общении. Практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям до школы.

Для того чтобы мнемотаблица стимулировала осмысленную речевую активность (т.е. способствовала развитию речи), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной. Мнемотехника позволяет создавать такие ситуации, которые побуждают ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивают желание поделиться впечатлениями, рассказать о событиях [13, c. 48].

Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении составлению рассказа. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание берется картинка (изображение); так, что весь рассказ оказывается представлен схематически. После этого ребенок, используя графическое изображение, воспроизводит рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Занятия с детьми посредством мнемотехники в целях развития речи могут проводиться с небольшими подгруппами (по 2-3 человека) в форме игровых ситуаций, что помогает постепенно формировать мотивационную основу речи. При этом мнемотаблицы особенно эффективны при обучении рассказыванию. Занятие может состоять из нескольких этапов. С первых моментов детей ориентируют на понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием. Воспитатель говорит короткими фразами из 2-4 слов, употребляя одни и те же слова в разных грамматических формах, повторяя отдельные словосочетания. Дети с опорой на мнемотаблицу повторяют данный образец.

Таким образом, мнемотехника позволяет уводить дошкольников от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному использованию описательно-повествовательного стиля речи. Посредством мнемотехники педагоги упражняют детей в описании и повествовании, воздействуя на их речевое развитие, и, следовательно, обучение по этой технологии носит развивающий характер. Это позволяет обеспечить разрешение ребенком все более сложных задач саморазвития своей речи.

Глава II. Методика применения мнемотехники как технологии

в речевом развитии детей в ДОО (на примере старшей группы)

 

2.1. Технология применения мнемотехники в речевом развитии

детей старшей группы

 

Технология применения мнемотехники педагогами ДОО строится всегда от простого к сложному. Обычно работу начинают с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, и позже уже – к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка – это таблица из четырех и более клеток, расположенных линейно. Мнемотаблица – это таблица-схема, состоящая                         из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текста (сказки, стихотворения, рассказа и так далее). Также применима мнемокнижка – это книжка-малышка, где внутри вместо картинок и текста изображены символы или схематические рисунки.

В связи с этим технология применения мнемотехники проходит обычно по двум направлениям:

1 – дидактические игры с использованием наглядных опор;

2 – развитие связной речи на основе обучения рассказыванию посредством мнемотехники.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия. Цель дидактических игр с использованием наглядных опор: развитие умения ребенка самостоятельно составлять рассказ.

Для развития умения вести речевое взаимодействие педагог организует с детьми речевые игровые ситуации, которые строит следующим образом. Воспитанники играют самостоятельно, им принадлежит инициатива                       в выборе сюжета; они сами продумывают игровые действия, организуют мизансцены; сами исполняют все роли, сопровождая игру комментариями                              и пояснениями. После занятия педагог с детьми анализируют особенности исполнения ролей, символизм ролевых действий, характер ролевой речи.

На первом этапе работы педагог организует обучение детей рассказу                            по сюжетной картине. Для активизации речевых высказываний ребенка применяется игровой персонаж, например – кукла Незнайка, которой руководит воспитатель. От имени Незнайки определялась игровая задача для детей. К примеру: «Посмотрите, какая интересная картинка! А кто мне про нее расскажет?». Работа воспитателя по развитию речи у детей включает также в себя игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Ниже приводятся примеры данного вида работы воспитателя.

  1. Игра «Придумай рассказ» (по картине «Собака со щенками»).

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине; определение состава картины.

Педагог дает задания – «Назовите, что нарисовано на картинке»; «Что делают дети?»; «Что еще изображено на картине?».

  1. Игра «Кто в кружочке живет?»

Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.

Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).

Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет. Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например: собака – щенок 1 – щенок 2 – щенок 3 – дом – будка – миска – ель

  1. Игра «Живые картинки»

Цели: учить детей ориентироваться в пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов                            на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине,                         а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

То есть на первом направлении педагог намечает цель работы                                         по формированию речевых умений с опорой на наглядный материал.

На втором направлении педагог намечает цель работы по развитию речевых умений при обучении рассказу посредством мнемотехники.

В этом виде рассказывания с использованием мнемотехники непосредственные действия с предметами и объектами заменяют действиями по мнемотаблице, план высказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе (ковролине). Дети осуществляют пересказ рассказов. Например, – «За грибами», «Вечер», «Кот – задира», «Два брата».

Пересказ рассказа осуществляется с наглядной опорой в виде мнемотаблиц. Наглядность педагог представляет предметами, объектами, действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы;                                         их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа педагога дает детям необходимые речевые средства. Примеры – рассказ «Грустная история», «Зайчик», «Гости» и др.

К примеру, рассказ «Грустная история». Это схематические, символические картинки с изображением предметов и объектов к рассказу. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа. Опорные картинки: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.

