Час общения «Большая и малая Родина»
16.09.2022 г.
Воспитатель Тычкова Светлана Геннадьевна
ГКОУ «Пензенская школа-интернат»
________________________________
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Образовательные задачи:
-продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе;
-расширить представление детей о Родине малой и большой;
-закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Пензы:
-учить узнавать знакомые места на фотографиях.
Воспитательные задачи:
-воспитание патриотических чувств через любовь к родному краю, любовь к родине – России;
-воспитание любви к устному народному творчеству, поэзии.
Коррекционные задачи:
-формирование связной речи;
-развитие зрительной памяти;
-активизация словаря.
Предварительная работа:
- экскурсии по городу Пенза,
- чтение и заучивание стихов о родном городе,
- просмотр фильмов и презентаций о Пензе,
- рисование на тему «Моя малая Родина»
Словарная работа: родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, губернатор.
Презентация «Большая и малая Родина».
Технология личностно-ориентированного обучения: пробудить интерес, раскрыть возможности каждого воспитанника, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
1. | Организационный момент.
Цель: активизация участников; формирование положительного настроя на совместную работу; создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе. 2 слайд. 1 мин. |
-Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть в хорошем настроении.
Вы готовы поработать? (Да!) Вы готовы отвечать? (Да!) Вы готовы, если надо, Что-то вспомнить и узнать? (Да!) Ну, а главное – готовы Вы сегодня рассуждать? (Да!) |
2. | Актуализация темы
Цель: заинтересовать детей, помочь им включиться в деятельность. Игра «Собери рассыпавшееся слово» (работа в группах) Цель: развитие внимания, сообразительности. Метод: проблемный. 3, 4 слайд 2 мин. |
-Раз вы готовы к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая для вас, я считаю, будет не только интересной, но и познавательной. Ребята, на каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну еще одного слова?
-Для этого вы должны выполнить задание- собрать из рассыпавшихся букв слово. ( 3слайд)
-Какое слово у вас получилось? ( Родина) ( 4 слайд)
|
3. | Основная часть.
Метод: словесный 5 слайд 15 мин.
«Импровизированный монтаж» 6 слайд. Цель: развивать память, внимание интерес к литературному творчеству. Метод: словесный,
7 слайд
8слайд
9 слайд Мини викторина «Умницы и умники» Цель: развивать познавательную активность. Метод: наглядный, словесный, видеометод.
10, 11,12,13 слайд
Видео « Мульти –Россия» Слайд14
|
-Ребята, а хотите узнать, что такое Родина?
Мы сегодня с вами на занятии узнаем не только, что такое Родина, но и почему ее называют большой и малой. -Об этом и многом другом мы сегодня с вами будем говорить.
-Прочитайте тему нашего занятия. ( Большая и малая Родина)
-Дети, вы много раз слышали это слово по телевизору, встречали его в учебниках, а что означает слово Родина? -Правильно, это то место, где мы родились, где живем, где живут наши мамы и папы, друзья – это и есть наша Родина. -Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица) – все это мы называем малой Родиной. ( После того, как дети ответят) – 5 слайд.
-Я сейчас хочу познакомить вас со стихотворением В. Степанова «Что мы Родиной зовём?». -А прочитать его предлагаю вам необычным способом. Я вам буду задавать вопрос, а вы хором прочитаете то, что увидите на экране. У нас сегодня будет хоровое чтение. Будьте внимательны. Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живём, И рубиновые звезды – Звёзды мира над Кремлём!
-Что автор называет словом Родина? Вот сколько всего можно назвать одним словом – Родина. -А вот Кристина спросила маму, что такое Родина. Что ответила ей мама, мы сейчас с вами узнаем, когда послушаем стихотворение « Что такое Родина?» Ребёнок: Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, Повела рукой: «Это наша Родина, Милая Россия, Нет другой на свете Родины такой!» -Кто мне скажет, что ответила маме Кристина? Что мама назвала Родиной? – Россию.
– Посмотрите на карту: как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина – Россия. Наша Родина – это Россия, потому что мы здесь все родились.
-Сейчас я хочу предложить вам ответить на 5 вопросов, чтобы все знали, какие вы у меня умные дети. 1.Если мы родились и живем в России, то нас называют как? – россиянами. 2.А кто сможет назвать столицу Российской Федерации? 3.Как зовут президента России?
4.Выберите из предложенных вам флагов флаг нашей страны (Татарстан, Украина, США, Россия). -Молодцы! Какого цвета полосы у нашего флага? Вы настоящие россияне!
