Каширская Елизавета Исследовательская работа «Развитие эмоционального интеллекта средствами искусства»

«Развитие эмоционального интеллекта средствами искусства»

26.04.22

Каширская Елизавета

Учитель русского языка и литературы, педагог-психолог Коноплева Лариса Алексеевна

МБОУ Елбанская СОШ село Елбань Маслянинский район Новосибирская область

Скачать материал: Исследовательская работа «Развитие эмоционального интеллекта средствами искусства»

Введение

Зорко одно лишь сердце.

Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери

Как много в последние годы в СМИ появляется тревожащих сообщений о трагедиях, происходящих в обществе: расстрел школьников и учителей в Казани, убийство подростком родителей, вандализм на кладбищах…  Всё это говорит о выходе из-под контроля эмоций в нашей собственной жизни и в жизни окружающих нас людей.

Что такое эмоции и можно ли ими как-то управлять?

В последние десятилетия представители учёного мира всерьёз занялись изучением эмоций и пришли к неоспоримому факту. Эмоциональный интеллект не менее, и даже более, чем классический IQ, способствует успеху и психическому, и физическому благополучию человека. EQ можно управлять, можно развивать в себе эти способности. Меня тема эмоционального интеллекта привлекла возможностью эффективно добиваться своих целей и при этом жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Каков же инструментарий по развитию EQ? Есть много техник, интересных приёмов, но мне хотелось бы поделиться своими наработками.

Цель моей работы – поделиться своими приёмами по развитию эмоционального интеллекта средствами искусства.

Задачи.

  1. Изучить теорию вопроса: что такое EQ, приёмы, техники по его развитию.
  2. Предложить свои приёмы, как можно развивать EQ средствами музыки и литературы.
  3. Создать презентацию с музыкальными произведениями.

На мой взгляд, любое произведение, будь то музыкальное или художественное, – это прежде всего текст. И его понимание начинается с восприятия. Текст мы чувствуем, он вызывает в нас разнообразные эмоции. Более того, даже если мы «поверим алгеброй гармонию», по прошествии лет в воспоминаниях остаются именно чувства. И чем мощнее произведение, тем сильнее память эмоции, память чувства.

Моя гипотеза в связи с вышесказанным такова. Эмоциональный интеллект строится на связи между чувством, характером и внутренними нравственными стимулами. Фундаментальные этические установки в жизни происходят от лежащих в основе эмоциональных способностей. А одним из средств их формирования является искусство.

Таким образом, объектом исследования является эмоциональный интеллект; предметом исследования – приёмы развития EQ.

По данной теме очень много фундаментальных работ, так как эта проблема активно стала разрабатываться с девяностых годов двадцатого века. В 1990 году Майер, Саловей впервые ввели термин «эмоциональный интеллект», позднее к ним присоединяется Д. Карузо. В феврале 2020 года по этой теме прошла конференция в Москве. Разработан тест на определение EQ, есть его русский вариант. Свою первую часть, где рассматривается теория вопроса, я писала, ориентируясь на книгу Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Дэниел Гоулман – знаменитый психолог, основоположник теории EQ. Сложные вопросы, связанные с деятельностью головного мозга, изложены доступным языком, образно, интересно. После прочтения уже первых глав в голове складывается цельная картинка о том, где живут эмоции и как они работают.

Третья и четвёртая главы – это практическая часть, здесь я делюсь своим опытом, как через мир музыки и литературы можно развивать в себе EQ. Обращение к музыке не случайно: я постигаю этот чудесный мир звуков, мелодий уже восьмой год. Специально по этой части мной сделана музыкальная копилка, которой может воспользоваться любой желающий.

Глава 1. Эмоциональный интеллект и его структура. Природа эмоций

Всякий может разгневаться – это легко, но совсем не так легко разгневаться на того, кто этого заслуживает, причём до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим способом.

Аристотель

В Википедии даётся следующее определение эмоционального интеллекта.

«Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИангл. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач[1]. Относится к гибким навыкам»(1)

Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. Этого вопроса так или иначе касались Чарльз Дарвин, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.

«Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е.  В 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. После выхода этой статьи теория эмоционального интеллекта привлекла большое внимание, последовала масса публикаций на тему.