«Зайчик». Опорные картинки: лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.

«Гости». Опорные картинки: девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.

Пересказ рассказов с использованием мнемотаблиц. Педагог выбирает рассказы, которые содержат новый познавательный факт, но все предложения в рассказе простые, соединяются прямым лексическим повтором, т.е. используются рассказы цепной структуры. Это значит, что мысль последующего предложения, вытекает из мысли предыдущего предложения, поэтому мысль движется по цепочке. Рассказы подобраны                             к лексическим темам «Осень», «Запасливый еж», «Беличьи припасы»,                             «В зоопарке», «Цыпленок», «На ферме». Получается программа того, как ребенок должен думать (думать последовательно), т.к. когда он думает, слов нет, есть одни образы. При пересказе рассказа с опорой на картинно-графический план, обязательно ребенок берет указку и по предложениям прочитывает рассказ. При пересказе рассказа с опорой на мнемотаблицу, обязательно ребенок берет указку и по предложениям рассказывает.

В процессе анализа применяют иллюстративный материал мнемотаблицы, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия. После разбора и пересказывания текста по вопросам детям предлагают выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

В процессе развития речи у старших дошкольников применяют следующие приёмы мнемотехники.

  1. В работе с фразой. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые ему назвали, ему дают бумагу и цветные карандаши. Предлагают к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое просят сделать ребенка и при произнесении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить фразу. Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания слов и предложений.

К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», педагог объясняет, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все фразы. После того, как к каждой фразе сделан рисунок, ребенку предлагают точно воспроизвести все фразы, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогают подсказкой. На следующий день ребенка снова просят повторить фразы с помощью его рисунков. Нужно отметить, сколько фраз повторял ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз – это очень хороший результат.

  1. В работе с рассказом. Педагог читает ребенку небольшой рассказ, затем просит его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, педагог читает рассказ еще раз, но просит его обращать при этом внимание на отдельные детали. Задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?». Отвечая на вопросы, ребенок обобщает, выражая свои мысли с опорой на картинки мнемотаблицы, проявляет активность.

В своей работе в старшей группе также педагог использует следующие приемы работы с мнемотаблицами.

  1. Детям раздаются картинки в любой последовательности. Дается план рассказа, по которому дети должны расположить их в нужном порядке. Вслед за эти предлагается составить рассказ.
  2. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.
  3. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают   их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают                                их содержание по памяти.

Система работы посредством мнемотехники должна быть направлена на создание условий для овладения ребенком контекстными формами связной речи. Она предполагает развитие таких навыков связной речи:

– свободное овладение словарем и грамматическим строем языка;

– умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами;

– соблюдение необходимой лексической точности;

– умение выделять главное, сравнивать, анализировать.

Система работы посредством мнемотехники в старшей группе такова:

1) рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображе­но;

2) перекодирование инфор­мации, преобразование её из абстрактных символов в образы;

3) пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы (образы),                                    т.е. происходит отра­ботка метода запоминания;

4) графическая зарисовка мнемотаблицы;

5) воспроизведение детьми таблицы при её показе.

При развитии связной речи на основе мнемотехники педагогом прорабатываются разные тематические циклы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи – фрукты» и др.

Таким образом, на основе мнемотехники педагог учит детей располагать предложения в логической последовательности, находить в тексте опорные слова, что продвигает их в умении составлять план, определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить сообщение.

 

2.2. Выявление эффективности применения мнемотехники в речевом развитии дошкольников

 

Оценить эффективность технологии невозможно без диагностики. Цель диагностики: изучить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для более глубокого изучения развития связной речи можно использовать комплексное исследование по методике В.П. Глухова. Педагог посредством этой методики определяет способность детей к передаче содержания знако­мого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Задание 1. Составление предложений по определенным ситуационным картинкам (картинки-действия).

Детям предлагается составить предложение (на вопрос: «Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия. Детям предлагают ситуации: мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сач­ком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков. Педагог выявляет умения детей постро­ить фразу, адекватно передающую изображенное действие.

При обработке результатов этой диагностики педагог опирается на следующие критерии оценки.

Высокий уровень. Ответ на вопрос задания в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватно по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание. Все варианты задания (5 или 6 фраз) выполнены на уровне, соответствующим указанным характеристикам.

Средний уровень. Адекватная по смыслу фраза имеет один                                  из перечисленных недостатков: недостаточно информативна; отмечаются ошибки в употреблении словоформ (в выборе нужной грамматической формы слова), нарушающей связь слов в предложении; нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях; длительные паузы с поиском нужного слова.

Низкий уровень. Адекватная фраза высказывания составлена                                          с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие. Не все варианты задания выполнены. Или: составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинке.