-Вы справились с заданием и для вас сюрприз-мультфильм. Его нам представит наш знакомый – всезнающий медведь. -Вместе с ним мы совершим небольшую экскурсию по России. -Кто внимательно смотрел мультфильм, тот ответит на вопросы: 1.Где растет самый большой в мире лес? 2.Какая страна самая большая в мире? (Россия) 3.Какое количество морей омывают нашу Россию? (11) 4.Сколько национальностей считают Россию своей Родиной? Молодцы! |
Русская народная игра «Заря».
Цель: дать детям возможность отдохнуть, развивать интерес к устному народному творчеству. 15 слайд. (включить музыкальное сопровождение) 5 мин. |
-Дети, я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру « Заря – зарница». Хотите поиграть?
-Правила игры и слова помните? Тогда встанем в круг, возьмемся за руки и начнем играть. Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые. Игра понравилась? Было весело?
|
|
Упражнение «Назови свой адрес»
Цель: закрепить знание детей адресов, где они проживают. Метод: практический 16 слайд 4 мин.
17 слайд
Дидактическая игра «Узнай на фото» Цель: развивать эрудицию и зрительную память, учить детей узнавать и называть по фото исторические места Пензы. Метод: практический 5 мин. 18 и 19 слайд
Слайд 20, мультфильм |
-Ребята, Россия очень большая, но есть место в нашей стране, где мы родились и живем – это место называют малой Родиной.
-Все присутствующие гости и я хотим узнать, можете ли вы назвать место, где вы родились и живете, то есть назвать адрес своей малой Родины. -Вы сейчас по кругу будете передавать флажок, и каждый назовет свой адрес. -Молодцы, все знают свои адреса. Вы большую часть времени проводите в городе Пензе, почему? (живете и учитесь в интернате). И я надеюсь, что этот город и наша школа-интернат для вас станет вторым домом. Вам нравится жить и учиться в нашей школе? А мне нравится, что я с вами познакомилась и дружу.
-Дети, а знаете ли вы, кто является самым главным человеком в Пензе? А чем занимается губернатор?
-Под руководством нашего губернатора Мельниченко Олега Владимировича Пенза становится день ото дня все краше, так как этот человек очень любит свою малую Родину и гордится ею. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своём городе, тем больше мы будем любить его.
-Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по фото». Вы сейчас выступите в роли знатоков Пензенского края, назовете мне достопримечательности, которыми славится наша пензенская земля. Молодцы!!!
-И вновь для вас подарок – мультфильм о Пензе. Встречайте всезнающего Мишку с мультфильмом. «Мульти – Россия Пензенская область» Интересный мультфильм? Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы. 1.Где Родина первого цирка? 2.Где прошли детские годы М. Ю. Лермонтова? |
|
Цель: развивать способность участвовать в обсуждении вопроса, побуждать высказывать своё мнение, развивать монологическую речь детей. 21 слайд
22-35 слайд (фон для стихов) 5 мин. |
-А кто скажет, какой праздник 12 июня будет отмечать наш город? Сколько лет Пензе исполнится?(358) Как Пенза встретит этот праздник, как вы думаете?
– А вы любите дарить подарки? Конечно, любите, иначе вы не смогли бы нарисовать такие красивые рисунки о своем любимом городе. -Давайте полюбуемся своими работами. Расскажите, ребята, что вы изобразили на своих рисунках. -А сейчас прочитаем стихи, посвященные нашему городу. Выйдите, ребята, и прочтите свои стихи. 1.Сторона моя родная, Заповедный Сурский край, В юбилейный день рожденья Поздравленья принимай. 2. Край мой Пензенский любимый, Край мой Пензенский родной, Ни в одном пределе мира Не найти страны такой. 3.Много здесь народов разных, Христиан и мусульман, Жить одной семьей дружной, Нам счастливый жребий дан. 4.Много в крае мест известных, Есть Тарханы, Наровчат, Есть театры и музеи. Церкви белые стоят. 5. Край раскинулся широко, Среди рек, лесов, равнин, Край чудесный, край привольный, Юбилей справляет свой. -Приятно делать подарки? А я вам хочу подарить на память брелоки с изображением нашей Пензы.
|
|
4. | Рефлексия в кругу.
Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии. 4 мин. Слайд 37 |
-Ребята, а теперь я хочу узнать, какие впечатления остались у вас после занятия.
Если вам понравилось занятие, вы похлопаете в ладоши. Если вам было скучно и неинтересно, вы закроете ладошкой глаза. И мне все станет понятно. Я рада, что вам понравилось наше занятие. А что больше всего запомнилось? Предлагаю еще раз полюбоваться красотой нашего города. (фильм)
Нашу встречу разрешите закончить отрывком из песни. Берегите Россию, нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе. Берегите Россию, чтобы сильной была, Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
|