«Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель Колоскова Т.М.

«Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Воспитатель Колоскова Т.М.

Воспитатель Колоскова Тамара Мефодьевна

МБДОУ «Детский сад №1 МО «Ахтубинский район»

«Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Скачать материал: СТАТЬЯ “Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста”

         На  первый взгляд, слова «экономика»  и  «дошкольник»  могут показаться   несовместными.  Но,  согласитесь,  каждый  современный  человек  должен обладать  азами  экономической культуры и экономических знаний,  чтобы правильно  вести  себя  в  обществе и  грамотно решать  свои  финансовые  проблемы. Бизнес, товар, деньги, бартер,  торговля.… С такой терминологией  дети с самого   раннего детства  встречаются  на  каждом шагу:  дома, на  улице, во  время  просмотра  телепередач  и  даже  мультфильмов. З а м е ч е н о :  в  игре, в  речевом  общении  друг с другом дети употребляют  отдельные слова  из  мира  экономики, но не  совсем  в    правильном  значении и  часто не  к месту. П о э т о м у   и возникла  мысль –   познакомить  дошкольников со  значением  экономических  терминов,  дать  им  элементарные сведения  из  области  экономики.

        Наблюдая  за  детьми  во  время  игр,  прогулок, занятий      я столкнулась  с  проблемой  незнания  детьми   самых  элементарных  экономических  отношений. Нашим  воспитанникам предстоит  жить в  ХХI  веке – веке  сложных  экономических  отношений.   Это  потребует  от  них  умения правильно  ориентироваться  в  различных  ситуациях,  самостоятельно,  творчески  действовать,  а  значит  –    строить  свою  жизнь

более  организованно, разумно, интересно.  Хочется,  чтобы  дети  приобрели  доступные  им  знания  и  поняли, какое  место  э к о н о м и к а   занимает   в  окружающей   их  действительности, где  и  когда  каждый  человек   соприкасается  с  ней. И  чтобы  доступнее   решить   эту  задачу  я   использовала  в  своей    работе   новую   педагогическую    технологию метод    п р о е к т о в.   Немного   напомню,    что   такое    метод проекта  и  вкратце      его  суть.

      И   так,  что  же   такое      М Е Т О Д     П Р О Е К Т А?

 Проект  включает   т р и    э т а п а :

–   подготовительный,

–   исследовательский,

–   обобщение  результатов  с разработкой    рекомендаций  на основе   собственных  наблюдений.

     Проект  в  детском  саду  как   метод   организованного освоения ребенком  окружающей  среды   условно  можно  разделить  на несколько  блоков.   

         П е р в ы й  б л о к  предполагает  педагогическое  сопровождение   ребенка   в  деятельности  по  освоению  окружающего мира.

         В т о р о й  б л о к   способствует  актуализации  знаний, умений,  навыков  ребенка, их  практическому  применению.

         Т р е т и й б л о к  стимулирует  потребность  ребенка  в  самореализации, самовыражении,  в  творческой  деятельности.

      Итак,   ц е л ь   проекта – добывать  информацию   и   использовать   ее, т.е.   учить    действовать  с а м о с т о я т е л ь н о . 

        Также  в  работе   эффективно  использовать  карточки самоанализа  проектной  деятельности  дошкольников \ карточки  могут  быть распечатаны и использованы   в  качестве пособий в  работе с детьми  по  методу  проекта\

 

                                               П Р О Е К Т  

                                          

восприятие   предмета            

 

деятельность детей творчество
Экскурсии

наблюдения

эксперименты

 

чтение

художественной                                                                      литературы

 

рассматривание                                                             

                                                                                         

слушание 

музыки 

 

                                   труд                        

изодеятельность

перенос

накопленного

опыта   в

в  другие

сферы

деятельности

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

                Если  сказать просто, то    проект  –  это  тоже  выполнение  программы, только  в  ней   есть  этапы: подготовительный, основной  и  заключительный  и полученные детьми знания  ведут  к   исследовательскому  поиску, т.е. дети  учатся  действовать  самостоятельно,  другими  словами,  выход  в  продуктивную  деятельность.

     Проводится коррекционная работа: это лексика,  грамматика  и   выход  в 

связную речь.    Еженедельно   планируется  новая  лексическая  тема  и   мы  подбираем  экономическую  тему, которая  тесно связана  с  этой. Например:  тема: «Семья». Помимо  того, что дети  усваивают  лексическую  сторону  темы:  брат, сестра, бабушка,  дедушка   в   познавательное   занятие включались  и такие  понятия  как  доходы, расходы, бюджет  и т.д.

         Как   таковы  отдельно  занятия  по  экономике  не  планируются,  но   в  познавательное  развитие  1 раз  в  2  недели   включаются  темы  по  экономической   культуре.    В  вечерние   часы 1  раз  в неделю можно предложить  детям   поиграть  в  экономические  игры «Пирамида»,  «Кто  хочет стать  миллионером» и др.

