Исследовательский проект «Азбука Русского Мира»

Исследовательский проект «Азбука Русского Мира»

22.04.22

Автор: Реутов Семён, 16 лет

Учитель русского языка и литературы Тимофеева Лариса Рудольфовна

МБОУ Елбанская СОШ, село Елбань Маслянинский район Новосибирская область

Паспорт проекта

1. Название проекта Азбука Русского Мира
2. ФИО разработчика проекта Реутов Семён Андреевич
3. ФИО руководителя или консультанта проекта, должность Тимофеева Лариса Рудольфовна, учитель русского языка и литературы
4. Название образовательного учреждения МБОУ Елбанская СОШ
5. Год разработки проекта 2021 – 2022
6. Актуальность Знакомясь с знаменитыми россиянами, их талантами, достижениями, дети научатся любить свою страну, гордиться известными всему миру соотечественниками, смогут почувствовать себя частицей нашей страны – России.
7. Объект исследования Знаменитые люди России
8. Предмет исследования Таланты, открытия, успехи, заслуги, победы и достижения известных россиян, сделавшие их знаменитыми не только в России, но и во всём мире.
9. Гипотеза      Работая над проектом, я больше узнаю об истории возникновения, развития русского алфавита, о русских людях, прославивших Россию своим талантом.

      Данная работа поможет мне лучше понять историю России,  больше узнать о достижениях русских людей в культуре, науке, спорте и т.п.

      Созданная азбука может стать пособием   для начальной, средней или старшей школы в изучении русского языка, истории и культуры России.

10. Цель На основе уже созданного русского алфавита создать собственную азбуку, выдержанную в определённой тематике (знаменитые россияне через призму знаний, интересов и увлечений одного из представителей молодого поколения России).
11. Задачи 1.     Подобрать иллюстративный (буква + фото) и информационный материалы (мини – очерки), соответствующие выбранной теме.

2.     Выбрать общую форму (макет) азбуки, соответствующую знаниям, увлечениям и индивидуальным интересам учащегося 9 класса.

3.     Создать презентацию «Азбука Русского Мира».

12. Тип проекта Исследовательский, творческий
13. Сфера применения результатов Лингвистическая социологическая, культурологическая
14. Форма продукта проектной деятельности Презентация
15. Предметная область Основная предметная область и дополнительные предметные области (литература, физическая культура, история и т.д.)

                                                                              Введение

Я живу в России, в небольшом селе Елбань Маслянинского района Новосибирской области, в великой стране со своей историей, культурой, языковыми особенностями. А о ком из известных русских людях я или мои друзья могли бы еще рассказать иностранным гостям, приезжающим в нашу страну, или нашему молодому поколению? Я понял, как мало я знаю о своей родине. Чтобы исправить эту проблему, я решил создать «Азбуку Русского Мира», в которой были бы собраны самые интересные сведения о русских людях, которыми могут гордиться россияне: жители моей страны, области, района, села, я сам и мои одноклассники. В предлагаемом проекте соединены две идеи: 1) создание «Азбуки Русского Мира» 2) создание букв-слайдов, с использованием в качестве иллюстраций собранной мной информации о знаменитых русских людях.

Гипотеза:

  • Работая над проектом, я больше узнаю об истории возникновения, развития русского алфавита, о русских людях, прославивших Россию своим талантом.
  • Данная работа поможет мне лучше понять историю России, больше узнать о достижениях русских людей в культуре, науке, спорте и т.п.
  • Созданная азбука может стать пособием для начальной, средней или старшей школы в изучении русского языка, истории и культуры России.

Тема проекта «Азбука Русского Мира» актуальна в современном мире, так как дети, в том числе и мои сверстники, мало знают о россиянах, которые известны не только в России, но и за её пределами. Знакомясь с знаменитыми россиянами, их талантами, достижениями, дети научатся любить свою страну, гордиться известными всему миру соотечественниками, смогут почувствовать себя частицей нашей страны – России.

Цель проекта – на основе уже созданного русского алфавита создать собственную азбуку, выдержанную в определённой тематике (знаменитые россияне через призму знаний, интересов и увлечений одного из представителей молодого поколения России).

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Подобрать иллюстративный (буква + фото) и информационный материалы (мини – очерки), соответствующие выбранной теме.
  2. Выбрать общую форму (макет) азбуки, соответствующую знаниям, увлечениям и индивидуальным интересам учащегося 9 класса.
  3. Создать презентацию «Азбука Русского Мира».