В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

В начале XXI века разработка концепции эмоционального интеллекта продолжилась, многие новые публикации по этой теме сделали Петр Соловей (Петер Саловей), Джон Майер, Говард Гарднер, Константин Васили Петридис».(2) Всё вышеизложенное –  информация, касающаяся истории вопроса.

По этим материалам можно выделить две модели ЭИ. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (модель способностей) и смешанная модель Дэниэла Гоулмана.

Первая модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта.

«Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации.
  3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
  4. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения» (3)

Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. Смешанная модель предполагает, что эмоциональный интеллект состоит из 5 компонентов:

Самопознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки.

Из двух моделей мне больше понятна первая, на неё я и буду ориентироваться в создании своего алгоритма работы над эмоциями.

Несмотря на то, что многие учёные критикуют модель Гоулмана за недостаточную научность, мне его манера писать помогла хорошо представить, где живут эмоции. По сути у нас 2 ума: один думает, другой чувствует. Эти два коренным образом отличающиеся процесса познания взаимодействуют: сердце и голова, чувства и разум. Первоначально природой была создана лимбическая система (отвечает за эмоции), потом в ходе эволюции – неокортекс, думающий мозг. (4)

Итак, первый важный вывод: эмоции первичны!

Лимбический центр – миндалевидное тело, от него зависят все страсти и увлечения. Учёный сравнивает его с часовым, который постоянно задаёт себе вопросы:

– Это то, что я не выношу?

– Это больно задевает меня?

– Это что-то, чего я боюсь?

В случае утвердительного ответа центр в лимбическом мозге объявляет ЧП, мобилизует остальную часть мозга для решения проблемы. По сути это «Служба спасения», которая готова в ту же секунду отправить пожарную машину, полицию и т.д. Подобные эмоциональные взрывы (например, во время приступа гнева) представляют собой настоящий «бандитизм» со стороны нервов. «Бандитское нападение» происходит в мгновение ока, неокортекс  не успевает даже осознать происходящее. (5))

 Второй важный момент: эмоции возобладают над здравым рассудком.

Не случайно народная мудрость гласит: «Утро вечера мудренее», т.е. надо дать время поработать неокортексу.

Левая предлобная доля – выключатель эмоций, родитель для сигналов от миндалевидного тела. Эмоциональные цепи формируются переживаниями на протяжении всего детства. Причём лимбическая часть мозга формируется быстрее, чем передние лобные доли и неокортекс. Поэтому так важны для маленького ребёнка родительские любовь и забота.

Третий вывод: эмоции важны для нормального мышления! Постоянный эмоциональный дискомфорт обычно приводит к ослаблению умственных способностей у детей.

Значит, идеальный вариант, к чему каждый должен стремиться, – найти равновесие между эмоциями и разумом.

Как точно написал о гармонии между головой и сердцем С.Я. Маршак:

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

Чтобы с успехом реализовать эту систему в нашей жизни, нам прежде всего следует лучше осознать, что значит пользоваться эмоциями с умом. А для этого вначале ответим на вопросы: что такое эмоции?  Какие они бывают? Можно ли определить эмоции, которые испытывает человек? Почему так важно научиться их распознавать и как это делать?

Глава 2. Как распознавать эмоции. Приёмы и техники

Я нашла много определений понятию «эмоция». В Википедии, например: «Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс[1] средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру» (6)

Такое научное определение вряд ли запомнится обычному человеку. Мне кажется, определение, которое даёт В. Шиманская, гораздо точнее ложится на сознание. «Эмоция – это движение лица и голоса в сопровождении душевных переживаний на фоне функционального изменения состояния организма. (7)

Попыток классификации эмоций было бессчетное множество. Совместными усилиями социальных психологов вроде Пола Экмана, этологов, эволюционных и когнитивных психологов было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной среди них называют «колесо эмоций» Роберта Плутчика.

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции. Получилось впечатляющее и наглядное «колесо эмоций». Основными эмоциями, согласно Роберту, являются радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. (8)

Американский психолог К. Изард выделил десять фундаментальных эмоций. Приведу его классификацию с небольшими комментариями.

1). Интерес-возбуждение

Переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-либо или к кому-либо. Как желание узнать, исследовать, расширить свой кругозор. Является сильным мотивом познавательной деятельности. Противоположной интересу является скука, которая возникает при монотонной и однообразной деятельности.

Близко к эмоции интереса, однако быстротечно. Возникает в ситуации

новизны, необычности и противоречивости, побуждает к действиям – хо-

чется что-то выяснить, узнать, уточнить.

