«Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель Колоскова Т.М.
Воспитатель Колоскова Тамара Мефодьевна
МБДОУ «Детский сад №1 МО «Ахтубинский район»
«Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Скачать материал: СТАТЬЯ “Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста”
На первый взгляд, слова «экономика» и «дошкольник» могут показаться несовместными. Но, согласитесь, каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в обществе и грамотно решать свои финансовые проблемы. Бизнес, товар, деньги, бартер, торговля.… С такой терминологией дети с самого раннего детства встречаются на каждом шагу: дома, на улице, во время просмотра телепередач и даже мультфильмов. З а м е ч е н о : в игре, в речевом общении друг с другом дети употребляют отдельные слова из мира экономики, но не совсем в правильном значении и часто не к месту. П о э т о м у и возникла мысль – познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные сведения из области экономики.
Наблюдая за детьми во время игр, прогулок, занятий я столкнулась с проблемой незнания детьми самых элементарных экономических отношений. Нашим воспитанникам предстоит жить в ХХI веке – веке сложных экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь
более организованно, разумно, интересно. Хочется, чтобы дети приобрели доступные им знания и поняли, какое место э к о н о м и к а занимает в окружающей их действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. И чтобы доступнее решить эту задачу я использовала в своей работе новую педагогическую технологию метод п р о е к т о в. Немного напомню, что такое метод проекта и вкратце его суть.
И так, что же такое М Е Т О Д П Р О Е К Т А?
Проект включает т р и э т а п а :
– подготовительный,
– исследовательский,
– обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.
Проект в детском саду как метод организованного освоения ребенком окружающей среды условно можно разделить на несколько блоков.
П е р в ы й б л о к предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
В т о р о й б л о к способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.
Т р е т и й б л о к стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Итак, ц е л ь проекта – добывать информацию и использовать ее, т.е. учить действовать с а м о с т о я т е л ь н о .
Также в работе эффективно использовать карточки самоанализа проектной деятельности дошкольников \ карточки могут быть распечатаны и использованы в качестве пособий в работе с детьми по методу проекта\
П Р О Е К Т
восприятие предмета
|
деятельность детей | творчество |
Экскурсии
наблюдения эксперименты
чтение художественной литературы
рассматривание
слушание музыки
|
труд
изодеятельность |
перенос
накопленного опыта в в другие сферы деятельности
|
Если сказать просто, то проект – это тоже выполнение программы, только в ней есть этапы: подготовительный, основной и заключительный и полученные детьми знания ведут к исследовательскому поиску, т.е. дети учатся действовать самостоятельно, другими словами, выход в продуктивную деятельность.
Проводится коррекционная работа: это лексика, грамматика и выход в
связную речь. Еженедельно планируется новая лексическая тема и мы подбираем экономическую тему, которая тесно связана с этой. Например: тема: «Семья». Помимо того, что дети усваивают лексическую сторону темы: брат, сестра, бабушка, дедушка в познавательное занятие включались и такие понятия как доходы, расходы, бюджет и т.д.
Как таковы отдельно занятия по экономике не планируются, но в познавательное развитие 1 раз в 2 недели включаются темы по экономической культуре. В вечерние часы 1 раз в неделю можно предложить детям поиграть в экономические игры «Пирамида», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Родители оказывают большую поддержку и помощь в осуществлении метода проектов. Помогают в организации экскурсий, походов, активно отзываются на различные творческие экономические конкурсы «Поле чудес», «Аукцион». Эффективно в ДОУ вести кружок «Экономик», на котором могут быть решены следующие задачи:
– углубление представлений детей о доходах и расходах;
– раскрытие покупательной силы денежных знаков;
– расширение знаний детей о рекламе, бартере, прибыли.
Метод проектов был очень популярен в России в 20-е годы. Но у него были как сторонники, так и противники. Главные претензии к методу проекта состояли в том, что дети при таком обучении не получают систематических знаний, ими трудно управлять и ещё труднее оценивать. Поэтому популярность метода сменилась в нашей стране полным его забвением, и лишь в связи с перестройкой и новыми общественными тенденциями интерес к нему возродился.
Сегодня метод проектов активно развивается за рубежом и в нашей стране, получил новые доказательства своей эффективности в различных ситуациях, очень популярен среди педагогов – инноваторов.
Однако неправильно полагать, что дети внутри проекта обязательно занимаются творчеством. Деятельность может носить вполне продуктивный характер. Предположим, группа реализует проект «Сделаем участок для прогулок чистым». Ставится цель, планируются и реализуются действия, оценивается результат. Тот, кто подбирает бумажки и метёт двор, занимается вполне разумным и понятным делом. Но, чтобы оно стало творческим, нужно, к примеру, придумать особые носилки, рационализирующие труд, или урны, бросать бумажки, в которые одно удовольствие. Это уже не просто трудовая деятельность. В ней появляются элементы изобретательства и дизайнерского искусства. В этом случае проект может вывести некоторых (или большинство) детей на творческий уровень. И с этой точки зрения проектная деятельность предоставляет для творчества гораздо больше возможностей, чем обыкновенная игра, в процессе которой требуется усвоить некоторый объём заданной информации.
Поэтому использование проектного метода приветствуется приверженцами творческого развития ребенка и незаменим в детской исследовательской деятельности.
Я предлагаю образцы заполнения проектной деятельности:
СТАРТ (я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути)
________________________________________________________________
К кому я буду обращаться за советом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На чью помощь я могу рассчитывать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте мне эти книги:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что еще необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?
________________________________________________________________________________________________________________________________
Попрошу взрослых оценить мою работу
Что сказала мама?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что сказала логопед?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как оценили проект мои друзья?
____________________________________________________________________________________________________________________
В чем я с ними согласен, а в чем – нет?
____________________________________________________________________________________________________________________
Какие еще проекты я мог бы сделать?
Вместе с Зайкой – Знайкой я иду придумывать новый проект.
Себя я рисую сам и сам раскрашиваю зайчика.
Мой проект
\ заполняется воспитателем со слов ребенка/
________________________________________________________
\название проекта/
Что я хочу сделать? (чему научиться, каким стать)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что будет главным результатом проекта?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А какой будет эмблема моего проекта (когда я выполню его,
она будет наклеена)?
Подведем итоги!
Выполнил ли я, что задумал?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Получилось ли сделать то, что я записал как главный
результат проекта?
____________________________________________________________________________________________________________________
Все ли получилось так, как я задумывал?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было сделано хорошо?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было сделано плохо?
____________________________________________________________________________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно
трудно?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА:
- Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ», М, «Сфера», 2005
Евменова Г.В., Меньшикова О.И. «Детский экономический словарь» Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.
- Корнак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников М. 2002. 425 с.
- Липсиц И.В.Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.
- Сасова И.А.Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.
Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики, или мы играем в экономику». Учебно-методическое пособие. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002
5.Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
6.Шатова А.Д- Дошкольник и… экономика // Обруч. 1999. № 1.
7.Шатова А.Д- Дошкольник и… экономика: Программа. М., 1996.
- Шведова И.Ф.Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.