Разработка урока по русскому языку. Тема «Разделительный мягкий знак», 3 класс. УМК «Школа России»
24.11.21
Учитель начальных классов ВКК Бубенова Наталья Александровна
ЧОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия», (директор гимназии Чернова Н.Н.) г. Новосибирск
Скачать материал: Разработка урока по русскому языку. Тема «Разделительный мягкий знак», 3 класс. УМК «Школа России»
______________________
- Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Урок русского языка. Продолжаем учиться владеть словом.
Один древнегреческий философ сказал: «Ученик, работающий на уроке без желания, что птица без крыльев». Как понимаете?
Нужно постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
Работаем родителям на утешение, церкви и Отечеству на пользу.
- Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.
Сегодня на уроке нас ждут дела:
- Разминка-повторение.
- Минутка чистописания.
- Словарно-орфографическая работа.
- Решение проблемы урока.
- Самостоятельная работа.
- Рефлексия.
- Составим букет.
- Домашнее задание.
Работать будем индивидуально, в парах и коллективно.
Разминка – повторение
1.«Продолжи пословицу»:
Без труда – не вытянешь и…..
С кем поведёшься, от того и…..
Поспешишь – людей …
Не спеши языком,….
Труд кормит, а….
2.Антонимы-это…
Синонимы-это…
Их мы слышим и произносим… (звуки).
На какие две группы делятся звуки русского языка… (гласные и согласные).
Гласные бывают … (ударные и безударные).
Словарно-орфографическая работа: (Устная работа с орфографическим проговариванием). Читаю лексическое значение. Дети проговаривают орфографически. Слова открываются на экране.
молитва, лик, лампада, алтарь, апостолы, клирос, ладан.
Что общего в словах?
Какое слово с точки зрения русского языка лишнее? (алтарь, т.к. есть Ь).
Какую роль в этом слове выполняет Ь? (показатель мягкости).
Минутка чистописания.
Какую букву будем писать? (ь) Проверим себя.
ььььь нь ль бь вь мь ль
3.Постановка учебной задачи.
Согласны ли вы, что в предложении Ученье –свет, а неученье-тьма. мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласных?
Нет, т.к. он ещё и разделяет).
Давайте сформулируем тему нашего урока:
Разделительный мягкий знак.
Какова же цель? (научиться без ошибок писать слова с разделительным мягким знаком.).
Эта тема новая для вас? (нет).
Задачи:
– воспроизвести имеющие знания о букве ь
-формировать умения писать слова с ь
-развивать орфографическую зоркость…
Какие общеучебные навыки нужно будет проявить?
Умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выполнять, делать выводы, контролировать и оценивать.
Я предлагаю такой план:
- Выполняем звуковой сравнительный анализ слов.
- Работаем с правилом написания разделительного мягкого знака.
Составляем модель-схему.
- Упражняемся в написании слов с разделительным мягким знаком.
- Проверяем себя с помощью теста и оцениваем свои знания.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Проведём эксперимент. Понаблюдаем за произношением .
Произнесите и послушайте, как звучат слова:
семья
полью
веселье
ручьи
ружьё
Что заметили?
(Слово как – будто разделилось на две части). Какая буква их разделила?
– Давайте найдем ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный ь?
Индивидуальная работа по карточке.
В словах подчеркните букву перед ь одной чертой, а букву после ь – двумя чертами.
Сделайте вывод, где пишется разделительный мягкий знак.
Составим алгоритм-схему. Работаем в парах.
Для составления схемы ответьте на вопросы: (на карточке)
Что стоит перед Ь?
Что стоит после ь?
Эта буква обозначает один или несколько звуков?
Определите место ь в схеме.
Представьте ваши схемы.
Я вам предлагаю свой вариант схемы.
Какой вариант наиболее удачный? Почему?
Слева от меня согласная,
Справа е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
– Давайте проверим наше открытие.
– Итак, когда же пишется разделительный мягкий знак?
Читаем правило в учебнике стр.68.
Это надо знать? (правило в стихах)
5.Первичное закрепление
Называю слово, а вы изменяете слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов. Запишите.
Друг – друзья
воробей – воробьи
лист – листья
соловей – соловьи
муравей – муравьи.
Проверка по эталону.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (контроль своих знаний).
Тест.
7.Рефлексия деятельности (итог урока).
-Какое открытие мы сегодня с вами сделали?
Какую цель ставили?
Чего достигли?
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
Всё ли мы выполнили? Проверьте свои листы достижений.
Составляем букет (поставить в букет только те растения, в написании которых есть разделительный мягкий знак – пастушья сумка, гвоздика, роза, герань, вьюнок, астра и т.д.
Рефлексивная мишень.
Оценки за урок.
7.Домашнее задание: в учебнике выучить правило с. 68,
выполнить звуко-буквенный разбор слова СЕМЬЯ