2). Эмоция радости

Возникает в ситуации удовлетворения личных потребностей. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью.

3). Эмоция страдания

Противоположна радости. Это состояние уныния, упадка сил, пассивности, одиночества, в предельно острой форме – горе. Страдание имеет очень серьезные последствия для человека и является одним из важных условий для его духовного развития.

4) Эмоция гнева

Возникает в ответ на препятствие при достижении цели, а также в ситуациях, когда ограничиваются возможности самореализации. Причиной гнева может быть оскорбление, обман, унижение… Гнев порождает прилив сил, и может перерасти в ярость или состояние аффекта, когда человек теряет самоконтроль и возможность управлять своими эмоциями.

5) Эмоция стыда

Особенно остро переживается, когда человек сравнивает себя с другими. При этом он может ощущать себя плохим, никчемным, слабым, неудачником. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают. Легкая форма стыда – это застенчивость. Стыд парализует мышление, отрицательно влияет на поступки человека. Однако при этом активизирует защитные механизмы личности.

6) Эмоция гордости

Возникает тогда, когда человек переживает свою значительность, важность, достойность и стремится продемонстрировать это другим. На основе этой эмоции происходит развитие устойчивого отношения к себе.

7) Эмоция отвращения

Возникает в отношении людей и явлений, которые воспринимаются

как уродливые, отвратительные и т. д.

8) Эмоция презрения близка к отвращению, но возникает по отношению к людям, когда их поведение или какие-то личностные качества не со-ответствуют его нравственным требованиям.

9) Эмоция вины

Это раскаяние и осуждение себя (не успел, не смог, не предупредил), желание как-то искупить свою вину (помочь, попросить прощения). Считается, что способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить ее является важным признаком зрелости личности.

10). Эмоция страха

Возникает при опасности и угрозе человеку. Может переживаться как состояние неуверенности, тревоги предчувствия беды, незащищенности, сильного ужаса, переходящего в аффект.

По мнению К. Изарда, каждый человек имеет свой эмоциональный

склад, склонность к проявлению той или иной эмоции в различных ситуа-

циях. (9)

Казалось бы, проще простого определить по лицу, мимике, жестам, какие эмоции испытывает человек. Но если предложить ряд фото с различными эмоциями на лице, многие начинают путаться.

Чаще всего мы не задумываемся над тем, что, например, при гневе брови опущены, рот закрыт, губы сужены. Мы «считываем» эмоцию автоматически. И всё-таки приведу ряд характеристик, кторые помогают определить эмоции человека.

Презрение. Приподнятый уголок рта с одной стороны.

Счастье. Небольшие морщинки в уголках около глаз. Задействованы мышцы вокруг глаз.

Печаль. Верхние веки слегка опущены, как и уголки рта. Рассеянный взгляд.

Отвращение. Сморщенное выражение лица. Верхняя губа приподнята.

Удивление. Брови приподняты. Глаза широко раскрыты. Рот приоткрыт.

Страх. Брови приподняты и вытянуты. Верхние веки приподняты. Нижние – напряжены. Губы немного вытянуты.

В одной из статей я вычитала, что эмоции – это дар человека. Действительно, они нужны нам при общении, в воспитании, научении чему-либо. Мир без эмоций, как картина без красок. Научно доказано, что люди, умеющие управлять своими эмоциями, понимающие эмоциональное состояние других, гораздо успешнее в жизни. Кроме того, эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Они предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.

Однако эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность. Поэтому так важно научиться управлять эмоциями.

В первой главе  я полностью привела модель эмоционального интеллекта (далее ЭИ) Майера-Саловея-Карузо. По сути, это и есть те навыки, овладение которыми приводит к развитию ЭИ. Вот эти 4 компонента:

  1. Идентификация (умение узнать эмоции)
  2. Использование эмоций (направление эмоций на стимулирование умственной деятельности).
  3. Понимание и анализ эмоций (умение определять причину эмоции).
  4. Управление эмоциями (умение регулировать реакции в ответ на эмоциональные стимулы).

Вот простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:

  1. Что сейчас со мной происходит?
  2. Что чувствует моё тело?
  3. Что я хочу сделать?
  4. Как называется это переживание?

Осознанию эмоций помогают такие техники, как «XYZ», «Светофор».

