«Дарите людям красоту» (сценарий внеурочного занятия для 3-5 классов)

Всероссийский конкурс проектов “Я – исследователь”.

«Дарите людям красоту» (сценарий внеурочного занятия для 3-5 классов).

Автор: Ирина Т., 15 лет. г., Усть-Илимск. 2024 г.

____

Пояснительная записка

Актуальность

Искусство – одна из форм духовной деятельности человечества. Являясь формой общественного сознания, искусство влияет на личностное становление, отражает меру человеческого в человеке. «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием» [2, с.13].

Наш великий соотечественник – литературовед, историк, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» отмечает «Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понимания всякого искусства… Народное творчество учит понимать условность искусства» [1, с.57]. «Пониманию многих сложнейших произведений живописи и скульптуры учат глиняные игрушки Вятки или северная плотницкая деревянная игрушка».

Наши предки, занимаясь в старину кустарными народными промыслами, оставили замечательную память о своём творчестве для потомков.

Замысел проекта

Заинтересовавшись яркими глиняными фигурками вятских крестьянок, изображавших нарядных барышень, нянек с детьми, лошадок и петухов, я решила не только получше узнать об истории и особенностях Дымковской игрушки, но и, переосмыслив это знание, создать сценарий внеурочного занятия для учащихся младшей школы. Дымковская игрушка научит детей воспринимать вещи, сделанные своими руками, как что-то прекрасное и доброе, научит относиться к таким хрупким вещам бережно. Сам процесс изготовления игрушки развивает моторику рук и воображение, ведь разукрасить игрушку каждый сможет по-своему. Выполненная своими руками игрушка, будет хорошо смотреться как дома на полке, так и станет отличным подарком и памятным сувениром.

 

Цель проекта: Получить опыт организации досуговой деятельности младших школьников.

Задачи

  • Познакомиться со структурой, этапами и современными требованиями к внеурочному занятию для младших школьников
  • Собрать материал об истории промысла Дымковская игрушка
  • Подготовить необходимое оборудование для проведения занятия
  • Провести занятие в 3 классе, получить обратную связь от участников занятия.

Для решения поставленных задач использовались методы: изучение, анализ, моделирование.

Планируемый результат

  • Применять приобретённые знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни;
  • публично выступать, отстаивать собственную позицию;
  • создавать презентации, творчески усваивая учебный материал;
  • анализировать проделанную работу, работать с литературой и интернет-источниками.

Проектный продукт

Сценарий внеурочного занятия для учащихся 3-5 классов.

Реализация проекта рассчитана на 2023-2024 учебный год.

Полученные результаты и выводы:

В ходе работы над проектом мной была изучена литература по истории народного русского промысла – Вяткинская глиняная игрушка. Познакомившись со структурой внеурочного занятия, я составила свой сценарий и провела занятие в 3 А классе по теме «Дарите людям красоту (история народного промысла Дымковская игрушка.

В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:

  1. Звуковое оформление занятия – свист, плясовая, русские народные мелодии, звуки метели и треск дров в печи – способствуют погружению участников занятия в необходимую атмосферу;
  2. Заменителем такого аутентичного для промысла материала как глина на занятии вполне может быть солёное тесто;
  3. Занятие вызвало интерес учащихся, так как каждый имел возможность самовыразиться, раскрашивая свою фигурку, самостоятельно определяя цвет, орнамент своего сувенира;
  4. Необходимый при проведении занятия этап – рефлексия выявил положительное отношения ребят к происходящему процессу, они охотно делились впечатлениями, рисовали смайлики собственного отношения к творческому занятию;

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Д.С. Лихачёв. – Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.
  2. Маймин Е.А. Искусство мыслит образами/ Е.А. Маймин. – М., 1977.
  3. Федотов Г. Дарите людям красоту/ Г. Федотов. – М., 1985.

—–

Продукт

Дарите людям красоту!

(сценарий внеурочного занятия для 3 – 5 классов)

Цель занятия: развивать воображение и творчество детей, воспитывать уважение к труду наших предков, способствовать развитию художественного вкуса, понимания произведений искусства.

 

Планируемый результат:

– познакомиться с одним из старейших народных промыслов России

–   овладеть некоторыми техническими навыками при работе нетрадиционными техниками

– получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

– учиться организовывать учебное взаимодействие, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими

 

Оборудование: пластилин, акварельные краски, кисти, ватные палочки, заготовки из солёного теста для раскрашивания

Ход занятия

Этап Содержание
1.Организационно-подготовительный

(Определение темы занятия)

Учащимся предлагается рассмотреть различные изображения (античные статуи, картину Леонардо да Винчи, изделие, покрытое хохломской росписью, гжельскую посуду). Ставится вопрос:

– Что объединяет все изображения?

Обучаемые должны определить всё представленное как произведения искусства.

– Любое произведение имеет своего творца, создателя, но не всегда имя автора известно потомкам. Подчас произведение искусства является продуктом народного творчества. Сегодня мы узнаем о дымковской глиняной игрушке, созданной русскими мастерами несколько веков тому назад.

 

2.Основной Участники занятия получают необходимую информацию для последующей самостоятельной работы.

– Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – “дымковская” или “кировская” игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника “Свистуньи”, который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших в сражении.

По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

Демонстрируется слайд с изображением дымковской игрушки.

– Героями Дымковской игрушки были: барыни, кормилицы, кавалеры, мужики, горожане, купчихи, офицеры, скоморохи, звери, птицы…

Долгими зимними вечерами крестьянки собирались вместе и лепили из глины фигуры красивых барышень, лошадок и петухов. За окнами завывала метель, а в избе весело потрескивали дрова в печи и работа спорилась. Давайте и мы с вами попробуем вылепить игрушку!

Учащиеся получают необходимые для лепки материалы, включается звуковой фон – метель и потрескивание дров в печи.

– Вылепленную из глины игрушку после обжига в печи покрывали смесью мела с молоком. Молоко, скисая, образовывало казеиновую плёнку, закреплявшую рисунок на фигурке. Краски использовались самые простые: синяя, красная, жёлтая, зелёная и черная. Кисточкой служила деревянная палочка, конец которой обматывался разлохмаченной тряпкой. Узоры на игрушки наносили геометрические: полоски, кружочки, клетки, точки, волнистые линии. У каждого мастера – свой почерк!

– Давайте поможем украсить глиняную игрушку! К сожалению, наши фигурки пока не готовы, они запекаются в печи… А мы возьмём другие, уже готовые к раскрашиванию изделия!

  Создаём веселый настрой музыкой, ребята работают, раскрашивая фигурки из теста или глины.

«Пусть вам лучшею подружкой станет русская игрушка..» (рассматриваем изделия детей, делаем общее фото «на память»)

 

3.Итоговый

 

– Вот и завершилось наше занятие. Понравилось ли вам работать? Изобразите своё настроение красками на желтых кружочках

Раздаются шаблоны для смайликов.

 


Презентация