Час общения «Большая и малая Родина»

Час общения «Большая и малая Родина»

16.09.2022 г.

Воспитатель Тычкова Светлана Геннадьевна

ГКОУ «Пензенская школа-интернат»

________________________________

Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

 Образовательные задачи:

 -продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания о родном городе;

-расширить представление детей о Родине малой и большой;

-закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Пензы:

-учить узнавать знакомые места на фотографиях. 

Воспитательные задачи: 

-воспитание патриотических чувств через любовь к родному краю, любовь к родине – России;

-воспитание любви к устному народному творчеству, поэзии.

Коррекционные задачи: 

-формирование связной речи;

-развитие зрительной памяти;

-активизация словаря. 

Предварительная работа: 

  • экскурсии по городу Пенза,
  • чтение и заучивание стихов о родном городе,
  • просмотр фильмов и презентаций о Пензе,
  • рисование на тему «Моя малая Родина» 

Словарная работа:  родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, губернатор. 

Презентация «Большая и малая Родина». 

Технология личностно-ориентированного обучения: пробудить интерес, раскрыть возможности каждого воспитанника, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.  

1. Организационный момент.

Цель: активизация участников; формирование положительного настроя на совместную работу; создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

2 слайд.

1 мин.

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть в хорошем настроении.

Вы готовы поработать? (Да!)

Вы готовы отвечать? (Да!)

Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (Да!)

Ну, а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да!)

2. Актуализация темы

Цель: заинтересовать детей, помочь им   включиться в деятельность.

Игра «Собери рассыпавшееся слово» (работа в группах)

Цель: развитие внимания, сообразительности.

Метод: проблемный.

3, 4 слайд

2 мин.

-Раз вы готовы к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая для вас, я считаю, будет не только интересной, но и познавательной. Ребята, на каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну еще одного слова?

-Для этого вы должны выполнить задание- собрать из рассыпавшихся букв слово.

( 3слайд)

 

-Какое слово у вас получилось? ( Родина)

( 4 слайд)

 

 

3. Основная  часть.

Метод: словесный

5 слайд

15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Импровизированный монтаж» 6 слайд.

Цель: развивать память, внимание интерес к литературному творчеству.

Метод: словесный,
практический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 слайд

 

8слайд

 

 

 

9 слайд

Мини викторина «Умницы и умники»

Цель: развивать познавательную активность.

Метод: наглядный, словесный, видеометод.

 

10, 11,12,13 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео « Мульти –Россия»

Слайд14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, а хотите узнать, что такое   Родина?

Мы сегодня с вами на занятии узнаем не только, что такое Родина, но  и почему ее называют большой и малой.

-Об этом и многом другом мы сегодня с вами будем говорить. 

 

-Прочитайте тему нашего занятия. ( Большая и малая Родина)

 

-Дети, вы много раз слышали это слово по телевизору, встречали  его в учебниках, а что  означает слово Родина?

-Правильно, это то место, где мы родились, где живем, где живут наши мамы и папы, друзья – это и есть наша Родина.

-Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица)  – все это мы называем малой Родиной. ( После того, как дети ответят) – 5 слайд.

 

 

 

 

-Я сейчас хочу познакомить вас со стихотворением

В. Степанова «Что мы Родиной зовём?».

 -А прочитать его предлагаю вам необычным способом. Я вам буду задавать вопрос, а вы хором прочитаете то, что увидите на экране. У нас сегодня будет хоровое чтение.

Будьте внимательны.

Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой  мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, в котором мы живём,

И рубиновые звезды –

Звёзды мира над Кремлём!

 

-Что автор называет словом Родина?  Вот сколько всего можно назвать одним словом – Родина.

-А вот Кристина  спросила маму, что такое Родина. Что ответила ей мама, мы сейчас  с вами узнаем, когда послушаем стихотворение « Что такое Родина?»

Ребёнок:

Что такое Родина?

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

-Кто мне скажет, что ответила маме Кристина? Что мама назвала Родиной? – Россию.

 

– Посмотрите на карту: как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина – Россия.

Наша Родина –  это Россия, потому что мы здесь все родились.

 

 

 

-Сейчас я хочу предложить вам ответить на 5 вопросов, чтобы все знали, какие вы у меня умные дети.

1.Если мы родились и живем в России, то нас называют как? – россиянами.

2.А кто сможет назвать столицу Российской Федерации?

3.Как зовут президента России?

 

4.Выберите из предложенных вам флагов флаг нашей страны (Татарстан, Украина, США, Россия).

-Молодцы! Какого цвета полосы у нашего флага?

Вы настоящие россияне!

 

 

-Вы справились с заданием и для вас сюрприз-мультфильм. Его нам представит наш знакомый – всезнающий медведь.