Так, Гоулман предлагает зафиксировать свои ощущения следующим образом. «Когда ты сделал Х, это заставило меня почувствовать Y, а вместо этого мне бы хотелось, чтобы ты сделал Z». (10) Причём этот приём нужно использовать не только во время ссоры, какой-то критической ситуации, а тренироваться в его применении постоянно.

Техника «Светофор» направлена на управление эмоциями.

 Красный цвет. «Стой! Это мелочь или что-то серьёзное? (важно научиться определять величину происходящего) Я думаю, что у меня проблема. Я расстроена. Мне нужно остановиться и успокоиться»

Жёлтый цвет. Глубоко и медленно вдохнуть. «Хорошо, теперь я спокойнее. Что можно сделать?»

Зелёный цвет. «Расскажи, что случилось и что ты чувствуешь»

Приём ОВД (опора-вертикаль-дыхание) для снятия стресса, т.е. нужно сесть, спину выпрямить и дышать (вдох на 3, выдох на 6).

Во всех этих упражнениях обращается внимание на правильное дыхание, которое даёт возможность переживать эмоции, не выплеснуть их на другого.

Гоулман также советует когнитивное реконструирование, т.е. отстраниться, подумать о происходящем с позитивной стороны. (11) Записывать тревожные мысли; взглянуть на вещи с точки зрения другого человека; рассказать о своих переживаниях, страхах. Все эти приёмы способствуют саморегуляции эмоций. Человек не властен над тем, какая у него будет эмоция, но мы можем оказать влияние, какой она будет по продолжительности; можем заставить подчиниться эмоции, вышедшей из-под контроля. (12) У большинства людей, замечает психолог, относительно редко случается буря чувств; что бы мы ни делали, всё имеет целью улучшить собственное самочувствие и настроение. Если на протяжении нескольких недель для человека характерно среднее настроение, то в целом он здоров и благополучен.

Очень интересные советы по развитию ЭИ дают Тревис Бредберри и Джин Гривз в своей книге «Эмоциональный интеллект 2.0». Они их называют «стратегиями».

Стратегии социальной восприимчивости:

  1. Приветствуйте людей по имени.
  2. Наблюдайте за языком тела.
  3. Поставьте своевременность во главу угла.
  4. Используйте вопросы «из заднего кармана».
  5. Не делайте записи в ходе собраний.
  6. Планируйте вечеринки заранее.
  7. Проведите уборку.
  8. Живите мгновением.
  9. Устройте себе 15-минутную экскурсию по офису.
  10. Находите проявления EQ при просмотре кинофильмов.
  11. Практикуйте искусство слушания.
  12. Займитесь наблюдением за людьми.
  13. Поймите правила культурной игры.
  14. Проведите испытания на точность.
  15. Поставьте себя на место другого.
  16. Пытайтесь увидеть общую картину.
  17. Уловите настроение, царящее в комнате.” (13)

В общем-то нетрудные стратегии, но насколько эффективные, если их практиковать постоянно.

Эту главу хотелось бы закончить ещё одним инструментом для развития EQ – дневнике эмоций. Суть его в том, что нужно записывать каждые два часа свои эмоции, а в конце дня подвести итоги, какие эмоции преобладают и почему.

Дата Время Эмоции из списка (интерес, страх, злость, радость, удивление, доверие, отвращение, печаль) Интенсивность

(шкала от 1 до 10)

Комментарий (причина/ситуация, где в теле)
10.00
12.00
14.00 и т.д.
Преобладающая эмоция дня
Преобладающая эмоция недели
Преобладающая эмоция месяца

Если не лениться, то можно очень много интересного увидеть за собой!

Методика, которую предлагаем мы, связана с миром искусства. Развитие эмоций через произведения искусства. Уже несколько лет я занимаюсь музыкой, поэтому это будут произведения музыкальные. Я обожаю читать, особенно рассказы Е. Воздвиженской, поэтому коснусь мира литературы. Любое произведение мы пропускаем прежде всего через свои эмоции и чувства. Да, если начнёшь поверять алгеброй гармонию, выйдешь на новый уровень понимания. Но, спустя какое-то время, что остаётся от восприятия произведения? Память отсеивает самые яркие моменты, чаще всего те эмоции, которые вызвало произведение изначально. Они начинают жить в нас, помогая лучше понимать струны души человеческой.

