Познавательно-творческий проект “Русская матрешка”

Познавательно-творческий проект “Русская матрешка”

Автор: воспитатель Стеканова Анна Вячеславовна

МБДОУ “Детский сад № 13” р.п.Гидроторф, Балахнинского района

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом работы по реализации проекта с детьми раннего возраста «Русская матрешка».

 2 слайд

Как возникла идея реализовать данный проект? В зимний период нашим коллективом был разработан проект  по благоустройству территории в рамках районного смотра-конкурса «Зимняя сказка», назывался он «Музей народной игрушки под открытым небом».

3 слайд

В рамках реализации этого проекта мы  слепили на своем участке Матрешек, которые привлекали внимание детей своими яркими сарафанами, платками. Каждый день дети с удовольствием спешили выйти погулять с матрешками, поиграть с ними. Интерес к народной игрушке был очевиден, так возникла идея реализовать данный проект.

4 слайд

Матрешка таит в себе широкий потенциал для раннего развития ребенка. Она способна вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному и творческому развитию детей.

Проект наш был краткосрочным, 2 недели.

5 слайд

Определяя работу над проектом, я ставила перед собой цель:

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал детей раннего возраста в процессе ознакомления с русской народной игрушкой Матрешкой.

Для реализации данной цели были поставлены задачи:

  1. Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.
  2. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности, знакомить с народными промыслами.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного творчества;
  4. Развивать познавательные способности, речевые умения, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас.

6 слайд

В результате реализации  проекта  мы предполагали, что у детей будут сформированы представления о русской народной игрушке, повысится заинтересованность и желание использовать ее в свободной деятельности. А также дети смогут проявить свои познавательные и творческие  способности.

7 слайд

На подготовительном  этапе   мы создали мини – музей Матрешки, в котором разместили не только матрешек различных размеров и расцветки, но и матрешек по сказкам «Курочка Ряба» и «Теремок».   Мною также были подобраны рассказы, стихи, потешки, загадки  по теме, сделаны дидактические игры, альбомы для рассматривания, игровые задания. В уголок ряжения мы добавили разноцветные платочки. Музыкальный руководитель помогла подобрать аудиозаписи песенок и танцев, так  была создана  развивающая среда в группе по теме проекта.

8 слайд

В ходе реализации основного этапа нашего проекта,  с детьми была проведена беседа «Кто такая Матрешка и как она появилась», рассматривали альбом «Русская матрешка», смотрели мультфильм, с целью обогатить представления детей о народной игрушке, развить их интерес к ней.  В свободное время знакомила детей с потешками   и стишками «Цветастое платье – румяные щечки», «Как у нашей у матрешки», «В одной кукле-кукол много» и другие, что способствовало развитию речи детей – ребята с удовольствием повторяли за мной понравившиеся им фразы и предложения.

9 слайд

В совместных занятиях художественным творчеством у детей развивались навыки раскрашивания матрешек, с помощью нетрадиционных техник рисования ватными палочками,

10 слайд

А также пальчиковыми красками. Малыши учились подбирать цвета и аккуратно раскрашивать Матрешек. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.

11 слайд

Украшать сарафаны  яркими деталями мы с детьми учились с помощью простых элементов лепки из пластилина: колбаски, улиточки, шарики. Это огромная возможность для детей пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Вот такая нарядная получилась у нас матрешка.

12 слайд

В ходе образовательной деятельности по конструированию «Домик для Матрешки» я  старалась развивать у детей конструктивные навыки при постройке дома, вместе анализировать готовую постройку: получился ли домик, уютно ли в нем матрешке. Закрепляла умение правильно называть знакомые детали.

13 слайд

Очень важно, чтобы процесс обучения  и развития детей был интегрированным, то есть  соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополнение друг друга.

Дидактические игры, которые я сделала для детей «Собери матрешку», «Подбери пару» способствовали развитию у детей умения сравнивать предметы, составлять целый предмет из частей, подбирать правильные геометрические фигуры по цвету.

14 слайд

Такие игры, как шнуровка и пластилиновые заплатки способствовали развитию цветового восприятия и мелкой моторики рук. У детей также развивалась  наблюдательность, внимание, активизировался  словарный запас.

15 слайд

Очень понравилось моим ребятам играть с кругами Луллия.  Круги Луллия относятся к ТРИЗ – технологиям и предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, что в дальнейшем послужит основой для детского воображения и творчества.

16 слайд

Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности. Главная наша цель — активность детей, эмоциональность. Включая детям  в свободное время уже знакомые  музыкальные произведения, они с удовольствием принимали на себя роль  матрешек, одевая на себя платочки, плясали и водили хороводы. Очень нравилось ребятам выполнять музыкально – ритмические  движения и петь песенку « Мы веселые Матрешки», «Мы Матрёшки-крошки», они старательно  согласовывали свои движения с текстом песни.

17 слайд

Мини-музей Матрешки находится в доступном для детей месте и поэтому в течение всего дня они могут взять их посмотреть, поиграть, покатать на машине. С удовольствием ребята раскрашивают матрешек цветными карандашами,  и играют уже в знакомые дидактические игры, во время которых развивается умения взаимодействовать друг с другом.

18 слайд

Особым успехом у детей раннего возраста пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят участвовать в  театрализованных представлениях.  Сначала во время исполнении сказки при помощи  сказочных  Матрешек «Курочка Ряба» и «Теремок» я рассказывала всю сказку сама, а дети, каждый манипулируя матрешками исполняли свою роль. Затем, дети уже сами хотели озвучивать свои роли, что несомненно способствовало развитию их  речи, расширению словарного запаса.

19 слайд

Итогом нашего проекта стало развлечение «Мы матрешки-крошки», где дети пели песенки, танцевали, играли,  мальчики собирали букеты цветов и дарили их понравившейся матрешке.

20 слайд

Также итогом нашей работы над проектом стало изготовление лэпбука «Русская матрешка», который используется в повседневной работе с детьми.

В заключении хочется отметить, что вся проделанная нами работа способствовала актуализации представления малышей о народно-прикладном искусстве России, способствовало воспитанию любви к русской народной игрушке – матрёшке.

 

Во время проекта отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами матрешек,  выполнение творческих заданий, дети проявляли интерес и желание играть с ними.

Интеграция образовательных областей позволила мне творчески подойти к реализации данного проекта и на коротком промежутке времени решить большое количество задач.

 Спасибо за внимание!

Скачать Проект Русская матрешка Стеканова.А.В

Скачать Текст к презентации Русская матрешка