Творческий проект реализации национального компонента «Лепка из соленого теста»
Учитель начальных классов ВКК Ядрихинская Яна Михайловна, 11.11.21
МКОУ «Кобяконская СОШ» Намский улус, Респу.лика Саха (Якутия)
Скачать материл: Творческий проект реализации национального компонента «Лепка из соленого теста»
___________________
Название проекта: Творческий проект по реализации национально- регионального компонента в соответствии с ФГОС «Лепка из соленого теста»
«Для получения свидетельства для публикации»
Содержание
1.Введение
2.Основная часть часть
2.1 Принципы составления проекта.
2.2 Условия реализации проекта.
2.3 Этапы реализации проекта.
2.4 Перспективное планирование.
3 Заключение
3.1 Ожидаемые результаты.
3.2 Экономическая и экологическая оценка.
3.3 Сведения о профессиях.
3.4 Формы подведения итогов.
- Список источников информации
- Введение
Тип проекта: Познавательно – творческий
Срок реализации проекта: с сентября 2021г. по май 2022г.
Участники проекта: учащиеся 4 класса
Руководитель проекта: Ядрихинская Яна Михайловна
Тестопластика развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем,втельной активностиа выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.
Поэтому в последние годы среди педагогов возрос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Этот интерес объясняется тем, что соленое тесто простой и доступный материал в наших условиях, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок. Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделий из него. Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей школьники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение.
Актуальность проекта заключается в том, чтобы современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально- региональный компонент. Поэтому основа проекта состоит в том, что через тестопластики развивать интерес и уважение к культуре народов Саха.
Новизна: Лепка из соленого теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок с якутским колоритом. Проект будет реализовываться через вовлечение детей и родителей в систему совместных занятий и мероприятий.
Цель проекта является обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для мелкой моторики руки и творческих способностей обучающихся, воспитывая интерес и любовь к малой родине.
Задачи:
для учеников:
– познакомиться с историей возникновения и развития промысла соленого теста;
– изучить и освоить технологию и приемы выполнения работ из соленого теста;
– научиться изготавливать поделки с якутскими колоритами из соленого теста;
– расширять представления о родном крае;
для педагогов:
- Создать условия для:
– развития интереса к творчеству, любви к труду;
– изучить технологию выполнения работ из соленого теста;
– развитие познавательной активности младших школьников;
- Познакомить с историей возникновения и развития промысла соленого теста;
- Разработать систему занятий по использованию регионального компонента в тестопластике;
- Воспитывать любовь и привязанность к якутскому искусству, традициям.
- Привлекать родителей к участию в проекте, налаживать конструктивное взаимодействие с семьями школьников;
для родителей:
- Оказать помощь детям в достижении положительных результатов;
- Привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, участию мастер классах класса, в организации выставки.
- Формировать положительный опыт общения и совместной деятельности детей и родителей.
2.Основная часть
2.1 Принципы составления проекта:
– связь знаний, умений с практикой.
– доступность.
– системность знаний.
– воспитывающая и развивающая направленность.
– активность и самостоятельность.
– учет возрастных и индивидуальных особенностей.
2.2 Условия реализации проекта:
Занятия по программе ВУД «Лепка» проводятся в 4 классе, в неделе 1 час.
Материально- техническое оборудование:
Мука, соль, пищевые красители, гуашь, акриловые краски, стеки, зубочистки, клей ПВА, бумажные шаблоны, доски для работы с тестом, салфетки, кисточки разной толщины, стаканчики для воды, компьютер, методическая литература, ткань, рамки для оформления картин.
2.3 Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
– знакомить с историями и свойствами теста, способом его приготовления.
– освоить приемы раскатывания, выдавливания , раскрашивания теста;
2 этап – Основной
– научить основным приемам работы из целого куска теста, создание образов;
– для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный, бросовый)
-научиться использоваться стекой, формами, скалкой;
– научиться раскрашивать работу гуашью;
– научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
– научиться участвовать в выполнении коллективной работы;
– научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3 этап – Заключительный
– самостоятельно решать творческие задачи;
– формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
2.4 Перспективное планирование
проектной деятельности работы с детьми
Месяц | Темы | Задачи |
Сентябрь, октябрь | «Соленое Тесто приглашает друзей» | Познакомить детей с историей и с основными способами и приемами лепки из соленого теста. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. |
ноябрь | Панно якутские сказки (коллективная работа) | Ознакомить с якутским фольклором. Предложить детям самостоятельно выбрать якутскую сказку и инструменты для художественного оформления своих изделий. |
Декабрь | Новогодние игрушки с использованием орнамента народов Якутии | Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. |
Январь | Сахалыы ыйдар бэлиэлэрэ | Познакомить детей с якутским календарем. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. |
февраль | Якутские посуды (магнитики) | Познакомить детей с якутскими посудами и учить приемам выполнения по мотивам якутского орнамента |
март | Олонхо (коллективная работа) | Формировать у школьников познавательный интерес к эпосу олонхо. |
апрель | Животные Якутии | Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности животных. |
май | Цветы Якутии | Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике |
Работы с родителями:
– Рекомендации для родителей;
– Совместные занятия, мастер классы;
– Выставки работ.
Работы с педагогами:
– Практические советы, рекомендации.
- Заключение
3.1 Ожидаемые результаты:
– Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;
– Высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в деятельности;
– Использование якутский колорит в творческой деятельности;
– Получение возможности фантазировать, изобретать;
– Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка;
– Интерес данной технологией педагогами.
3.2 Экономическая и экологическая оценка
На изготовление изделия используется мука, немного соли и воды. Клей ПВА, краски. Таким образом, себестоимость работы минимальная, а в результате – оригинальные поделки.
Лепка из соленого теста это экологически чистое, безотходное производство. Используемые при работе материалы не выделяют никаких вредных веществ, опасных для организма человека и природы.
3.3 Сведения о профессиях
В ходе работы дети могут испытать свои силы в следующих видах профессий:
- художник-дизайнер (разработка эскизов и подбор цветовых решений оформления изделий);
- скульптор (лепка изделий);
- технолог (четкое планирование и соблюдение последовательности изготовления);
3.4 Формы подведения итогов:
Проведение мастер классов;
Участие в тематических выставках;
Участие в конкурсах;
Итоговая выставка.