Глава 3. Волшебный мир волшебной музыки

Слова только мешают понимать друг друга.

Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»

Как же можно развивать в себе интеллект через музыку? Только слушая её, по возможности классическую.  Зачастую человек, далёкий от высокого искусства, даже боится её послушать, привычно ожидая чего-то скучного, непонятного. Поэтому о музыке надо рассказывать, причём так, как она тебя самого завораживает.

У каждого из нас в душе есть маленький островок, на котором живёт наше увлечение. Мой островок целиком и полностью посвящён музыке. Сейчас на нём дружно живут Моцарт и Чайковский, Гайдн и Прокофьев, Григ и Гаврилин, Магомаев, шёпот золотых листьев, круг и звук падающего снега. Островок появился, когда мне было три года. Он представлял собой маленькую точку, которую населяли детские песенки и поющие герои мультфильмов. Они жили в мире и согласии, пока я серьёзно не начала воспринимать «дорожную» музыку – шансон, которую всегда включал папа, когда мы ехали в машине. Так периодически я напевала то «подружку с центра», то «улыбку». И вот однажды под ёлочкой я нашла детский синтезатор. На удивление, подарок быстро прижился и подружился с жителями моего островка. Я подбирала известные песенки и подпевала под свою же игру. Это нравилось и мне, и родителям, и острову.

А в сентябре я узнала, что такое ДШИ, и стала ходить на эстетические занятия. Через год в мою жизнь вошло фортепиано. Постепенно на остров прибывали всё новые и новые жители: лёгкие пьески, названия нот, связанные с их записью, композиторы, альтерация, терминология и динамика. Сейчас я не могу представить себя без своего островка, как и этот островок, он будет совсем другим без меня…

Музыка… Она разлита повсюду: в шуме ветра и звоне капели, в журчании ручейка и птичьих пересвистах. Для начала нужно научиться вслушиваться в эти звуки, постараться «влиться» в этот мир, и он откроется твоему сердцу.

Эмоционально воздействуют на человека любые мелодии, но лучше всего начинать работу с чего-то понятного, доступного, например, с народных песен. Для меня народные песни – это что-то старинное, тёплое и родное. Их хочется петь в тяжкие минуты жизни. Чаще всего при упоминании народных песен мне представляется такая картинка. Зимний вечер. На улице темно не только от черничного покрывала ночи, но и от шумных игрищ зимы и вьюги. Маленькую лубяную избушку почти полностью замело. В доме пахнет сушёными дарами лета. Лучина сотрясается от топота маленьких ножек. На печи сидит девушка и представляет себе своего жениха. В углу, рядом с печкой, примостился дедушка, он плетёт лапти. А под самым огоньком – бабушка в цветастом платке, прядёт или вяжет, тихонько напевая о красном солнышке да о белой лебёдушке, о синем море. Да так душевно поёт, что тепло на душе становится, прозрачные слезинки сами из глаз катятся. Вот что такое народная песня.

Своим одноклассникам я предложила прослушать и эмоционально оценить пять песен. 1. «Иволга», русская этническая. 2. «На улице дождик» (в исполнении группы «Золотое кольцо»). 3. «Когда молод был», в исполнении Сергея Старостина. 4. «Речка», русская народная. 5. «Ворон», в исполнении Анастасии Сороковой. 18 человек по ходу прослушивания писали в таблице об испытываемых ими эмоциях, об их интенсивности, по желанию некоторые вносили в графу для комментариев, какие ассоциации, ощущения вызывала мелодия. Анализируя записи ребят, я заметила следующие особенности.

Во-первых, у девочек эмоции богаче, чем у мальчиков. Многие из них вообще не смогли назвать свои эмоции; отмечали радость там, где прочитывается грусть, тревога, печаль. Во-вторых, у всех ребят маленький эмоциональный словарный запас. Вместо названий эмоций пишут этические, нравственные понятия: например, «свобода, любовь, впечатление, энергичность, боль, спокойствие».  Интересным был один комментарий одноклассницы, когда она в комментариях оценивала песни словами: «обычно, хорошо, отлично, профессионально». Такая градация показывает, насколько эмоциональным и профессиональным было исполнение, какое воздействие оказывала музыка.

