Научно-исследовательский проект «Почему дует ветер?»

Научно-исследовательский проект «Почему дует ветер?»

10.03.2022

Пастухов Александр, 7 лет

Воспитатель Коробейникова Татьяна Геннадьевна

МАДОУ «Детский сад № 63» г. Ижевск, Удмуртская Республика

Скачать материал: Почему дует ветер Пастухов Александр МАДОУ Детский сад 63

_______________________________

Введение

Я гулял с дедушкой на улице. Дул сильный ветер.  Я спросил у дедушки: «Почему дует ветер?» Он  мне ответил, что это очень интересный вопрос, и дома мы проведем несколько опытов, с помощью которых и найдем ответ.

Дома дедушка загадал мне загадку: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем». Как вы думаете, что это? Правильно. Я сразу же догадался, это воздух. Тогда дедушка взял веер и помахал им. Я почувствовал прохладу, подул ветерок. Я предположил, что движение воздуха – это и есть ветер.

Цель моего проекта: как это движение образуется в природе?

Для достижения цели я:

  1. изучил литературу;
  2. просмотрел видеоролики в интернете;
  3. подобрал материал для проведения опытов.

Для подтверждения гипотезы сделали несколько фотографий. Продемонстрировали их ребятам из группы, а некоторые опыты провели прямо в группе.

Основная часть.

Мы с дедушкой сделали бумажную спираль.  Подвесили ее за нить – у нас получилась небольшая змейка. Я поместил змейку над зажженной свечой  (Приложение 1).

Что же я увидел: змейка «поползла» вверх. А помог ей в этом воздух, но необыкновенный, а нагретый. Этот опыт показал нам, что теплый воздух стремится подняться наверх [Ромодина Марина, Ромодин Василий «Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов»].

Далее мы сделали другой опыт: взяли две свечи, приоткрыли окно.  Одну свечу держали внизу, а другую вверху. Пламя нижней свечи направилось внутрь комнаты (Приложение 2), а  верхней – на улицу (Приложение 3). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. А с улицы к нам входит холодный воздух. Холодный воздух тяжёлый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Вывод: получается, что один воздух – тёплый, движется вверху, а навстречу ему – внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер.

Мне стало очень интересно, и я открыл энциклопедию. Наша Земля нагревается неравномерно. Суша нагревается очень быстро, в то время как водная поверхность Земли остается еще холодной [ Волцит П. М. «Почему дует ветер?» Из серии: Все на свете знают дети]. Таким образом, теплый воздух с суши поднимается вверх, а холодный воздух с морей и океанов занимает его место. Так и получается ветер (Приложение 4). Я этой новость поделился с ребятами в группе.

Татьяна Геннадьевна сказала, что сила ветра  зависит от температуры воздуха. Чем больше разница температуры, тем выше скорость воздуха, а тем самым и сила ветра. Сила ветра определяется его скоростью. А мама мне рассказала, чем измеряют направление ветра. Это флюгер (Приложение 5). Его устанавливают на высоте 10 м. Его острый конец показывает направление ветра. Если дует с севра на юг – северный, если с Запада на Восток – западный.

Но как же измерить силу ветра? Оказывается, есть такой прибор анемометр (Приложение 6), он в баллах показывает скорость ветра [Красильников Н. «Где живет ветер»].

  Сильные порывы ветра причиняют вред людям (торнадо, ураганы, сносит крыши, вредит постройкам, ломает деревья), способствует распространению пожаров. Но без ветра не было бы дождя над сушей, с помощью ветра получают электричество, ветер разносит семена растений, очищает воздух (уносит отработанные газы, дым от заводов), помогает людям (мореплаватели, воздушные шары).

Заключение.

         Таким образом, я узнал, что движение теплого и холодного воздуха – это и есть ветер. Можно определить его направление, скорость и силу. В зависимости от скорости ветра, он оказывает и положительное, и отрицательное влияние на жизнь людей. Я этой интересной информацией поделился с ребятам в группе. Они узнали много нового. Теперь делюсь и с вами. Спасибо за внимание.

Литература

  1. Болушевский С. В., Караваева А. О., Зарапин В. Г. «Откуда берется ветер? Удивительные опыты с воздухом»
  2. Волцит П. М. «Почему дует ветер?» Из серии: Все на свете знают дети.
  3. Красильников Н. «Где живет ветер»
  4. Ромодина Марина, Ромодин Василий «Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов».