Опыт работы по работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Опыт работы по работе с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

   «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке,  тем умнее ребёнок».

                                               В.А.Сухомлинский

Актуальность.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из главных задач является  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Именно поэтому считаю свою тему актуальной.

Цель моей работы заключается в развитии творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

 

Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник в изобразительном искусстве.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
  • Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
  • Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
  • Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Совершенствовать технические умения и навыки в работе.
  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Одним из основополагающих принципов, установленных ФГОС ДО  является принцип интеграции.  Образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со всеми образовательными областями.

Область «Социально-коммуникативное развитие»:

Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбие в различных видах продуктивной деятельности. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в продуктивной деятельности.

Область «Речевое развитие»:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Область «Познавательное развитие»:

Формирование целостной картинны мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. Расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие воображения и творческой активности.

Область «Физическое развитие»:

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей (в том числе мелкая моторика рук), умение творчески использовать их в других видах деятельности.

В своей работе я определила основные направления:

  • Создание развивающей предметно- пространственной среды.
  • Работа с детьми.
  • Взаимодействие с родителями.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации развивающей предметно –пространственной  среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. ). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. А также  дома имеются много ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д. Всеми этими предметами  мы обогатили центр изобразительной деятельности.

Одной из важнейших форм работы с детьми дошкольного возраста является организованная образовательная деятельность, которая оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В ходе организованной  образовательной деятельности дети знакомятся с различной техникой рисования, изучают цветовую палитру, овладевают изобразительными навыками и умениями, развивают мелкую моторику. Но нельзя научить ребенка фантазировать, видеть красоту в линиях, в сочетании цветов гаммы только во время образовательной деятельности по рисованию. Эти качества должны развиваться в повседневной жизни: в знакомстве с природой, предметами народно-прикладного искусства, с художественной литературой, музыкой. Бывая на прогулках и экскурсиях, обращаю внимание на красоту природы нашего города. Осенью – любуемся на яркие уборы деревьев, составляем осенние букеты из листьев и цветов и украшаем ими группу; летом – зеленью деревьев и разнообразию красок природы; зимой – морозными узорами, «нежными одеждами» кустарников и деревьев. Накапливая опыт наблюдений, ребенок передает его в рисунке. Работа становится ярче, разнообразнее, выразительнее.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования проводилось в совместной деятельности с детьми, затем продолжалось в самостоятельной деятельности.  Мы начинали с рисования пальчиками и ладошками – это самый простой способ получения изображения.. Детям очень нравится этот способ рисования.

Ещё один способ  печать листьями. Ребенок  покрывает листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывает  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.  

Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету, которую дети с удовольствием используют в свободной деятельности

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Мы пользуемся  также техникой «тампонирование поролоновыми губками». В этой технике хорошо  нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное.

С ребятами мы освоили рисовать техникой «Монотипия».      Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем  половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные. предметы.

Очень забавные работы получаются техникой кляксографии. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.       

Методы и приемы в работе с детьми

1.Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

  1. Проговаривание последовательности работы.

3 Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

  1. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
  2. Музыкальное сопровождение.

Необходимым условием успеха развития у детей творческих способностей является тесное сотрудничество с родителями. Поэтому мною проводились консультации, где я знакомила их с особенностями нетрадиционных техник рисования, материалах, использование бросового и природного материалов. Провела для родителей мастер-класс, где они смогли сами попробовать рисовать различными техниками. В родительском уголке разместила информацию о том, как можно весело и занимательно  проводить м время с ребенком. На родительских собраниях рассказываю о достижениях и талантах их детей. Для родителей оформляем различные выставки.

Вывод

Благодаря проделанной работы дети узнали о нетрадиционных техниках рисования. У детей повысилась  творческая    активность,  эмоциональность,  самооценка.   В группе были созданы условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами. Дети  научились  использовать  хорошо  знакомые  им  предметы  в   качестве  художественных  материалов.  Значит,  мне  удалось  заинтересовать  детей,  зажечь  их  сердца,  разбудить  в  них  творческое    начало,   не  навязывая  собственных  мнения  и  вкусов.  Ведь  рисование  для   ребёнка  –  радостный,  вдохновенный  труд,  к  которому,  по моему    мнению,  не  надо  принуждать,  но  очень  важно  стимулировать  и  поддерживать  ребёнка,  постепенно  открывая  перед  ним  новые  возможности  изобразительной   деятельности.

22 слайд 

Литература

  • Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста . Нетрадиционные техники».
  • Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности».
  • Комарова Т.С. «Детское художественное творчество»

Лыкова И. А.  программа «Цветные ладошки»

 

Скачать материалы:

Презентация “Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования”– скачать

Текст к презентации Стекановой.А.В – скачать