Доклад “Актуальные направления развития в ДШИ”

Доклад “Актуальные направления развития в ДШИ”. Автор: Преподаватель Наталья Владимировна К., гп.Приобье, 2024 г.


В этом докладе затронута тема, которая интересует человека уже многие столетия «Гармонизация человека со Вселенной», которая тесно связана с Музыкальным строем. Эта тема была освящена в работах Аристотеля, Пифагора и особенно Платона. А для меня стала неким открытием.

В своей фантастической работе «Тимэй», а также в работе «Государства и диалоги» Платон говорит о неком «Цветке жизни», об исключительной гармонии. Философ обращал внимание на то, что основа жизни человека – это его гармонизация со всеми процессами во Вселенной, и что всё взаимосвязано с импульсами света и звука, с изначальным Камертоном т.е. со Светом и Звуком, где Свет- вертикаль, а Звук –горизонталь (звуковое наполнение материи), основанные на волнообразных процессах.

Все возможности, которые нам предоставляются, получение знаний, все математические формулы, законы физики, законы музыкальной гармонии, законы Природы, наш мозг, всё это взаимосвязано с импульсами света и звука, и тесно связано с Камертоном.

 Вывод такой! Мы сами можем гармонизовать пространство вокруг себя. И в этом нам помогает Камертон 432. Это изначальный Камертон, который был в строении античных музыкальных инструментов. Тот строй, который был в лютнях, кефалях, тот инструмент на котором по преданию играл Орфей, он был настроен на 432. Центром трёхструнных и более струнных инструментов являлась нота Ля.  432 Герц – это те колебания, которые позволяют человеку абсолютно гармонизоваться с пространством, позволяют голосу человека звучать без всякого надрыва, без насилия над своей природой, без форсировки (это вы услышите в видео, в конце доклада). И, действительно, нет насилия, когда поёшь в камертоне 432 (Ля).

Сейчас этой темой подробно занимается оперная певица Любовь Казарновская. Её ученица, которая стала петь в 432 камертоне поделилась своими впечатлениями: «Всё идёт как по маслу, нет задранных оппозиционных моментов. Всё идёт естественно, красиво, не напряжённо, гармонично».

Почему же отказались от этого строя (432 – Ля). В истории это происходило несколько раз. Но окончательно закреплён был камертон – 440 в 1939 году ни кем ни будь, а Геббельсом, жёсткой личностью, который говорил, что люди с концертов должны уходить в раздражённом состоянии рассудка, и не надо никакой гармонизации человека.

А если вспомним, барочные музыкальные инструменты были настроены на 414-416 Герц! Но из-за того, что были маленькие залы, небольшие салоны во времена Барокко, то звучание жирных струн спокойное, умиротворяющее, довольно тихое, которое действительно ласкало слух человека, и оно было подходящим для таких залов.

А когда возникли большие театры, вошли в моду концертные залы, то потребовалось более яркое звучание, и господа скрипачи сыграли огромную роль в том, что им захотелось усилить звучание, сделать его более плотным, вот с этого момента и пошло увеличение Камертона. И скрипачи стали требовать изменения Строя и качество инструментов т. е. инструмент должен быть более объёмный, из-за этого изменялась форма, а жирные струны были поменяны на металлические. Яркость и плотность звучания увеличилось, но такие мастера как Гварнери, Страдивари использовали точку золотого сечения –  ведь скрипка сделана по подобию прекрасного женского тела и звуковая материализация может быть только в соответствии с формой инструмента, качеством лака, кстати, который до сих пор ещё не разгадали… вот почему так инструменты Страдивари, Гварнери, Амати звучат так фантастически, но особенно Страдивари, который сжёг свои бумаги, где методом проб и ошибок создавал свой знаменитый лак. И вот это изменение на металлические струны певцов заставило звучать более ярко, но за счёт потери некоторых обертонов. А когда Камертон повысился и стал 440 Герц, а сегодня Камертон во многих Европейских странах 442-444, иногда и 446 герц (невероятно задран Камертон), и возник вопрос, почему идёт такая потеря тембров. Сегодня время не тембральных голосов, как раньше, а голосов с проекцией, которые режут оркестр, звучащий громко и не очень динамично, по отношению к певцу, кстати это Камертон Джузеппе Верди, который всю свою жизнь отстаивал Камертон 432. Но всё-таки было принято решение повысить незначительно 434-438. Это не так заметно, но эти три цифры 432 – это идеальное сочетание. После смерти Верди всё-таки строй незначительно, но завысили.   А слушать классическую музыку, исполняемую именно в 432 – это идеально для слуха.

Конечно, поднятая тема — это не протест, и мы будем исполнять музыку в 440-442, но каждый решает для себя, как отнестись к этой информации, и как пропустить её через себя.

Всё в этом мире – вибрация, волновые процессы. Не знаю, слышали ли вы про пластины Ладни. Это такие некие пластины, на которые насыпается песок и включается звук… Так вот был проведён опыт, на пластинах Ладни в Камертонах 440 и 432. Какие потрясающие, изумительно красивые рисунки появлялись, когда включали Камертон 432. И какие странные геометрические, остроконечные неправильные формы появлялись от Камертона 440. То же самое происходит и с нами! Ведь мы состоим на 75 % из воды и структурируется в нашем организме наша вода сообразна звуковым волнам, вибрациям. Это очень важно понимать. Поэтому вся та информация, которая нам поступает, если она деструктивная, мы не гармонизуемся вообще! Мы превращаемся в набор клеток, которые живут каждая своей отдельной жизнью. Слушая музыку в 432, сообразно этим вибрациям, человек чувствует и воспринимает всё иначе, прекрасно и гармонично, т. е. темперирует свою жизнь. Здесь имеется в виду ХТК И.С. Баха, в котором ВСЁ идеально гармонично. И также человек может темперировать свою жизнь и может стать хорошо темперированным инструментом и гармонизовать пространство вокруг себя. Кстати, наше сердце настроено на ноту Фа в камертоне 432., т. е. строй – сердечный.

Мы в нашей ДШИ решили попробовать настроить фортепиано на камертон 432 и сравнить с камертоном – 440.

Предложить преподавателям, ученикам дать оценку этого интереснейшего, данного изначально живого строя, предложить слушателям на концертах погрузиться в удивительно ласкающий звук.

 Предлагаю послушать фрагменты выступления Юлии Фадеевой (меццо-сопрано), ученицы Любови Юрьевны Казарновской и сравнить звучание в Камертоне – 440 и в Камертоне – 432.

ЛИТЕРАТУРА

Л.Ю. Казарновская «Время собирать камни» (Видео)

Платон «Тимэй»

Платон «Государство и диалоги»

Платон «Цветок жизни»

А. Строев «Музыка и числа»