-Вместе с ним мы совершим небольшую экскурсию по России.

-Кто внимательно смотрел мультфильм, тот ответит  на вопросы:

1.Где растет самый большой в мире лес?

2.Какая страна самая большая в мире? (Россия)

3.Какое количество  морей омывают нашу Россию? (11)

4.Сколько национальностей считают Россию своей Родиной? Молодцы!

  Русская народная игра «Заря».

Цель: дать детям возможность отдохнуть, развивать интерес к устному народному творчеству.

15 слайд. (включить музыкальное сопровождение)

5 мин.

-Дети, я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру « Заря – зарница». Хотите поиграть?

-Правила игры и слова  помните? Тогда встанем в круг, возьмемся за руки и начнем играть.

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Игра понравилась? Было весело?

 

  Упражнение «Назови свой адрес»

Цель: закрепить знание детей адресов, где они проживают.

Метод: практический

16 слайд

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

17 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

 «Узнай на фото»

Цель: развивать эрудицию и зрительную память, учить детей узнавать и называть по фото исторические места Пензы.

Метод: практический

5 мин. 18 и 19 слайд

 

 

Слайд 20, мультфильм

-Ребята, Россия очень большая, но есть место в нашей стране, где мы родились и живем – это место называют малой Родиной.

 

-Все присутствующие гости  и я хотим  узнать, можете ли вы назвать место, где вы родились и живете, то есть назвать адрес своей малой Родины. 

-Вы сейчас по кругу будете передавать флажок, и каждый назовет свой адрес.

-Молодцы, все знают свои адреса. Вы большую часть времени проводите в городе Пензе, почему? (живете и учитесь в интернате). И я надеюсь, что этот город  и наша школа-интернат для вас станет вторым домом. Вам нравится жить и учиться в нашей школе? А мне нравится, что я  с вами познакомилась и дружу.

 

-Дети, а знаете ли вы, кто является самым главным человеком в Пензе? А чем занимается губернатор?

 

-Под руководством нашего губернатора Мельниченко Олега Владимировича Пенза становится день ото дня все краше, так как этот человек очень любит свою малую Родину и гордится ею.             Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своём городе, тем больше мы будем любить его.

 

-Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по фото».  Вы сейчас выступите в роли знатоков Пензенского края, назовете мне достопримечательности, которыми славится наша пензенская земля.

Молодцы!!!

 

-И вновь для вас подарок – мультфильм  о Пензе. Встречайте всезнающего  Мишку с мультфильмом.

«Мульти – Россия Пензенская область»

Интересный мультфильм? Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы.

1.Где Родина первого цирка?

2.Где прошли детские годы М. Ю. Лермонтова?

  Цель: развивать способность участвовать в обсуждении вопроса, побуждать высказывать своё мнение, развивать монологическую речь детей. 21 слайд

 

 

 

22-35 слайд (фон для стихов)

5 мин.

-А кто скажет, какой праздник 12 июня будет отмечать  наш город? Сколько лет Пензе исполнится?(358)  Как Пенза встретит этот праздник, как вы думаете?

– А вы любите дарить подарки? Конечно, любите, иначе вы не смогли бы нарисовать такие красивые рисунки о своем любимом городе.

-Давайте полюбуемся своими работами. Расскажите, ребята, что вы изобразили на  своих рисунках.

-А сейчас прочитаем стихи, посвященные нашему  городу. Выйдите, ребята, и прочтите свои стихи.

1.Сторона  моя родная,

Заповедный Сурский край,

В юбилейный день рожденья

Поздравленья принимай.

2. Край мой Пензенский любимый,

Край мой Пензенский родной,

Ни в одном пределе мира

Не найти страны такой.

3.Много здесь народов разных,

Христиан и мусульман,

Жить одной семьей дружной,

 Нам счастливый жребий дан.

4.Много в крае мест известных,

Есть Тарханы, Наровчат,

Есть театры и музеи.

Церкви белые стоят.

5. Край раскинулся широко,

Среди рек, лесов, равнин,

Край чудесный, край привольный,

Юбилей справляет свой.

-Приятно делать подарки? А я вам хочу подарить на память брелоки с изображением  нашей Пензы.

 

4. Рефлексия в кругу.

 

Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии.

4 мин. Слайд 37

-Ребята, а теперь я хочу узнать, какие впечатления остались  у вас после занятия.

Если вам понравилось занятие, вы похлопаете в ладоши.

Если вам было скучно и неинтересно, вы закроете ладошкой глаза. И мне   все станет понятно.

Я рада, что вам понравилось наше занятие. А что больше всего запомнилось?

Предлагаю еще раз полюбоваться красотой нашего города. (фильм)

 

Нашу встречу  разрешите закончить отрывком из песни.

Берегите Россию, нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

 Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.