Исследовательский проект «Азбука Русского Мира»
22.04.22
Автор: Реутов Семён, 16 лет
Учитель русского языка и литературы Тимофеева Лариса Рудольфовна
МБОУ Елбанская СОШ, село Елбань Маслянинский район Новосибирская область
Паспорт проекта
1. | Название проекта | Азбука Русского Мира |
2. | ФИО разработчика проекта | Реутов Семён Андреевич |
3. | ФИО руководителя или консультанта проекта, должность | Тимофеева Лариса Рудольфовна, учитель русского языка и литературы |
4. | Название образовательного учреждения | МБОУ Елбанская СОШ |
5. | Год разработки проекта | 2021 – 2022 |
6. | Актуальность | Знакомясь с знаменитыми россиянами, их талантами, достижениями, дети научатся любить свою страну, гордиться известными всему миру соотечественниками, смогут почувствовать себя частицей нашей страны – России. |
7. | Объект исследования | Знаменитые люди России |
8. | Предмет исследования | Таланты, открытия, успехи, заслуги, победы и достижения известных россиян, сделавшие их знаменитыми не только в России, но и во всём мире. |
9. | Гипотеза | Работая над проектом, я больше узнаю об истории возникновения, развития русского алфавита, о русских людях, прославивших Россию своим талантом.
Данная работа поможет мне лучше понять историю России, больше узнать о достижениях русских людей в культуре, науке, спорте и т.п. Созданная азбука может стать пособием для начальной, средней или старшей школы в изучении русского языка, истории и культуры России. |
10. | Цель | На основе уже созданного русского алфавита создать собственную азбуку, выдержанную в определённой тематике (знаменитые россияне через призму знаний, интересов и увлечений одного из представителей молодого поколения России). |
11. | Задачи | 1. Подобрать иллюстративный (буква + фото) и информационный материалы (мини – очерки), соответствующие выбранной теме.
2. Выбрать общую форму (макет) азбуки, соответствующую знаниям, увлечениям и индивидуальным интересам учащегося 9 класса. 3. Создать презентацию «Азбука Русского Мира». |
12. | Тип проекта | Исследовательский, творческий |
13. | Сфера применения результатов | Лингвистическая социологическая, культурологическая |
14. | Форма продукта проектной деятельности | Презентация |
15. | Предметная область | Основная предметная область и дополнительные предметные области (литература, физическая культура, история и т.д.) |
Введение
Я живу в России, в небольшом селе Елбань Маслянинского района Новосибирской области, в великой стране со своей историей, культурой, языковыми особенностями. А о ком из известных русских людях я или мои друзья могли бы еще рассказать иностранным гостям, приезжающим в нашу страну, или нашему молодому поколению? Я понял, как мало я знаю о своей родине. Чтобы исправить эту проблему, я решил создать «Азбуку Русского Мира», в которой были бы собраны самые интересные сведения о русских людях, которыми могут гордиться россияне: жители моей страны, области, района, села, я сам и мои одноклассники. В предлагаемом проекте соединены две идеи: 1) создание «Азбуки Русского Мира» 2) создание букв-слайдов, с использованием в качестве иллюстраций собранной мной информации о знаменитых русских людях.
Гипотеза:
- Работая над проектом, я больше узнаю об истории возникновения, развития русского алфавита, о русских людях, прославивших Россию своим талантом.
- Данная работа поможет мне лучше понять историю России, больше узнать о достижениях русских людей в культуре, науке, спорте и т.п.
- Созданная азбука может стать пособием для начальной, средней или старшей школы в изучении русского языка, истории и культуры России.
Тема проекта «Азбука Русского Мира» актуальна в современном мире, так как дети, в том числе и мои сверстники, мало знают о россиянах, которые известны не только в России, но и за её пределами. Знакомясь с знаменитыми россиянами, их талантами, достижениями, дети научатся любить свою страну, гордиться известными всему миру соотечественниками, смогут почувствовать себя частицей нашей страны – России.
Цель проекта – на основе уже созданного русского алфавита создать собственную азбуку, выдержанную в определённой тематике (знаменитые россияне через призму знаний, интересов и увлечений одного из представителей молодого поколения России).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Подобрать иллюстративный (буква + фото) и информационный материалы (мини – очерки), соответствующие выбранной теме.
- Выбрать общую форму (макет) азбуки, соответствующую знаниям, увлечениям и индивидуальным интересам учащегося 9 класса.