Объект исследования – знаменитые люди России.

Предмет исследования – таланты, открытия, успехи, заслуги, победы и достижения известных россиян, сделавшие их знаменитыми не только в России, но и во всём мире.

План работы над проектом:

Этап/ срок Содержание работы
1. Подготовительный

(октябрь)

Определение темы, цели и задач исследовательского проекта.
2. Планирование

(ноябрь)

1.     Формулировка проблемы.

2.     Определение планируемых результатов (создание проектного продукта: презентация «Азбука Русского Мира»).

3.     Определение источников информации (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии), способов сбора (наблюдение, отбор) и анализа (ориентирование на знания, интересы и увлечения автора презентации).

4.     Определение способа представления результата (защита проекта).

3. Работа над проектом

(Декабрь-февраль)

1.     Сбор информации, решение промежуточных задач.

2.     Подбор инструментария и его применение (работа с презентацией: дизайн, анимация).

3.     Консультирование.

4.     Подготовка конечного продукта.

4. Промежуточная защита. Коррекция, оценка результата (март – первая половина) 1.     Формулировка выводов.

2.     Промежуточная защита (в классе, в школе).

5. Рефлексия. Защита исследовательского проекта на районной НПК.

(Март – вторая половина)

1.     Экспертиза проекта.

2.     Выводы и предложения.

3.     Выявление находок, проблем и поиск направлений развития.

 

Основная часть

В начале своей работы я уделил внимание непосредственно истории русской азбуки, изменениям, которые произошли в ней с момента появления русской письменности и книгопечатания.

Передавая речь на письме, используют буквы, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом или азбукой.

Слово алфавит происходит от названия двух первых букв греческого алфавита: α— альфа; β — бета (по новогречески — вита).

Слово азбука происходит от названия двух первых букв древнего славянского алфавита — кириллицы: А — азъ; Б — буки.

Первый славянский букварь был издан в 1596 году в Вильно. Первая же азбука в Москве была напечатана в 1634 году Василием Бурцевым.

В 1574 году Иван Федоров издал в Львове букварь «Начало ученья детям…» с русской азбукой, упражнениями для чтения и письма, примерами склонения и спряжения. В книге 78 страниц, отличающихся, как и другие издания Федорова, превосходным полиграфическим исполнением.

В своих книгах он и другие печатники использовали буквы, внешне похожие на старые, рукописные. В течение многих столетий этот алфавит служил делу просвещения славянских народов. Однако со временем развитие языка вступило в противоречие с устаревшей азбукой. Старая одежда стала мала.

Некоторые из букв славянской азбуки оказались дублетными:

  • перенесённая из греческого алфавита «о» служила обозначением разных звуков греческого языка, [о] краткого и [о] долгого, но в славянских языках эти звуки не различались;
  • буквы (кси) и (пси) были дублетами буквосочетаний «кс» и «пс», поскольку предназначались для передачи частотных в греческом, но редких в славянском языке сочетаний [кс] и [пс] и т. д.

Борьба с «лишними» буквами происходила в истории русского письма на протяжении долгих веков. Часть из них была исключена из алфавита в результате реформ Петра I (1708-1710 гг.): по его замыслу русская азбука должна была измениться в своих начертаниях подобно тому, как и русскому человеку следовало отныне одеваться в платье иноземного покроя. Реформа коснулась не только внешнего облика букв, приблизив кириллицу к латинице:

  • из алфавита были вычеркнуты (пси), (омега), йотированное э, йотированное а, r, b и a;
  • я (юс малый) заменен на «я», появились строчные буквы.

Петровская реформа была продолжена распоряжением Российской Академии наук (1735), исключившей буквы (кси) и (зело).

Однако изменения «азбучной истины» не ограничивались только устранением избыточных букв: реформой 1735 г. были добавлены «э» и «й». Появление первой было встречено весьма неприветливо. А.П. Сумароков обозвал эту букву «уродом», а М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» отметил, что «вновь вымышленное или, справедливее сказать, старое «е», на другую сторону обороченное, в российском языке не нужно, ибо <…> ежели для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую». В самом деле, «э» употребляется по преимуществу в заимствованных словах (из русских только в местоимениях и междометиях: этот, этакий, эхма, эвон, эге-ге…). Однако, именно она помогает правильно читать такие, например, имена собственные, как Эврипид, Эвклид, Эрмитаж, в которых начальному [э] не предшествует [j], но Египет, Европа – с [э] йотированным, тогда как до появления «э» в нашем письме такое различение было невозможным.