Наибольшее впечатление на ребят оказали две песни: «На улице дождик» и «Ворон» в исполнении «золотого голоса России» Анастасии Сороковой. Если от песни Анастасии я почувствовала прилив сил, то от песни «На улице дождик» повеяло щемящей грустью. Слушаешь мелодию и видится тебе ветхая избушка, маленький огонёк, брат качает в колыбельке сестрёнку, напевая, вот «вырастешь большая, отдадут тя замуж… во чужу деревню, в семью несогласну». Вроде сейчас и другие времена, а ведь наступит время для каждой девушки входить в чужую семью, и кто его знает, как оно будет в чужой семье.

После народных песен можно предложить композиции из классической музыки. Для музыкальной копилки я подобрала мелодии самых разных авторов с большой эмоциональной палитрой. Здесь П.И. Чайковский и Григ, Вагнер и С. Прокофьев – всего 14 композиций. Для упражнений с использованием классики достаточно 4-5 мелодий. Включается музыка, слушаем и записываем в таблицу, какие эмоции вызывает произведение, ощущения, ассоциации.

№ мелодии эмоции Ощущения в теле Ассоциации (если есть)
1. грусть гнетущие Как будто что-то надвигается, таинственное и непонятное
2. радость бодрость Хочется пуститься в пляс

После заполнения таблицы повторное прослушивание, на слайдах выводится информация о произведении, в том числе и о настроении, создаваемом мелодией. Как радуются ребята, когда правильно считывают ведущие мотивы. Это упражнение можно дополнить рисованием образов, линий, красок. Кстати, такая техника называется «скрайбинг», т.е. когда по ходу прослушивания, записываются эмоции, набрасываются различные символы, рисунки. Презентация к этому упражнению прилагается к работе.

В чём особенность таких упражнений? Музыкальные изобразительные средства вызывают у слушателей определённые звуковые и зрительные представления, создают в воображении разные музыкальные образы, рождают разные настроения. Если услышанное «зацепило», то оно также остаётся в нашей памяти чувств и эмоций, являясь тончайшим камертоном наших слов и поступков.

 

Глава 4. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

«Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живёт человечество. И потому в его грусти всякий узнаёт свою грусть, в его душе всякий узнаёт свою и видит в нём не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству».

В.Г. Белинский

Развивать способности по распознаванию эмоций можно и через приобщение к литературе. Как известно, главный предмет изучения в литературе – человек, его внутренний мир. Предполагается, что, читая произведение, мы анализируем поведение героев, их поступки. В ходе такой работы формируется система ценностей: что хорошо, что плохо. Но, чтобы определённое качество принять, сделать своим, оно должно пройти через катарсис (так утверждает А.Леонтьев), т.е. любое произведение необходимо проживать. «Прожить» – значит уметь встать на место героя, понять, что он чувствует, понять мотивы того или иного поступка. Распознавание эмоций идёт через тело – мимику, жесты, походку, позу, движения; речь – громкость, темп, интонацию, лексику. Далее задумываемся над причинами эмоций, анализируем, что привело к появлению этих чувств. И последний этап – какие смыслы рождаются в ходе наблюдений.

Возьмём всем хорошо известный рассказ А.П. Платонова «Никита». Приведём пример возможной беседы.

– Какая эмоция ведущая?

– Страх у ребёнка, который оказывается один дома.

– Почему страх?

– Так как Никита один в доме; все предметы оживают; они недобрые.

– Как исправить ситуацию? Как побороть страх маленькому мальчику, оказавшемуся один на один в враждебным миром?

– Секрет в словах отца: «Когда своим трудом жить будешь». Труд в широком смысле – это и труд души: делать понятным, добрым всё, чего ты касаешься.

Пьеса С.Я. Маршака «12 месяцев». Картина, когда королева пишет указ: «Казнить, нельзя помиловать».

– Что почувствовали?

– Укор, гнев, возмущение.

– Почему?

– Это неправильно, несправедливо: одним росчерком пера решается жизнь человеческая.

Эпизод, где пожилой учитель решает во всём соглашаться с королевой.

– Что почувствовали в этот момент?

– Обиду за учителя.

– Почему?

– Он, пожилой, образованный, воспитанный, вынужден терпеливо сносить все глупости строптивой девчонки.

– Почему?

– Потому что власть диктует свои правила. Кто у власти, тот и диктует свои законы.

Эпизод, когда дочка с мачехой решают отправить падчерицу в  метельную ночь за подснежниками.