        Родители  оказывают  большую поддержку  и  помощь в   осуществлении   метода  проектов.  Помогают  в  организации экскурсий,   походов,  активно  отзываются на различные   творческие   экономические  конкурсы «Поле  чудес»,  «Аукцион». Эффективно в ДОУ вести кружок  «Экономик», на  котором могут быть  решены следующие   задачи:

– углубление  представлений  детей  о доходах  и расходах;

– раскрытие  покупательной  силы  денежных знаков;

– расширение  знаний детей о  рекламе, бартере, прибыли.

         

                                         

                                                     

        Метод проектов был очень популярен в России в 20-е годы.  Но  у  него  были как сторонники, так и противники. Главные претензии  к  методу  проекта  состояли  в  том, что  дети при таком обучении    не   получают    систематических   знаний,   ими  трудно управлять и ещё труднее оценивать. Поэтому  популярность  метода  сменилась  в  нашей  стране  полным  его  забвением, и лишь  в  связи  с перестройкой  и  новыми  общественными  тенденциями  интерес  к  нему  возродился.                                    

       Сегодня  метод  проектов  активно  развивается  за рубежом  и в нашей  стране, получил  новые  доказательства своей эффективности в различных ситуациях, очень популярен среди педагогов – инноваторов.

      Однако неправильно полагать, что дети внутри проекта обязательно занимаются творчеством. Деятельность может носить вполне продуктивный характер. Предположим, группа реализует проект «Сделаем участок для прогулок чистым». Ставится цель,   планируются и реализуются действия, оценивается результат. Тот, кто подбирает бумажки и метёт двор, занимается вполне  разумным  и  понятным делом. Но, чтобы оно стало творческим, нужно,  к примеру, придумать особые носилки, рационализирующие труд,   или   урны, бросать бумажки, в которые одно удовольствие. Это уже не   просто трудовая деятельность. В ней появляются элементы изобретательства и дизайнерского искусства. В этом случае проект может вывести некоторых (или большинство) детей на творческий уровень.   И с этой точки зрения проектная деятельность предоставляет для  творчества гораздо больше возможностей, чем   обыкновенная  игра, в процессе которой требуется усвоить некоторый   объём заданной информации.

     Поэтому использование проектного метода приветствуется  приверженцами творческого развития ребенка и незаменим в    детской исследовательской деятельности.  

 

           Я предлагаю образцы заполнения проектной деятельности:

 

СТАРТ (я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути)

________________________________________________________________

 

 

К кому я буду обращаться за советом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

На чью помощь я могу рассчитывать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Прочитайте мне эти книги:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что еще необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                                                                                                                                     

                                     Попрошу  взрослых  оценить  мою  работу

 

Что  сказала  мама?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что  сказала  логопед?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как  оценили  проект  мои  друзья?

____________________________________________________________________________________________________________________

 

В  чем  я  с  ними   согласен,  а  в  чем –  нет?

____________________________________________________________________________________________________________________

 

                            Какие  еще  проекты   я  мог  бы  сделать?

 

Вместе  с  Зайкой – Знайкой   я  иду  придумывать новый  проект.

Себя   я  рисую  сам  и  сам   раскрашиваю   зайчика.

                                                                                                                                                                            

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

                                                       Мой   проект

                  \ заполняется  воспитателем  со  слов  ребенка/

________________________________________________________ 

                                     \название   проекта/ 

 

 

Что  я  хочу  сделать? (чему  научиться,  каким  стать)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Что  будет  главным   результатом   проекта?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

А  какой  будет  эмблема  моего  проекта  (когда  я  выполню  его,

она   будет     наклеена)?

 

 

 

                                         Подведем    итоги!

 

Выполнил  ли  я,  что  задумал?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Получилось  ли  сделать  то,  что   я   записал  как   главный 

результат  проекта?

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Все  ли  получилось  так, как   я  задумывал?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что  было   сделано   хорошо?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что   было  сделано плохо?

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Что  было выполнить  легко,  а  что  оказалось  неожиданно

трудно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кто  бы мог  сказать  мне  спасибо  за этот  проект?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

 

  1. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ», М, «Сфера», 2005

Евменова Г.В., Меньшикова О.И.  «Детский экономический словарь»  Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.

  1. Корнак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников М. 2002. 425 с.
  2. Липсиц И.В.Удивительные при­ключения в стране «Экономика»: Для де­тей младшего и среднего школьного воз­раста. М.,1992.
  3. Сасова И.А.Экономическое вос­питание детей в семье. М., 1989.

Смоленцева А.А.  «Введение в мир экономики, или  мы играем в экономику». Учебно-методическое пособие. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002

5.Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.

6.Шатова А.Д- Дошкольник и… эко­номика // Обруч. 1999. № 1.

7.Шатова А.Д- Дошкольник и… эко­номика: Программа. М., 1996.

  1. Шведова И.Ф.Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.