Познавательная экспериментальная деятельность с детьми младшей группы «Вода – волшебница»

Международный конкурс «Путешествие в мир опытов и экспериментов». Работа “Познавательная экспериментальная деятельность с детьми младшей группы «Вода – волшебница»”. Автор: Воспитатель Шакирова Л.Д., г. Надым, 2024 г.


Цель: Развитие познавательной деятельности детей через экспериментирование.

Задачи:

  1. Познакомить детей с несколькими способами очистки воды с помощью ватного диска, ткани, салфетки.
  2. Закрепить представление детей о свойствах воды: прозрачная, жидкая, окрашивается гуашью, легче камня, а камень тяжелее воды.
  3. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы, делать предположения.
  4. Развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
  5. Развивать навыки проведения первых опытов.

 

Словарная работа: воронка.

 

Материал и оборудование: игрушка Зайчик, пластиковая бутылка с грязной водой, воронки, ватный диск, салфетки, бумага, стаканчики по количеству детей, камешки на каждого ребенка, кисточки, гуашь разного цвета, клеенка на стол, прозрачная емкость, полотенца для рук.

 

Ход экспериментальной деятельности:

Раздается стук в дверь. 

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучит, пойду открою дверь. (Воспитатель уходит за дверь и берет игрушку Зайчика и бутылку с грязной водой).

Воспитатель: Вот, кто к нам пришел! (Показывает игрушку).

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребятки!

Дети: Здравствуй, Зайчик.

Зайчик: Вот и настала весна. У нас в лесу стало тепло, моя шубка еще не поменялась на летнюю. И чтобы мне не было жарко в путешествии, я набрал водички. Хотите попить? (Предлагает детям).

Воспитатель: Ребята, хотите попить водичку зайчика?

Дети: Нет, не хотим.

Воспитатель: Почему не хотите пить?

Дети: Потому, что вода грязная.

Воспитатель: Зайчик, и правда твоя вода в бутылке грязная. Ты где ее набрал?

Зайчик: Как где? В луже, вовсе она не грязная.

Воспитатель: Ребята, скажите, разве в луже вода бывает чистой?

Дети: Нет, в лужах вода грязная.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим и докажем Зайке, что вода у него грязная. Ну-ка присаживайся, Зайка, мы сейчас это легко проверим. (Дети садятся за столы. На столах лежат различные фильтры: вата, салфетки, ткань, стаканчики, воронки на каждого ребенка, камешки, кисточки, гуашь).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите на своих столах?

Дети: Вату, салфетки, ткань, стаканчики.

Воспитатель: А этот предмет вам еще не знаком, это воронка. Давайте все вместе повторим?

Дети: Воронка.

Воспитатель: Взрослые используют воронку, чтобы переливать воду из одного сосуда в другой. И сегодня нам тоже она будет нужна для переливания воды. Как вы думаете, сможем ли мы проверить наличие в воде грязи? (предположения детей) Давайте проверим.

 

Воспитатель разливает детям в стаканчики воду из бутылки.

 

Опыт 1. Очищение воды с помощью ватного диска.

Воспитатель: Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку вложите ватный диск. А теперь переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стаканчик, но стакан наливайте не полный. Посмотрите, как я это делаю.

 

Дети смотрят, затем вместе с воспитателем выполняют задание.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на водичку, какая она стала? У нас получилось очистить ее от грязи?

Дети: Да, вода стала чище, без мусора.

Воспитатель: А где же грязь и мусор? Посмотрите на ватный диск.

Дети: Грязь и мусор остались на ватном диске.

Воспитатель: Вот, зайчик, посмотри, какая грязная у тебя была вода. Ребята, с помощью чего мы очистили воду? (с помощью ватного диска)

Вывод: С помощью ваты можно очистить воду, или сделать бытовой фильтр. 

 

Опыт 2. Очищение воды с помощью ткани или салфетки.

Воспитатель: Как вы думаете, а можно ли очистить воду другим способом, например, тканью, салфетками? (предположения детей)

Воспитатель: У вас в стаканчиках еще осталась грязная вода, давайте мы и её очистим. Возьмите второй пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку вложите ткань или салфетку, кто что хочет, переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стаканчик.

 

Дети самостоятельно выполняют задания, используют разный фильтр: ткань или салфетки.

Воспитатель: Ребята, получилось ли у вас очистить воду с помощью ткани, салфеток, какая стала вода?

Дети: Вода стала чище.

Воспитатель: А где мусор?

Дети: Мусор остался на салфетках и ткани.

Вывод: С помощью ткани и салфеток так же можно очистить воду, или сделать бытовой фильтр. 

Воспитатель: Ребята, мы очистили воду, но она все равно не пригодна для питья, мы очистили лишь часть грязи, поэтому давайте этой водой мы польем цветы.

Поливают цветок.

Опыт 3. Тонет не тонет.

Воспитатель: Ребята, угадайте, что может лежать в моей коробочке? Круглое, тяжелое. (камешки) Как вы думаете, что будет с камушками, если их опустить в воду? (предположения детей)

Воспитатель: Возьмите каждый по камушку у себя на столе и опустите его в воду, что произойдет? (камень утонул)

Выполнение опыта.

Вывод: Камень утонул, так как он тяжелый.

 

Опыт 4. Вода – волшебница.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода бывает волшебницей? Видите ли вы камушек в стакане с водой? (ответы детей) А почему видите?  (потому что она прозрачная) Как вы думаете, можно ли в воде спрятать камушек? (предположения детей) А хотите проверить?

Воспитатель: У вас на столе есть кисточки и гуашь, закрасьте водичку своей краской.

Выполнение опыта.

Воспитатель: Какого цвета стала у вас вода? (дети называют цвет воды) А где ваши камушки? (предположения детей) Они в цветной воде спрятались, их стало не видно. Вот какая вода волшебница!

Вывод: В цветной воде предмет становится не видно.

 

Зайчик: Спасибо вам, ребята, вы научили меня очищать воду с помощью ватных дисков, салфеток и ткани, а еще я узнал, что в воде тонут тяжелые предметы и их можно спрятать в цветной воде.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе поиграем в игру «Зайчик».

 

Игра малой подвижности «Зайчик»

«Вот здесь, на макушке у крольчонка длинные ушки. (сложить руки на голове так, чтобы они были похожи на ушки)

Розовый носик его украшает. (дотронуться до своего носа)

Вот так он прыгает, когда убегает. (прыгать)

И бегает быстро весь день напролет. (бегать)

А вот так он еле-еле бредет. (изменить интонацию голоса, медленно перемещаться)

И вмиг засыпает, глазки сомкнув. (сделать вид, что спишь)

Лапки-малютки свои подогнув.»

Воспитатель: Ребята, чему мы с вами научили зайчика? (ответы детей) А теперь попрощаемся с ним.