Ведущая эмоция – гнев. Почему? Они в тепле, сытые отправляют девочку на погибель.

– Почему дочка с мачехой так себя ведут?

– Для них важнее всего деньги, они жаждут заполучить их любой ценой, даже ценой жизни человеческой.

– Что объединяет королеву и этих героинь?

– Корыстолюбие и чёрствость души.

– Представим, как падчерица вышла из дому, как она бредёт по заснеженному лесу, как садится под деревом… Что она говорит в эти минуты? Почему?

(Такой приём позволяет лучше понять чувства героини; вызывает сострадание, сочувствие).

– Падчерица идёт на огонёк, где получает помощь. Нарисуйте костёр. Что вы чувствуете, когда глядите на огонь?

– Это свет, это тепло. Всё это согревает и сближает.

– Символом чего выступает огонь в этом эпизоде?

– Чего-то хорошего, символом надежды, веры, что обязательно расступятся деревья и появится костёр, который тебя согреет, а люди придут на помощь.

Так от эмоций, их причин мы приходим к смыслам, а ведь это самое главное, чему мы должны научиться в жизни.

Заключение

Есть только одно важное для всех дело в жизни –

улучшать свою душу.

Л.Н. Толстой.

Вот и перевёрнута ещё одна страница в исследовании внутреннего мира, страница для меня новая, яркая и очень важная. Исследование, проведённое мною по теме «Развитие эмоционального интеллекта средствами искусства», помогло мне определить ещё один путь в понимании себя и окружающего мира.

Я выполнила все задачи, которые поставила перед собой.

  1. Изучила, что такое EQ, приёмы, техники по его развитию.
  2. Поделилась своими приёмами, как можно развивать EQ средствами музыки и литературы.
  3. Сделала презентацию с музыкальными произведениями.

Моя гипотеза нашла подтверждение. Эмоциональный интеллект строится на связи между чувством, характером и внутренними нравственными стимулами. Фундаментальные этические установки в жизни происходят от лежащих в основе эмоциональных способностей. А одним из средств их формирования является искусство.

Приоткрылась завеса в сложном вопросе: как можно управлять своими эмоциями, развивать их, совершенствовать. И этот путь – воздействие через искусство. Музыка и поэзия – две могущественные стихии, способные сыграть на самых тончайших струнах человеческой души. И играют, и проникают, вызывая сильнейшие эмоциональные переживания. А вот станут ли наши эмоции той искрой, из которой возгорится пламя (мысль, этическое убеждение, нравственное чувство), зависит от самого человека.

Список литературы:

  1. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
  2. Востриков А.А., Табидзе А.А. Эмоциональный интел­лект. Культура эмоций. Курс психотехники эмоцио­нальной саморегуляции, самопсихомоделирования и жизненного оптимизма. Учебное пособие с учебными аудио-сеансами. – Томск: «Продуктивная педагогика», 2007.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: «АСТ Москва», 2009.
  4. Экман П. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2020

 Приложение

Тест эмоционального интеллекта Холла

Описание методики

Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Теоретические основы

Методика построена на общетеоретических представлениях об  эмоциональном интеллекте как о личностных характеристиках, позволяющих распознавать свои эмоции, управлять ими, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации и т.д.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 30 пунктов, ответы на которые формируются по 6-балльной шкале Ликкерта.

Пункты формируют 5 шкал, каждая из которых содержит 6 пунктов, пункты шкал не пересекаются:

  1. Эмоциональная осведомленность
  2. Управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)
  3. Самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями)
  4. Эмпатия
  5. Распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Интерпретация

Для получения результата по шкале необходимо сложить результаты по всем пунктам с учётом знака ответа:

  • Полностью не согласен (–3 балла).
  • В основном не согласен (–2 балла).
  • Отчасти не согласен (–1 балл).
  • Отчасти согласен (+1 балл).
  • В основном согласен (+2 балла).
  • Полностью согласен (+3 балла).
Шкалы Вопросы
Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17, 19, 25
Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18, 30
Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22
Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей 12, 15, 24, 26, 27, 29

Стимульный материал

Инструкция

Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:

Полностью не согласен (-3 балла). В основном не согласен (-2 балла). Отчасти не согласен (-1 балл). Отчасти согласен (+1 балл). В основном согласен (+2 балла). Полностью согласен (+3 балла).

Утверждение -3 -2 -1 +1 +2 +3
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.