- Создать презентацию «Азбука Русского Мира».
Объект исследования – знаменитые люди России.
Предмет исследования – таланты, открытия, успехи, заслуги, победы и достижения известных россиян, сделавшие их знаменитыми не только в России, но и во всём мире.
План работы над проектом:
№ | Этап/ срок | Содержание работы |
1. | Подготовительный
(октябрь) |
Определение темы, цели и задач исследовательского проекта. |
2. | Планирование
(ноябрь) |
1. Формулировка проблемы.
2. Определение планируемых результатов (создание проектного продукта: презентация «Азбука Русского Мира»). 3. Определение источников информации (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии), способов сбора (наблюдение, отбор) и анализа (ориентирование на знания, интересы и увлечения автора презентации). 4. Определение способа представления результата (защита проекта). |
3. | Работа над проектом
(Декабрь-февраль) |
1. Сбор информации, решение промежуточных задач.
2. Подбор инструментария и его применение (работа с презентацией: дизайн, анимация). 3. Консультирование. 4. Подготовка конечного продукта. |
4. | Промежуточная защита. Коррекция, оценка результата (март – первая половина) | 1. Формулировка выводов.
2. Промежуточная защита (в классе, в школе). |
5. | Рефлексия. Защита исследовательского проекта на районной НПК.
(Март – вторая половина) |
1. Экспертиза проекта.
2. Выводы и предложения. 3. Выявление находок, проблем и поиск направлений развития. |
Основная часть
В начале своей работы я уделил внимание непосредственно истории русской азбуки, изменениям, которые произошли в ней с момента появления русской письменности и книгопечатания.
Передавая речь на письме, используют буквы, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом или азбукой.
Слово алфавит происходит от названия двух первых букв греческого алфавита: α— альфа; β — бета (по новогречески — вита).
Слово азбука происходит от названия двух первых букв древнего славянского алфавита — кириллицы: А — азъ; Б — буки.
Первый славянский букварь был издан в 1596 году в Вильно. Первая же азбука в Москве была напечатана в 1634 году Василием Бурцевым.
В 1574 году Иван Федоров издал в Львове букварь «Начало ученья детям…» с русской азбукой, упражнениями для чтения и письма, примерами склонения и спряжения. В книге 78 страниц, отличающихся, как и другие издания Федорова, превосходным полиграфическим исполнением.
В своих книгах он и другие печатники использовали буквы, внешне похожие на старые, рукописные. В течение многих столетий этот алфавит служил делу просвещения славянских народов. Однако со временем развитие языка вступило в противоречие с устаревшей азбукой. Старая одежда стала мала.
Некоторые из букв славянской азбуки оказались дублетными:
- перенесённая из греческого алфавита «о» служила обозначением разных звуков греческого языка, [о] краткого и [о] долгого, но в славянских языках эти звуки не различались;
- буквы (кси) и (пси) были дублетами буквосочетаний «кс» и «пс», поскольку предназначались для передачи частотных в греческом, но редких в славянском языке сочетаний [кс] и [пс] и т. д.
Борьба с «лишними» буквами происходила в истории русского письма на протяжении долгих веков. Часть из них была исключена из алфавита в результате реформ Петра I (1708-1710 гг.): по его замыслу русская азбука должна была измениться в своих начертаниях подобно тому, как и русскому человеку следовало отныне одеваться в платье иноземного покроя. Реформа коснулась не только внешнего облика букв, приблизив кириллицу к латинице:
- из алфавита были вычеркнуты (пси), (омега), йотированное э, йотированное а, r, b и a;
- я (юс малый) заменен на «я», появились строчные буквы.
Петровская реформа была продолжена распоряжением Российской Академии наук (1735), исключившей буквы (кси) и (зело).
Однако изменения «азбучной истины» не ограничивались только устранением избыточных букв: реформой 1735 г. были добавлены «э» и «й». Появление первой было встречено весьма неприветливо. А.П. Сумароков обозвал эту букву «уродом», а М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» отметил, что «вновь вымышленное или, справедливее сказать, старое «е», на другую сторону обороченное, в российском языке не нужно, ибо <…> ежели для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую». В самом деле, «э» употребляется по преимуществу в заимствованных словах (из русских только в местоимениях и междометиях: этот, этакий, эхма, эвон, эге-ге…). Однако, именно она помогает правильно читать такие, например, имена собственные, как Эврипид, Эвклид, Эрмитаж, в которых начальному [э] не предшествует [j], но Египет, Европа – с [э] йотированным, тогда как до появления «э» в нашем письме такое различение было невозможным.