По итогам диагностики составляют таблицу с показателями изучения данных выполнения задания на составление предложений.

Полученные в старшей группе результаты обычно показывают, что многие дети ис­пытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой фразы, в связи с чем, у них возникает необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что де­лает мальчик, девочка?»). У большинства детей отмечаются ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов.

Задание 2. Составление фраз-высказываний по трем предметным картинкам.

Педагог предлагает детям составить предложение по трем картинкам                   (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предме­тами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Здесь педагог опирается на другие критерии оценки.

Высокий уровень. Фразы составлены с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляют собой адекватные по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения вероятной предметной ситуации в виде короткого текста.

Средний уровень. Фразы составлены на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание.

Низкий уровень. Ребенок не смог составить фразу-высказывание                       с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания. Или: ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить фразу-высказывание с их использованием не может.

По итогам второй методики также составляется таблица, показывающая результаты выполнения детьми этого задания.

Выполне­ние второго задания также вызывает у детей 5-6 лет большие затруднения. Несмотря на за­даваемый всем детям вопрос: «Что сделала девочка?», только половина детей могут составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Отдельным детям задание объясняется повторно (с указанием на пропущенную картинку),                          но и после повторения инструкции детям не всегда удается составить предложение с учетом всех трех смысловых звеньев, так как у них отмечаются вы­раженные синтаксические затруднения. У детей с низким уровнем отмечаются трудности, которые носят резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, бедность языковых средств).

В целом можно сделать следующие общие выводы:

– у детей старшего дошкольного возраста отмечается значительное                      от­ставание в формировании навыков связной речи, так как они                           могут передать логическую последовательность описываемых действий, свойств или событий, либо повторяют 1-2 предложения, либо просто называют одни и те же предметы и действия;

– учитывая выявленные трудности построения связных высказываний необходимо провести целенаправленную соответствующую работу с детьми по развитию у них навыков грамотной связной речи.

После диагностики можно использовать мнемотехнику в качестве эффективной технологии по совершенствованию речи дошкольников, которая позволяет им зрительно соотнести картинку, схему с понятиями «слово», «текст», научиться работать с ними. Но главное, на наш взгляд, это пособие даёт заряд положительных эмоций, позволяет педагогу развивать детей, играя. После применения мнемотехники следует повторно провести диагностику по тем же методикам, что позволит выявить ее эффективность.

Таким образом, изучение выбранной темы показало, что дети дошкольного возраста осознают речевые задачи, поставленные благодаря мнемотехнике, которая помогает им моделировать свои высказывания и свободно выражать свои мысли.

Заключение

 

Изучение теоретической литературы по проблеме исследования позволило выявить, что особое внимание в развитии связной речи необходимо уделять работе со старшими дошкольниками. Для эффективного развития связной речи у детей необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует                           от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность.

Посредством мнемотехники ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Введение мнемотехники                                 с широким использованием выразительных средств, наглядности, речевых действий с картинками, активизирует самостоятельную связную речь детей, так как их использование поддерживает положительный эмоциональный настрой детей, интерес к связному высказыванию. Мнемотаблица содержит понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельного связного высказывания. Она содержит оптимальное сочетание новизны, узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения, поэтому стимулирует речевую активность ребенка.

Таким образом, мнемотехника является эффективным средством речевого развития детей дошкольного возраста. Это позволяет нам разработать следующие рекомендации.