Необходимость введения в славянский алфавит буквы «й» также не раз оспаривалась филологами. Еще в конце ХVII в. хорватский учёный Юрий Крижанич заметил, что «ь» и «й» никогда не употребляются в одинаковых позициях («ь» возможна лишь после согласных, а «й» лишь после гласных), и потому предложил использовать только «ь» и писать краь, стоь, пеьте и т. п.

Три века спустя с Крижаничем согласился и Р. Якобсон, отмечавший, что при замене «й» на «ь» ненужной сделалась бы и буква «ё», так как написание льот позволило бы прочесть как мягкий звук [л], так и йотированное [о].

Новая гражданская азбука была узаконена Академией наук в 1758 г. и передана в руководство типографии для набора и издания светских (не церковных) книг. И с тех пор в русском алфавите появилась лишь одна новая буква – «ё», введенная в типографскую практику Н.М. Карамзиным, который в 1797 году, при издании второй «книжки» «Аонид», единожды употребил графему «ё» в слове слёзы, рифмующемся с розы, и сопроводил такое нововведение следующим примечанием: «Буква е съ двумя точками на верьху замняетъ їф».

К началу XIX в. в гражданскую азбуку входило 37 знаков, но среди них все еще оставались дублетные буквы (И десятиричное, Ижица, Ять, Фита), которые были исключены из алфавита лишь реформой орфографии 1917-1918 гг.

Вот, оказывается, какая длинная история у наших букв.

Далее я продолжил свою работу над проектом, решил создать презентацию, взяв за основу современный русский алфавит. Считаю презентацию наглядной, запоминающейся и наиболее подходящей для того, чтобы представить известных русских людей в алфавитном порядке.

После этого я разработал макет слайда, во главе которого находится буква русского алфавита (с неё начинается фамилия русского человека), далее располагается его портрет и краткая информация о нём в жанре мини-очерка.

Потом я составил письменный макет моей презентации в алфавитном порядке, заполняя его кандидатурами. На этом этапе работы я привлекал свои знания из школьной программы по разным учебным дисциплинам, опирался на своё увлечение спортом, живописью, кино, наукой, литературой и историей России. При отборе материала, как информативного, так и иллюстративного, использовал интернет-ресурсы, словари, энциклопедии, справочники.

Перед созданием презентации познакомил с собранным материалом родителей, руководителя проекта, одноклассников и столкнулся с тем, что они предложили мне и свои варианты, приведя более весомые аргументы. В результате мой письменный проект подвергся небольшой коррекции.

После того как письменный макет был оформлен, я приступил к завершающей стадии моего проекта – созданию презентации «Азбука Русского Мира», используя программу Power Point. 

Заключение

Начиная работу над проектом, осуществляя отбор материала, я больше уделял внимание учёным, художникам, спортсменам, актёрам и писателям. В процессе работы возникли трудности  как в подборе кандидатов для оформления слайдов (моих знаний и увлечений оказалось недостаточно), так и с самими буквами (особенно Ё, Й, Ь, Ъ, Ы: в результате получилось 30 слайдов, хотя букв 33). Пришлось обратиться за помощью к руководителю проекта и родителям.

Работа над проектом помогла мне глубже узнать историю возникновения и развития русской азбуки, помогла создать Азбуку Русского Мира в форме презентации для моих одноклассников и всех учащихся школы, дала возможность для развития моего интеллекта в самостоятельной творческой деятельности, в развитии моих способностей и интересов в научно-исследовательской деятельности.

Данный проект является попыткой создания пособия для учащихся нашей школы, которое можно использовать на разных уроках (русский язык, литература, обществознание, история, физкультура и др.). Кроме того, проект будет не менее эффективен в проведении внеклассных воспитательных мероприятий.

В дальнейшем можно составить разнообразные азбуки (русских живописцев, актёров, спортсменов, писателей, учёных, музыкантов). На мой взгляд, было бы интересно создать Азбуку Маслянинского района, в которой были бы собраны самые интересные сведения об исторических, культурных, географических памятниках, событиях, о людях, которыми гордятся жители района. С этой позиции особенно интересной могла бы стать и Азбука Родного села Елбань.