Необходимость введения в славянский алфавит буквы «й» также не раз оспаривалась филологами. Еще в конце ХVII в. хорватский учёный Юрий Крижанич заметил, что «ь» и «й» никогда не употребляются в одинаковых позициях («ь» возможна лишь после согласных, а «й» лишь после гласных), и потому предложил использовать только «ь» и писать краь, стоь, пеьте и т. п.
Три века спустя с Крижаничем согласился и Р. Якобсон, отмечавший, что при замене «й» на «ь» ненужной сделалась бы и буква «ё», так как написание льот позволило бы прочесть как мягкий звук [л], так и йотированное [о].
Новая гражданская азбука была узаконена Академией наук в 1758 г. и передана в руководство типографии для набора и издания светских (не церковных) книг. И с тех пор в русском алфавите появилась лишь одна новая буква – «ё», введенная в типографскую практику Н.М. Карамзиным, который в 1797 году, при издании второй «книжки» «Аонид», единожды употребил графему «ё» в слове слёзы, рифмующемся с розы, и сопроводил такое нововведение следующим примечанием: «Буква е съ двумя точками на верьху замняетъ їф».
К началу XIX в. в гражданскую азбуку входило 37 знаков, но среди них все еще оставались дублетные буквы (И десятиричное, Ижица, Ять, Фита), которые были исключены из алфавита лишь реформой орфографии 1917-1918 гг.
Вот, оказывается, какая длинная история у наших букв.
Далее я продолжил свою работу над проектом, решил создать презентацию, взяв за основу современный русский алфавит. Считаю презентацию наглядной, запоминающейся и наиболее подходящей для того, чтобы представить известных русских людей в алфавитном порядке.
После этого я разработал макет слайда, во главе которого находится буква русского алфавита (с неё начинается фамилия русского человека), далее располагается его портрет и краткая информация о нём в жанре мини-очерка.
Потом я составил письменный макет моей презентации в алфавитном порядке, заполняя его кандидатурами. На этом этапе работы я привлекал свои знания из школьной программы по разным учебным дисциплинам, опирался на своё увлечение спортом, живописью, кино, наукой, литературой и историей России. При отборе материала, как информативного, так и иллюстративного, использовал интернет-ресурсы, словари, энциклопедии, справочники.
Перед созданием презентации познакомил с собранным материалом родителей, руководителя проекта, одноклассников и столкнулся с тем, что они предложили мне и свои варианты, приведя более весомые аргументы. В результате мой письменный проект подвергся небольшой коррекции.
После того как письменный макет был оформлен, я приступил к завершающей стадии моего проекта – созданию презентации «Азбука Русского Мира», используя программу Power Point.
Заключение
Начиная работу над проектом, осуществляя отбор материала, я больше уделял внимание учёным, художникам, спортсменам, актёрам и писателям. В процессе работы возникли трудности как в подборе кандидатов для оформления слайдов (моих знаний и увлечений оказалось недостаточно), так и с самими буквами (особенно Ё, Й, Ь, Ъ, Ы: в результате получилось 30 слайдов, хотя букв 33). Пришлось обратиться за помощью к руководителю проекта и родителям.
Работа над проектом помогла мне глубже узнать историю возникновения и развития русской азбуки, помогла создать Азбуку Русского Мира в форме презентации для моих одноклассников и всех учащихся школы, дала возможность для развития моего интеллекта в самостоятельной творческой деятельности, в развитии моих способностей и интересов в научно-исследовательской деятельности.
Данный проект является попыткой создания пособия для учащихся нашей школы, которое можно использовать на разных уроках (русский язык, литература, обществознание, история, физкультура и др.). Кроме того, проект будет не менее эффективен в проведении внеклассных воспитательных мероприятий.
В дальнейшем можно составить разнообразные азбуки (русских живописцев, актёров, спортсменов, писателей, учёных, музыкантов). На мой взгляд, было бы интересно создать Азбуку Маслянинского района, в которой были бы собраны самые интересные сведения об исторических, культурных, географических памятниках, событиях, о людях, которыми гордятся жители района. С этой позиции особенно интересной могла бы стать и Азбука Родного села Елбань.