  1. Вне специального внимания к речи дети дошкольного возраста затрудняются в построении связных высказываний, поэтому нужно создавать благоприятное речевое окружение, эмоциональный настрой, так как в основе высказываний ребенка должен лежать рече­вой мотив.
  2. Для активизации связной речи ребенка необходимо использовать наглядность (схемы-рисунки, панно, условные схемы). Необходимым условием эффективного речевого развития дошкольника явля­ется создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детсада, что соблюдается при использовании мнемотехники.
  3. Использование мнемотехники позволяет создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном.
  4. Мнемотехника позволяет использовать естественные механизмы памяти и полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания речевой информации. Она может облегчить работу по обучению связному высказыванию, благодаря от­бору деталей, фактов в описании героев, места и времени действия, развития сюжета.
  5. Включение мнемотехники в ход занятия содействует прочному закреплению детьми понимания грамматических категорий, развитию у них навыков целостного речевого высказывания.
  6. Для детей старшего дошкольного возраста использование мнемотехники может слу­жить средством активизации речи и общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений, создания игровых ситуаций и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников: Учеб. пособие для студ. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Слово, 2014. – 406 с.
  2. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А.Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2010. –  С. 4-16.
  3. Богомолова, С.Н. Занятия по речевому развитию с детьми старшей группы / А.И. Богомолова. – СПб.: Речь, 2019. – 294 с.
  4. Борякова, Н.Ю. Практикум по развивающим занятиям в старшей группе / Н.Ю. Борякова. – М.: Педагогика, 2014. – 326 с.
  5. Визгунова, О.И. Трудности речевого развития ребенка / О.И. Визгунова. – М.: Речь, 2010. – 344 с.
  6. Волкова, В.Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В.Е. Волкова // Актуальные задачи педагогики. – М.: Буки-Веди, 2018. – С. 18-20.
  7. Воробьева, В.К. Система занятий воспитателя по развитию речи детей           в ДОУ / В.К. Воробьева. – М.: Просвещение, 2009. – 344 с.
  8. Глухов, В.П. Из опыта работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов. – М.: Речь, 2012. – 180с.
  9. Горбачева, Л.С. Роль игры в формировании связных высказываний                                   у дошкольников / Л.С. Горбачева. – М. : Речь, 2018. – 245 с.
  10. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Т.И. Гризик. – М., Просвещение, 2019. – 224с.
  11. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей шестого года жизни / Н.В. Елкина. – М.: Речь, 2017. – 86 с.
  12. Жизнева, И.М. Художественное слово в воспитании детей / И.М. Жизнева. – М.: Просвещение, 2016. – 174 с.
  13. Закирова, Я.О. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников / Я.О. Закирова. – М.: Речь, 2017. – 142 с.
  14. Зернова, Л.П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей старшей группы             / Л.П. Зернова. – СПб.: Дельта, 2018. – 215 с.
  15. Зимина, И.А. Обследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Зимина. – СПб.: Питер, 2017. – 80 с.
  16. Ковалев, В.В. Речевые процессы в детских возрастах / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 2021. – 216с.

17.       Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.

  1. Леушина, А.М. Развитие речевой деятельности ребенка / А.М. Леушина. – М.: Речь, 2015. – 452 с.
  2. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста / Т.Б. Полянская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 129 с.
  3. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. – 224 с.
  4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2017. – 258с.
  5. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраст / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2016. – 281с.
  6. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2015. – 456 с.

 

 

Приложение 1

 

Конспекты занятий по развитию связной речи

посредством мнемотехники

 

 «Опиши животное»

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Материал: мнемотаблицы для составления описательного рассказа.

Ход выполнения задания

Педагог рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного:

1 картинка «зеркало» – внешний вид;

2 – «человек» – какую пользу приносит человеку;

3 -«кастрюля» – что любит;

4- «домик»- где живет;

5 – «коляска» – как называются детеныши;

6 – «Наушники» – как подает голос.

В процессе работы над обучением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии использую модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа.

Название предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

На начальных занятиях по составлению сюжетного рассказа использую следующие приемы помощи, детям:

предоставление образца, рассказа,

использование вопросов различного типа,

совместное составление рассказа,

стимулирование детей к самостоятельному придумыванию продолжения (конца, начала) рассказа с опорой на наглядные модели –

«Поход в лес»,

«Петя друг леса»,

«Расскажи о себе»,

«Ласточка и ястреб»,

«Пришла весна»,

«Как бабочка летала».

Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор.

«Составим рассказ по опорным картинкам»

 

Цель: формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.

Материал: опорные картинки (мальчик, окно, дуб, осенью, зимой, весной и летом, птица, кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).

Инструкция: Послушайте мой рассказ (рассказывает, используя опорные картинки). Почему птицы не прилетали на этот дуб? Как вы думаете? (Они не прилетали потому, что мальчик никогда зимой не вешал кормушку, а весной не делал скворечник). Потом он исправил свою ошибку. Теперь на дубе всегда были птицы, зимой они прилетали к кормушке. А весной вили гнезда и выводили птенцов. Дуб ожил, на нем весело пели птицы.

Ход выполнения задания

Педагог составляет рассказ, используя опорные картинки и стимулируя детей к высказываниям в контексте общего повествования (описание дуба                       в разные времена года). После рассказа педагог задает вопросы детям                                и помогает им ответить с использованием других опорных картинок.

После   этого  (возможно  на   последующих   занятиях)   можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.

 

«Составим рассказ вместе»

Цель: формирование связного речевого высказывания, развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

Материал: стилизованные, предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; солнце и ручейки, дом, вопросительный знак, самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).

Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощь. Педагог составляет начало рассказ).

Что было дальше?

Какое время года наступило?

Как Вова догадался об этом?

Что он возьмет с собой на улицу? Почему?

Что он будет делать на прогулке?».

Ход выполнения задания

Педагог направляет внимание детей на составление начала рассказа                         с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует                                        их к самостоятельному творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей педагог помогает им с помощью различных вопросов.

Приложение 2

Образцы мнемотаблиц

 «Кармашки»

«Игрушки»

 

Все конкурсы

Главная страница