Творческий проект реализации национального компонента «Лепка из соленого теста»

Творческий проект реализации национального компонента «Лепка из соленого теста»

Учитель начальных классов ВКК Ядрихинская Яна Михайловна, 11.11.21

МКОУ «Кобяконская СОШ» Намский улус, Респу.лика Саха (Якутия)

Скачать материл: Творческий проект реализации национального компонента «Лепка из соленого теста»

___________________

Название проекта: Творческий проект по реализации национально- регионального компонента в соответствии с ФГОС «Лепка из соленого теста»

«Для получения свидетельства для публикации»

 

Содержание

1.Введение

2.Основная часть часть

2.1 Принципы составления проекта.

2.2 Условия реализации проекта.

2.3 Этапы реализации проекта.

2.4 Перспективное планирование.

3 Заключение

3.1 Ожидаемые результаты.

3.2  Экономическая и экологическая оценка.

3.3 Сведения о профессиях.

3.4 Формы подведения итогов.

  1. Список источников информации
  2. Введение

Тип проекта: Познавательно – творческий

Срок реализации проекта: с сентября 2021г. по  май 2022г.

Участники проекта: учащиеся 4 класса

Руководитель проекта: Ядрихинская Яна Михайловна

Тестопластика развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, снимает эмоциональное напряжение.

У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем,втельной активностиа выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.

Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

Поэтому в последние годы среди педагогов возрос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Этот интерес объясняется тем, что соленое тесто простой и доступный материал в наших условиях, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок. Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделий из него. Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей школьники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение.

    Актуальность проекта заключается в том, чтобы современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально- региональный компонент. Поэтому основа проекта состоит в том, что через тестопластики развивать интерес и уважение к культуре народов Саха.

Новизна: Лепка из соленого теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок с якутским колоритом. Проект будет реализовываться через вовлечение детей и родителей в систему совместных занятий и мероприятий.

Цель проекта является обоснование эффективности использования тестопластики в педагогической практике для мелкой моторики руки и творческих способностей обучающихся, воспитывая интерес и любовь к малой родине.

 Задачи:

для учеников:

– познакомиться с историей возникновения и развития промысла соленого теста;

– изучить и освоить технологию и приемы  выполнения работ из соленого теста;

– научиться изготавливать поделки с якутскими колоритами из соленого теста;

– расширять представления о родном крае;

для педагогов:

  1. Создать условия для:

– развития интереса к творчеству, любви к труду;

– изучить технологию выполнения работ из соленого теста;

– развитие познавательной активности младших школьников;

  1. Познакомить с историей возникновения и развития промысла соленого теста;
  2. Разработать систему занятий по использованию регионального компонента в тестопластике;
  3. Воспитывать любовь и привязанность к якутскому искусству, традициям.
  4. Привлекать родителей к участию в проекте, налаживать конструктивное взаимодействие с семьями школьников;

     для родителей:

  1. Оказать помощь детям в достижении положительных результатов;
  2. Привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, участию мастер классах класса, в организации выставки.
  3. Формировать положительный опыт общения и совместной деятельности детей и родителей.

2.Основная часть

2.1 Принципы составления проекта:

– связь знаний, умений с практикой.

– доступность.

– системность знаний.

– воспитывающая и развивающая направленность.

– активность и самостоятельность.

– учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2.2 Условия реализации проекта:

Занятия по программе ВУД «Лепка» проводятся  в 4 классе, в неделе 1 час.

Материально- техническое оборудование:

Мука, соль, пищевые красители, гуашь, акриловые краски, стеки, зубочистки, клей ПВА, бумажные шаблоны, доски для работы с тестом, салфетки, кисточки разной толщины, стаканчики для воды, компьютер, методическая литература, ткань, рамки для оформления картин.

2.3 Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

– знакомить с историями и  свойствами теста, способом его приготовления.

– освоить приемы раскатывания, выдавливания , раскрашивания теста;

2 этап – Основной

– научить основным приемам работы из целого куска теста, создание образов;

– для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный, бросовый)

-научиться использоваться стекой, формами, скалкой;

– научиться раскрашивать работу гуашью;

– научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.

– научиться участвовать в выполнении коллективной работы;

– научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

3 этап – Заключительный

– самостоятельно решать творческие задачи;

– формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

2.4 Перспективное планирование

проектной деятельности работы с детьми

Месяц Темы Задачи
Сентябрь, октябрь «Соленое Тесто приглашает друзей» Познакомить детей с историей и с основными способами и приемами лепки из соленого теста.  Вызвать интерес к лепке из соленого теста.
ноябрь Панно якутские сказки (коллективная работа) Ознакомить с якутским фольклором. Предложить детям самостоятельно выбрать якутскую сказку и инструменты для художественного оформления своих изделий.
Декабрь Новогодние игрушки с использованием орнамента народов Якутии Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.
Январь Сахалыы ыйдар бэлиэлэрэ Познакомить детей с якутским календарем. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание.
февраль Якутские посуды (магнитики) Познакомить детей с якутскими посудами и учить приемам выполнения по мотивам якутского орнамента
март Олонхо  (коллективная работа) Формировать у школьников познавательный интерес к эпосу олонхо.
апрель Животные Якутии Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности животных.
май Цветы Якутии Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике

 

Работы с родителями:

– Рекомендации для родителей;

– Совместные занятия, мастер классы;

– Выставки работ.

        Работы с педагогами:

– Практические советы, рекомендации.

 

  1. Заключение

3.1 Ожидаемые результаты:

– Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки;

– Высокую заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребёнка в деятельности;

– Использование якутский колорит в творческой деятельности;

– Получение возможности фантазировать, изобретать;

– Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка;

– Интерес данной технологией педагогами.

3.2 Экономическая  и экологическая оценка

На изготовление изделия используется мука, немного соли и воды. Клей ПВА, краски. Таким образом, себестоимость работы минимальная, а в результате – оригинальные поделки.

Лепка из соленого теста это экологически чистое, безотходное производство. Используемые при работе материалы не выделяют никаких вредных веществ, опасных  для организма человека и природы.

3.3 Сведения о профессиях

В ходе работы дети могут испытать свои силы в следующих видах профессий:

  1. художник-дизайнер (разработка эскизов и подбор цветовых решений оформления изделий);
  2. скульптор (лепка изделий);
  3. технолог (четкое планирование и соблюдение последовательности изготовления);

3.4 Формы подведения итогов:

Проведение мастер классов;

Участие в тематических выставках;

Участие в конкурсах;

Итоговая выставка.