Разработка урока по русскому языку. Тема «Разделительный мягкий знак», 3 класс. УМК «Школа России»

Разработка урока по русскому языку. Тема «Разделительный мягкий знак», 3 класс. УМК «Школа России»

24.11.21

Учитель начальных классов ВКК Бубенова Наталья Александровна

ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», (директор гимназии Чернова Н.Н.) г. Новосибирск

Скачать материал: Разработка урока по русскому языку. Тема «Разделительный мягкий знак», 3 класс. УМК «Школа России»

______________________

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Урок русского языка. Продолжаем учиться владеть словом.

Один древнегреческий философ сказал: «Ученик, работающий на уроке без желания, что птица без крыльев». Как понимаете?

 Нужно постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.

Работаем родителям на утешение, церкви и Отечеству на пользу.

  1. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

Сегодня на уроке нас ждут дела:

  1. Разминка-повторение.
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарно-орфографическая работа.
  4. Решение проблемы урока.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Рефлексия.
  7. Составим букет.
  8. Домашнее задание.

Работать будем индивидуально, в парах и коллективно.

Разминка – повторение

1.«Продолжи пословицу»:

 Без труда – не вытянешь и…..

С кем поведёшься, от того и…..

Поспешишь – людей …

Не спеши языком,….

 Труд кормит,  а….

2.Антонимы-это…

  Синонимы-это…

Их мы слышим и произносим…  (звуки).

На какие две группы делятся звуки русского языка… (гласные и согласные).

Гласные бывают …  (ударные и безударные).

Словарно-орфографическая работа: (Устная работа с орфографическим проговариванием). Читаю лексическое значение. Дети проговаривают орфографически. Слова открываются на экране.

молитва, лик, лампада, алтарь, апостолы, клирос, ладан.

Что общего в словах?

Какое слово с точки зрения русского языка лишнее? (алтарь, т.к. есть Ь).

Какую роль в этом слове выполняет Ь? (показатель мягкости).

Минутка чистописания.

Какую букву будем писать? (ь) Проверим себя.

ььььь  нь  ль  бь  вь мь ль

3.Постановка учебной задачи.

Согласны ли вы, что в предложении  Ученье –свет, а неученье-тьма. мягкий знак нужен  для обозначения   мягкости согласных?

Нет, т.к. он  ещё и разделяет).

Давайте сформулируем тему нашего урока:

Разделительный мягкий знак.

Какова же цель? (научиться  без ошибок писать слова с разделительным мягким знаком.).

Эта тема новая для вас? (нет).

Задачи:

– воспроизвести имеющие знания о букве ь

-формировать умения писать слова с ь

-развивать орфографическую зоркость…

Какие общеучебные навыки нужно будет проявить?

Умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выполнять, делать выводы, контролировать и оценивать.

Я предлагаю такой план:

  1. Выполняем звуковой сравнительный анализ слов.
  2. Работаем с правилом написания разделительного мягкого знака.

 Составляем модель-схему.

  1. Упражняемся в написании слов с разделительным мягким знаком.
  2. Проверяем себя с помощью теста и оцениваем свои знания.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Проведём эксперимент. Понаблюдаем за произношением .

Произнесите и  послушайте, как звучат  слова:

 семья

полью

веселье

ручьи

ружьё

Что заметили?

 (Слово  как – будто разделилось на две части). Какая буква их разделила?

        – Давайте найдем ответ на нашу проблему:                                                                                                                           Когда же пишется   разделительный ь?

Индивидуальная работа по карточке.

В словах  подчеркните букву перед ь одной чертой, а букву после ь – двумя чертами.

Сделайте вывод, где пишется разделительный мягкий знак.

Составим алгоритм-схему. Работаем в парах.

 Для составления схемы ответьте на вопросы: (на карточке)

Что стоит перед Ь?

Что стоит после ь?

Эта буква обозначает один или несколько звуков?

Определите место ь в схеме.

Представьте ваши схемы.

Я вам предлагаю свой вариант схемы.

 Какой вариант наиболее удачный? Почему?

Слева от меня согласная,

Справа е, ё, и, ю, я.

Чтобы не было слиянья,

Разделил их ловко я.

– Давайте проверим наше открытие.

– Итак, когда же  пишется разделительный мягкий знак?     

Читаем правило в учебнике стр.68.

Это надо знать? (правило в стихах)

5.Первичное закрепление

Называю слово, а вы изменяете  слово так, чтобы оно обозначало  несколько предметов. Запишите.

Друг – друзья

воробей – воробьи

лист – листья

соловей – соловьи

муравей – муравьи. 

Проверка по эталону.

 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  (контроль своих знаний).

Тест.

7.Рефлексия деятельности (итог урока).

-Какое открытие мы сегодня с вами сделали?

Какую цель ставили?

Чего достигли?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Всё ли мы выполнили? Проверьте свои листы достижений.

Составляем букет (поставить в букет только те растения, в написании которых есть разделительный мягкий знак – пастушья сумка, гвоздика, роза, герань, вьюнок, астра и т.д.

  

Рефлексивная мишень.

 

Оценки за урок.

 7.Домашнее задание: в учебнике выучить правило с. 68,

    выполнить  звуко-буквенный разбор слова СЕМЬЯ