Всероссийский конкурс проектов “Я – исследователь”.
«Дарите людям красоту» (сценарий внеурочного занятия для 3-5 классов).
Автор: Ирина Т., 15 лет. г., Усть-Илимск. 2024 г.
____
Пояснительная записка
Актуальность
Искусство – одна из форм духовной деятельности человечества. Являясь формой общественного сознания, искусство влияет на личностное становление, отражает меру человеческого в человеке. «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием» [2, с.13].
Наш великий соотечественник – литературовед, историк, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» отмечает «Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства… Народное творчество учит понимать условность искусства» [1, с.57]. «Пониманию многих сложнейших произведений живописи и скульптуры учат глиняные игрушки Вятки или северная плотницкая деревянная игрушка».
Наши предки, занимаясь в старину кустарными народными промыслами, оставили замечательную память о своём творчестве для потомков.
Замысел проекта
Заинтересовавшись яркими глиняными фигурками вятских крестьянок, изображавших нарядных барышень, нянек с детьми, лошадок и петухов, я решила не только получше узнать об истории и особенностях Дымковской игрушки, но и, переосмыслив это знание, создать сценарий внеурочного занятия для учащихся младшей школы. Дымковская игрушка научит детей воспринимать вещи, сделанные своими руками, как что-то прекрасное и доброе, научит относиться к таким хрупким вещам бережно. Сам процесс изготовления игрушки развивает моторику рук и воображение, ведь разукрасить игрушку каждый сможет по-своему. Выполненная своими руками игрушка, будет хорошо смотреться как дома на полке, так и станет отличным подарком и памятным сувениром.
Цель проекта: Получить опыт организации досуговой деятельности младших школьников.
Задачи
- Познакомиться со структурой, этапами и современными требованиями к внеурочному занятию для младших школьников
- Собрать материал об истории промысла Дымковская игрушка
- Подготовить необходимое оборудование для проведения занятия
- Провести занятие в 3 классе, получить обратную связь от участников занятия.
Для решения поставленных задач использовались методы: изучение, анализ, моделирование.
Планируемый результат
- Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни;
- публично выступать, отстаивать собственную позицию;
- создавать презентации, творчески усваивая учебный материал;
- анализировать проделанную работу, работать с литературой и интернет-источниками.
Проектный продукт
Сценарий внеурочного занятия для учащихся 3-5 классов.
Реализация проекта рассчитана на 2023-2024 учебный год.
Полученные результаты и выводы:
В ходе работы над проектом мной была изучена литература по истории народного русского промысла – Вяткинская глиняная игрушка. Познакомившись со структурой внеурочного занятия, я составила свой сценарий и провела занятие в 3 А классе по теме «Дарите людям красоту (история народного промысла Дымковская игрушка.
В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:
- Звуковое оформление занятия – свист, плясовая, русские народные мелодии, звуки метели и треск дров в печи – способствуют погружению участников занятия в необходимую атмосферу;
- Заменителем такого аутентичного для промысла материала как глина на занятии вполне может быть солёное тесто;
- Занятие вызвало интерес учащихся, так как каждый имел возможность самовыразиться, раскрашивая свою фигурку, самостоятельно определяя цвет, орнамент своего сувенира;
- Необходимый при проведении занятия этап – рефлексия выявил положительное отношения ребят к происходящему процессу, они охотно делились впечатлениями, рисовали смайлики собственного отношения к творческому занятию;
ЛИТЕРАТУРА
- Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Д.С. Лихачёв. – Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.
- Маймин Е.А. Искусство мыслит образами/ Е.А. Маймин. – М., 1977.
- Федотов Г. Дарите людям красоту/ Г. Федотов. – М., 1985.
—–
Продукт
Дарите людям красоту!
(сценарий внеурочного занятия для 3 – 5 классов)
Цель занятия: развивать воображение и творчество детей, воспитывать уважение к труду наших предков, способствовать развитию художественного вкуса, понимания произведений искусства.
Планируемый результат:
– познакомиться с одним из старейших народных промыслов России
– овладеть некоторыми техническими навыками при работе нетрадиционными техниками
– получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
– учиться организовывать учебное взаимодействие, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими
Оборудование: пластилин, акварельные краски, кисти, ватные палочки, заготовки из солёного теста для раскрашивания
Ход занятия
Этап | Содержание |
1.Организационно-подготовительный
(Определение темы занятия) |
Учащимся предлагается рассмотреть различные изображения (античные статуи, картину Леонардо да Винчи, изделие, покрытое хохломской росписью, гжельскую посуду). Ставится вопрос:
– Что объединяет все изображения? Обучаемые должны определить всё представленное как произведения искусства. – Любое произведение имеет своего творца, создателя, но не всегда имя автора известно потомкам. Подчас произведение искусства является продуктом народного творчества. Сегодня мы узнаем о дымковской глиняной игрушке, созданной русскими мастерами несколько веков тому назад.
|
2.Основной | Участники занятия получают необходимую информацию для последующей самостоятельной работы.
– Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – “дымковская” или “кировская” игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника “Свистуньи”, который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших в сражении. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города. Демонстрируется слайд с изображением дымковской игрушки. – Героями Дымковской игрушки были: барыни, кормилицы, кавалеры, мужики, горожане, купчихи, офицеры, скоморохи, звери, птицы… Долгими зимними вечерами крестьянки собирались вместе и лепили из глины фигуры красивых барышень, лошадок и петухов. За окнами завывала метель, а в избе весело потрескивали дрова в печи и работа спорилась. Давайте и мы с вами попробуем вылепить игрушку! Учащиеся получают необходимые для лепки материалы, включается звуковой фон – метель и потрескивание дров в печи. – Вылепленную из глины игрушку после обжига в печи покрывали смесью мела с молоком. Молоко, скисая, образовывало казеиновую плёнку, закреплявшую рисунок на фигурке. Краски использовались самые простые: синяя, красная, жёлтая, зелёная и черная. Кисточкой служила деревянная палочка, конец которой обматывался разлохмаченной тряпкой. Узоры на игрушки наносили геометрические: полоски, кружочки, клетки, точки, волнистые линии. У каждого мастера – свой почерк! – Давайте поможем украсить глиняную игрушку! К сожалению, наши фигурки пока не готовы, они запекаются в печи… А мы возьмём другие, уже готовые к раскрашиванию изделия! Создаём веселый настрой музыкой, ребята работают, раскрашивая фигурки из теста или глины. «Пусть вам лучшею подружкой станет русская игрушка..» (рассматриваем изделия детей, делаем общее фото «на память»)
|
3.Итоговый
|
– Вот и завершилось наше занятие. Понравилось ли вам работать? Изобразите своё настроение красками на желтых кружочках
Раздаются шаблоны для смайликов.
|
Презентация